§ 2. Организация расследования хищений
автотранспортных средств на первоначальном этапе
Эффективность раскрытия и расследования хищений автотранспорта во многом зависит от правильной оценки сложившейся следственной ситуации по уголовному делу. В зависимости от объема исходной информации о лице, совершившем преступное деяние, и предмете посягательства, можно выделить три типичные для данной категории преступлений следственные ситуации:
-
известно лицо, совершившее хищение, и обнаружено похи щенное автотранспортное средство;
-
неизвестно лицо, совершившее хищение, но обнаружено по хищенное автотранспортное средство;
-
неизвестно лицо, совершившее хищение, и не обнаружено по хищенное автотранспортное средство.
Первая следственная ситуация наиболее проста в тактическом отношении. Она возникает в случаях захвата преступников с полич-
167
ным на месте хищения либо вскоре после его совершения (например, при бегстве с места происшествия, обнаружении угнанной автомашины на контрольно-пропускном пункте ГИБДД, при ее перевозке или сбыте), а также если личность преступника установлена по показаниям потерпевших, свидетелей либо оперативно-розыскным путем.
Исходная информация в данной ситуации обычно не вызывает сомнений в наличии преступного события, что позволяет отрабатывать достаточно конкретные частные версии о способах, мотивах и целях преступления; месте нахождения орудий и средств его совершения; количественном и качественном составе соучастников; их преступных связях и иных обстоятельствах. Поэтому основная деятельность следователя должна быть направлена на собирание и процессуальное закрепление имеющихся доказательств, установление конкретных обстоятельств события, их исследование и оценку.
Система следственных действий в первой ситуации может быть следующей: задержание подозреваемых; их личный обыск; освидетельствование; допрос; обыски по месту жительства и работы; наложение ареста на имущество; осмотр места происшествия и предметов, например орудий взломав осмотр транспортных средств (принадлежащих потерпевшим и подозреваемым); допрос потерпевших и свидетелей; выемка и осмотр документов на похищенное транспортное средство; получение образцов для сравнительного исследования; назначение криминалистических и иных экспертиз; предъявление задержанных и обнаруженных вещей для опознания; проверка и уточнение показаний на месте; проведение очных ставок, следственных экспериментов.
Исходные данные во второй ситуации, характеризующейся наличием похищенного автотранспортного средства и отсутствием сведений о подозреваемом, не позволяют достаточно точно судить о субъекте преступления, форме его вины и других существенных обстоятельствах, а следовательно, построить конкретные версии. Поэтому в такой ситуации в числе первых выдвигаются общие версии, объясняющие характер изучаемого события в целом, т. е. версии о том, какое преступление (кража, мошенничество, грабеж, разбой, неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения или хулиганство) было совершено и имело ли оно место в действительности.
По мере накопления фактических данных общие версии детализируются, на их основе строятся более частные версии (как правило, розыскного характера). Они должны быть направлены на установление: вероятного пути следования преступников; адресов
168
(мест), где они находятся или могут находиться; связей разыскиваемых; демографических данных, с помощью которых они могут легализоваться; их предполагаемых действий и планов, связанных с получением средств существования, документов, а также возможностью продолжения преступной деятельности; попыток наладить связь с родственниками, знакомыми и другими лицами; попыток оказать влияние на участников процесса, воспрепятствовать установлению истины по делу и т. п.
Во второй ситуации усилия следователя должны быть направлены на максимальное использование возможностей по исследованию обнаруженного транспортного средства. С этой целью необходимо: осмотреть место происшествия, транспортное средство и местность, где оно обнаружено; допросить свидетелей из числа лиц, обнаруживших транспортное средство, оказавшихся по тем или иным причинами вблизи него, сотрудников дорожно-патруль-ной службы ГИБДД; детально допросить об обстоятельствах кражи потерпевшего и других осведомленных лиц (сторожей, охранников, должностных, материально ответственных лиц, обслуживающий персонал); произвести выемку и осмотр документов на похищенное транспортное средство; получить необходимые образцы для сравнительного исследования; в зависимости от результатов осмотров назначить судебные экспертизы: биологическую, дактилоскопическую, товароведческую, транспортно-трасологическую, автотехническую, экспертизу восстановления уничтоженных маркировочных изделий, следов наложения (микрочастиц) и др.
Параллельно со следственными действиями в данной ситуации интенсивно проводят розыскные и иные организационные мероприятия по установлению скрывшихся преступников: их поиск по следам, обнаруженным при осмотре места происшествия и транспортного средства; применение служебно-розыскной. собаки; по-квартирные (подворные) обходы с целью выявления очевидцев происшедшего; информирование о совершенном преступлении сотрудников соседних и сопредельных ГОРОВД, МРЭО ГИББДД, при необходимости, — таможенных органов и НЦБ Интерпола; проверку по оперативно-справочным, розыскным и криминалистическим учетам лиц, представляющих оперативный интерес (ранее совершавших преступления аналогичным способом, скупщиков, сбытчиков похищенных автомашин); проверку обнаруженного транспортного средства (регистрационных номеров, заводской маркировки) по автоматизированной информационно-поисковой системе «Авто-поиск»; консультации со специалистами; запросы в различные организации и учреждения; изучение следственной практики по нахо-
169
дящимся в производстве и приостановленным уголовным делам данной категории; использование средств массовой информации (печати, радио, телевидения) и помощи общественности в целях раскрытия преступления.
Пр/i получении информации о приметах подозреваемых составляют и активно используют их субъективные портреты (фотороботы); распространяют розыскные ориентировки; запрашивают дополнительные сведения в Главном информационном центре МВД России, а также в информационных центрах МВД, ГУВД, УВД, ведущих кэиминалистические и розыскные учеты; осуществляют соответствующие заградительные мероприятия с целью перекрытия вероятных путей перемещения скрывающихся преступников и мест их возможного появления.
В третьей ситуации организовать расследование наиболее сложно, так как полностью отсутствуют сведения о лице, совершившем преступление, и месте нахождения похищенного транспортного средства. В этом случае целесообразно начинать расследование с выдвижения общих версий, например: хищение совершено при обстоятельствах, указанных заявителем; событие, о котором сообщает заявитель, ичело место, но содержит признаки другого преступления (например, хулиганства, самоуправства или неправомерного завладения чужим транспортным средством без цели хищения); хищение автотранспортного средства имело место, но не при тех обстоятельствах, которые указаны заявителем; преступление инсценировано.
Затем с учетом данных криминалистической характеристики разрабатывают частные типовые версии, направленные на определение круга лиц, среди которых следует вести поиск преступников и розыск похищенного автотранспорта, например: хищение автотранспортного средства совершено лицом, ранее судимым за аналогичные преступления; хищение совершено лицом, ранее не судимым, но уже совершавшим преступления таким же способом; автомобиль похищен «на заказ»; автотранспортное средство похищено несовершеннолетними, состоящими ча учете в органах внутренних дел за кражи и угоны автотранспорта; автомобиль похищен определенным лицом для использования в личных целях или для производства ремонтных работ; автомобиль похищен для вымогательства денег у потерпевшего; автомобиль похищен для использования в качестве средства или орудия совершения другого преступления (убийства, вымогательства, террористического акта); хищение автомобиля совершено «по наводке» лиц, располагавших сведениями о потерпевшем и его имуществе (знакомых, сослужив-
170
цев, родственников); к хищению причастны лица, имевшие отношение либо обслуживавшие автотранспортное средство (работники торговых предприятий, фирм, ремонтных мастерских, сторожа, охранники и др.); автотранспортное средство похищено местной преступной группой (лицами, проживающими вблизи места происшествия); автотранспортное средство похищено межрегиональной преступной группой («тамбовской», «ростовской», «самарской», «дагестанской»); хищение совершено транснациональной преступной группировкой с целью контрабанды автомобилей («русско-литовской», «русско-польской», «русско-украинской» и т. д.).
Основой для выдвижения типовых версий о хищении автотранспорта служат не столько фактические данные, сколько профессиональный опыт, интуиция следователя, а также результаты обобщения судебно-следственной практики и знание оперативной обстановки на обслуживаемой территории.
При проверке версий в рассматриваемой информационно-неопределенной ситуации акцент делают- на оперативно-розыскные и, иные организационные мероприятия, а также следственные действия, направленные на изучение материальной обстановки места происшествия, установление примет подозреваемых и индивидуальных особенностей похищенного транспортного средства.
В числе первоначальных следственных действий проводят: осмотр места происшествия; допрос потерпевшего; при необходимости — освидетельствование; допрос свидетелей из числа граждан, работающих и проживающих вблизи места кражи, родственников, знакомых потерпевшего; выемку документов на похищенное транспортное средство; осмотр документов и обнаруженных предметов; предъявление для опознания предметов и документов; получение образцов для сравнительного исследования; назначение судебно-медицинских и криминалистических экспертиз с целью выяснения вероятных признаков подозреваемых, орудий преступления и способов его совершения, отобразившихся в окружающей обстановке (следах рук, обуви, крови и т. п.).
В перечень организационных и оперативно-розыскных мероприятий входят также: преследование преступников по горячим следам, перекрытие возможных путей их отхода; осуществление заградительных мероприятий на дорогах, по которым возможно перемещение похищенного транспортного средства; подворные и поквартирные обходы; составление розыскных ориентировок, фотороботов (субъективных портретов) подозреваемых и активное их использование; предъявление лицам, видевшим преступника, фотоальбомов с изображением лиц, состоящих на учете в органах
171
внутренних дел, каталогов автотранспортных средств; составление композиционного портрета подозреваемого (если его кто-либо видел); информирование о совершенном хищении сотрудников соседних и сопредельных ГОРОВД, МРЭО ГИББДД, таможенных органов и НЦБ «Интерпола» (при необходимости); дача отдельных поручений органам дознания; проверка подозреваемых лиц по оперативно-справочным и розыскным учетам; проверка орудий и следов преступления по криминалистическим учетам; постановка похищенного автотранспортного средства на криминалистический учет; запросы в различные организации и учреждения; использование средств массовой информации (печати, радио, телевидения) и помощи общественности в целях раскрытия преступления; изучение следственной практики по находящимся в производстве и архивным уголовным делам.
- § 2. Организация первоначального этапа расследования
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий
- Глава 16 '' '*
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений
- § 2. Организация расследования на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства
- § 2. Особенности организации расследования
- § 3. Особенности тактики отдельных следственных действий
- Глава 18
- § 1. Криминалистическая характеристика экологических преступлений
- § 2. Организация расследования экологических преступлений на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании экологических преступлений
- Глава 19
- § 1. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений
- § 2. Организация расследования дорожно-транспортных преступлений на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании дорожно-транспортных преступлений
- Глава 20
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации
- § 2. Организация расследования на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства
- Глава 21
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних
- § 2. Организация расследования преступлений
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании преступлений несовершеннолетних
- Глава 22
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных организованными группами
- § 2. Организация расследования преступлений, совершенных организованными группами, на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий
- Глава 23
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных иностранными гражданами
- § 2. Организация расследования преступлений на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий
- Глава 24
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных с использованием автотранспортных средств
- § 2. Организация расследования преступлений, совершенных с использованием автотранспортных средств
- § 3. Особенности производства
- Глава 25
- § 1. Криминалистическая характеристика хищений автотранспортных средств
- § 2. Организация расследования хищений
- § 3. Тактика отдельных следственных действий
- Глава 26
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных с применением взрывных устройств
- § 2. Организация расследования на первоначальном этапе
- § 3. Особенности тактики отдельным следственных действии
- Глава 27
- § 1. Криминалистическая характеристика хищений грузов на железнодорожном транспорте
- § 2. Организация первоначального этапа расследования хищений грузов на железнодорожном транспорте
- § 3. Особенности тактики отдельных следственных действий
- Часть 2 3
- § 1 Криминалистическая характеристика бандитизма 5