95. Регистрация законопроектов и принятие решений об их первичном движении. Предварительное рассмотрение законопроектов в комитетах, комиссиях Государственной Думы.
Понятие законодательная инициатива имеет как минимум два значения:
- это одна из стадий законодательного процесса
- ее рассматривают как определенное публичное права уполномоченных субъектов по внесению законодательных актов. Для отдельных субъектов это еще и обязанность.
Есть еще третье значение когда ее рассматривают как определенных правовой статус, который включает в себя набор прав и обязанностей.
Предмет законодательной инициативы: проекты законов первичного правотворчества, проекты законов о введении в действие законов первичного правотворчества, проект о внесении изменений и дополнений в действующие законы, проекты о приостановлении действия законов, о признании утратившими силу ранее принятых законов, об утверждении законов, проекты поправок к законопроектам перечисленным выше.
Сегодня инициатива осуществляется в форме внесения письменного текста закона в уполномоченный орган, Имел место и другой вариант – ране в регламенте ГД – форма внесений предложения о принятии закона. С 1998 года только письменный текст. Второй вариант более демократичен, поскольку позволяет субъекта не разрабатывать, а просто требовать принятия закона необходимого.
Субъекты и содержание инициативы как право:
Круг субъектов определен в части 1 статьи 104 Конституции. С3убъекты можно поделить:
- обладающие общим статусом
- со специальным статусом - относят обладающих исключительным правом на внесения определенных законопроектов ( бюджет правительство), обладающих правом вносить проекты только по вопросам своего ведения.
В содержание права законодательной инициативы включается:
- возможность управомоченного лица внести в законодательный орган законопроект.
- требовать включение проекта в повестку дня или мотивированного отказа
- возможность субъекта обратиться за защитой своих нарушенных прав к правомочным органам.
- право субъекта вынести решение о подготовке официального проекта закона.
Условия внесения законопроекта:
Представление текста законопроекта
Пояснительная записка – цели, задачи, место в законодательстве
Проводится финансово-экономическое обоснование, в случае когда реализация требует определенных затрат.
Формулируется предложение по подготовки и принятию необходимых нормативных актов для реализации этого законопроекта.
Называются законны которые утратят силу в связи с принятием данного законопроекта.
Должна содержаться информация об организация и специалистах готовивших проект.
Требуется внести документ выражающий решение субъекта о внесении законопроекта.
Еще требуется какие то документы – в зависимости от содержания проекта, - смотри регламент ГД.
Субъект имеет право внести несколько взаимосвязанных между собой проектов.
Сроки внесения: субъект как правила сам определяет время разработки и внесения. В ряде случае есть ограничения. Бюджетный кодекс – не позднее 1 октября текущего года.
Конец стадии – поступление в аппарат ГД. Автоматизированная система учета.
Рассмотрение законопроекта:
Основным действующим субъектом выступает ГД. И первая стадия в рамках этого цикла - принятие решение о первичном движении законопроекта. Проверка соответствия профильным комитетом законопроекта статьям 105,105 Конституции. Если нет заключения Правительства на этот проект то профильный комитет определяет соответствие законопроекта формальным требованиям с учетом мнения правового управления аппарата ГД. Решение профильного комитета о таком соответствии выносится на рассмотрение совета ГД в течение 1 4 дней со дня поступления проекта в профильный комитет. Если отсутствует обязательное заключение Правительства то в течение 30 дней. Если же законопроект поступил в период между сессиями – то в течение 14 дней с момента начало новой сессии. Если по мнению профильного комитета не соответствует формальным требованиям – возвращается субъекту. Такой законопроект не считается внесенным в ГД, после устранения неполадок можно снова внести. Если все нормально то совет ГД направляет его в ответственный комитет, по сути это может быть тот же профильный. Включат в проект законодательной работы ГД на текущую или последующую сессию. Направляет проект в комиссии, комитеты, Фракции ГД, Президенту, Правительство, высшие суды если необходимо для подготовки предложений, отзывов, замечаний.
По общему правилу проекты рассматриваются в порядке и поступления. Срок предварительного рассмотрения проекта определяется Советом ГД. Ответственный же комитет направляя проект на заключение в органы и организации, которые не были перечислены в решении совета, уже самостоятельно определяет сроки подготовки заключений. Нет понятия разумного срока рассмотрения, или каких либо критериев. Комитеты рассматривая переданные им проекты могут заслушивать их авторов, направлять документы на экспертизу, устраивать обсуждение с участием депутатов других комитетов. На данной стадии предусматривается обязательное проведение правовой, юридико-технической, лингвистической экспертизы. А также может быть научная и общественная экспертизы. На этой стадии у субъекта законодательной инициативы есть право требовать рассмотрения проекта, отстаивать положения которые в нем есть, отозвать внесенный им проект на основании письменного заявления.
Свое заключение комитет направляет в Совет ГД, который выясняет готов ли проект к рассмотрению в 1 чтении. В регламенте ГД установлен срок представления материалов проекта до рассмотрения на пленарном заседании - не позднее 14 дней до него. Принятие решения Совета – завершение стадии предварительного рассмотрения. Далее пленарное рассмотрение.
- 1.Верховная государственная власть: понятие, признаки, институты.
- 2.Виды общественных объединений по территории, по государственной принадлежности, по возрастному критерию.
- 3. Виды организационно-правовых форм общественных объединений.
- 4.Возбуждение вопроса о проведении референдума, его назначение и проведение.
- 5.Временное пребывание и временное проживание иностранных граждан в рф.
- 6.Всеобщее избирательное право: понятие, ограничительные цензы. Гарантии всеобщего избирательного права.
- 7.Второе чтение по законопроекту в Думе. Третье чтение законопроекта в Думе и подготовка к нему. Направление принятых законов в Совет Федерации.
- 8. Въезд в рф и выезд из рф иностранных граждан.
- 9.Выборы в России: понятие, виды. Избирательное право: понятие, структура, предмет регулирования.
- 10. Высшее должностное лицо субъекта рф.
- 11. Гарантии реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина.
- 12.Государственная власть. Принцип разделения властей в рф. Система сдержек и противовесов в механизме разделения властей в рф.
- 13.Государственная Дума: порядок формирования, собственные полномочия, акты.
- 14. Государственное устройство: понятие, формы. Виды государственно-территориальных единиц.
- 15. Государственные символы рф: флаг, герб, гимн.
- 16. Гражданство детей.
- 17. Децентрализация и деконцентрация в территориальной организации государств.
- 18. Законодательная инициатива в Федеральном Собрании: понятие, порядок осуществления.
- 20.Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов рф (на примере Законодательного Собрание Свердловской области).
- 21.Закрытое административно-территориальное образование: понятие, правовой режим, полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в отношении зато.
- 22. Избирательные комиссии: понятие, виды, правила формирования, полномочия.
- 23. Избирательные округа, участки: понятие, виды, правила образования.
- 24. Иностранцы, лица без гражданства: правовое положение в Российской Федерации. Постановление Конституционного Суда рф от 17.02.98 в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура.
- 25.Институт полномочных представителей Президента рф: виды, правовой статус, задачи, функции.
- 26.Институт референдума: понятие, выносимые вопросы.
- 28. Исполнительные органы государственной власти субъектов рф (на примере Свердловской области).
- 29. Источники конституционного права как отрасли права
- 30.Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности: проблемы выделения и определения.
- 31.Конституционно-правовой статус Российского государства. Особенности России как федерации.
- 32. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в России.
- 33.Конституционно-правовые отношения: особенности, объекты, субъекты.
- 34. Конституционное право как отрасль права: отличительные особенности
- 35. Конституционное право: понятие, предмет, метод регулирования.
- 36. Конституционные нормы: их особенности и виды.
- 37. Конституционные основы судебной власти в России. Постановление Конституционного Суда рф от 17.06.98 г. По делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 102 фз "о федеральном бюджете на 1998 год".
- 38. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина: понятие, юридическая природа. Классификации конституционных прав и свобод.
- 39. Конституционный статус личности: понятие, структура, соотношение с правовым и фактическим положением личности в обществе
- 40.Конституционный статус субъектов рф. Классификация субъектов рф.
- 41. Конституционный Суд рф как орган по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина.
- 42. Статус судей Конституционного суда рф.
- 43. Меньшинства: понятие, виды. Право меньшинств на защиту
- 44.Место Президента России в системе государственных органов России. Полномочия Президента как главы государства.
- 45. Направление принятых палатами законов Президенту России. Возвращение и отклонение законов Президентом.
- 46. Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в решении вопросов местного значения.
- 47. Общественные объединения в России, теоретическое и юридическое определения.
- 48. Общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в субъектах рф.
- 49. Ограничения прав и свобод личности.
- 50. Органы мсу: понятие, структура, виды, порядок формирования
- 51. Основания для приостановления и прекращения судом деятельности сми. Юридические последствия прекращения деятельности сми.
- 52. Основания прекращения гражданства рф.
- 53. Основания приобретения гражданства рф.
- 54. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, структура.
- 56. Первое чтение по законопроекту в Думе и подготовка законопроекта ко второму чтению.
- 57. Письменное предупреждение и приостановление деятельности общественных объединений. Ликвидация общественных объединений и их реорганизация.
- 59. Подписание, обнародование, вступление в силу законов России.
- 60. Позитивная и негативная конституционно-правовая ответственность
- 61. Полномочия Конституционного Суда рф.
- 62. Полномочия Президента России как фактического главы исполнительной власти. Собственные нормотворческие полномочия Президента России. Дискреционные полномочия Президента рф.
- 63. Понятие гражданства. Гражданство и подданство. Постановление Конституционного Суда рф от 15.01.98 в связи с жалобой гражданина а. Я. Аванова.
- Определил:
- 64. Понятие и виды нко и их правовое положение по законодательству рф.
- 66. Понятие свободы массовой информации и ее правовое содержание. Конституционное закрепление свободы сми.
- 67. Понятие и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
- 68. Порядок изменения глав 1, 2, 9 Конституции России и ст.65 Конституции России. Постановление Конституционного Суда рф от 28.11.1995г.
- 69. Порядок изменения глав 3-8 Конституции России. Постановление Конституционного Суда рф от 31.10.1995г.
- 70. Порядок образования в рф нового субъекта
- 71. Порядок принятия в рф нового субъекта рф.
- 72. Постоянное проживание иностранных граждан в рф.
- 73. Права и обязанности общественных объединений в сферах их деятельности.
- 74. Правительство России: образование, статус, прекращение полномочий.
- 75. Право народов на самоопределение: понятие, субъекты, сферы и формы осуществления.
- 76. Право индивидов на объединение: субъекты, содержание.
- 77. Правовая и лингвистическая экспертиза законопроектов: понятие, содержание, место в законодательном процессе.
- 78. Правовое положение кандидатов в депутаты и зарегистрированных кандидатов.
- 79. Правовое регулирование федеративных отношений в России: формы, источники, проблемы.
- 80. Правовой статус Администрация Президента рф.
- 81. Правовой статус беженцев: законодательное определение, приобретение статуса, основы правового положения.
- 82. Правовой статус вынужденных переселенцев: законодательное определение, приобретение статуса, основы правового положения.
- 83. Правовой статус депутатов Государственной Думы. Досрочное прекращение депутатских полномочий. Депутатская неприкосновенность.
- 84. Правовой статус национально-культурной автономии.
- 3 Группы прав нка:
- 85. Правовой статус политических партий. Содержание и порядок реализацииконституционного права на объединение в политические партии.
- 86. Пределы законодательной компетенции. Постановление Конституционного Суда рф от 12.04.95 г. По делу о толковании ст. 103, 105, 107, 108, 117 и 135 Конституции рф.
- 89. Принципы российского гражданства.
- 90. Производство по делам о российском гражданстве по фз "о гражданстве рф" и по Положению «о порядке рассмотрения вопросов гражданства».
- 91. Равное избирательное право, тайна голосования: понятие, гарантии.
- 93. Рассмотрение законов в Совете Федерации.
- 94. Регистрационный порядок создания общественных объединений. Основания и порядок отказа в регистрации общественных объединений.
- 95. Регистрация законопроектов и принятие решений об их первичном движении. Предварительное рассмотрение законопроектов в комитетах, комиссиях Государственной Думы.
- 96. Регистрация и лицензирование в сфере массовой информации.
- 97. Религиозные организации: понятие и виды. Религиозные группы: понятие, легализация, основы правового статуса.
- 98. Решения и правовые позиции Конституционного Суда рф: понятие, виды, провозглашение, опубликование, юридическая сила. Особое мнение и мнение судьи Конституционного Суда рф.
- 99. Решения Конституционного Суда рф как источники права.
- 100. Российская Федерация как суверенное государство. Народный, национальный и государственный суверенитет.
- 101. Свобода совести, вероисповедания и конфессионально-публичное право.
- 102. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.
- 104. Совет Федерации: порядок формирования, собственные полномочия, акты.
- 105. Содержание и порядок реализации конституционного права на проведение публичных мероприятий.
- 107. Территориальные основы местного самоуправления: понятие и становление. Виды муниципальных образований.
- 108. Территориальное устройство субъектов рф: понятие, развитие, принципы. Виды и характеристика административно-территориальных единиц и населённых пунктов.
- 109. Территория Российской Федерации: понятие, состав, правовое закрепление.
- 110. Территория субъектов рф: понятие, состав. Изменение границ между субъектами рф.
- 111. Участие средств массовой информации в избирательном процессе: классификация сми, условия проведения агитации через печатные сми и через электронные сми
- 112. Федеральное Собрание России и его палаты: структура, срок полномочий, функциональное назначение в системе высшей власти.
- 113. Федерация: понятие, признаки, виды.
- 114. Явочный, нормативно-явочный, разрешительный порядок создания общественных объединений.