18. Законодательная инициатива в Федеральном Собрании: понятие, порядок осуществления.
Внесение законопроекта — законодательная инициатива. Законодательная инициатива — это конституционная возможность вносить в Государственную Думу проекты федеральных законов, конституционных и просто законов, а также проекты законов о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, а равно о признании определенных законов недействующими, утратившими силу. Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Перечисленные государственные органы, должностные лица, члены представительных органов именуются субъектами права законодательной инициативы. Определенные виды законопроектов, касающиеся финансов государства, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ; это — законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и иные законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Законопроекты вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. Подготовленный к внесению в палату законопроект направляется субъектом права законодательной инициативы Председателю Государственной Думы. Регламент палаты предусматривает обязательную регистрацию законопроекта подразделениями ее аппарата. Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в Управлении документационного обеспечения аппарата палаты, где заводится электронная регистрационная карта, в ней фиксируются сведения о законопроекте и сроках его поступления к палату, об этапах его прохождения в палате и т. д. Поступивший законопроект Председатель Государственной Думы направляет в соответствующий комитет по предметам его ведения для определения его соответствия требования ст. 104 Конституции РФ. В течение 14дней комитет обязан рассмотреть законопроект и направить его в Совет Государственной Думы. Совет палаты назначает соответствующий комитет ответственным по законопроекту, а также принимает решение о включении этого законопроекта в примерную программу законопроектных работ палаты на очередную сессию или в календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц.
19. 3аконодательный процесс: понятие, общая характеристика стадий. Анализ решения Конституционного Суда РФ по делу о толковании ст. 107 Конституции РФ в части в части определения значения термина "принятый федеральный закон" (Постановление от 22.04.96 г.).
Законодательный процесс в РФ – это совокупность определенных действий Федерального Собрания РФ, направленных на принятие нормативно-правовых актов.
Стадии законодательного процесса: 1) законодательная инициатива; 2) предварительное рассмотрение законопроектов; 3) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе; 4) принятие закона; 5) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации; 6) подписание Президентом РФ и обнародование закона.
Существует особая стадия законотворческого процесса – преодоление разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой РФ. Эта стадия не всегда присутствует в законотворческом процессе, а только в случае возникновения таких разногласий по содержанию текста закона.
Правом законодательной инициативы обладают субъекты, перечисленные в Конституции РФ. Все субъекты законодательной инициативы в Федеральное Собрание РФ вправе вносить законопроекты по вопросам, относящимся к их ведению, и в пределах своей компетенции. Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в управлении документационного обеспечения Аппарата Государственной Думы, где заводится электронная регистрационная карта, в которой отражаются все стадии законодательного процесса.
Предварительное рассмотрение законопроекта в Государственной Думе начинается по истечении 14 дней. Предварительное рассмотрение законопроекта осуществляется специальным комитетом по рассмотрению законопроекта. На этой стадии законопроект должен пройти правовую экспертизу.
После предварительного рассмотрения законопроект представляется в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Думы не позднее чем за 14 дней.
Рассмотрение законопроекта может проходить в трех чтениях. Законопроект может быть принят в первом же чтении, только если не возникает никаких разногласий по тексту законопроекта. В противном случае должна быть проведена процедура урегулирования разногласий.
После прохождения всех согласительных процедур (либо при их отсутствии после первого же чтения) законопроект должен быть принят. С этого момента законопроект считается федеральным законом.
Федеральный закон, принятый Государственной Думой, не может быть подписан Президентом РФ и обнародован, если не был одобрен Советом Федерации.
Одобрение Совета Федерации может быть в выраженной (в виде постановления Совета Федерации) и молчаливой формах (в виде отсутствия какого бы то ни было ответа на законопроект в течение 14 дней со дня его поступления на рассмотрение Совета Федерации).
Подписание и обнародование федерального закона, принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации, осуществляется Президентом РФ в течение 14 дней со дня его поступления.
Президент РФ обладает правом отлагательного вето в отношении поступивших к нему на подпись федеральных законов. Отлагательное вето означает, что Президент РФ обладает не абсолютным правом в отношении воспрепятствования обнародованию «неугодных» федеральных законов, а ограниченным, так как Федеральное Собрание может в установленной форме преодолеть вето Президента РФ (в этом случае Президент обязан подписать закон в течение 7 дней).
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании положений статьи 107 Конституции Российской Федерации, связанных с понятием "принятый федеральный закон",
Под принятым федеральным законом подразумевается, прежде всего, федеральный закон, принятый Государственной Думой (части 1 и 2 статьи 105, статья 106) и считающийся одобренным Советом Федерации (часть 4 статьи 105) с соблюдением установленных Конституцией Российской Федерации правил и предусмотренных ею процедур. При этом одобрение закона Советом Федерации может быть выражено как в активной форме - путем голосования, так и в пассивной форме: федеральный закон считается одобренным, если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.
Участие (активное либо пассивное) Совета Федерации - обязательный этап законотворческой процедуры. Завершение ее в Федеральном Собрании окончательным принятием федерального закона Государственной Думой возможно лишь в случае, если отклоненный Советом Федерации закон выносится на повторное голосование Государственной Думы и одобряется не менее чем двумя третями от общего числа ее депутатов.
Конституцией предусматривается также, что отклоненный Президентом Российской Федерации федеральный закон повторно рассматривается и Государственной Думой, и Советом Федерации. При этом "принятым федеральным законом" считается закон, одобренный обеими палатами Федерального Собрания.
Понятие "принятый федеральный закон", содержащееся в части 1 статьи 107 Конституции Российской Федерации, относится к результату законотворческой деятельности обеих палат и, следовательно, отличается от понятия "принятый Государственной Думой федеральный закон" (части 1, 2 и 3 статьи 105, статья 106). Не совпадающее содержание этих понятий отражает специфику отдельных стадий законодательного процесса.
Таким образом, в рамках рассматриваемых Конституционным Судом Российской Федерации запросов понятием "принятый федеральный закон" охватываются законы, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с частями 1, 2, 3 и 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации, законы, повторно принятые Государственной Думой в предусмотренном частью 5 статьи 105 Конституции Российской Федерации случае, а также законы, одобренные ГД и СФ в соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации.
- 1.Верховная государственная власть: понятие, признаки, институты.
- 2.Виды общественных объединений по территории, по государственной принадлежности, по возрастному критерию.
- 3. Виды организационно-правовых форм общественных объединений.
- 4.Возбуждение вопроса о проведении референдума, его назначение и проведение.
- 5.Временное пребывание и временное проживание иностранных граждан в рф.
- 6.Всеобщее избирательное право: понятие, ограничительные цензы. Гарантии всеобщего избирательного права.
- 7.Второе чтение по законопроекту в Думе. Третье чтение законопроекта в Думе и подготовка к нему. Направление принятых законов в Совет Федерации.
- 8. Въезд в рф и выезд из рф иностранных граждан.
- 9.Выборы в России: понятие, виды. Избирательное право: понятие, структура, предмет регулирования.
- 10. Высшее должностное лицо субъекта рф.
- 11. Гарантии реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина.
- 12.Государственная власть. Принцип разделения властей в рф. Система сдержек и противовесов в механизме разделения властей в рф.
- 13.Государственная Дума: порядок формирования, собственные полномочия, акты.
- 14. Государственное устройство: понятие, формы. Виды государственно-территориальных единиц.
- 15. Государственные символы рф: флаг, герб, гимн.
- 16. Гражданство детей.
- 17. Децентрализация и деконцентрация в территориальной организации государств.
- 18. Законодательная инициатива в Федеральном Собрании: понятие, порядок осуществления.
- 20.Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов рф (на примере Законодательного Собрание Свердловской области).
- 21.Закрытое административно-территориальное образование: понятие, правовой режим, полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в отношении зато.
- 22. Избирательные комиссии: понятие, виды, правила формирования, полномочия.
- 23. Избирательные округа, участки: понятие, виды, правила образования.
- 24. Иностранцы, лица без гражданства: правовое положение в Российской Федерации. Постановление Конституционного Суда рф от 17.02.98 в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура.
- 25.Институт полномочных представителей Президента рф: виды, правовой статус, задачи, функции.
- 26.Институт референдума: понятие, выносимые вопросы.
- 28. Исполнительные органы государственной власти субъектов рф (на примере Свердловской области).
- 29. Источники конституционного права как отрасли права
- 30.Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности: проблемы выделения и определения.
- 31.Конституционно-правовой статус Российского государства. Особенности России как федерации.
- 32. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в России.
- 33.Конституционно-правовые отношения: особенности, объекты, субъекты.
- 34. Конституционное право как отрасль права: отличительные особенности
- 35. Конституционное право: понятие, предмет, метод регулирования.
- 36. Конституционные нормы: их особенности и виды.
- 37. Конституционные основы судебной власти в России. Постановление Конституционного Суда рф от 17.06.98 г. По делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 102 фз "о федеральном бюджете на 1998 год".
- 38. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина: понятие, юридическая природа. Классификации конституционных прав и свобод.
- 39. Конституционный статус личности: понятие, структура, соотношение с правовым и фактическим положением личности в обществе
- 40.Конституционный статус субъектов рф. Классификация субъектов рф.
- 41. Конституционный Суд рф как орган по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина.
- 42. Статус судей Конституционного суда рф.
- 43. Меньшинства: понятие, виды. Право меньшинств на защиту
- 44.Место Президента России в системе государственных органов России. Полномочия Президента как главы государства.
- 45. Направление принятых палатами законов Президенту России. Возвращение и отклонение законов Президентом.
- 46. Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в решении вопросов местного значения.
- 47. Общественные объединения в России, теоретическое и юридическое определения.
- 48. Общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в субъектах рф.
- 49. Ограничения прав и свобод личности.
- 50. Органы мсу: понятие, структура, виды, порядок формирования
- 51. Основания для приостановления и прекращения судом деятельности сми. Юридические последствия прекращения деятельности сми.
- 52. Основания прекращения гражданства рф.
- 53. Основания приобретения гражданства рф.
- 54. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, структура.
- 56. Первое чтение по законопроекту в Думе и подготовка законопроекта ко второму чтению.
- 57. Письменное предупреждение и приостановление деятельности общественных объединений. Ликвидация общественных объединений и их реорганизация.
- 59. Подписание, обнародование, вступление в силу законов России.
- 60. Позитивная и негативная конституционно-правовая ответственность
- 61. Полномочия Конституционного Суда рф.
- 62. Полномочия Президента России как фактического главы исполнительной власти. Собственные нормотворческие полномочия Президента России. Дискреционные полномочия Президента рф.
- 63. Понятие гражданства. Гражданство и подданство. Постановление Конституционного Суда рф от 15.01.98 в связи с жалобой гражданина а. Я. Аванова.
- Определил:
- 64. Понятие и виды нко и их правовое положение по законодательству рф.
- 66. Понятие свободы массовой информации и ее правовое содержание. Конституционное закрепление свободы сми.
- 67. Понятие и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
- 68. Порядок изменения глав 1, 2, 9 Конституции России и ст.65 Конституции России. Постановление Конституционного Суда рф от 28.11.1995г.
- 69. Порядок изменения глав 3-8 Конституции России. Постановление Конституционного Суда рф от 31.10.1995г.
- 70. Порядок образования в рф нового субъекта
- 71. Порядок принятия в рф нового субъекта рф.
- 72. Постоянное проживание иностранных граждан в рф.
- 73. Права и обязанности общественных объединений в сферах их деятельности.
- 74. Правительство России: образование, статус, прекращение полномочий.
- 75. Право народов на самоопределение: понятие, субъекты, сферы и формы осуществления.
- 76. Право индивидов на объединение: субъекты, содержание.
- 77. Правовая и лингвистическая экспертиза законопроектов: понятие, содержание, место в законодательном процессе.
- 78. Правовое положение кандидатов в депутаты и зарегистрированных кандидатов.
- 79. Правовое регулирование федеративных отношений в России: формы, источники, проблемы.
- 80. Правовой статус Администрация Президента рф.
- 81. Правовой статус беженцев: законодательное определение, приобретение статуса, основы правового положения.
- 82. Правовой статус вынужденных переселенцев: законодательное определение, приобретение статуса, основы правового положения.
- 83. Правовой статус депутатов Государственной Думы. Досрочное прекращение депутатских полномочий. Депутатская неприкосновенность.
- 84. Правовой статус национально-культурной автономии.
- 3 Группы прав нка:
- 85. Правовой статус политических партий. Содержание и порядок реализацииконституционного права на объединение в политические партии.
- 86. Пределы законодательной компетенции. Постановление Конституционного Суда рф от 12.04.95 г. По делу о толковании ст. 103, 105, 107, 108, 117 и 135 Конституции рф.
- 89. Принципы российского гражданства.
- 90. Производство по делам о российском гражданстве по фз "о гражданстве рф" и по Положению «о порядке рассмотрения вопросов гражданства».
- 91. Равное избирательное право, тайна голосования: понятие, гарантии.
- 93. Рассмотрение законов в Совете Федерации.
- 94. Регистрационный порядок создания общественных объединений. Основания и порядок отказа в регистрации общественных объединений.
- 95. Регистрация законопроектов и принятие решений об их первичном движении. Предварительное рассмотрение законопроектов в комитетах, комиссиях Государственной Думы.
- 96. Регистрация и лицензирование в сфере массовой информации.
- 97. Религиозные организации: понятие и виды. Религиозные группы: понятие, легализация, основы правового статуса.
- 98. Решения и правовые позиции Конституционного Суда рф: понятие, виды, провозглашение, опубликование, юридическая сила. Особое мнение и мнение судьи Конституционного Суда рф.
- 99. Решения Конституционного Суда рф как источники права.
- 100. Российская Федерация как суверенное государство. Народный, национальный и государственный суверенитет.
- 101. Свобода совести, вероисповедания и конфессионально-публичное право.
- 102. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.
- 104. Совет Федерации: порядок формирования, собственные полномочия, акты.
- 105. Содержание и порядок реализации конституционного права на проведение публичных мероприятий.
- 107. Территориальные основы местного самоуправления: понятие и становление. Виды муниципальных образований.
- 108. Территориальное устройство субъектов рф: понятие, развитие, принципы. Виды и характеристика административно-территориальных единиц и населённых пунктов.
- 109. Территория Российской Федерации: понятие, состав, правовое закрепление.
- 110. Территория субъектов рф: понятие, состав. Изменение границ между субъектами рф.
- 111. Участие средств массовой информации в избирательном процессе: классификация сми, условия проведения агитации через печатные сми и через электронные сми
- 112. Федеральное Собрание России и его палаты: структура, срок полномочий, функциональное назначение в системе высшей власти.
- 113. Федерация: понятие, признаки, виды.
- 114. Явочный, нормативно-явочный, разрешительный порядок создания общественных объединений.