§ 3. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании преступлений несовершеннолетних
Независимо от процессуального положения допрашиваемого при подготовке к допросу несовершеннолетнего и его производстве следователь должен:
-
Исключить промедление с допросом, свести к минимуму про межуток времени с момента возникновения необходимости в до просе до его проведения. В противном случае на подростка могут оказать воздействие заинтересованные лица, внушающую роль сыграют слухи, суждения различных лиц о происшедшем. С течени ем времени будут забываться детали, события, замещаясь фанта зиями, вымышленными подробностями.
-
Правильно определить способ вызова несовершеннолетнего на допрос, чтобы исключить нежелательную огласку этого факта и воздействие заинтересованных лиц.
-
Продумать круг участников допроса; решить, будут ли участ вовать в допросе родители подростка, педагоги и другие лица, кто именно; пригласить при необходимости защитника.
8 Криминалистическая метпдика ' 113
-
Получить по возможности полные сведения о личности несо вершеннолетнего, использовать данную информацию для установ ления психологического контакта с допрашиваемым и определения тактики допроса.
-
Не допускать бесцельного ожидания подростком момента на чала допроса.
-
Создать обстановку, в которой несовершеннолетний мог бы сосредоточиться на содержании допроса, убрать предметы, спо собные отвлечь его внимание, посадить в стороне от окна, исклю чить присутствие посторонних лиц, телефонные разговоры и т. п.
-
Письменно сформулировать наиболее важные вопросы таким образом, чтобы они не несли в себе подсказок и были бы составле ны в понятных для подростка выражениях.
-
Вести допрос в спокойной, уверенной манере, избегать гру бых окриков и в то же время пресекать развязное поведение допра шиваемого.
-
Помочь подростку в определении предмета свободного рас сказа и всего допроса. По возможности не прерывать речь допра шиваемого. При необходимости акцентировать внимание на от дельных сторонах обстоятельств преступления.
-
Не затягивать допрос, поскольку подростки быстро утомля ются и в таком состоянии могут легко согласиться с какими-либо су ждениями следователя. Если допрос в силу объективных причин нельзя провести в короткое время, то необходимо делать переры вы по 5-10 мин через каждые 20-40 мин допроса, в зависимости от возраста допрашиваемого.
-
Выяснить, кто из взрослых беседовал с подростком по суще ству дела.
-
Не допускать постановки наводящих вопросов.
-
Фиксировать сведения после завершения рассказа несовер шеннолетнего (чтобы перерывы в показаниях не помешали воспро изведению событий).
-
Использовать научно-технические средства (аудио- и видео запись) в качестве дополнительных средств фиксации показаний с целью более полно отразить ход и результаты допроса несовер шеннолетнего. Следователь должен быть готов также к тому, что подростки в ходе судебного разбирательства нередко меняют свои показания под воздействием заинтересованных лиц и близких. По этому наиболее важные из показаний несовершеннолетнего в ста ти
дии расследования рекомендуется фиксировать не только в протоколе, но и на видео- или аудиопленке.
Проверку показаний несовершеннолетнего на месте необходимо проводить в следующих случаях:
1. Когда на допросе подросток не смог назвать точные парамет ры или ориентиры расположения интересующего следствие объек та (магазина и т. д.), заявив при этом, что укажет помещение или путь следования к нему.
В данном случае не исключено, что подросток, не принимавший непосредственного участия в совершении преступления, решил взять всю ответственность на себя. Предварительный подробный допрос и тщательная проверка показаний на месте позволят выявить их несостоятельность.
2. Для более точного и наглядного представления механизма происшедшего.
3. Когда имеющие" значение для дела обстоятельства могут быть установлены или проверены на месте только с участием доп-' рашиваемого несовершеннолетнего.
-
В целях выяснения первоначальной обстановки на месте про исшествия, если со временем она была нарушена, а ее точное вос становление необходимо для дела.
-
Для отыскания еще не обнаруженных следов преступления, которые должны быть, если показания соответствуют действитель ности. В отличие от осмотра с участием допрошенного (обвиняемо го и др.) последний в ходе проверки показаний на месте активно участвует в отыскании следов (брошенных орудий преступления и т. д.) и объясняет, какова их связь с преступлением.
-
Для установления объектов, наличие которых могло повлиять на ход преступления, делая его возможным- либо невозможным. Этот прием несколько напоминает следственный эксперимент и встречается в практике расследования преступлений несовершен нолетних сравнительно часто. Для проверки показаний о том, что несовершеннолетний проник в хранилище через лаз, прятался в ук рытии и т. п., необходимо выяснить, есть ли такие объекты на мест ности и позволяют ли они совершить эти действия. В отличие от следственного эксперимента решение данного вопроса не требует опытов, а достигается указанием на объект и простой демонстраци ей действия.
115
Назначение экспертиз. По делам о преступлениях несовершеннолетних может быть назначена судебно-психологическая экспертиза в следующих целях:
1. Для проверки, мог ли малолетний свидетель или потерпевший правильно воспринимать имеющие значение для дела факты и яв ления, о которых он сообщает в своих показаниях.
В этом случае на разрешение эксперта-психолога могут быть поставлены вопросы: мог ли свидетель (потерпевший), исходя из психологических особенностей его возраста, индивидуальных психических особенностей и интеллектуального развития, правильно воспринимать факты, сообщенные им на допросе; мог ли малолетний свидетель (потерпевший), исходя из психологических особенностей его возраста, индивидуальных свойств его памяти, наблюдательности и внимания, запомнить и правильно передать обстоятельства, изложенные в протоколе допроса; являются ли показания малолетнего свидетеля (потерпевшего) о сообщенных фактах результатом его фантазии; имеются ли у несовершеннолетнего признаки повышенной внушаемости?
2. Для проверки, мог чи психически здоровый несовершеннолет ний обвиняемый полностью сознавать значение своих действий и руководить ими.
В таких случаях на разрешение эксперта ставят следующие вопросы: имеются ли у несовершеннолетнего признаки отставания в психическом развитии, и если имеются, то в чем они конкретно выражаются; мог ли несовершеннолетний правильно осознавать значение своих действий и их последствия, учитывая уровень и особенности его психического развития; имеются ли у несовершеннолетнего признаки умственной отсталости (не связанные с душевным заболеванием) и в чем они выражаются, какова степень и форма отсталости; имеются ли у несовершеннолетнего индивидуально-психологические особенности, которые могли способствовать совершению данного преступления; в какой степени несовершеннолетний мог руководить своими действиями?
3. С целью проверить, достиг ли субъект определенного возрас та, когда сведения об этом отсутствуют, а данные судебно-меди цинского исследования не позволяют вынести категоричного суж дения по указанному вопросу и нуждаются в обосновании другими доказательствами.
116
- § 2. Организация первоначального этапа расследования
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий
- Глава 16 '' '*
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений
- § 2. Организация расследования на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства
- § 2. Особенности организации расследования
- § 3. Особенности тактики отдельных следственных действий
- Глава 18
- § 1. Криминалистическая характеристика экологических преступлений
- § 2. Организация расследования экологических преступлений на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании экологических преступлений
- Глава 19
- § 1. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений
- § 2. Организация расследования дорожно-транспортных преступлений на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании дорожно-транспортных преступлений
- Глава 20
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации
- § 2. Организация расследования на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства
- Глава 21
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних
- § 2. Организация расследования преступлений
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании преступлений несовершеннолетних
- Глава 22
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных организованными группами
- § 2. Организация расследования преступлений, совершенных организованными группами, на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий
- Глава 23
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных иностранными гражданами
- § 2. Организация расследования преступлений на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий
- Глава 24
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных с использованием автотранспортных средств
- § 2. Организация расследования преступлений, совершенных с использованием автотранспортных средств
- § 3. Особенности производства
- Глава 25
- § 1. Криминалистическая характеристика хищений автотранспортных средств
- § 2. Организация расследования хищений
- § 3. Тактика отдельных следственных действий
- Глава 26
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных с применением взрывных устройств
- § 2. Организация расследования на первоначальном этапе
- § 3. Особенности тактики отдельным следственных действии
- Глава 27
- § 1. Криминалистическая характеристика хищений грузов на железнодорожном транспорте
- § 2. Организация первоначального этапа расследования хищений грузов на железнодорожном транспорте
- § 3. Особенности тактики отдельных следственных действий
- Часть 2 3
- § 1 Криминалистическая характеристика бандитизма 5