logo search
госники ГМУ

7. Процедура и принципы разработки системы инструментов регулирования социально – экономического развития

Регулирование регионального развития базируется на использовании совокупности методов, важнейшими из которых являются: балансовый, программно-целевой, нормативный, метод оптимизации регионального развития.

Балансовый метод предполагает использование различных территориальных балансов. Особенно велико значение баланса народного хозяйства региона, в котором обобщаются основные показатели комплексного развития и содержатся данные для анализа и программирования регионального хозяйственного комплекса. В последнее время большое значение приобретает региональная система национальных счетов.

Основным материалом для территориального планирования служат схемы развития производительных сил регионов и экономических районов страны.

Формирование прогнозно-плановых документов, регламентирующих развитие региональной экономики, включает четыре этапа.

Анализ положения дел в экономике. С этого этапа начинается выработка рациональной государственной экономической политики.

Анализ проводится на конкретном хозяйственном уровне, при этом выделяются «болевые точки» в экономике региона, оценивается срочность решения проблем, исследуются альтернативные последствия устранения отрицательных явлений.

Выработка и обоснование целей. Этот этап начинается с определения всех возможных целей вообще, так называемой каталогизации целей. Затем определяется характеристика каждой цели: как она соотносится с другими целями. Завершается этот этап построением «дерева целей» — динамичной системы иерархии, соподчинения целей, временного распределения их по рангам и формулировкой перспектив перемещения целей внутри «дерева».

Генеральные цели регулирования экономики региона — поддержание социальной стабильности общества, укрепление и развитие сложившихся отношений социально ориентированной рыночной экономики.

Наряду с генеральной целью существует большое количество конкретных целей, без реализации которых генеральная цель не может быть достигнута. К основным целевым установкам социально-экономического развития относятся:

а) нормализация условий жизни населения региона;

б) формирование условий устойчивого функционирования экономики региона как рыночной системы;

в) восстановление и развитие реального сектора экономики;

г) укрепление государственности и единой системы исполнительной власти как ресурса повышения эффективности экономики.

Разработка рациональной стратегии социально-экономического развития региона, т. е. выработка комплекса мероприятий по реализации условий устойчивого функционирования экономики как рыночной системы.

Проработка ресурсного обеспечения намеченных мероприятий стратегии социально-экономического развития региона.

Ввиду весьма жестких ограничений только по одному виду ресурсов — инвестициям — главная проблема состоит в обосновании источников именно этого вида ограниченных производственных ресурсов.

Таким образом, система инструментов государственного регулирования экономического развития регионального хозяйственного комплекса включает: прогноз социально-экономического развития, стратегический план и концепцию развития региона, региональные программы развития, индикативный план развития региона, бюджет региона.

Исходными в перечне документов, регламентирующих социально-экономическое развитие страны и региона, являются анализ и прогноз социально-экономического развития региона, отдельных его отраслей, крупных многоотраслевых комплексов, отдельных сфер жизнедеятельности общества.

Прогноз социально-экономического развития региона является исходным пунктом разработки документов, регламентирующих развитие региона. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для обоснования целей и задач социально-экономического и научно-технического развития, выработки и обоснования социально-экономической политики правительства.

Комплексные прогнозы экономического развития региона разрабатываются по крайней мере в трех временных горизонтах: долгосрочный — на 10 лет, среднесрочный — на период от трех до пяти лет, краткосрочный — до одного года.

Научно обоснованный прогноз социально-экономического развития региона должен базироваться на определенных научных теориях, лежащих в основе объяснения особенностей функционирования и развития регионального хозяйственного комплекса.

Прогнозные расчеты макроэкономических показателей должны вестись во взаимной связи и взаимной обусловленности. Для этого в лучшем случае необходимо разработать специальную модель или систему моделей экономики региона.

Стратегический план развития региона — это управленческий документ, который предусматривает постановку целей развития региона, определение путей достижения поставленных целей, анализ потенциальных возможностей (шансов), реализация которых позволит достичь успехов, разработку методов организации движения по избранным направлениям, рациональное использование ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей, поиск путей оптимизации использования ресурсов. Система индикативного планирования является наиболее эффективной для условий рыночной экономики формой государственного воздействия на экономику.

Программирование развития экономики страны и ее регионов является инструментарием активного государственного воздействия на экономику и социальную сферу. Целевые программы регионального развития представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Методический инструментарий программно-целевого подхода включает методы: «дерево целей», балансовые и технико-экономические расчеты, определение приоритетов, разработка вариантов и др., причем как в традиционном, экономико-статистическом, так и в экономико-математическом исполнении.

Разработка и реализация государственного бюджета — это средство участия государства в общем управлении ходом общественного воспроизводства в стране путем иммобилизации финансовых ресурсов и направления их на те или иные государственные нужды, определяемые исходя из экономической и политической целесообразности. Вне зависимости от меры автономности субъекта Федерации она является именно частью целого (пока существует целостность государства) и отражает степень централизации и децентрализации, баланс центробежных и центростремительных сил.