logo search
резван_субботина

§ 2. Организация расследования преступлений, совершенных с использованием автотранспортных средств

Специфика рассматриваемой группы преступлений предполага­ет нетрадиционный подход к определению системы типичных след­ственных ситуаций и типичных криминалистических версий и, соот­ветственно, организации их расследования.

Рассмотрим частные криминалистические версии во взаимосвя­зи с типичными следственными ситуациями, возникающими на раз­личных стадиях процесса расследования, которые, в свою очередь, примут более упорядоченный вид, если их выделять исходя из на­личия и характера информации об использованном автотранспорте и обстоятельствах его использования.

Все типичные ситуации по данной категории преступлений, на наш взгляд, можно ограничить рамками информационного состоя­ния расследования, что в определенной степени отражает его ста­дии.

  1. Состояние информационной неопределенности относительно обстоятельств использования автотранспорта при совершении пре­ ступления и непосредственно самого транспортного средства.

  2. Состояние информационной определенности, когда очевидно и использование автотранспорта при совершении преступления, и

150

имеются достаточные данные о самом автотранспортном средстве, его владельце, преступнике и т. д.

Состояние информационной неопределенности возникает по ря­ду причин. Прежде всего это обусловливается неочевидностью со­вершения данных преступлений, отсутствием и проблемами уста­новления свидетелей, очевидцев происшествия. В данном случае следователю не следует игнорировать возможность установления лиц, видевших какой-либо транспорт рядом с местом происшест­вия, лиц, находящихся в автомашине, направление движения (отку­да приехали, куда направились и т. д.). Другой причиной может явиться отсутствие на первоначальном этапе каких-либо призна­ков, указывающих на использование автотранспорта при соверше­нии преступления. В итоге, при несвоевременном выдвижении вер­сии о возможном использовании автотранспорта уже при производ­стве неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий утрачивается возможность эффективной разработки этой версии и установления преступника, отталкиваясь от сведений об автомашине.

К следующей причине можно отнести то, что преступники иногда используют при совершении преступления угнанный или похищен­ный автотранспорт, а также привлекают к совершению преступле­ния водителей автотранспортных средств, не ставя их в извест­ность о преступных намерениях. Сюда же, на наш взгляд, относят­ся и применяемые преступниками меры маскировки.

Итак, основным критерием классификации типичных следствен­ных ситуаций по данной категории преступлений будет являться степень информационной определенности. Первую группу следст­венных ситуаций, выделенных по такому принципу, можно опреде­лить как ситуации информационной неопределенности.

Неопределенность относительно использования автотранспорта при совершении преступления будет иметь место до тех пор, пока следователь не установит все обстоятельства его использования. Как известно, неопределенность может быть различного уровня в зависимости от наличия и характера информации о преступлении.

С точки зрения практической целесообразности представляется оправданным систематизировать по предлагаемому критерию ти­пичные ситуации в зависимости от того, задержано (обнаружено) транспортное средство или же нет.

I. Ситуации, возникающие в условиях, когда транспортное не за­держано (не обнаружено).

1. Информация, указывающая на использование автотранспорта при совершении преступления, отсутствует.

151

Данная ситуация наиболее типична для неочевидных преступле­ний, а также для преступлений, при совершении которых авто­транспорт использовался только на стадии подготовки и сокрытия.

Эта следственная ситуация прежде всего характерна для перво­начального этапа расследования. Однако она может сохраняться и на последующем этапе. Отсутствие конкретных сведений об ис­пользовании автотранспорта само по себе не исключает выдвиже­ния версий по данному обстоятельству. Место, время, обстановка совершения преступления, количество похищенного и ряд других обстоятельств могут служить основанием для выдвижения версии о возможном использовании автотранспортного средства.

В подобной ситуации одной из основных задач следователя на первоначальном этапе расследования будет установление процес­суальными средствами самого факта использования автотранспор­та при совершении преступления либо получение сведений, исклю­чающих такую возможность. Для этого необходимо: осмотреть место происшествия (при необходимости должны быть расширены границы осмотра, обращено внимание на возможные пути подъез­да и отъезда преступников с места происшествия, места стоянки и т. п.); дать поручение оперативным работникам по установлению возможных свидетелей, видевших автотранспортные средства во время и в месте совершения преступления; допросить обвиняемых, подозреваемых по обстоятельствам подготовки, совершения и со­крытия преступления; дать поручение оперативным работникам по установлению автомашины и водителя; допросить установленного водителя в качестве свидетеля по обстоятельствам возможного использования его автомашины в преступных целях и его причаст­ности к данному событию; дать поручение уголовному розыску про­вести оперативные мероприятия по установлению возможных свидетелей причастности водителя к подготовке и сокрытию пре­ступления; осмотреть транспортное средство (в случае его выявле­ния); осмотреть предметы, которые могут свидетельствовать об использовании автотранспорта; назначить криминалистические экс­пертизы при обнаружении соответствующих объектов; допросить свидетелей.

2. Имеются некоторые данные, свидетельствующие об исполь­зовании автотранспортного средства при совершении преступле­ния. Однако имеющаяся информация не позволяет индивидуализи­ровать автотранспорт и установить, кем, в каких целях и при каких обстоятельствах он использовался. Это еще предстоит доказать.

В данной ситуации основной задачей следователя является из­менение информационного баланса в сторону большей информа-

152

ционной определенности, т. е. выдвижение и проверка версий о следующих обстоятельствах: марка, модель, цвет, номерной знак автомобиля, индивидуальные признаки; возможные повреждения на автомашине и преградах; возможные следы транспортного сред­ства на месте происшествия; сколько человек было в автомашине, их действия.

Для этого необходимо: осмотреть место происшествия с охва­том прилегающей территории с целью выявления следов транс­портного средства; поручить уголовному розыску установление свидетелей; допросить свидетелей, очевидцев, потерпевших; ис­пользовать учеты ГИБДД для установления автомашины по имею­щимся данным; ориентировать личный состав органов внутренних дел и ГИБДД на задержание по известным приметам автомашины и преступников; проверить по ориентировкам, угонялся ли в ближай­шие дни автотранспорт со сходными приметами; изучить и проана­лизировать материал об угоне автотранспортного средства; пору­чить оперативным работникам установление возможного места сокрытия автомашины.

3. Имеются определенные конкретные данные об автотранспор­те, лицах, его использовавших, и обстоятельствах использования. Однако эти сведения не являются полными, и некоторые моменты остаются неясными.

Данная ситуация может возникнуть, когда, например, имеются потерпевшие, очевидцы, прямо указывающие на то, что преступни­ки были на автомашине и дающие достаточно полные сведения о ней и действиях преступников. В такой ситуации имеются возмож­ности сразу же проверить данную автомашину по учетам ГИБДД. В подобных благоприятных случаях существуют реальные перспекти­вы раскрытия преступления по горячим следам. После проверки автомашины по учетам необходимо: ориентировать весь личный состав органов внутренних дел и ГИБДД города, области на выяв­ление и задержание данной автомашины; провести осмотр места происшествия с участием потерпевших, свидетелей.

Если автотранспорт состоит на учете в том же населенном пунк­те, важно немедленно дать поручение оперативному работнику по установлению места нахождения владельца данной автомашины. Необходимо также установить, кто мог пользоваться автомобилем на легальном и нелегальном основании, кроме самого владельца. Если автомашина государственная или кооперативная, то нужно выяснить, кто закреплен за этим транспортным средством и кто еще мог воспользоваться им.

153

Если владелец заявляет, что его автомашина угнана, надо про­верить, поступало ли в органы внутренних дел от него заявление об угоне и сверить время предполагаемого угона и время соверше­ния преступления; сопоставить и проанализировать данные по уго­ну и расследуемому событию; обратить внимание на следы, выяв­ленные при осмотрах мест происшествий обоих событий, и при не­обходимости назначить экспертизы.

Если автомашина состоит на учете в другом городе, области, республике, стране (имеются данные номерного знака, по которым определяется регион регистрации), то нужно ориентировать бли­жайшие регионы и регион, где данное транспортное средство со­стоит на учете, на его розыск и задержание.

II. Ситуации, возникающие в условиях, когда транспортное сред­ство задержано (обнаружено).

1. Преступник и автомашина задержаны на месте происшествия.

Данная ситуация может быть обозначена как информационно-определенная. Однако такая ее характеристика достаточно услов­на, поскольку даже в этом случае на первоначальном этапе инфор­мация для следователя не может быть исчерпывающей. Да, нам действительно известно личность преступника, автотранспортное средство, но многие обстоятельства еще предстоит выяснить. За­дача следователя — проанализировать всю совокупность обстоя­тельств подготовки и совершения преступления. Здесь могут быть выявлены слабые звенья. Например, остается неизвестным, были ли у преступника соучастники; одно ли известное уже транспортное средство использовалось при подготовке и совершении преступле­ния. Если автотранспортное средство не принадлежало преступни­ку, то следует установить:

154

— поручение уголовному розыску по проверке причастности данного транспортного средства и задержанных к другим преступ­ лениям;

избыточности доказательств, т. е. определенного запаса прочности доказательственной базы.

2. Задержана автомашина с признаками возможного ее исполь­зования при совершении преступления (сведения о самом преступ­лении отсутствуют).

Такие ситуации часто возникают при досмотре автотранспорта и проверке документов на рубежных и других постах ГИБДД. Рас­смотрим некоторые наиболее характерные признаки возможного использования автотранспортного средства в преступных целях:

1) наличие признаков подделки документов на автомашину. Подделка таких документов часто сопряжена с совершением пре-' ступлений, связанных с незаконным завладением автотранспортом или иными преступлениями;

  1. отсутствие документов или фиктивные сопроводительные до­ кументы на перевозимый груз, что указывает на вероятность пере­ возки похищенной продукции;

  2. обнаружение в автомашине предметов, запрещенных к оборо­ ту без специального разрешения (оружие, наркотики, взрывчатые вещества, радиоактивные вещества);

  3. большое количество икры и рыбы ценных пород без соответ­ ствующего документального оформления (либо вызывающего со­ мнение в подлинности);

  4. обнаружение большой суммы денег, драгоценных металлов, камней, произведений искусства;

  5. наличие на автомашине и в ее салоне специфичных повреж­ дений и следов (например, пулевое отверстие на сиденье, пятна крови);

  6. неадекватная реакция водителя и пассажиров на требования работника ГИБДД остановить автомашину и предъявить докумен­ ты. Оказание вооруженного сопротивления само по себе является преступлением и требует тщательной проверки причастности дан­ ных лиц к другим преступлениям, совершенным, может быть, в другом районе или городе. Конечно, неподчинение требованию ос­ тановиться и попытка скрыться от преследования может быть реак­ цией, связанной с нежеланием нести административную ответст-

155

венность за управление в нетрезвом состоянии. Но во всех этих случаях проверка таких задержанных должна проводиться более тщательно.

В данной ситуации проверочные и первоначальные следствен­ные действия (в случае возбуждения уголовного дела) проводит следователь того РОВД, на территории которого находится пост ГИБДД, где произведено задержание.

Работники ГИБДД до прибытия следователя производят: адми­нистративное задержание лиц, находящихся в автомашине; их лич­ный досмотр; тщательный досмотр транспортного средства; проверку транспортного средства по учетам ГИБДД; изучение ори­ентировок о совершенных преступлениях с целью определения причастности к ним задержанных лиц.

Следователь, изучив имеющуюся информацию, решает вопрос о возбуждении уголовного дела или проведении дополнительных проверочных мероприятий. В частности, до возбуждения уголовно­го дела обычно получают объяснения от задержанных лиц, произ­водят проверку объектов по криминалистическим и оперативным учетам (оружие, похищенные предметы, фиктивные документы и т. д.), дают поручения уголовному розыску установить, не находят­ся ли задержанные граждане или автомобиль в розыске по другим регионам, не совершались ли какие-либо преступления со сходны­ми признаками.

После возбуждения уголовного дела производят уголовно-про­цессуальное задержание, личный обыск и допрос задержанных, ос­мотр автотранспортного средства и груза, осмотр предметов и документов, а также другие действия, указанные в рассмотренных выше ситуациях.

Нередко к моменту задержания преступники преодолевают большое расстояние от места совершения преступления. Если про­верка подтверждает, что по факту того или иного преступления, со­вершенного в другом городе, регионе возбуждено уголовное дело и обстоятельства его совершения соответствуют признакам, обнару­женным при досмотре автотранспортного средства, проверке доку­ментов и проведении иных мероприятий, собранный материал пе­редается по подследственности.

3. Обнаружено брошенное, сожженное, утопленное и т. п. авто­транспортное средство. В этой ситуации необходимо провести: ос­мотр места происшествия; проверить по ориентировкам, не совер­шались ли за последнее время преступления с использованием обнаруженного автотранспорта; проверить, не числится ли данная

156

автомашина в розыске как угнанная; провести другие проверочные мероприятия.

В случае возбуждения уголовного дела или, если оно было уже возбуждено ранее, производят рассмотренные ранее действия с учетом особенностей совершенного преступления.

В последних ситуациях предпринимаются усилия не только по проверке обстоятельств использования автотранспорта, но и по выяв­лению и доказыванию самого факта совершения преступления.

Разумеется, рассмотренные выше типичные следственные си­туации по делам о преступлениях, совершенных с использованием автотранспортных средств, в реальной жизни часто взаимно пере­секаются и сочетаются с ситуациями, типичными для расследова­ния преступлений, объединенных по видовому признаку. Выделенные следственные ситуации могут оказаться характерны­ми для расследования любого вида преступлений, совершенных с использованием автотранспортных средств. С учетом особенно­стей каждого вида преступлений они приобретают более конкрет­ное выражение.

В конечном итоге, совокупность целей, задач и мероприятий, на­правленных на их решение в каждой из предложенных следствен­ных ситуациях, в своем единстве представляют общую типовую программу установления автотранспортного средства, использо­ванного при совершении преступления, и обстоятельств его ис­пользования. На наш взгляд, данная типовая программа должна включать пять основных этапов. При этом отправной будет служить первая следственная ситуация информационной неопределенности.

  1. Проверка следователем на первоначальном этапе расследо­ вания версии об использовании автотранспортного средства при совершении преступления в условиях отсутствия конкретных дан­ ных об этом.

  2. Установление круга транспортных средств, которые могли ис­ пользоваться при совершении преступления.

  3. Выделение из их числа автотранспортного средства, в отно­ шении которого имеются обоснованные предположения о его при­ частности к расследуемому событию.

  4. Доказывание факта использования конкретного автотранс­ портного средства при совершении преступления.

  5. Установление обстоятельств его использования.

Для реализации данной программы проводят следующие основ­ные мероприятия:

1) осмотр места происшествия. С целью установления возмож­ных путей подъезда, отъезда и места стоянки автотранспорта рас-

157

ширяют границы осмотра; выявляют следы, ведущие к месту стоян­ки и от нее к месту преступления (следы протекторов шин, следы ног); выявляют следы и предметы, указывающие на использование преступником автотранспорта (кроме упомянутых выше, следы ГСМ, автомобильные инструменты, микрочастицы и др.); проводят поиск возможных повреждений на трупе, преградах, которые могли остаться от столкновения с автомашиной; используют помощь спе­циалиста для оперативного установления марки автомашины и других признаков, для организации задержания по горячим следам;

  1. поручения органам дознания по установлению свидетелей и очевидцев как самого события преступления, так и других обстоя­ тельств, связанных с использованием автотранспорта; по опросу свидетелей и очевидцев по обстоятельствам, связанным с событи­ ем преступления и использованием автотранспортных средств; по розыску с учетом имеющихся сведений конкретных транспортных средств;

  2. использование криминалистических учетов. С целью получе­ ния основных сведений об автотранспорте, посылают запрос в АИПС «Автомобиль» на базе МРЭО ГИБДД с предоставлением имеющейся информации о транспортном средстве; проверяют ус­ тановленный автотранспорт по учету угнанного и похищенного ав­ тотранспортного средств (АИПС «Автопоиск»); проверяют установ­ ленный автотранспорт на причастность к другим преступлениям (АИПС «Розыск»); при обнаружении частиц лакокрасочного покры­ тия проверяют с помощью АИПС «Марка»; проверяют частицы стекла фарных рассеивателей по АИПС «Стекло»; производят про­ верку следотек следов протекторов шин;

  3. задержание. Объявляют розыск автотранспортного средства; дают поручение органам дознания на выявление и задержание по­ дозреваемых лиц;

  4. допросы потерпевших, свидетелей, подозреваемых, обвиняе­ мых с целью получения информации об обстоятельствах использо­ вания автотранспорта;

  5. следственный осмотр (автотранспорта; предметов и докумен­ тов; участков местности);

  6. назначение экспертиз: технико-криминалистической эксперти­ зы документов; трасологической экспертизы; экспертизы материа­ лов, веществ и изделий; экспертизы трупа; судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств.

  7. проверку и уточнение показаний на месте подозреваемых, об­ виняемых, потерпевших, свидетелей.

158

9) следственный эксперимент с целью проверки собранных до­ казательств и установления возможности: совершения каких-либо действий; восприятия какого-либо факта, явления; существования какого-либо факта, явления;

10) предъявление для опознания (автотранспортного средства; предметов, относящихся к автотранспорту; участков местности, воспринимавшихся из автомашины).

Успешное решение задач, возникающих перед следователем при расследовании преступлений, совершенных с использованием автотранспортных средств, невозможно без его делового сотрудни­чества с другими подразделениями органов внутренних дел и ины­ми государственными организациями. Взаимодействие следовате­ля с работниками различных служб органов внутренних дел должно начинаться с первоначального этапа расследования, включая со­вместное участие в осмотре места происшествия. Конкретные на­правления взаимодействия во многом определяются характером самого преступления и складывающейся следственной ситуацией.

При комплектовании следственно-оперативных групп по рассле- ' дованию преступлений, совершенных с использованием автотранс­портных средств, целесообразно включать в состав таких групп оперуполномоченного по розыску автотранспорта.

С учетом специфики обстоятельств, подлежащих установлению при расследовании рассматриваемых преступлений, следователь дает органу дознания поручения, связанные с установлением об­стоятельств преступного использования автотранспорта (розыск транспортного средства по имеющимся приметам, определение его официальной и фактической принадлежности, проверка оператив­ным путем причастности владельца автомобиля к совершенному преступлению, установление роли водителя и т. п.)

В связи со спецификой следов преступления и устанавливаемых обстоятельств к производству осмотра транспортного средства, следственного эксперимента, проверки показаний на месте и неко­торых других следственных действий необходимо привлекать спе­циалиста-криминалиста, в ряде случаев — автотехника.

Особенностью расследования преступлений, совершенных с ис­пользованием автотранспортных средств, является тесное взаимо­действие следователя с сотрудниками ГИБДД. На первоначальном этапе раскрытия данных преступлений необходимо оперативное подключение подразделений ГИБДД к проведению заградительных мероприятий. Важное значение для раскрытия рассматриваемых преступлений имеет активное использование учетов ГИБДД. Акту-

159

альной является проблема совершенствования этих учетов с це­лью повышения их роли в информационном обеспечении рассле­дования преступлений.

Наряду с традиционными информационными банками данных в процессе расследования нужно использовать специализированные информационно-поисковые системы (АИПС «Автомобиль», «Авто­поиск», «Розыск», «Марка», «Стекло»), следотеку следов протекто­ров автотранспортных средств.

Среди других государственных органов, с которыми осуществля­ется взаимодействие при расследовании преступлений, совершен­ных с использованием автотранспортного средства, выделяются прежде всего федеральная служба безопасности, налоговые поли­ция и инспекция, таможенная служба, транспортная инспекция. По­требность и специфика взаимодействия с указанными органами оп­ределяются особенностями самого преступления и целями его со­вершения.