logo
резван_субботина

§ 3. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании преступлений несовершеннолетних

Независимо от процессуального положения допрашиваемого при подготовке к допросу несовершеннолетнего и его производ­стве следователь должен:

  1. Исключить промедление с допросом, свести к минимуму про­ межуток времени с момента возникновения необходимости в до­ просе до его проведения. В противном случае на подростка могут оказать воздействие заинтересованные лица, внушающую роль сыграют слухи, суждения различных лиц о происшедшем. С течени­ ем времени будут забываться детали, события, замещаясь фанта­ зиями, вымышленными подробностями.

  2. Правильно определить способ вызова несовершеннолетнего на допрос, чтобы исключить нежелательную огласку этого факта и воздействие заинтересованных лиц.

  3. Продумать круг участников допроса; решить, будут ли участ­ вовать в допросе родители подростка, педагоги и другие лица, кто именно; пригласить при необходимости защитника.

8 Криминалистическая метпдика ' 113

  1. Получить по возможности полные сведения о личности несо­ вершеннолетнего, использовать данную информацию для установ­ ления психологического контакта с допрашиваемым и определения тактики допроса.

  2. Не допускать бесцельного ожидания подростком момента на­ чала допроса.

  3. Создать обстановку, в которой несовершеннолетний мог бы сосредоточиться на содержании допроса, убрать предметы, спо­ собные отвлечь его внимание, посадить в стороне от окна, исклю­ чить присутствие посторонних лиц, телефонные разговоры и т. п.

  4. Письменно сформулировать наиболее важные вопросы таким образом, чтобы они не несли в себе подсказок и были бы составле­ ны в понятных для подростка выражениях.

  5. Вести допрос в спокойной, уверенной манере, избегать гру­ бых окриков и в то же время пресекать развязное поведение допра­ шиваемого.

  6. Помочь подростку в определении предмета свободного рас­ сказа и всего допроса. По возможности не прерывать речь допра­ шиваемого. При необходимости акцентировать внимание на от­ дельных сторонах обстоятельств преступления.

  1. Не затягивать допрос, поскольку подростки быстро утомля­ ются и в таком состоянии могут легко согласиться с какими-либо су­ ждениями следователя. Если допрос в силу объективных причин нельзя провести в короткое время, то необходимо делать переры­ вы по 5-10 мин через каждые 20-40 мин допроса, в зависимости от возраста допрашиваемого.

  2. Выяснить, кто из взрослых беседовал с подростком по суще­ ству дела.

  3. Не допускать постановки наводящих вопросов.

  4. Фиксировать сведения после завершения рассказа несовер­ шеннолетнего (чтобы перерывы в показаниях не помешали воспро­ изведению событий).

  5. Использовать научно-технические средства (аудио- и видео­ запись) в качестве дополнительных средств фиксации показаний с целью более полно отразить ход и результаты допроса несовер­ шеннолетнего. Следователь должен быть готов также к тому, что подростки в ходе судебного разбирательства нередко меняют свои показания под воздействием заинтересованных лиц и близких. По­ этому наиболее важные из показаний несовершеннолетнего в ста­ ти

дии расследования рекомендуется фиксировать не только в прото­коле, но и на видео- или аудиопленке.

Проверку показаний несовершеннолетнего на месте необхо­димо проводить в следующих случаях:

1. Когда на допросе подросток не смог назвать точные парамет­ ры или ориентиры расположения интересующего следствие объек­ та (магазина и т. д.), заявив при этом, что укажет помещение или путь следования к нему.

В данном случае не исключено, что подросток, не принимавший непосредственного участия в совершении преступления, решил взять всю ответственность на себя. Предварительный подробный допрос и тщательная проверка показаний на месте позволят вы­явить их несостоятельность.

2. Для более точного и наглядного представления механизма происшедшего.

3. Когда имеющие" значение для дела обстоятельства могут быть установлены или проверены на месте только с участием доп-' рашиваемого несовершеннолетнего.

  1. В целях выяснения первоначальной обстановки на месте про­ исшествия, если со временем она была нарушена, а ее точное вос­ становление необходимо для дела.

  2. Для отыскания еще не обнаруженных следов преступления, которые должны быть, если показания соответствуют действитель­ ности. В отличие от осмотра с участием допрошенного (обвиняемо­ го и др.) последний в ходе проверки показаний на месте активно участвует в отыскании следов (брошенных орудий преступления и т. д.) и объясняет, какова их связь с преступлением.

  3. Для установления объектов, наличие которых могло повлиять на ход преступления, делая его возможным- либо невозможным. Этот прием несколько напоминает следственный эксперимент и встречается в практике расследования преступлений несовершен­ нолетних сравнительно часто. Для проверки показаний о том, что несовершеннолетний проник в хранилище через лаз, прятался в ук­ рытии и т. п., необходимо выяснить, есть ли такие объекты на мест­ ности и позволяют ли они совершить эти действия. В отличие от следственного эксперимента решение данного вопроса не требует опытов, а достигается указанием на объект и простой демонстраци­ ей действия.

115

Назначение экспертиз. По делам о преступлениях несовершен­нолетних может быть назначена судебно-психологическая экспер­тиза в следующих целях:

1. Для проверки, мог ли малолетний свидетель или потерпевший правильно воспринимать имеющие значение для дела факты и яв­ ления, о которых он сообщает в своих показаниях.

В этом случае на разрешение эксперта-психолога могут быть по­ставлены вопросы: мог ли свидетель (потерпевший), исходя из пси­хологических особенностей его возраста, индивидуальных психиче­ских особенностей и интеллектуального развития, правильно вос­принимать факты, сообщенные им на допросе; мог ли малолетний свидетель (потерпевший), исходя из психологических особенностей его возраста, индивидуальных свойств его памяти, наблюдательно­сти и внимания, запомнить и правильно передать обстоятельства, изложенные в протоколе допроса; являются ли показания малолет­него свидетеля (потерпевшего) о сообщенных фактах результатом его фантазии; имеются ли у несовершеннолетнего признаки повы­шенной внушаемости?

2. Для проверки, мог чи психически здоровый несовершеннолет­ ний обвиняемый полностью сознавать значение своих действий и руководить ими.

В таких случаях на разрешение эксперта ставят следующие во­просы: имеются ли у несовершеннолетнего признаки отставания в психическом развитии, и если имеются, то в чем они конкретно вы­ражаются; мог ли несовершеннолетний правильно осознавать зна­чение своих действий и их последствия, учитывая уровень и особенности его психического развития; имеются ли у несовершен­нолетнего признаки умственной отсталости (не связанные с душев­ным заболеванием) и в чем они выражаются, какова степень и форма отсталости; имеются ли у несовершеннолетнего индивиду­ально-психологические особенности, которые могли способство­вать совершению данного преступления; в какой степени несовер­шеннолетний мог руководить своими действиями?

3. С целью проверить, достиг ли субъект определенного возрас­ та, когда сведения об этом отсутствуют, а данные судебно-меди­ цинского исследования не позволяют вынести категоричного суж­ дения по указанному вопросу и нуждаются в обосновании другими доказательствами.

116