§ 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных с использованием автотранспортных средств
Вид транспортного средства (с точки зрения его технической характеристики) определяется преимущественно целями его использования. При этом в тех случаях, когда совершение преступления невозможно или затруднено без использования автотранспорта, преступникам зачастую приходится предварительно подыскивать транспортное средство, имеющее соответствующие технические характеристики. Иногда транспортные средства переоборудуются с учетом предметов хищения, которые должны в них перевозиться. Эти обстоятельства необходим» учитывать для определения путей получения информации о преступниках и их розыска.
С точки зрения принадлежности транспортных средств, значительным будет являться вопрос об отношении к данному транспортному средству преступников. Автотранспорт может являться собственностью преступника (одного из преступников); находиться в его служебном пользовании; быть переданным преступнику по доверенности; добровольно переданным владельцем без оформления доверенности; угнанным или добытым другим преступным путем.
Если преступники используют угнанный или добытый другим преступным путем автотранспорт, то они прибегают к его предварительной (до совершения преступления) маскировке (изменяют номерные знаки, номера деталей и агрегатов, перекрашивают и т. п.) или стремятся использовать транспортное средство непосредственно после угона.
С точки зрения региональной принадлежности, преступники используют, в основном, местный транспорт, зарегистрированный в органах ГИБДД того же населенного пункта, где совершено преступление, реже — из других областей (краев, республик).
Важное место в криминалистической характеристике преступлений, совершенных с использованием автотранспортных средств, занимают сведения о личности преступников.
148
" Большинство преступлений исследуемой категории совершаются группой лиц, причем нередко состоящей более чем из двух человек. В одиночку совершаются, в основном, лишь мелкие кражи. Можно выделить следующую закономерность: обычно водитель привлекается в преступную группу уже во время ее формирования под предлогом второстепенности его роли (подвезти, отвезти и т. п.) и при значительной оплате его услуг. Таким образом, инициатива чаще принадлежит лицам с антисоциальными установками, не имеющим автотранспорта. Разумеется, это не относится к случаям, когда преступный умысел возникает у лица, обладающего автотранспортом.
В криминалистической характеристике кроме анализа данных о роли водителя, степени его осведомленности важное значение приобретает освещение целей и мотивов (причин) использования транспортных средств.
Преступники используют, транспортные средства в целях: приготовления к совершению преступления (предварительная разведка, отработка маршрута прибытия и отъезда с места преступления и т. п.); прибытия на место совершения преступления; отъезда с места совершения преступления; перевозки похищенного; перевозки трупа с места совершения преступления; перемещения потерпевшего в другое место; перевозки орудий совершения преступления и др.
Способ использования автотранспортных средств во многом определяется целями их применения.
Следует иметь в виду, что автомашина может быть использована не только как вспомогательное средство, но и как непосредственное орудие совершения преступления. Автомашина может являться орудием умышленного причинения тяжких телесных повреждений или умышленного убийства.
Иногда технические данные автомобиля позволяют использовать его кабину, салон в качестве места совершения преступления. Необходимо принять во внимание то, что при совершении преступлений в самом автотранспортном средстве, на местности, где оно располагалось, обычно остается значительно меньше следов, улик, поскольку многие из них находятся в самой автомашине и на первоначальной стадии расследования часто бывают недоступны для обнаружения и изъятия.
К числу элементов криминалистической характеристики по рассматриваемой категории преступлений относятся также сведения о признаках, свидетельствующих об использовании при совершении преступлений автотранспортных средств. Эти сведения по необхо-
149
димости включают в себя характеристику типичных следов и источников информации. Признаками, свидетельствующими об использовании при совершении преступления автотранспортных средств, в частности являются: задержание транспорта, используемого в преступных целях, непосредственно на месте совершения преступления; наличие материальных следов пребывания на месте происшествия транспортных средств (протекторов шин, горюче-смазочных материалов, деталей и частей автомобиля, осколков фарных рассеивателей, стекол и т. п.); идеальные следы использования при совершении преступления транспортного средства; специфические повреждения на теле потерпевшего и преградах; большой вес и объем похищенного; получение сведений о том, что тот или иной груз (аналогичный предметам посягательства, орудиям преступления и т. п.) перевозился на определенном транспортном средстве; быстрое перемещение преступников с одного места в другое; наличие в распоряжении преступников (на различных правовых основаниях) соответствующего автотранспортного средства.
- § 2. Организация первоначального этапа расследования
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий
- Глава 16 '' '*
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений
- § 2. Организация расследования на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства
- § 2. Особенности организации расследования
- § 3. Особенности тактики отдельных следственных действий
- Глава 18
- § 1. Криминалистическая характеристика экологических преступлений
- § 2. Организация расследования экологических преступлений на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании экологических преступлений
- Глава 19
- § 1. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений
- § 2. Организация расследования дорожно-транспортных преступлений на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании дорожно-транспортных преступлений
- Глава 20
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации
- § 2. Организация расследования на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства
- Глава 21
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних
- § 2. Организация расследования преступлений
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании преступлений несовершеннолетних
- Глава 22
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных организованными группами
- § 2. Организация расследования преступлений, совершенных организованными группами, на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий
- Глава 23
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных иностранными гражданами
- § 2. Организация расследования преступлений на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий
- Глава 24
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных с использованием автотранспортных средств
- § 2. Организация расследования преступлений, совершенных с использованием автотранспортных средств
- § 3. Особенности производства
- Глава 25
- § 1. Криминалистическая характеристика хищений автотранспортных средств
- § 2. Организация расследования хищений
- § 3. Тактика отдельных следственных действий
- Глава 26
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных с применением взрывных устройств
- § 2. Организация расследования на первоначальном этапе
- § 3. Особенности тактики отдельным следственных действии
- Глава 27
- § 1. Криминалистическая характеристика хищений грузов на железнодорожном транспорте
- § 2. Организация первоначального этапа расследования хищений грузов на железнодорожном транспорте
- § 3. Особенности тактики отдельных следственных действий
- Часть 2 3
- § 1 Криминалистическая характеристика бандитизма 5