Глава 7. Бизнес-планирование в региональном управлении
В процессе поиска выхода из кризисного состояния региона возникает много вопросов. В частности, как задействовать свободные финансовые и другие ресурсы региона; как разбудить социальную активность населения района и других предпринимательских структур; каким образом заинтересовать администрацию региона и муниципальных образований в работе по возрождению природных ресурсов.
Мы считаем возможным ответить на ряд поставленных вопросов.
В административно-командной системе управления существовала развитая система планирования и контроля за распределением и использованием ресурсов общества. Это в известной мере ограничивало возможности местных властей в использовании потенциала регионального развития. Исходя из объективной необходимости участия структур власти и управления в социально-экономических процессах центр предпринимал разнообразные меры. В последние годы, в частности, в краях и областях Российской Федерации были образованы главные производственно-экономические управления, перед которыми ставились задачи:
– разработка и реализация комплексных планов экономического и социального развития региона;
– обеспечение пропорционального роста производства и социальной сферы;
– координация деятельности всех предприятий;
– непосредственное руководство хозяйством, подведомственным местным органам власти.
С отменой института государственного планирования (Госплана СССР и РСФСР) вся действующая система социально-экономического планирования разом разрушилась. Такое единовременное крушение главной «несущей» структуры государственного управления привело к полной утере последним контроля за социально-политической и структурно-экономической ситуацией в стране. В то же время необходимость в социально-экономическом планировании не исчезла.
Нельзя не видеть серьезных недостатков командно-административной системы управления: при известных достижениях в науке, в целом произошла задержка как научно-технического, так и социально-экономического прогресса в стране. Это отнюдь не означает, что методы, весь инструментарий управления командно-административной системы не годится в новых условиях. По-видимому, целесообразно разобраться, какой из них можно и нужно последовательно использовать. В частности, комплексное социально-экономическое развитие территории нуждается в специальных организационных механизмах, в которых методы управления ресурсами региона сочетаются с адекватными этим целям функциями и органами регионального управления, работающих в рыночной среде. Таким механизмом, на наш взгляд, может быть бизнес-планирование.
В практике мирового рыночного хозяйства понятие бизнес-планирования зачастую отождествляется с деятельностью отдельных предприятий, фирм. Следуя этой практики, российский бизнес также связывает бизнес-планирование с деятельностью предпринимательских структур. Вместе с тем нельзя не видеть принципиально новые предпосылки организации рыночных отношений в России, присущие только ей и никогда не встречающиеся в практике западных стран. Например, процессы огосударствления собственности, которыми были охвачены и экономика, и социальные отношения, и научно-технический прогресс, и др.
Указанные обстоятельства предопределили, в частности в России, и своеобразие разгосударствления через специальные государственные программы приватизации собственности. В регионах уже сегодня это нашло отражение в процессах бизнес-планирования.
Бизнес-план следует рассматривать как систему эффективного использования материально-финансовых ресурсов и стратегического их развития в интересах региона, различных собственников и Российской Федерации в целом. Более того, бизнес-планирование становится объективной функцией регионального управления. Предпосылки реализации данной функции состоят в том, что, во-первых, регион является субъектом Федерации, располагающим необходимой собственностью, которая активно вовлекается в рыночные отношения; во-вторых, решение социальных проблем становится обязанностью региональной администрации, а не государственных управленческих структур, как это было в недалеком прошлом. Для этого местная администрация вынуждена активно заниматься источниками социального обеспечения населения региона; в-третьих, разгосударствление собственности (приватизация) в основном происходит под управлением региональной (местной) администрации в интересах региона и его населения; в-четвертых, коммерциализация региональной собственности – это прерогатива региональной администрации. Она формирует объекты, цели и методы ее реализации.
Следовательно, бизнес-планирование представляет собой специфическую (адекватную рыночным отношениям) управленческую функцию региональных структур власти и управления. А региональный бизнес-план является эффективным инструментом местного самоуправления. Конечно, данная функция со временем изменится, так как будут меняться механизмы федеральной и региональной социальной политики. В то же время современный период преобразования социалистических (государственных) форм хозяйствования в рыночные вынуждают региональные органы управления осуществлять данную исторически специфическую функцию управления в соответствии с региональными возможностями. Предоставленные сами себе, регионы достаточно быстро поняли, что проблемы социального обеспечения на территории необходимо решать самим. Они были вынуждены искать и собственные источники.
Адаптируясь к внешней среде администрация региональных органов управления стала (вместе с предприятиями) заниматься бизнесом, формируя бизнес-планы, применяя рыночные рычаги управления: бартерные сделки, где эквивалентом купли-продажи служат природные ресурсы, долгосрочная аренда территорий, помещений, организация региональных товарных бирж и др. Дальнейшее организационное развитие регионального бизнеса нашло отражение в формировании зон совместного предпринимательства, свободных экономических зон, которые, кстати сказать, в практике российского рынка получили неоднозначную оценку. Государственные структуры от эйфории перешли к недооценке и задержке их создания, понимая, что регионализация природных богатств приносит больше вреда, чем пользы, потому что распродаются в сиюминутных интересах региона и подчас во вред национальным интересам страны общественное богатство.
Бизнес-план, на наш взгляд, является инструментом не только социально-экономического регулирования регионального хозяйственного комплекса. Благодаря региональному маркетингу он способствует решению структурных и научно-технических задач, а также, опираясь на мониторинговые исследования, способствует политической стабильности в регионе.
Общая схема модели бизнес-плана региона достаточно полно характеризует основные ключевые аспекты деятельности администрации региона.
Модель бизнес-плана включает три составляющих элемента.
Первый – сформулированная и обоснованная концепция развития региона, которая характеризует его возможности в достижении социально-экономических целей и при учете интересов населения.
Концепция предусматривает глубокое проникновение в процесс прогнозирования развития производительных сил региона. Она анализирует слабые и сильные стороны предпринимательства на территории, возможности и проблемы, с которыми могут столкнуться управленческие структуры в процессе реализации бизнес-плана региона.
Очень важным этапом является формулирование целей бизнес-планирования. Они могут быть направлены на решение ближайших проблем социальной защиты населения или быть связаны с глобальными задачами структурного развития территории, основанными на планах расширения производства, национальных и местных промыслах, вовлечения в сферу регионального развития иностранных и отечественных инвесторов, активизации капиталов различных собственников, представителей малого и среднего бизнеса. Причем концепция развития региона предполагает процессы экономической интеграции как принцип федеральной политики в договорных отношениях с субъектами Федерации.
Второй элемент бизнес-плана региона раскрывает механизм и средства, с помощью которых он будет реализован. Эта часть бизнес-плана направлена на сопоставление затрат и результатов деятельности региональных хозяйственных и производственных структур. Отличие бизнес-плана региона от бизнес-плана предприятия здесь хорошо видно. Если у предпринимателя (частного собственника, фирмы) конечный результат деятельности должен выразиться в прибыли, то региональный бизнес-план создает максимально благоприятные возможности для участия в достижении его целей (эффективное использование природных и других ресурсов, инвестиции) и получение конечного продукта в виде социальных благ для населения региона, а также формирование предпосылок структурного развития региона.
Можно сомневаться в целесообразности бизнес-планирования, но невозможно закрыть глаза на необходимость социальной защиты и помощи населению региона, для чего следует рассчитать источники пополнения местного бюджета.
Налоговая служба Российской Федерации еще далека от совершенства, при котором могла бы обеспечить адекватную социальную функцию. Более того, налоговая служба РФ имеет тенденцию к дроблению на местную, региональную и федеральную. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не прекратится противопоставление регионов центру и наоборот. Разграничение предметов ведения между ними должно сопровождаться созданием единого экономического пространства. Вот почему бизнес-план приобретает столь важное управленческое значение. С его помощью уже сегодня можно сбалансировать ресурсный потенциал с возможностями его использования.
Концепция выхода из кризиса, как показано на схеме, опираясь на региональный маркетинг, ориентирована на ближайшую и дальнюю перспективы. Для выполнения бизнес-плана очень важно использовать преимущества региона (особенно его природно-геог-рафические характеристики), резервы структурной перестройки экономики, производственные возможности для оживления социально-экономической деятельности населения региона. Иначе говоря, нужно тщательно проанализировать «дерево целей» бизнес-плана, структуру производительных сил региона, технологические особенности их применения, наличие профессиональных кадров, способных к работе в условиях экономического риска и развивающихся рыночных отношений, и их резервы.
Третий элемент бизнес-плана достаточно абстрактен по описанию, но конкретен по результатам. При бизнес-планировании необходимо учесть, что на него буквально «обрушивается» масса факторов, мешающих или стимулирующих региональное развитие. Здесь можно выделить, по крайней мере, четыре группы факторов.
Первая группа – политические факторы, в которых развивается регион. Например, для Северного Кавказа и его республик это имеет особенное значение. Так, несмотря на географическую отдаленность Карачаево-Черкесии от событий в Чеченской Республике, отдыхающие остро реагируют на политическую ситуацию на Северном Кавказе. Только этим можно объяснить, что работа большинства объектов курортно-оздоровительного комплекса в Карачаево-Черкесской Республике приостановлена. Для регионов Дальнего Востока политическая ситуация обострена забастовками шахтеров, социальной напряженностью в связи с неплатежами и задержкой заработной платы.
Вторая группа факторов связана с научно-техническим потенциалом региона, направленностью его производственной специализации, межрегиональной кооперацией, возрастающей со стороны соседних и зарубежных субъектов производственной деятельности, конкуренцией как в оказании научно-технических услуг, так и в производстве товаров народного потребления.
Третья группа – факторы социального характера: материальное и духовное благополучие населения региона, которое зависит от уровня обеспечения его необходимыми услугами в области здравоохранения, культуры, просвещения, науки, спорта, жилищной проблемы и др. В данной группе факторов важное значение приобретает сближение социальных целей Федерации, субъекта Федерации, органов местного самоуправления и населения района. Его можно достигнуть, объединив усилия всей указанной «вертикали» на реализации региональной программы.
Четвертая группа факторов характеризует экономический механизм взаимоотношений с другими регионами. Он, с одной стороны, стимулирует участие последних в совместной хозяйственной деятельности, с другой – ограничивает участие зарубежных субъектов хозяйствования с помощью системы налогов, пошлин, квот и других правовых норм.
Следует иметь в виду, что бизнес-план региона представляет собой открытую систему регионального управления. Участниками этого процесса могут стать самые различные государственные, коммерческие и общественные структуры. Здесь, в частности, исключительное значение имеет межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия «Северный Кавказ». Благодаря общим социально-экономическим целям, имея примерно равные природно-географические условия жизни, располагая совместными рекреационными ресурсами, регионы межрегиональной ассоциации могут достаточно эффективно экономически взаимодействовать между собой и формировать совместные механизмы выхода из кризисной ситуации. В этих условиях бизнес-планирование становится объективной необходимостью.
Собственность является главным, что определяет степень экономической свободы, характеризует положение людей в производстве и обществе. Во всем многообразии отношений собственности особое место занимает собственность на средства производства. Она определяет сущность и составляет основу системы хозяйства общества, формирует материальные условия производства, определяет характер распределения материальных благ, их обмена и потребления. При этом сферы производства, распределения, обмена и потребления неразрывно взаимно связаны.
Собственность, являясь основой экономической системы, выступает в двух секторах экономики: государственном и частном. Каждый из секторов имеет присущие ему формы реализации отношений собственности.
К государственному сектору относятся:
1. Организации, прямо не входящие в состав государственных органов, но управляемые ими в административном порядке и действующие в рамках государственного управления, – это муниципальные органы местного самоуправления и др. Объектами государственной собственности в данном случае являются издательства, предприятия связи, больницы, музеи, школы.
2. Предприятия, фирмы, капитал которых практически полностью принадлежит государству (отраслевые корпорации, компании по управлению аэропортами, морскими портами и др.). Их деятельность регулируется предпринимательским правом.
3. Государственные предприятия в форме обществ смешанной экономики (действующих в обычных рыночных условиях), в которых государство является лишь наиболее крупным владельцем акций.
К сфере частного сектора следует отнести:
1. Домашнее хозяйство как экономическую единицу, осуществляющую производство продукции и оказание услуг для собственных нужд.
2. Легальные частные предприятия, действующие в соответствии с законодательными актами, любого размера – от индивидуального, кустарного производства до крупных предприятий.
3. Нелегальные частные предприятия в составе «теневой» экономики (вся деятельность в сфере производства товаров и оказания услуг, осуществляемая без специального разрешения властей, в том числе и для нужд легальных частных или государственных предприятий).
4. Любой вид использования частного имущества или личных сбережений – от сдачи в наем квартир до денежных операций между частными лицами.
Анализ процессов осуществления экономической реформы в регионе показывает недостаточную отработанность экономического и правового механизмов согласования интересов органов территориального управления различных уровней (федерального, областного, местного), а также изменение их статуса, когда каждый уровень управления получает функцию собственника при одновременной регионализации социально-экономической политики. Эти противоречия усугубляются формированием многоукладной экономики в основном за счет перераспределения властных функций и отношений собственности от государства к муниципалитетам и от последних частным предпринимателям.
Эффективность функционирования народного хозяйства региона тесно связана (через муниципальную собственность) с удовлетворением потребностей жителей территории. Это возможно только при эффективном использовании экономической основы региона – муниципальной (региональной) собственности.
Муниципализация в самоуправлении и использовании собственности имеет ряд серьезных позитивных черт, которые открывают перспективные направления в повышении материального благосостояния населения региона (города, села и других населенных пунктов). Во-первых, она демократизирует управление муниципальной собственностью, активизирует население к ее приумножению, а также эффективному использованию. Во-вторых, сосредоточение в единых руках всех технических служб города позволяет, упорядочив их эксплуатацию, предоставлять населению дополнительные удобства. В-третьих, дает возможность видеть и обеспечивать перспективы развития городов и их хозяйств, строить и развивать городские службы с расчетом на будущее. Особенно это относится к системам канализации, водо-, электро- и теплоснабжения, транспорту, жилищному строительству и др.
Городское самоуправление получает обыкновенно исключительное (монопольное) право производства отдельных продуктов и услуг, выполнения ряда работ для населения. Ввиду общественной роли, которую играют подобные предприятия, на них нельзя смотреть исключительно с точки зрения доходности. Основным требованием, предъявляемым к предприятиям, перешедшим в собственность городской или сельской власти, является снабжение населения доброкачественными продуктами и услугами по возможности по более низким ценам, а иногда и бесплатно.
Опыт Западной Европы по использованию муниципальной собственности показывает, что население получает большие материальные выгоды, снижение цен на услуги и товары, уменьшение налогов и др. Эти порядки распространяются не только на те предприятия и службы, которые приносят городам большие прибыли, но также и на малорентабельные. На Западе в крупных городах хорошо налаженные муниципальные предприятия приносят довольно большие доходы, которые позволяют местным властям осуществлять соответствующую социальную программу в интересах населения города или села.
Разнообразие субъектов собственности, участвующих в региональном бизнес-планировании, предопределяет разнообразие участников – субъектов хозяйствования. Под региональным финансовым и налоговым контролем должны находиться следующие субъекты:
– индивидуальные (семейные) частные предприятия и фирмы;
– товарищества, участники (юридические лица) которых взаимодействуют на договорных началах;
– товарищества, действующие на тех же условиях, но имеющих совместную собственность;
– товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества закрытого типа;
– акционерные общества открытого типа – холдинги;
– объединение предприятий: союзы, ассоциации, концерны, действующие на договорной основе;
– филиалы и представительства вышеперечисленных коммерческих структур;
– арендные предприятия;
– местные (муниципальные) коммерческие банки, ориентированные на оказание помощи новым собственникам магазинов, объектов сферы быта, культуры, транспорта, ресторанов, казино и др.;
– торгово-посреднические фирмы, оптовые базы, рынки;
– консультационные фирмы;
– различные общественные фонды.
В процессе бизнес-планирования и приватизации собственности рост числа акционированных предприятий нельзя искусственно сдерживать.
Наибольший интерес, исходя из специфики региона и особенностей выхода из кризисного состояния республики, на наш взгляд, вызывают холдинговые компании.
Холдинг, как акционерная компания, представляет собой наиболее развитую коммерческую структуру, которая может организационно завершить и интегрировать деятельность различных по размерам и формам частных фирм и акционерных предприятий. Преимущества холдинга заключаются в том, что, во-первых, основным учредителем и акционером (до 50% стоимости уставного фонда) является администрация региона; во-вторых, разнообразие организационных форм холдинга позволяет вовлекать в его коммерческую деятельность как участников с небольшими, так и крупными финансовыми возможностями; в-третьих, как коммерческая структура холдинг широко использует капиталы коммерческих банков и иностранных инвесторов.
Предпосылки бизнес планирования состоят в том, что, во-первых, необходимо перейти от бюджетного финансирования социально-экономического развития региона в основном к самофинансированию, основанному на принципах рынка. Во-вторых, в связи с сокращением государственных дотаций на социальное развитие в сферах науки, культуры, образования, здравоохранения и другие цели социальной поддержки населения необходимо найти дополнительные источники. В-третьих, учитывая значительную новизну постановки и реализации региональных целей в условиях формирования рыночных отношений, необходимо формировать собственный (региональный) план их осуществления, а также увязать бизнес-план региона с бизнес-планами коммерческих структур, государственными управленческими органами, планами государственных предприятий, хозяйственными структурами большого и малого бизнеса.
Процесс бизнес-планирования представляет собой систему текущих и стратегических операций, включающий в нее не только собственно бизнес-план региона, но и принципы бизнес-планирования в стране в целом.
Основными принципами формирования бизнес-плана являются:
– региональные маркетинговые исследования;
– сочетание текущих и перспективных программ-планов региона, с особенностями федеральных целей экономического и научно-технического развития, а также с целями социально-экономического развития местных (муниципальных) органов управления;
– создание организационного механизма бизнес-планирования, формирующего единство коммерческих и муниципальных целей, обеспечивающих социальную стабильность в развитии региона;
– системность и комплексность бизнес планирования, формирование и развитие в регионе единого социально-экономического комплекса;
– непрерывность и динамичность бизнес-плана, адаптивность к меняющейся окружающей среде и новым целям рыночных партнеров;
– направленность формирования и развития в регионе единого социально-экономического комплекса.
Бизнес-план является завершающим документом, синтезирующим программу социально-экономического развития региона на основе коммерциализации территориальных ресурсов. В соответствии с административным делением региона разрабатываются бизнес-планы городов, муниципальных округов или районов. Бизнес-планы участников регионального планирования необходимо сбалансировать по материальным, финансовым и трудовым ресурсам в интересах региона и страны в целом.
Бизнес-план административного района представляет собой официальный документ, включающий концепцию развития региона (цели, методы и этапы реализации), критерии оценки работы региональных органов управления, а также коммерческих структур, механизм и состав участников исполнения.
В стране нет другого местного органа управления, который так много значил бы для населения, как муниципалитет. Он сосредоточивает практически всю свою власть и работу на достижении социальных целей, оказании помощи и защите населения. Планируя свою деятельность, муниципальные (региональные) органы управления вынуждены учитывать различные обстоятельства, в том числе:
– особенности развития региона и его специализацию;
– многообразие и сложность выбора путей эффективного использования ресурсов;
– необходимость систематической координации хозяйствующих субъектов региона, увязки бизнес-планов региона с соответствующими планами других субъектов Федерации, государственных и коммерческих структур;
– действующие механизмы защиты от конфликтов в процессе реализации бизнес-планов (безработица, рост социально-экономических различий в труде, углубление социальной дифференциации и доходов различных групп населения, фонды общественного потребления и др.);
– вовлечение в сферу рыночных отношений предприятий и организаций, традиционно находящихся под контролем государственных структур управления (например, образование, здравоохранение, культура, спорт и др.).
Завершается работа над бизнес-планом его оценкой. Казалось бы, это конечный результат работы участников бизнес-планирования. С этим трудно не согласиться, так как план всегда ориентирован на конечный результат. Здесь в полной мере должна найти отражение прежде всего вся совокупность товаров, характеризующая потребительскую корзину жителя региона.
Потребительская корзина жителей региона представляет собой результат хозяйственной и организационной деятельности администрации региона, который необходимо рассчитывать применительно к механизму реализации бизнес-плана региона.
Оценивая бизнес-план, следует тщательно проработать финансовый прогноз, так как кредитно-финансовая стабильность, покупательная устойчивость рубля еще далека от желаемого.
Структурируя бизнес-план, необходимо выделить следующие его разделы:
– номенклатуру изделий (товарной массы), необходимой населению региона и проработку источников и участников ее обеспечения;
– прогноз внешних и внутренних факторов рынка региона по ресурсам: жилье, земля, нежилые помещения, объекты социальной и производственной инфраструктуры, подлежащие приватизации;
– региональный маркетинг товаров, реализуемых предприятиями муниципальной собственности, а также регулируемый механизм производства и продажи товаров, производящихся коммерческими структурами;
– календарный план мероприятий альтернативных предложений) по использованию природных ресурсов региона, обеспечивающих, с одной стороны, доходность бюджета, с другой – сохранность природных богатств страны и региона;
– система мероприятий по реализации бизнес-плана: поиск источников, обеспечивающих поддержку бизнес-плана; уточнение и изменения (по мере надобности) управленческих структур в различных территориальных образованиях; подбор профессиональных кадров; проведение выставок-продаж, ярмарок и т.д.;
– система правовых нормативов и юридической защиты производства, продажи товара, а также распределение прибыли между местными органами управления и коммерческими структурами;
– особое место в структуре бизнес-плана отводится финансовому плану. В нем должны найти отражение прогноз объемов производства и продаж своих и привозных товаров, баланс денежных доходов и расходов с указанием структурных сдвигов в экономике региона, издержек производства, прибыли и ряда других показателей развития.
Детализируя разработку бизнес-плана и рычаги его реализации, следует обратить внимание на нестандартность данной задачи. Мы только начинаем мыслить рыночными категориями, поэтому не всегда правильно пользуемся коммерческими средствами развития, в результате вызывая недовольство населения отсутствием контроля за работой коммерческих структур, прибыль которых при попустительстве местных властей не всегда является источником пополнения местного бюджета. В этих условиях выбор участников бизнес-планирования приобретает особую актуальность. К ним относятся инвесторы (отечественные или зарубежные), частные предприниматели, мелкими финансовыми вложениями участвующие в развитии стратегических направлений экономики региона, внешнеэкономические фонды и другие участники регионального бизнес-планирования.
Отечественного опыта по разработке бизнес-плана региона мы накопили еще мало. Причем не всегда знаем его сильные и слабые стороны. Зарубежный же опыт мало для нас применим, так как рыночный механизм хозяйствования за рубежом значительно отличается от наших рыночных отношений и нуждается в постоянной коррекции. При этом нельзя сомнения в том, что бизнес-планирование на первых этапах самостоятельности регионов имеет исключительное значение. Вместе с тем, в ряде областных структур нет органов, занимающихся планированием большого и малого бизнеса. Без него трудно будет поэтапно осуществлять рыночные реформы, активно задействовать все организационные средства рыночного механизма хозяйствования. При администрациях необходимо создавать организационные структуры управления переходного периода. На наш взгляд, такую функцию может выполнить Межведомственная мониторинговая служба. Одновременно мы считаем возможным использовать акционерные компании (холдинги), которые на основе договора местных властей с действующими и приглашенными на конкурсной основе коммерческими структурами помогут сформировать финансовый механизм бизнес-плана и реализовать его.
Технология бизнес-планирования в этом случае может быть представлена в следующем виде:
– сбор информации и ее аналитическая обработка, мониторинг;
– маркетинг рекреационных возможностей региона, расчет потенциальных возможностей республики и прогноз развития экономических и социальных процессов на определенный период;
– сравнительный анализ и сопоставление ресурсов, необходимых для реализации целей социально-экономического развития региона, наличными ресурсами (оптимизация бизнес-плана по ресурсам);
– разработка оптимальной финансовой модели;
– расчеты и обоснование вариантов бизнес-плана.
С точки зрения регионального менеджмента, бизнес-планирование позволяет:
– уточнить основную линию развития региона и его составляющих;
– дать глубокий комплексный анализ сложившейся ситуации;
– выявить коммерческие цели и идеи по их развитию;
– обозначить систему мероприятий по достижению поставленных целей;
– создать прецедент по обсуждению стратегии развития с помощью коллективной мысли в экспертном совете;
– сформировать стратегический план (концепцию) регионального развития;
– бизнес-план становится средством апробации политических прогнозов и реализации программ политических партий и течений;
– обозначение системы мероприятий для достижения поставленных целей;
– формулирование конкретных задач, разработка рабочего плана деятельности всех подразделений региона (по вертикали и горизонтали);
– бизнес-план становится предпосылкой планов будущего (года или какого-либо другого отрезка времени);
– апробация системы мероприятий по управлению и реализации бизнес-плана региона;
– организация контроля по результатам работы субъектов региональной собственности и органов системы регионального управления.
Р А З Д Е Л 3
- Ю.С. Дульщиков «региональная политика и управление»
- Введение
- Раздел 1. Федерализм и основы его региональной и муниципальной организации
- Глава 1. Концепция региональной политики Российской Федерации и ее основные направления
- Основы федерализма.
- Воздействие гос.Органов управления на территориальную политику субъектов Федерации.
- Государственная региональная политика и международные отношения.
- Организационные средства и формы реализации государственной региональной политики
- Национальный аспект в региональной политике.
- Структурные изменения в экономике и управлении
- Государственная региональная политика в области местного самоуправления.
- Организационные мероприятия по осуществлению государственной региональной политики.
- Глава 2. Сущность и исторические предпосылки региональной политики и управления
- Глава 3. Разграничение предметов ведения
- Экономика региона: тенденции и направления развития
- Глава 4. Социально-экономический анализ развития региона
- Глава 5. Классификация регионов Российской Федерации
- Глава 6. Экономическое моделирование регионального развития
- Глава 7. Бизнес-планирование в региональном управлении
- Структура экономики и управления
- Глава 8. Региональные аспекты государственной научно-
- Глава 9. Сущность организационной структуры управления,
- Глава 10. Региональная организационная структура
- Глава 11. Взаимодействие федеральных и региональных
- Основные экономические показатели Серного Кавказа (1998) Показатели 5 к рф показатели % к рф
- Население – 16,9 млн. Человек
- Показатели % к рф показатели % к рф
- Население - 15,1 млн. Человек
- Виды тран-та Дл. Путей т.Км перевез. Млн.Т. Грузооборот перевоз пасса
- Глава 12. Организационные средства и формы реализации
- Интеграция интересов экономического взаимодействия в структуре Ассоциации уральского региона.
- Глава 13. Федеральные и региональные целевые программы
- Глава 14. Организационно-правовой механизм управления
- Глава 15. Механизм реализации региональной
- Глава 16. Механизм реализации социальной региональной
- Глава 17. Механизм реализации государственной региональной
- Глава 18. Взаимосвязь национальной и региональной
- Глава 19. Государственная служба и требования к управленче-
- Глава 21. Управление организационным потенциалом региона