logo
резван_субботина

§ 1. Криминалистическая характеристика хищений грузов на железнодорожном транспорте

Несмотря на некоторое снижение объемов грузовых перевозок по железным дорогам Российской Федерации, обеспечение сохранно­сти перевозимых грузов по-прежнему остается одной из главных задач органов внутренних дел на транспорте. Однако целенаправ­ленная борьба с преступными посягательствами на железнодорож­ном транспорте, особенно с хищениями грузов, находится в прямой зависимости от соблюдения ряда условий, среди которых немало­важное значение имеет осведомленность следственных и опера­тивных работников о специфике грузовых перевозок. Необходи­мость подобной осведомленности обусловлена еще и тем, что совершаемые на железнодорожном транспорте преступления не­редко сопряжены с использованием особенностей его функциони­рования и отступлениями от технических норм и правил, обеспечи­вающих сохранность перевозимых грузов.

Сущность криминалистической характеристики хищений грузов на железнодорожном транспорте определяется совокупностью взаимосвязанных общих и индивидуальных признаков данного ви­да преступлений, проявляющихся главным образом в предмете по­сягательства, объективной обстановке и способах их совершения , а также в особенностях личности субъектов.

Непосредственным предметом посягательства рассматривае­мых преступлений являются: наливные грузы (нефть, бензин, керо­син, кислоты, спирт, вино, молоко и др.), транспортируемые в цис­тернах; тарные грузы, перевозимые в упаковке (мука, сахар, крупа в мешках); табачные и галантерейные изделия — в коробках; фрукты и овощи — в ящиках; насыпные грузы (зерно, подсолнечное семя и т. д.), перевозимые в крытых вагонах; навалочные грузы (кокс, ру­да, лес), перевозимые без упаковки в полувагонах и на открытых платформах; штучные грузы (автомобили, станки, котлы, электро­оборудование, сельскохозяйственные машины и их части); багаж и почтовые отправления граждан, перевозимые в вагонах специаль­ного типа.

205

Специфичность объективной обстановки совершения хище­ний грузов определяется тем, что преступления совершаются в особой среде, которая детерминирована действием ряда негатив­ных и позитивных факторов. Такие факторы могут существенно за­труднять процесс раскрытия и расследования преступлений либо упрощать его.

К числу негативных факторов, затрудняющих раскрытие и рас­следование преступлений, относятся:

К числу позитивных факторов, способствующих раскрытию и расследованию преступлений на транспорте, относятся: ограничен­ность территории, в пределах которой осуществляется деятель­ность органов внутренних дел на транспорте; строгая нормативная регламентация многих технологических процессов, связанных с функционированием железнодорожного транспорта; документаль­ная фиксация основных коммерческих операций, проводимых с пе­ревозимыми грузами.

К основным коммерческим операциям, которые выполняются железными дорогами, грузоотправителями и грузополучателями, относятся: подготовка груза к перевозке; составление накладной и предъявление ее в товарную контору станции; прием груза станци­ей и оформление грузовых документов; взимание провозных плат и сборов; погрузка груза и пломбирование вагона; перевозка груза по

206

железной дороге; выгрузка и хранение груза на станции назначе­ния; операции в товарной конторе на станции назначения; выдача груза получателю.

Каждая из названных операций связана с производством опре­деленных работ с грузом и оформлением соответствующих перево­зочных документов, ведением учетной документации и отчетности, которые выполняются грузовыми дворами и товарными конторами. Помимо этого все тарные и штучные грузы подлежат обязательной отправительской маркировке. На маркировке указывают: знак от­правителя (например, фабрично-заводская марка) или порядковый номер места; наименование станции и дороги отправления; наиме­нование станции и дороги назначения; наименование грузополуча­теля, а также некоторые другие данные о свойствах перевозимого груза и способах его транспортировки.

Маркировка наносится на каждое место, если груз перевозят мелкими и малотоннажными отправками. При перевозке однород­ных грузов повагоннымй отправками маркируют не менее четырех мест, причем у каждой двери располагают по два маркированных места, так что чаще всего именно они оказываются похищенными. Поэтому сведения, содержащиеся в маркировке, могут быть ис­пользованы следователем при обнаружении грузов без документов или упаковки грузов при обыске либо при осмотре места происше­ствия с целью установления принадлежности груза, а именно — от­куда и куда он перевозился.

Сведения о способах хищений грузов и особенностях личности расхитителей. Способ совершения преступления — основной эле­мент рассматриваемой криминалистической характеристики. В са­мом общем виде он может быть представлен как определенный образ действия лица, метод его поведения во время совершения хищения. Детерминированость поведения лица его психофизиоло­гическими свойствами и повторяемость многих способов хищений может служить обстоятельством, позволяющим установить и изо­бличить преступника.

Как уже отмечалось, хищения грузов на железнодорожном транспорте имеют свои особенности, обусловленные спецификой функционирования этого вида транспорта и своеобразием выпол­няемых коммерческих операций с перевозимым грузом и багажом. Располагая такими сведения и зная способ совершения хищения, можно достаточно быстро установить круг подозреваемых лиц, вре­мя и место хищения, примерное количество участников преступле­ния, их профессиональные навыки, степень подготовленности, зна­ние ими местных условий и другие важные обстоятельства. Это

207

позволит построить обоснованные следственные версии, правиль­но определить направления расследования, рассчитать необходи­мые силы и средства.

Для удобства рассмотрения способы хищений грузов целесооб­разно разделить на несколько групп:

1. Хищения груза (багажа) или его части, маскируемые под­ ложными коммерческими актами о несохранности товаромате- риальных ценностей. Совершаются как на станциях отправления, так и на станциях назначения (при приемке-выдаче груза); в пути следования на промежуточных станциях; в пунктах перевалки груза (на другой вид транспорта); при хранении в складских помещениях (пакгаузах) и багажных кладовых.

Участниками данных хищений могут быть приемосдатчики, а со­участниками — представители грузоотправителя или получателя, грузчики, начальник станции или заведующий грузовым двором, контейнерной площадкой.

  1. Хищения части груза, маскируемые подделкой данных о мас­ се и количестве мест в накладной и дорожной ведомости, ее ко­ решке и квитанции о приемке груза к перевозке. Место соверше­ ния таких хищений — пункты приемки, перевалки и выдачи груза. Участники: приемосдатчики по сговору с представителями грузоот­ правителя или получателя (в этом случае подделка в корешке до­ рожной ведомости отсутствует); приемосдатчики в соучастии с грузчиками (при этом отсутствует подделка в корешке дорожной ве­ домости и в квитанции).

  2. Хищения части груза за счет создания излишков. Излишки могут быть образованы: в результате ошибки грузоотправителя (на­ пример, отпускается большее количество товара, чем указано в пе­ ревозочных документах); в результате естественного или искусст­ венного увеличения массы груза (сахара, муки, зерна, крупы и т. п.); вследствие занижения веса груза при взвешивании.

Хищения такими способами, как правило, совершают приемос­датчики по предварительному сговору с представителями грузоот­правителя или грузополучателя, с грузчиками, с должностными ли­цами, присутствующими при перевешивании или пересчете товаро-материальных ценностей.

При совершении хищений грузов с использованием весового хо­зяйства обычно создается недовес груза за счет фальсификации приборов взвешивания, искусственного завышения веса тары или перевозочных тележек и др. В этом случае участниками хищения могут быть и весовщики.

;8» •■'-■ .

208

  1. Хищения груза (багажа), маскируемые разъединением груза и перевозочных документов. Местами их совершения являются сортировочные станции, на которых происходит формирование по­ ездов. В круг участников данных хищений обычно входят железно­ дорожные работники, производящие технологические операции по формированию составов, сортировке грузов и подбору перевозоч­ ных документов: заведующие товарными конторами, заведующие техническими конторами, операторы, диспетчеры, конторщики, де­ журные по станции.

  2. Хищения груза (багажа), маскируемые пересоставлением перевозочных документов и их переадресовкой другим грузополу­ чателям. Данные хищения также совершаются на сортировочных станциях, а их участниками являются: грузоотправители, грузополу­ чатели, работники, производящие операции по формированию со­ ставов, сортировке грузов и подборке перевозочных документов (заведующие товарными и техническими конторами, операторы, диспетчеры, конторщики', дежурные по станции).

  3. Хищения части груза (багажа) и почтовых отправлений из' отдельных мест с нарушением упаковки и последующей марки­ ровкой (или без нее). Места их совершения — вагоны, склады, пак­ гаузы, багажные кладовые. Участниками таких хищений могут быть приемосдатчики, кладовщики, грузчики, экспедиторы и другие лица, сопровождающие груз, а также посторонние лица.

Вложения из почтовых посылок при их перевозке в почтовых ва­гонах, как правило, похищают сами работники бригад, обслуживаю­щих эти вагоны.

7. Хищения открыто лежащих грузов со свободным доступом к ним. Такими способами похищаются обычно стройматериалы, де­ тали автотранспортных средств и сельскохозяйственных машин, части промышленных станков и приборов. Характерно, что хище­ ния, совершаемые указанными способами, весьма примитивны. Однако их раскрытие и расследование существенно осложняется необходимостью проверки широкого круга лиц, в число которых могут входить как работники железнодорожного транспорта, так и лица, по­ лучающие или отправляющие грузы, а также посторонние граждане.

Хищения грузов с открытых платформ нередко совершают и преступники-гастролеры, лица, использующие товарный состав для переезда от одного места к другому, а также члены локомотивных бригад, проводники, работники военизированной охраны.

8. Хищения груза из вагонов (контейнеров), совершаемые с на­ рушением целостности пломб, запорно-пломбировочных уст­ ройств (ЗПУ) и закруток. Совершая хищения грузов подобными

Н Криминалистическая мсп>дик;| 209

по документам вагоны или контейнеры. Похищенное имущество прячут затем в секциях локомотивов или в заранее приготовленных тайниках. В большинстве случаев следы совершения таких престу­плений не маскируются, т. е. закрутки и пломбы вновь не навеши­ваются, проломы в обшивке вагонов и контейнеров не заделывают­ся, люки вагонов не закрываются.

Обстоятельством, способствующим совершению данных престу­плений, является то, что зачастую документы на перевозимый груз в нарушение ведомственных инструкций передаются машинистам в раскрытых или неопечатанных пакетах и свертках. Пользуясь этим, машинисты могут свободно ознакомиться с любым из документов и поместить его обратно в пакет.

Перечислением описанных групп способов отнюдь не исчерпы­вается все многообразие совершаемых на железнодорожном транспорте хищений грузов. Тем не менее они являются основны­ми и наиболее распространенными, а потому их знание имеет су­щественное значение для раскрытия и расследования преступле­ний данной категории, особенно на первоначальном этапе.

V