Воздействие гос.Органов управления на территориальную политику субъектов Федерации.
Статус субъекта Федерации предопределяется единством основных документов: Конституцией Российской Федерации, Конституцией (уставом) субъекта Федерации и Законом РФ «О местном самоуправлении», а также федеральными законами.
С переходом к новым формам российского федерализма меняются цели территориального развития. При сохранении единого экономического пространства возрастает значение условий комплексного развития и саморазвития каждой области, республики. Хорошо зная слабости центральных органов управления в решении этой задачи в целом по России, органы управления субъектов Федерации в большинстве своем ищут собственную модель социального благополучия. Субъекты Федерации, отдельные районы, города привлекают научные коллективы, опытные управленческие кадры и авторитетных местных общественных деятелей для подготовки собственной концепции регионального управления и развития. Последнее имеет исключительное значение в настоящее время, так как экономику России в становлении рыночных отношений целесообразно рассматривать как совокупность взаимодействующих отраслей и регионов.
Принципы региональной политики, применяемые в последнее время, обусловлены внешними и внутренними условиями, в которых они формируются и развиваются. К ним относятся:
- отраслевой принцип специализации регионов. Структурные преобразования регионов осуществляются в соответствии с научно-технической и инвестиционной политикой страны, а также со среднесрочной и долгосрочной программами экономических реформ России;
- усиление комплексности развития экономики субъектов Федерации, расширение использования прогрессивных форм пространственной организации общественного производства и распределения населения;
- формирование равных институциональных условий, преодоление региональных различий в уровне экономического развития территориальной структуры хозяйства, с учетом социальной, этнополитической и экологической обстановки;
- экологическая защита России, на основе которой можно добиться целостного подхода к решению территориальных проблем отдельных субъектов Федерации и их ассоциативных образований;
- согласование региональной политики с деятельностью Федеральной пограничной службы Российской Федерации по охране природных ресурсов, территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны России.
Одной из наиболее острых проблем государственной региональной политики выступает региональная несбалансированность в денежной и финансово-кредитной сфере. Для выявления реальных возможностей регионального самофинансирования требуется постоянный мониторинг финансового положения регионов по широкому кругу показателей. Региональная политика должна иметь механизм бюджетного и налогового обеспечения, направленного на создание благоприятных для всех регионов условий развития, использования местных источников инвестирования. Распределение средств федерального бюджета должно осуществляться с учетом участия регионов в его формировании, сочетания отраслевого и регионального подходов к особенностям регионального развития, причем функции центра должны быть сосредоточены на поддержке приоритетных программ, интегрирующих интересы регионов.
Региональная политика в прошлом опиралась на территориальную специализацию, зачастую переходящую в отраслевой монополизм на конкретной территории. Эта тенденция нашла отражение во всех отраслях народного хозяйства: в промышленности, сельском хозяйстве, топливно-энергетическом и оборонном комплексах, в сферах социальной и производственной инфраструктур. Территориальный монополизм в нынешних условиях представляет серьезную угрозу экономической целостности и безопасности России.
- Ю.С. Дульщиков «региональная политика и управление»
- Введение
- Раздел 1. Федерализм и основы его региональной и муниципальной организации
- Глава 1. Концепция региональной политики Российской Федерации и ее основные направления
- Основы федерализма.
- Воздействие гос.Органов управления на территориальную политику субъектов Федерации.
- Государственная региональная политика и международные отношения.
- Организационные средства и формы реализации государственной региональной политики
- Национальный аспект в региональной политике.
- Структурные изменения в экономике и управлении
- Государственная региональная политика в области местного самоуправления.
- Организационные мероприятия по осуществлению государственной региональной политики.
- Глава 2. Сущность и исторические предпосылки региональной политики и управления
- Глава 3. Разграничение предметов ведения
- Экономика региона: тенденции и направления развития
- Глава 4. Социально-экономический анализ развития региона
- Глава 5. Классификация регионов Российской Федерации
- Глава 6. Экономическое моделирование регионального развития
- Глава 7. Бизнес-планирование в региональном управлении
- Структура экономики и управления
- Глава 8. Региональные аспекты государственной научно-
- Глава 9. Сущность организационной структуры управления,
- Глава 10. Региональная организационная структура
- Глава 11. Взаимодействие федеральных и региональных
- Основные экономические показатели Серного Кавказа (1998) Показатели 5 к рф показатели % к рф
- Население – 16,9 млн. Человек
- Показатели % к рф показатели % к рф
- Население - 15,1 млн. Человек
- Виды тран-та Дл. Путей т.Км перевез. Млн.Т. Грузооборот перевоз пасса
- Глава 12. Организационные средства и формы реализации
- Интеграция интересов экономического взаимодействия в структуре Ассоциации уральского региона.
- Глава 13. Федеральные и региональные целевые программы
- Глава 14. Организационно-правовой механизм управления
- Глава 15. Механизм реализации региональной
- Глава 16. Механизм реализации социальной региональной
- Глава 17. Механизм реализации государственной региональной
- Глава 18. Взаимосвязь национальной и региональной
- Глава 19. Государственная служба и требования к управленче-
- Глава 21. Управление организационным потенциалом региона