logo search
Васильев КонстПраво_бака_01 04

15.2. Конституционно-правовой статус депутатов

Депутат — главная фигура в представительном органе власти, в своей деятельности руководствуется общегосударственными интересами с учетом запросов населения избирательного округа и интересов партии или депутатского объединения, в котором он состоит. Депутаты обладают специальной правоспособностью, установленной законодательством.

Член Совета Федерации — это назначенный (избранный) представитель от субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуществлять в Совете Федерации законодательные и иные полномочия. Депутат Государственной Думы — это избранныйпредставитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия.

И

х статус одинаков и определяется Конституцией Российской Федерации и федеральным законом от 18 мая 1994 г. № 3-ФЗ (ред. от 20 февраля 1996 г.) «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (Рос. газ. от 12 мая1994 г.). Член Совета Федерации в отличие от депутата может быть отозван органом, назначившим (избравшим) его.

Статус депутатаГосударственной Думы (а также члена Совета Федерации) — это правовое положение депутата, совокупность его прав, обязанностей и ответственности, а также гарантий его деятельности, закрепленных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными актами.

Формы депутатской деятельности определяются правами и обязанностями депутата, которые служат средством выполнения поставленных перед ним задач. Впредставительном органе — это участие в заседаниях палаты; участие в совместных заседаниях палат; участие в работе комитетов и комиссий; участие в работе депутатских объединений; участие в парламентских слушаниях; участие в выполнении поручений палаты; внесение законопроектов; внесение предложений о поправках и пересмотре Конституции Российской Федерации (в составе группы численностью не менее одной пятой депутатов Государственной Думы); внесение парламентского, депутатского запросов; обращение с вопросом к члену Правительства; обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан; другие формы, предусмотренные Конституцией, законами, регламентами. Участие депутата в заседаниях палаты является его правом и одновременно обязанностью.

Депутат Государственной Думы имеет право избирать и быть избранным в различные комитеты и комиссии, образуемые палатой; предлагать вопросы для рассмотрения, вносить предложения по повестке дня, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов; участвовать в прениях, задавать вопросы, давать справки, вносить проекты решений, поправки к ним; вносить предложения по персональному составу создаваемых палатой комитетов и комиссий, по кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Государственной Думой, присутствовать на любом заседании Совета Федерации. Аналогичные права имеют члены Совета Федерации.

П

арламентский запроспринимается от имени Государственной Думы на заседании палаты большинством голосов. В отличие от негодепутатский запроснаправляется от имени депутата (группы депутатов) самостоятельно и не требует его оглашения на заседании палаты.

Формы работы депутатов с избирателями: для работы с избирателями депутатам ежемесячно в соответствии с Регламентом предоставляется время. Как правило, для этого предназначается одна неделя каждого месяца во время сессии, а в период проведения выборов Думы нового созыва – две недели каждого месяца. Для выполнения депутатских полномочий в субъектеРоссийской Федерацииему предоставляется служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой, связью, а также служебный транспорт.

Депутаты поддерживают связь с избирателями своего региона в субъекте (или субъектах) Российской Федерации, от которого они были избраны в Думу; рассматривают обращения избирателей; ведут прием граждан; вносят предложения в соответствующие органы государственной власти, местного самоуправления и общественные объединения; информируют избирателей о своей деятельности во время встреч с ними и через СМИ.

Депутаты Думы на территории региональной группы, от которой они избраны, вправе участвовать с совещательным голосом в работе местных представительных органов, а в некоторых регионах они имеют право законодательной инициативы.

В период заседаний Государственной Думы депутаты рассматривают поступающие предложения, заявления и жалобы избирателей, могут осуществлять прием избирателей в приемной Государственной Думы.

Члены Совета Федерации, избранные (назначенные) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, также имеют возможность работать в своем субъекте Федерации, для чего им ежемесячно предоставляется до 10 дней, но закон «О статусе…» не регламентирует формы их работы с населением субъекта РФ.

В

озлагая на депутатов сложные обязанности по управлению государством, закон наделяет их специальной правоспособностью и предоставляет необходимые для этого условия, что является важнейшими гарантиями их депутатской деятельности.

Г

арантиямидеятельности депутатов, во-первых, являются упомянутые выше права, связанные с деятельностью в представительном органе. Важнейшей гарантией являетсядепутатскаянеприкосновенностьв течение всего срока полномочий: депутаты не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, они не несут ответственности за политические позиции и высказывания. Неприкосновенность депутата распространяется на его жилое, служебное помещение, багаж, транспортные средства, переписку, средства связи, документы. Однако в соответствии с постановлением Конституционного Суда и положениями федерального закона это касается лишь действий, связанных с осуществлением ими своих полномочий депутата Думы. В случае возбуждения уголовного дела Генеральный прокурор обязан внести в Думу представление о лишении депутата неприкосновенности. Без согласия Думы дело не может быть передано в суд.

Важными условиями для осуществления депутатских полномочий являются социальные гарантии. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой. В связи с этим они имеют материальное обеспечение и социальные гарантии на уровне федеральных министров. Во-первых, это — ежемесячная зарплата и иные денежные выплаты, ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 48 рабочих дней с выплатой пособия на лечение в размере двухмесячной зарплаты. При уходе на пенсию депутаты получают ежемесячнуюдоплату к государственной пенсии в таком размере, чтобы общая сумма пенсии не превышала 75 % депутатского оклада. Они имеют право на государственное страхование на случай причинения вреда их здоровью и имуществу, а также страхование на случай заболевания или потери трудоспособности. Депутаты имеют гарантии трудовых прав: по окончании депутатских полномочий им предоставляется прежняя работа или, с их согласия, равноценная. В случае роспуска Думы депутат получает единовременное пособие в размере трехмесячного оклада. Работа в Государственной Думе засчитывается в стаж федеральной государственной службы. Депутатам и членам их семей предоставляется медицинское и санаторно-курортное обслуживание, а для депутатов, не имеющих жилой площади в Москве, предусматривается жилищно-бытовое обеспечение и возмещение расходов, связанных с переездом в Москву.

Материально-техническое обеспечение депутатской деятельности: депутатам предоставляется служебное помещение с необходимой оргтехникой в Москве и в избирательном округе; служебная квартира в Москве; служебный транспорт и бесплатный проезд на всех видах транспорта (кроме такси); право бесплатного пользования правительственной и другими видами связи; право внеочередного поселения в гостиницу. Депутатам выдается дипломатический паспорт на весь срок их полномочий; ежемесячно возмещаются дополнительные расходы, связанные с осуществлением ими своих полномочий, в сумме пяти МРОТ.

Депутаты вправе иметь до пяти помощников, работающих по контракту, на содержание которых выделяется 1,65 месячного вознаграждения депутата, а также до 40 помощников на общественных началах (без оплаты их услуг).