logo
KP_krome_79

60. Позитивная и негативная конституционно-правовая ответственность

Позитивная конституционная ответственность наступает в рамках не общерегулятивных, а конкретных конституционных правоотношений, т.е. для ее наступления необходим юридический факт, который и является ее основанием. Основания позитивной ответственности специфичны, в зависимости от того, применяется ли она к органам (должностным лицам) публичной власти, либо к гражданам, другим физическим и юридическим лицам.

Особенно значительна специфика оснований позитивной конституционной ответственности органов (должностных лиц) публичной власти. Т.Д. Зражевская высказала мнение, что основанием государственно-право-вой ответственности в позитивной ее разновидности является вступление во власть – т.е. факт приобретения специального государственно-правового статуса, возложение на субъектов определенных государственно-правовых функций. С этим можно согласиться, если иметь в виду моральную ответственность. Однако, мы исходим из того, что позитивная конституционная ответственность в конституционном праве, в отличие от иных отраслей, - это разновидность юридической ответственности. Позитивной конституционной ответственности свойственны основания, рождающие негативные юридические последствия для субъектов конституционного права. При этом граница между позитивной и негативной конституционной ответственностью по рассматриваемому (анализируемому) показателю обнаруживается в том, что основанием позитивной конституционной ответственности является специфическое, которое мы бы сформулировали как: юридический факт, свидетельствующий о «конституционной неадекватности» (органа, должностного лица публичной власти).

Негативная:

2) негативная ответственность, т.е.за действия. противоречащие закону. Этот вид К.о. выражается в наборе санкций или мер К.о. Поскольку такая ответственность наступает за уже совершенные действия и направлена на то, чтобы исправить ситуацию. ее также называют ретроспективной ответственностью.

Меры К.о.: признание поведения или действий лица, органа противоречащим конституции: отмена одним органом решения другого органа как незаконного; досрочное переформирование состава органа: отмена решения нижестоящей избирательной комиссии вышестоящей или судом;

признание выборов недействительными;

отзыв депутата; отзыв или голосование по утрате доверия должностного лица; прекращение полномочий депутата на основе обвинительного судебного приговора: лишение депутата слова, удаление из зала заседаний и другие процессуальные санкции: отрешение от должности президента:

роспуск парламента или его палаты; роспуск вышестоящим органом нижестоящего; упразднение органа; отправление правительства в отставку президентом или парламентом как санкция за его неудовлетворительную работу;

закрытие СМИ: ликвидация общественного объединения; лишение гражданства; отмена решения о приеме в гражданство, если оно было получено на основе заведомо ложных сведений; лишение государственных наград и др.К.о. наступает за нарушение не конкретной нормы, а общих требований конституционно-правовых предписаний. К.о. включает элементы политической ответственности и наступает в связи с неудовлетворительной работой органа, должностного лица. К

роме того, одни и те же действия могут стать основанием для применения как конституционно-правовой, так и иных видов юридической ответственности. Например, узурпация власти каким-либо должностным лицом, с точки зрения конституционно-правовой. становится основанием для его освобождения от должности, но одновременно может наступить уголовная ответственность за те же действия. Подлог документов членами избирательной комиссии - основание для признания выборов недействительными. Но это не исключает привлечение виновных к уголовной или административной ответственности.