Глава 5. Классификация регионов Российской Федерации
Начатые в России институциональные преобразования, переход к рыночным методам ведения хозяйства, включение в систему мирохозяйственных связей на более открытых условиях, нарушение кооперации с государствами, ранее входившими в СССР, с разной степенью интенсивности отразились на экономике и социальной сфере регионов Российской Федерации. Сложившаяся система территориального и отраслевого разделения труда оказалась неприспособленной к происходящим изменениям. Усилилась неравномерность социально-экономического развития регионов, возросла региональная дифференциация уровней производства, потребления, качества жизни.
Экономическая и финансовая ситуация свидетельствуют, что стабилизация социально-экономического развития регионов России еще не достигнута. Региональные производственные комплексы и социальная сфера подвержены существенным колебаниям в зависимости от геополитического положения региона, отраслевой структуры его хозяйства, национально-территориальных и других факторов развития. К началу 1996 г. различия субъектов Российской Федерации, например по уровню средней заработной платы, достигли 9 раз, по размерам прожиточного уровня и стоимости потребительской корзины – 4 раз, по уровню зарегистрированной безработицы – 20 раз. Глубокие разрывы между относительно благополучными и отсталыми районами, увеличение числа последних за счет районов, подверженных тяжелому экономическому кризису, негативно сказывается на общей экономической динамике, провоцирует социальную нестабильность в ряде важных регионов России.
Воздействие властных структур на положение районов не вполне адекватно отражает потребности в стабилизации экономической, социальной, политической ситуации по территории страны. Государственная региональная политика страдает из-за несовершенства законодательной базы, отсутствия четких приоритетов, нехватки и слабого контроля за использованием бюджетных средств, ведомственной разобщенности. Велика роль волевых решений при выборе селективной поддержки. Эти и многие другие проблемы социально-экономического развития регионов предопределил необходимость выделения в системе региональной политики слабых регионов, неспособных самостоятельно развиваться в новых условиях хозяйствования. Отдельно необходимо выделить депрессивные регионы, в которых технологическая отсталость требует большой структурной перестройки экономики района.
Правительство Российской Федерации в соответствии с Посланием Президента России Федеральному Собранию приняло решение о разработке программы развития отсталых и депрессивных районов. Актуальность такой работы обострилась в связи с необходимостью применения единых общих и дифференцированных подходов к оказанию государственной поддержки по выводу из кризисного состояния экономики крупных территориально-производственных образований и субъектов (регионов) Российской Федерации.
В этой ситуации программа развития отсталых и депрессивных районов является частью общей концепции региональной политики, включающей выбор приоритетов и конкретных мер по оказанию федеральной помощи регионам.
Целью этой программы является локализация, снижение остроты и последующее устранение кризисных явлений в экономике и социальной сфере на наиболее подверженных этим явлениям территориях России. Такими территориями признаны отсталые и депрессивные районы.
Программа должна содействовать общему подъему российской экономики, укреплению единого экономического пространства, развитию системы территориального и отраслевого разделения труда, создавая условия для повсеместной стабилизации социально-экономического, развития регионов.
Механизм реализации программы состоит из двух этапов. На первом этапе, исходя из приоритетов в осуществлении региональной политики, определяются регионы, нуждающиеся в государственной поддержке, в силу объективных обстоятельств попавшие в кризисное положение и не имеющие в данный момент достаточных возможностей для саморазвития. Требуется специальная процедура выявления таких регионов, обоснования федеральной значимости стоящих перед ними проблем и возможной суммы средств для их решения. Такая процедура должна быть закреплена соответствующими нормативными и правовыми актами, обеспечивающими единые (общие) принципы и согласованный, одинаковый для всех регионов порядок выделения финансов.
Второй этап заключается в том, что по выбранным регионам разрабатывается комплекс специальных мероприятий, согласованный с уже принятыми и разрабатываемыми отраслевыми, научно-техническими и социально-экономическими программами.
Для определения отсталых и депрессивных регионов необходимо разработать систему показателей и критериев. Она зависит от объективных причин и факторов возникновения кризисных явлений, характера экономических явлений в процессе социально-экономического развития, политической ситуации, накопленного потенциала, путей преодоления общего кризиса. Сегодня нам представляется возможной следующая классификация.
Отсталый район. Критерием отнесения района к категории отсталого является низкий уровень реальных душевых доходов, причиной которого может быть отсталое производство, неразвитая социальная и производственная инфраструктура. Пороговые значения для отнесения района к категории могут изменяться во времени (и по территории) и зависеть, в частности, от финансовых возможностей федеральных и региональных органов власти на предстоящий год или период.
Депрессивный район – район, переживающий глубокий экономический кризис, выражающийся в спаде производства (прежде всего в традиционных ведущих отраслях его территориальной специализации), длительное время находящийся в фазе застоя, сохраняющий низкие темпы производства и нуждающийся, как правило, в крупных инвестициях, обновлении и диверсификации производства, новых формах экономического сотрудничества с другими регионами. Депрессивными районами являются территории, производственно-ресурсная база которых находится в фазе устойчивого спада, включающего возникновение новых стимулов развития.
Депрессивный регион, не получивший необходимой финансовой и экономической поддержки, исчерпавший внутренние источники экономического развития, с течением времени утрачивает производственный потенциал и потенциал квалифицированной рабочей силы. Нарастают процессы распада региональной экономики. Ухудшение состояния производства снижает доходы и уровень жизни населения, сокращение налогооблагаемой базы и поступлений в бюджет влечет за собой падение уровня социального обслуживания. Регион постепенно утрачивает свои позиции среди других районов страны по параметрам социально-экономического развития и может перейти в разряд отсталых.
Следует подчеркнуть, что в условиях общего спада производства, общехозяйственной и общерегиональной депрессии государственная поддержка может быть оказана лишь тем регионам, которые относятся к аномально депрессивным, то есть территориям, на которых темпы нарастания негативных тенденций в сфере экономики, демографии, экологии, социальных услуг и т.п. существенно выше, чем общероссийские, и признаются недопустимыми и требующими немедленных регулятивных мер.
Ожидаемое оживление социально-экономического развития регионов сопровождается селективной поддержкой Правительством России тех регионов, концепция развития которых совпадает с интересами страны в целом.
Отсюда происходят и различия в направлениях и механизмах государственной поддержки. Если федеральная помощь отсталым регионам может и должна оказываться через федеральные целевые программы субъектов Федерации или специальные программы социальной направленности (здравоохранение, образование и т.п.), то для депрессивных регионов прежде всего должен использоваться отраслевой канал финансирования, где санация предприятий должна быть увязана с оздоровлением общей ситуации в регионе.
Конечно, при разработке и реализации мер государственной поддержки целесообразно стремиться к выделению такого контура территориально-производственного комплекса отсталого региона, который совпадает, во-первых, со структурной политикой выхода из кризиса, во-вторых, с границами субъектов Федерации, административных районов, городов, в-третьих, с научно-технической и социально-экономической политикой региона, совпадающей с федеративной.
Особенности реализации правительственной программы экономических реформ в 1995–1997 гг. в регионах предполагают разработку общих правил и особенностей программного обеспечения отсталых, депрессивных и других районов России. Для этого необходимо:
– иметь нормативно-правовые документы, обеспечивающие равенство участников региональной политики при государственной поддержке;
– перейти к прямому и адресному материально-финансовому обеспечению регионов в соответствии с общими правилами селективной поддержки федеральных органов власти;
– обеспечить целевую консолидацию в бюджетах территорий всех средств, предназначенных для решения социальных проблем и поступающих по отраслевым, программным и другим каналам;
– установить на территориях единый порядок и особые условия государственной поддержки жилищной, социальной и других федеральных программ, а также порядка приватизации и передачи в муниципальную собственность ведомственных объектов социальной инфраструктуры;
– создать единый механизм бюджетно-финансовой, налоговой, таможенной и ценовой государственной поддержки и селективной политики в отношении всех регионов России.
Классификация регионов России осуществляется по следующим признакам:
геополитическому, который, как правило, совпадает с экономическими районами страны. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается восемь экономических районов, совпадающих с региональными и межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия: 1. Дальневосточная ассоциация (Хабаровский, Приморский края, Амурская, Магаданская, Камчатская, Сахалинская, Читинская области, Бурятия, Саха (Якутия), Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ); 2. Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» (республики: Алтай, Хакасия, Тува, автономные округа: Агинский Бурятский, Усть-Ордынский Бу-рятский, Таймырский, Эвенкийский, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, края: Алтайский, Красноярский, области: Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская, Читинская); 3. Уральская региональная ассоциация (республики: Башкирия, Удмуртия, области: Курганская, Оренбургская, Пермская, Челябинская, Тюменская и Свердловская. 4. Ассоциация «Северо-Запад». (Республика Коми, Карелия, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Кировская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, Санкт-Петербург. 5. Ассоциация сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа (республики: Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северо-Осетинская, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область); 6. Ассоциация «Черноземье» (Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Орловская, Тамбовская области). 7. Ассоциация «Большая Волга» (республики: Татарстан, Чувашия, Марий Эл, Мордовия, Калмыкия, области: Астраханская, Волгоградская, Нижегородская, Самарская, Саратовская, Ульяновская, Пензенская). 8. Ассоциация «Центральная Россия» (Московская, Калужская, Рязанская, Владимирская, Ивановская, Костромская, Рязанская области).
Геополитический признак классификации регионов России не исчерпывается ассоциациями экономического взаимодействия. Исключительное значение имеет политико-экономическое положение территорий. Так, Северо-Западный регион Российской Федерации в настоящее время имеет принципиально особое значение, так как впервые за это столетие он превратился в «окно в Европу», преодолевая два серьезных политических и экономических барьера: бывшие страны Совета Экономической Взаимопомощи и бывшие республики Советского Союза. Сибирь из внутренней территории страны неожиданно превратилась в пограничный регион России. Дальний Восток в экономических реформах приобретает самостоятельное значение и напрямую взаимодействует со странами азиатско-тихоокеанского бассейна.
Административно-территориальный признак классификации регионов в настоящее время особенно распространен в РФ. Правительство Российской Федерации взаимодействует в основном с субъектами РФ, которые и являются административно-территориальными единицами России. В настоящее время их насчитывается 89. Административно-территориальное построение Российской Федерации страдает существенными недостатками, одним из которых является его асимметрия. Последствия асимметрии трудно прогнозировать. Уже сегодня республики располагают большими преференциями, правовыми полномочиями, хотя подчас находятся в составе крупных территориальных образований (краев, областей). Так, Тюменская область, Красноярский край в своем составе имеют республики, располагающие статусом субъекта Федерации.
Многие районы страны имеют признак проблемности. Это в основном регионы с хорошо развитой промышленностью и инфраструктурой. Среди них можно выделить районы адаптировавшиеся и не адаптировавшиеся к новым экономическим условиям хозяй-ствования.
Отсталые регионы: 1) расположенные в неблагоприятных природно-климатических условиях и в этой связи являющихся традиционно-отсталыми: республики – Ингушская, Калмыкия-Хальмг Тангч; Тува; Еврейская автономная область; автономные округа: Агинский Бурятский, Коми-Пермятский, Корякский, Ненецкий, Таймырский, Усть-Ордынский Бурятский, Эвенкийский; 2) расположенные в благоприятных природно-климатических условиях: Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия.
Депрессивные регионы: республики – Бурятия, Чувашская, Удмурдская; Алтайский и Хабаровский края; Амурская, Архангельская, Ивановская, Кировская, Курганская, Читинская области.
Показатели и методы определения типа регионов
Общими условиями определения различных типов регионов, классифицированных выше, могут быть следующие:
– федеральный уровень значимости проблемы;
– острота и срочность решения проблемы (социальная напряженность, научно-технические приоритеты и др.);
– невозможность решения проблемы в рамках существующей компетенции и финансовых возможностей субъекта Федерации.
Для конкретных обоснований определения типа регионов из всей совокупности территорий России необходимо использовать специальные методы, основанные на обработке по определенным правилам системы показателей, характеризующих социально-экономическое положение регионов и дающих возможность проводить межрегиональные сопоставления.
Учитывая сложность и неоднозначность статистической базы, неустойчивость показателей по времени и в процессе оказания государственной поддержки социально-экономическому развитию регионов, следует пользоваться двумя апробированными отечественной и зарубежной практикой подходами. Первый – классификация регионов на основе интегральных оценок (как правило, используется более 70 показателей социально-экономического развития субъектов Федерации за 3–5 лет) и более сложного аппарата типологизации, рейтинговой порядочности, кластерного анализа и т.д. Второй – ранжирование на основе более упрощенных процедур, выделения 2-3 опорных показателей и их уточнения.
Совмещение двух подходов дает возможность повысить объективность и достоверность выбора. Смысл подхода заключается в том, чтобы провести группировку по обеим методикам.
В рамках первого подхода следует выделить две группы показателей:
– констатирующую, на основании которой осуществляется диагностика социально-экономического состояния района, анализируется глубина разрушительных процессов в структуре хозяйства, инерционность их динамики, а на этой основе выделяются доминантные проблемы восстановления или развития;
– характеризующую внутренний потенциал региона, предпосылки и возможности преодоления отсталости, депрессии, кризиса за счет внутренних сил и средств, наличие эффективных импульсов и «точек роста», способствует выявлению обоснованности (конкуренто-способности) претензий того или иного региона на приоритеты в развитии и селективную федеральную помощь.
Что касается второго подхода, то здесь для оценки отсталости и застоя можно использовать две группы опорных показателей. Наиболее приемлемыми можно было бы считать степень относительного снижения производства валового внутреннего продукта в регионе, дополнительно уточненную показателями продолжительности и интенсивности спада. При классификации районов по уровню социально-экономического развития опорным мог бы стать показатель производства валового внутреннего продукта на душу населения и вспомогательными – среднедушевые показатели производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, доходов федерального и регионального бюджетов на территории, а также реальные доходы на душу населения, показатели развития социальной и производственной инфраструктуры и т.д.
Наиболее приемлемую предварительную оценку состояния хозяйства региона дает анализ показателей динамики промышленного производства и уровня зарегистрированной безработицы. Первый показатель свидетельствует о состоянии важнейшей отрасли хозяйства, второй – дает представление об общей социально-экономической ситуации в регионе. Значимость каждого показателя можно считать равноценной.
Оценка уровня экономического развития региона по показателю среднедушевого производства промышленной и сельскохозяйственной продукции весьма близка к реальной ситуации.
- Ю.С. Дульщиков «региональная политика и управление»
- Введение
- Раздел 1. Федерализм и основы его региональной и муниципальной организации
- Глава 1. Концепция региональной политики Российской Федерации и ее основные направления
- Основы федерализма.
- Воздействие гос.Органов управления на территориальную политику субъектов Федерации.
- Государственная региональная политика и международные отношения.
- Организационные средства и формы реализации государственной региональной политики
- Национальный аспект в региональной политике.
- Структурные изменения в экономике и управлении
- Государственная региональная политика в области местного самоуправления.
- Организационные мероприятия по осуществлению государственной региональной политики.
- Глава 2. Сущность и исторические предпосылки региональной политики и управления
- Глава 3. Разграничение предметов ведения
- Экономика региона: тенденции и направления развития
- Глава 4. Социально-экономический анализ развития региона
- Глава 5. Классификация регионов Российской Федерации
- Глава 6. Экономическое моделирование регионального развития
- Глава 7. Бизнес-планирование в региональном управлении
- Структура экономики и управления
- Глава 8. Региональные аспекты государственной научно-
- Глава 9. Сущность организационной структуры управления,
- Глава 10. Региональная организационная структура
- Глава 11. Взаимодействие федеральных и региональных
- Основные экономические показатели Серного Кавказа (1998) Показатели 5 к рф показатели % к рф
- Население – 16,9 млн. Человек
- Показатели % к рф показатели % к рф
- Население - 15,1 млн. Человек
- Виды тран-та Дл. Путей т.Км перевез. Млн.Т. Грузооборот перевоз пасса
- Глава 12. Организационные средства и формы реализации
- Интеграция интересов экономического взаимодействия в структуре Ассоциации уральского региона.
- Глава 13. Федеральные и региональные целевые программы
- Глава 14. Организационно-правовой механизм управления
- Глава 15. Механизм реализации региональной
- Глава 16. Механизм реализации социальной региональной
- Глава 17. Механизм реализации государственной региональной
- Глава 18. Взаимосвязь национальной и региональной
- Глава 19. Государственная служба и требования к управленче-
- Глава 21. Управление организационным потенциалом региона