105. Содержание и порядок реализации конституционного права на проведение публичных мероприятий.
Границы права на публичные мероприятия лежат там, где разумное, целесообразное пользование субъективными правами перерастает в злоупотребление правом. Установление границ и запретов при реализации конституционного права на публичные мероприятия несет в себе определенную правовую нагрузку: во-первых, препятствует нарушению права на публичные мероприятия; во-вторых, предотвращает факты злоупотребления правами самими их обладателями (гражданами, должностными лицами); в-третьих, окончательно закрепляет содержание этого права.
Установление таких границ является объективной необходимостью в любом обществе, потому что общество всегда пытается отыскать некоторый баланс между свободой и правами человека и интересами общества. Как только последние начинают превалировать, возникает реальная угроза и демократии, и правам, свободам человека. Отсутствие ограничений приводит к хаосу и напряженности.
Необходимо обратить внимание на то, что границы права на публичные мероприятия и полномочия органов власти по отношению к ним раньше всего выясняются в применении к таким, которые представляются особенно угрожающими государственной безопасности. Законодатель устремляет свое внимание не на возможные способы нормального пользования правом на публичные мероприятия, а на случаи злоупотребления ими. Все нормативные правовые акты, регулирующие в настоящее время право на публичные мероприятия, направлены именно на это.
Главным направлением совершенствования механизма реализации права на публичные мероприятия является поиск альтернативы существующему порядку их проведения. При этом в полной мере должны быть учтены объективные факторы, определяющие неизбежность государственного присутствия в решении этих вопросов, как-то: необходимость предоставления общественных зданий, улиц и площадей, обеспечение общественного порядка, безопасности движения и т.д.
Публичные мероприятия могут проводиться: а) в порядке предварительного их разрешения; б) в уведомительном порядке; в) свободно (например, устройство собраний). Большое влияние на систему проведения публичных мероприятий в том или ином государстве оказывает место их проведения.
При предварительном разрешении законность публичного мероприятия ставится в зависимость от согласия на его проведение органов власти, основанного на усмотрении. При уведомительной системе для пользования правом на устройство публичных мероприятий достаточно соблюдения установленных в законе формальностей — подача предварительного заявления. Система свободного устройства публичных мероприятий признает всякие формальности излишними.
Уведомительная система по сути представляет собой переходную ступень от системы разрешительной к системе свободного устройства публичных мероприятий. Чем сложнее формальности, соблюдение которых требуется при подаче предварительного заявления, чем длиннее срок, отделяющий подачу заявления от начала публичного мероприятия, тем больше уведомительная система будет тяготеть к разрешительному порядку проведения публичных мероприятий.
Цель, ради которой законодатель вводит требования предварительного заявления (уведомления), — осведомление органов, заинтересованных в принятии заранее мер по охране общественного порядка, противопожарной безопасности, оказанию медицинской помощи и т.д. Система свободного устройства публичных мероприятий используется редко. Законодатели разных стран стремятся сохранить требование предварительного разрешения или, по крайней мере, уведомления об их проведении.
Стремление установить определенные ограничения права на публичные мероприятия во многом обусловлено опасениями, что скопление большого количества людей способно при определенных условиях представлять опасность для людей, общественного порядка.
Российское законодательство исходит из уведомительного порядка проведения публичных мероприятий, однако не содержит его детального регулирования. Практика применения данного законодательства дает основания говорить о разрешительном уклоне в проведении публичных мероприятий.
Большинство юристов отрицательно относятся к разрешительному порядку проведения публичных мероприятий, так как он, по их мнению, не соответствует конституционной природе этого права. Разрешительный порядок в вопросе реализации права на публичные мероприятия без учета его специфики, особенностей порождает произвол, противозаконные ограничения права со стороны органов власти.
Теоретически ясно, что право на публичные мероприятия вытекает из общих положений о признании свободы граждан на сообщение своих мыслей и взглядов, объединение с себе подобными. Но, как свидетельствует практика, безграничный простор в осуществлении права на публичные мероприятия нетерпим. Оптимален здесь уведомительный порядок проведения гражданами публичных мероприятий, хотя он сложнее с точки зрения регулирования.
Ю.И. Скуратов предлагает дифференциацию порядка проведения публичных мероприятий в зависимости от правового режима территории. Уведомительный (заявительный) порядок должен быть установлен для проведения собраний, митингов в специально отведенных для этой цели помещениях и на постоянно закрепленных территориях города.
Что же касается уличных шествий и демонстраций, а также митингов и собраний, проведение которых планируется за пределами отведенных мест, то в этом случае заявительный порядок должен быть механизмом согласования времени и места проведения мероприятия с оставлением за органом местной власти права окончательного решения этого вопроса. Принимаемое органом местной власти решение должно быть ограничено только вопросами предоставления общественных зданий, улиц и площадей. И в первом, и во втором случаях орган местной власти имеет возможность принять решение о запрещении собрания, митинга, демонстрации, если цель их проведения противоречит Конституции РФ.
Представляется, что вся территория, на которую распространяется юрисдикция муниципальной власти, должна быть разделена на три части: первая — места, специально предназначенные для проведения публичных мероприятий статического характера; вторая — места, в которых проведение публичных мероприятий запрещено; третья — свободная от проведения публичных мероприятий территория, где с разрешения муниципальных органов могут проводиться какие-либо публичные мероприятия, но в ограниченном промежутке времени.
В местах, специально для этого предназначенных, публичные мероприятия статического характера должны проводится с уведомлением муниципальных властей. Уведомление является сигналом к действиям органов местного самоуправления. В их числе меры по обеспечению общественного порядка, противопожарной безопасности, медицинской помощи, чистоты и порядка, бесперебойной работы транспорта.
Место (территория) для проведения публичного мероприятия под открытым небом подбирается органами местного самоуправления с учетом количества жителей, а также возможного количественного состава сил и средств правоохранительных органов, необходимых для Устранения беспорядков в случае их возникновения.
Органы местного самоуправления при выдаче разрешения на проведение публичного мероприятия должны выяснить:
не находится ли место (территория), выбранное для публичного мероприятия, в районе, потенциально опасном с точки зрения возникновения массовых беспорядков;
есть ли трудности для осуществления контроля за общественным порядком при проведении публичного мероприятия;
не нарушит ли мероприятие нормальное течение жизни поселения;
вместит ли место, определенное для проведения публичного мероприятия, предполагаемое количество участников.
С учетом выбранного места должен решаться вопрос о времени проведения публичного мероприятия. В связи с необходимостью соблюдения общественного порядка и тишины в ночное время, правил общежития публичное мероприятие должно быть ограничено периодом с 7 до 23 часов местного времени. На проведение публичного мероприятия за рамками этого интервала должно быть получено предварительное разрешение органов местного самоуправления.
106. Срок полномочий Президента РФ. Временное исполнение обязанностей Президента РФ председателем Правительства РФ и досрочное прекращение полномочий Президента РФ. Постановление Конституционного Суда РФ от 06.07.99 по делу о толковании ст. 92 (части 2 и 3) Конституции РФ.
Срок полномочий: с 2012 года 6 лет не более двух сроков подряд.
Согласно КРФ Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия или отрешения от должности. Во всех случаях обязанности временно возлагаются на Председателя Правительства РФ до новых выборов Президента РФ.
в соответствии с ч.3 ст.92к РФ исполняющий обязанности Президента Российской Федерации несколько ограничен в выполнении президентских функций. Он не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции Российской Федерации. Указанные выше ограничения прав исполняющего обязанности Президента обусловлены рядом обстоятельств. Предоставление права распускать Государственную Думу противоречило бы принципу разделения властей, закрепленному вст.10Конституции, поскольку Председатель Правительства возглавляет орган исполнительной власти, а Государственная Дума относится к власти законодательной, а они разделены. Другое ограничение обусловлено, как представляется, тем, что, поскольку воздействие, которое референдум, поправки к Конституции и пересмотр ее могут оказать на судьбу страны, настолько велико, инициатива их проведения может быть доверена лишь избранному в установленном порядке Президенту Российской Федерации, а не лицу, фактически лишь временно исполняющему его обязанности.
- 1.Верховная государственная власть: понятие, признаки, институты.
- 2.Виды общественных объединений по территории, по государственной принадлежности, по возрастному критерию.
- 3. Виды организационно-правовых форм общественных объединений.
- 4.Возбуждение вопроса о проведении референдума, его назначение и проведение.
- 5.Временное пребывание и временное проживание иностранных граждан в рф.
- 6.Всеобщее избирательное право: понятие, ограничительные цензы. Гарантии всеобщего избирательного права.
- 7.Второе чтение по законопроекту в Думе. Третье чтение законопроекта в Думе и подготовка к нему. Направление принятых законов в Совет Федерации.
- 8. Въезд в рф и выезд из рф иностранных граждан.
- 9.Выборы в России: понятие, виды. Избирательное право: понятие, структура, предмет регулирования.
- 10. Высшее должностное лицо субъекта рф.
- 11. Гарантии реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина.
- 12.Государственная власть. Принцип разделения властей в рф. Система сдержек и противовесов в механизме разделения властей в рф.
- 13.Государственная Дума: порядок формирования, собственные полномочия, акты.
- 14. Государственное устройство: понятие, формы. Виды государственно-территориальных единиц.
- 15. Государственные символы рф: флаг, герб, гимн.
- 16. Гражданство детей.
- 17. Децентрализация и деконцентрация в территориальной организации государств.
- 18. Законодательная инициатива в Федеральном Собрании: понятие, порядок осуществления.
- 20.Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов рф (на примере Законодательного Собрание Свердловской области).
- 21.Закрытое административно-территориальное образование: понятие, правовой режим, полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в отношении зато.
- 22. Избирательные комиссии: понятие, виды, правила формирования, полномочия.
- 23. Избирательные округа, участки: понятие, виды, правила образования.
- 24. Иностранцы, лица без гражданства: правовое положение в Российской Федерации. Постановление Конституционного Суда рф от 17.02.98 в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура.
- 25.Институт полномочных представителей Президента рф: виды, правовой статус, задачи, функции.
- 26.Институт референдума: понятие, выносимые вопросы.
- 28. Исполнительные органы государственной власти субъектов рф (на примере Свердловской области).
- 29. Источники конституционного права как отрасли права
- 30.Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности: проблемы выделения и определения.
- 31.Конституционно-правовой статус Российского государства. Особенности России как федерации.
- 32. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в России.
- 33.Конституционно-правовые отношения: особенности, объекты, субъекты.
- 34. Конституционное право как отрасль права: отличительные особенности
- 35. Конституционное право: понятие, предмет, метод регулирования.
- 36. Конституционные нормы: их особенности и виды.
- 37. Конституционные основы судебной власти в России. Постановление Конституционного Суда рф от 17.06.98 г. По делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 102 фз "о федеральном бюджете на 1998 год".
- 38. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина: понятие, юридическая природа. Классификации конституционных прав и свобод.
- 39. Конституционный статус личности: понятие, структура, соотношение с правовым и фактическим положением личности в обществе
- 40.Конституционный статус субъектов рф. Классификация субъектов рф.
- 41. Конституционный Суд рф как орган по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина.
- 42. Статус судей Конституционного суда рф.
- 43. Меньшинства: понятие, виды. Право меньшинств на защиту
- 44.Место Президента России в системе государственных органов России. Полномочия Президента как главы государства.
- 45. Направление принятых палатами законов Президенту России. Возвращение и отклонение законов Президентом.
- 46. Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в решении вопросов местного значения.
- 47. Общественные объединения в России, теоретическое и юридическое определения.
- 48. Общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в субъектах рф.
- 49. Ограничения прав и свобод личности.
- 50. Органы мсу: понятие, структура, виды, порядок формирования
- 51. Основания для приостановления и прекращения судом деятельности сми. Юридические последствия прекращения деятельности сми.
- 52. Основания прекращения гражданства рф.
- 53. Основания приобретения гражданства рф.
- 54. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, структура.
- 56. Первое чтение по законопроекту в Думе и подготовка законопроекта ко второму чтению.
- 57. Письменное предупреждение и приостановление деятельности общественных объединений. Ликвидация общественных объединений и их реорганизация.
- 59. Подписание, обнародование, вступление в силу законов России.
- 60. Позитивная и негативная конституционно-правовая ответственность
- 61. Полномочия Конституционного Суда рф.
- 62. Полномочия Президента России как фактического главы исполнительной власти. Собственные нормотворческие полномочия Президента России. Дискреционные полномочия Президента рф.
- 63. Понятие гражданства. Гражданство и подданство. Постановление Конституционного Суда рф от 15.01.98 в связи с жалобой гражданина а. Я. Аванова.
- Определил:
- 64. Понятие и виды нко и их правовое положение по законодательству рф.
- 66. Понятие свободы массовой информации и ее правовое содержание. Конституционное закрепление свободы сми.
- 67. Понятие и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
- 68. Порядок изменения глав 1, 2, 9 Конституции России и ст.65 Конституции России. Постановление Конституционного Суда рф от 28.11.1995г.
- 69. Порядок изменения глав 3-8 Конституции России. Постановление Конституционного Суда рф от 31.10.1995г.
- 70. Порядок образования в рф нового субъекта
- 71. Порядок принятия в рф нового субъекта рф.
- 72. Постоянное проживание иностранных граждан в рф.
- 73. Права и обязанности общественных объединений в сферах их деятельности.
- 74. Правительство России: образование, статус, прекращение полномочий.
- 75. Право народов на самоопределение: понятие, субъекты, сферы и формы осуществления.
- 76. Право индивидов на объединение: субъекты, содержание.
- 77. Правовая и лингвистическая экспертиза законопроектов: понятие, содержание, место в законодательном процессе.
- 78. Правовое положение кандидатов в депутаты и зарегистрированных кандидатов.
- 79. Правовое регулирование федеративных отношений в России: формы, источники, проблемы.
- 80. Правовой статус Администрация Президента рф.
- 81. Правовой статус беженцев: законодательное определение, приобретение статуса, основы правового положения.
- 82. Правовой статус вынужденных переселенцев: законодательное определение, приобретение статуса, основы правового положения.
- 83. Правовой статус депутатов Государственной Думы. Досрочное прекращение депутатских полномочий. Депутатская неприкосновенность.
- 84. Правовой статус национально-культурной автономии.
- 3 Группы прав нка:
- 85. Правовой статус политических партий. Содержание и порядок реализацииконституционного права на объединение в политические партии.
- 86. Пределы законодательной компетенции. Постановление Конституционного Суда рф от 12.04.95 г. По делу о толковании ст. 103, 105, 107, 108, 117 и 135 Конституции рф.
- 89. Принципы российского гражданства.
- 90. Производство по делам о российском гражданстве по фз "о гражданстве рф" и по Положению «о порядке рассмотрения вопросов гражданства».
- 91. Равное избирательное право, тайна голосования: понятие, гарантии.
- 93. Рассмотрение законов в Совете Федерации.
- 94. Регистрационный порядок создания общественных объединений. Основания и порядок отказа в регистрации общественных объединений.
- 95. Регистрация законопроектов и принятие решений об их первичном движении. Предварительное рассмотрение законопроектов в комитетах, комиссиях Государственной Думы.
- 96. Регистрация и лицензирование в сфере массовой информации.
- 97. Религиозные организации: понятие и виды. Религиозные группы: понятие, легализация, основы правового статуса.
- 98. Решения и правовые позиции Конституционного Суда рф: понятие, виды, провозглашение, опубликование, юридическая сила. Особое мнение и мнение судьи Конституционного Суда рф.
- 99. Решения Конституционного Суда рф как источники права.
- 100. Российская Федерация как суверенное государство. Народный, национальный и государственный суверенитет.
- 101. Свобода совести, вероисповедания и конфессионально-публичное право.
- 102. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.
- 104. Совет Федерации: порядок формирования, собственные полномочия, акты.
- 105. Содержание и порядок реализации конституционного права на проведение публичных мероприятий.
- 107. Территориальные основы местного самоуправления: понятие и становление. Виды муниципальных образований.
- 108. Территориальное устройство субъектов рф: понятие, развитие, принципы. Виды и характеристика административно-территориальных единиц и населённых пунктов.
- 109. Территория Российской Федерации: понятие, состав, правовое закрепление.
- 110. Территория субъектов рф: понятие, состав. Изменение границ между субъектами рф.
- 111. Участие средств массовой информации в избирательном процессе: классификация сми, условия проведения агитации через печатные сми и через электронные сми
- 112. Федеральное Собрание России и его палаты: структура, срок полномочий, функциональное назначение в системе высшей власти.
- 113. Федерация: понятие, признаки, виды.
- 114. Явочный, нормативно-явочный, разрешительный порядок создания общественных объединений.