logo
KP_krome_79

67. Понятие и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Ответственность выборных лиц местного самоуправления перед населением

К ответственности перед населением могут быть привлечены депутаты представительного органа муниципального образования, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица (все вместе - выборные лица местного самоуправления). К ответственности перед населением в её понимании федеральным законом не может быть привлечен представительный орган муниципального образования. Итогом привлечения к данному виду ответственности является отзыв выборного лица. Основания наступления ответственности выборных лиц перед населением определяется уставами муниципального образования. Категории основания ответственности перед населением и основания отзыва являются тождественными. В любом случае основаниями для отзыва выборного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Закон 1995 года устанавливал, что основанием для отзыва является утрата доверия. По этому поводу существует постановления конституционного суда от 2 апреля 2002 года по делу Злобина и Хнаева. Согласно правовой позиции конституционного суда, местное самоуправления как публичная власть наиболее тесно связано с населением, этим предопределяется роль отзыва в механизме местного самоуправления. Большое значение при отзыве приобретает судебная защита предполагающая возможность установления судом, что то или иное действие отзываемого лица произошло не от его воли, поэтому одной утраты доверия населения для отзыва выборного лица недостаточно.

Процедура отзыва устанавливается в уставах муниципальных образований. Процедура отзыва должна обеспечивать возможность выборному лицу дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Выборное лицо местного самоуправления считается отозванным если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей зарегистрированных в избирательном округе.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством

Субъектами ответственности перед государством являются представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования и глава местной администрации. Общими основаниями ответственности для всех этих субъектов является принятие или издание нормативного правового акта противоречащего конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, законам субъекта РФ, уставу муниципального образования. Для главы муниципального образования и для главы местной администрации ответственность перед государством наступает также в случае совершения ими действий в том числе издания ненормативного правового акта влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности РФ, национальной безопасности РФ, её обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ, а также нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. В целях усиления ответственности представительного органа муниципального образования, а также в целях пресечения возможных срывов заседания законодатель установил дополнительное основание ответственности для представительного органа муниципального образование, это непроведение в течение трех месяцев подряд правомочного заседания. Любое из указанных оснований должно быть подтверждено в судебном порядке.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами

Данный вид ответственности предполагает гражданско-правовую ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. В данном случае органы и должностные лица местного самоуправления выступают в качестве участников гражданского оборота и в соответствии со статьей 124 гражданского кодекса РФ органы местного самоуправления выступают на равных началах с другими участниками гражданского оборота. Поэтому, как правило, данный вид ответственности наступает за неисполнение обязательств или причинение вреда, кроме того, основанием для наступления данной ответственности может являться принятие незаконных решений или выполнение незаконных действий. Эти факты подтверждаются в судебном порядке, а процедура возмещения ущерба устанавливается гражданским законодательством. Также органы местного самоуправления могут нести ответственность за бездействие. Что касается ответственности должностных лиц местного самоуправления, то за их действия или бездействия, в соответствии со статьей 16 ГК РФ, несет орган местного самоуправления. Должностное лицо не является субъектом гражданского права и поэтому орган местного самоуправления, возместивший ущерб, причиненный его должностными лицами, имеет право обратного требования к должностному лицу в размере выплаченного возмещения. Вред, причиненный органом местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны муниципального образования. В соответствии со статьей 1071 ГК РФ от имени казны муниципального образования, как правило, выступают соответствующие финансовые органы.