logo
KP_krome_79

43. Меньшинства: понятие, виды. Право меньшинств на защиту

Меньшинством называется большая группа, выделяемая в социуме по некоторому особому признаку, значимому с точки зрения как представителей этого меньшинства, так и общества в целом. Чаще всего меньшинство выделяется по признаку, который имеет в обществе некий одиум, служит с точки зрения господствующей культуры основанием для репрессии и в этом качестве противопоставляет своего носителя обществу как таковому. Естественно, чем более репрессивна культура, тем больше в ее рамках существует меньшинств. Чем больше естественных проявлений репрессирует данная культура, тем больше палитра так или иначе противостоящих ей меньшинств. Меньшинства могут быть национальные, социальные, религиозные, сексуальные и другие. этнические меньшинства, поскольку никакое общество не является этнически однородным - даже японское. В религиозных обществах, в особенности в обществах, где господствующая религия является государственной, неизбежно образование религиозных меньшинств (в то время как в полирелигиозных обществах нерепрессируемые конфессии в роли меньшинств не выступают). Сексуально-репрессивный характер большинства культур вызывает к жизни сексуальные меньшинства. Поражение в правах некоторых социальных групп (например, "нетрудящихся" классов на раннем этапе становления СССР) формирует социальные меньшинства. Меньшинство не является добровольным, основанном на положительном стимуле объединением. Оно формируется внешним давлением, принадлежность к нему навязывается человеку - причем не самим этим меньшинством а окружающим обществом. И поскольку само происхождение меньшинства определяется враждебностью к нему господствующей в обществе культуры, неизбежной оказывается и ответная враждебность. Меньшинство нельзя рассматривать как вариант массы, хотя оно является анонимной группой, состоит из анонимных индивидов. В отличие от массы, меньшинство постепенно вырабатывает некую субкультуру (если не обладает ей изначально). Сутью общей идеологии меньшинства является ощущение личной угрозы каждому его члену, необходимости быть начеку, противостоять давлению общества и господствующей культуры хотя бы из потребности самосохранения. Символикой такого противостояния являются акты открытого репрессирования, особенно коллективного или массового, которые фиксируются и обсуждаются в субкультуре, становятся базой ее контента. Меньшинство в смысле своего влияния в рамках общества не исчерпывается только своими членами, то есть непосредственно репрессируемыми по данному признаку господствующей культурой лицами. Существует еще и размытый ареал примыкающих, сочувствующих ему лиц. Это могут быть родственники и друзья представителей этого меньшинства, связанные с ним некими отношениями люди, а также сочувствующие из идеалистических соображений или соображений смежности интересов. Все эти люди ощущают репрессию данного меньшинства обществом не только как прямую угрозу его членам, но и как косвенную угрозу себе лично.. Важнейшим свойством представителя меньшинства является его реагирование на опасность. Он легко манипулируем при помощи символики сигнализации опасности в рамках его субкультуры. Другим фактором поведения представителей меньшинства является высокая степень солидарности. Она вызывается высоким уровнем беспокойства, идентификацией с любым попавшим в беду представителем меньшинства, восприятие этой беды как личной угрозы. В России последних лет, наоборот, отказ государства от репрессирования большинства меньшинств не сопровождался репрессированием проявления частных предрассудков в отношении их. В результате ситуация саморегулируется, что порождает более стабильную ситуацию. Тем не менее ряд национальных меньшинств (прежде всего кавказцы) испытывают достаточно серьезное общественное давление и в силу этого обретают высокий уровень сплоченности и солидарности. Сплоченные и сильно репрессируемые меньшинства являются весьма удобной средой для развития криминала. Сплоченность не позволяет представителям этих меньшинств обращаться к властям за защитой от криминала и тем более доносить на криминальные элементы из своей среды - это рассматривается как предательство и вынуждает людей "улаживать" свои проблемы с криминалом "внутри" меньшинства. Это стимулируется также и подозрительностью и враждебностью властей к обращающимся за помощью представителям меньшинств.

Когда общественное давление на меньшинства соединяется с государственным давлением, то вызванная этим энергия страха, беспокойства, ненависти, связанной с ограничением конкурентных возможностей и возможностей для самореализации вообще, преобразуется в агрессию против самого этого государства. В результате наиболее деятельные представители меньшинств вынужденно обращается к исключительно деструктивной форме самореализации, направляют свой организаторский талант на антигосударственную деятельность.

В лучшем случае это реализуется в форме криминального бизнеса и криминала. В случае ослабления государства и достижении критической массы таких антигосударственных элементов происходит быстрый и необъяснимый с иных позиций крах этого государства. Оно буквально сносится как изнутри государственного аппарата, так и внешними атаками агрессивных общественных движений.

Таким был крах СССР в результате преобладавшей в предыдущее тридцатилетие политики государственного антисемитизма и гомофобии. Накопившаяся инерция враждебности со стороны этих меньшинств надолго сохранилась