§ 1. Криминалистическая характеристика хищений грузов на железнодорожном транспорте
Несмотря на некоторое снижение объемов грузовых перевозок по железным дорогам Российской Федерации, обеспечение сохранности перевозимых грузов по-прежнему остается одной из главных задач органов внутренних дел на транспорте. Однако целенаправленная борьба с преступными посягательствами на железнодорожном транспорте, особенно с хищениями грузов, находится в прямой зависимости от соблюдения ряда условий, среди которых немаловажное значение имеет осведомленность следственных и оперативных работников о специфике грузовых перевозок. Необходимость подобной осведомленности обусловлена еще и тем, что совершаемые на железнодорожном транспорте преступления нередко сопряжены с использованием особенностей его функционирования и отступлениями от технических норм и правил, обеспечивающих сохранность перевозимых грузов.
Сущность криминалистической характеристики хищений грузов на железнодорожном транспорте определяется совокупностью взаимосвязанных общих и индивидуальных признаков данного вида преступлений, проявляющихся главным образом в предмете посягательства, объективной обстановке и способах их совершения , а также в особенностях личности субъектов.
Непосредственным предметом посягательства рассматриваемых преступлений являются: наливные грузы (нефть, бензин, керосин, кислоты, спирт, вино, молоко и др.), транспортируемые в цистернах; тарные грузы, перевозимые в упаковке (мука, сахар, крупа в мешках); табачные и галантерейные изделия — в коробках; фрукты и овощи — в ящиках; насыпные грузы (зерно, подсолнечное семя и т. д.), перевозимые в крытых вагонах; навалочные грузы (кокс, руда, лес), перевозимые без упаковки в полувагонах и на открытых платформах; штучные грузы (автомобили, станки, котлы, электрооборудование, сельскохозяйственные машины и их части); багаж и почтовые отправления граждан, перевозимые в вагонах специального типа.
205
Специфичность объективной обстановки совершения хищений грузов определяется тем, что преступления совершаются в особой среде, которая детерминирована действием ряда негативных и позитивных факторов. Такие факторы могут существенно затруднять процесс раскрытия и расследования преступлений либо упрощать его.
К числу негативных факторов, затрудняющих раскрытие и расследование преступлений, относятся:
-
высокая динамичность работы транспорта и значительная протяженность маршрутов железных дорог, затрудняющие свое временное обнаружение преступлений и мест их совершения, а также потерпевших и свидетелей (очевидцев);
-
круглосуточный режим работы железнодорожного транспор та, создающий повышенную уязвимость перевозимых грузов в ве чернее и ночное время, способствующий совершению и сокрытию преступлений;
-
большое разнообразие и многочисленность технологических операций по обработке перевозимых грузов. К выполнению этих операций причастно значительное количество работников железно дорожного транспорта и материально-ответственных лиц из других организаций, что затрудняет установление места совершения пре ступления и подозреваемых;
-
сосредоточенность на относительно малых площадях (объек тах железнодорожного транспорта) большого количества товарома- териальных ценностей, свободный доступ к которым имеют многие работники, обслуживающие железнодорожный транспорт, а также посторонние граждане.
К числу позитивных факторов, способствующих раскрытию и расследованию преступлений на транспорте, относятся: ограниченность территории, в пределах которой осуществляется деятельность органов внутренних дел на транспорте; строгая нормативная регламентация многих технологических процессов, связанных с функционированием железнодорожного транспорта; документальная фиксация основных коммерческих операций, проводимых с перевозимыми грузами.
К основным коммерческим операциям, которые выполняются железными дорогами, грузоотправителями и грузополучателями, относятся: подготовка груза к перевозке; составление накладной и предъявление ее в товарную контору станции; прием груза станцией и оформление грузовых документов; взимание провозных плат и сборов; погрузка груза и пломбирование вагона; перевозка груза по
206
железной дороге; выгрузка и хранение груза на станции назначения; операции в товарной конторе на станции назначения; выдача груза получателю.
Каждая из названных операций связана с производством определенных работ с грузом и оформлением соответствующих перевозочных документов, ведением учетной документации и отчетности, которые выполняются грузовыми дворами и товарными конторами. Помимо этого все тарные и штучные грузы подлежат обязательной отправительской маркировке. На маркировке указывают: знак отправителя (например, фабрично-заводская марка) или порядковый номер места; наименование станции и дороги отправления; наименование станции и дороги назначения; наименование грузополучателя, а также некоторые другие данные о свойствах перевозимого груза и способах его транспортировки.
Маркировка наносится на каждое место, если груз перевозят мелкими и малотоннажными отправками. При перевозке однородных грузов повагоннымй отправками маркируют не менее четырех мест, причем у каждой двери располагают по два маркированных места, так что чаще всего именно они оказываются похищенными. Поэтому сведения, содержащиеся в маркировке, могут быть использованы следователем при обнаружении грузов без документов или упаковки грузов при обыске либо при осмотре места происшествия с целью установления принадлежности груза, а именно — откуда и куда он перевозился.
Сведения о способах хищений грузов и особенностях личности расхитителей. Способ совершения преступления — основной элемент рассматриваемой криминалистической характеристики. В самом общем виде он может быть представлен как определенный образ действия лица, метод его поведения во время совершения хищения. Детерминированость поведения лица его психофизиологическими свойствами и повторяемость многих способов хищений может служить обстоятельством, позволяющим установить и изобличить преступника.
Как уже отмечалось, хищения грузов на железнодорожном транспорте имеют свои особенности, обусловленные спецификой функционирования этого вида транспорта и своеобразием выполняемых коммерческих операций с перевозимым грузом и багажом. Располагая такими сведения и зная способ совершения хищения, можно достаточно быстро установить круг подозреваемых лиц, время и место хищения, примерное количество участников преступления, их профессиональные навыки, степень подготовленности, знание ими местных условий и другие важные обстоятельства. Это
207
позволит построить обоснованные следственные версии, правильно определить направления расследования, рассчитать необходимые силы и средства.
Для удобства рассмотрения способы хищений грузов целесообразно разделить на несколько групп:
1. Хищения груза (багажа) или его части, маскируемые под ложными коммерческими актами о несохранности товаромате- риальных ценностей. Совершаются как на станциях отправления, так и на станциях назначения (при приемке-выдаче груза); в пути следования на промежуточных станциях; в пунктах перевалки груза (на другой вид транспорта); при хранении в складских помещениях (пакгаузах) и багажных кладовых.
Участниками данных хищений могут быть приемосдатчики, а соучастниками — представители грузоотправителя или получателя, грузчики, начальник станции или заведующий грузовым двором, контейнерной площадкой.
-
Хищения части груза, маскируемые подделкой данных о мас се и количестве мест в накладной и дорожной ведомости, ее ко решке и квитанции о приемке груза к перевозке. Место соверше ния таких хищений — пункты приемки, перевалки и выдачи груза. Участники: приемосдатчики по сговору с представителями грузоот правителя или получателя (в этом случае подделка в корешке до рожной ведомости отсутствует); приемосдатчики в соучастии с грузчиками (при этом отсутствует подделка в корешке дорожной ве домости и в квитанции).
-
Хищения части груза за счет создания излишков. Излишки могут быть образованы: в результате ошибки грузоотправителя (на пример, отпускается большее количество товара, чем указано в пе ревозочных документах); в результате естественного или искусст венного увеличения массы груза (сахара, муки, зерна, крупы и т. п.); вследствие занижения веса груза при взвешивании.
Хищения такими способами, как правило, совершают приемосдатчики по предварительному сговору с представителями грузоотправителя или грузополучателя, с грузчиками, с должностными лицами, присутствующими при перевешивании или пересчете товаро-материальных ценностей.
При совершении хищений грузов с использованием весового хозяйства обычно создается недовес груза за счет фальсификации приборов взвешивания, искусственного завышения веса тары или перевозочных тележек и др. В этом случае участниками хищения могут быть и весовщики.
;8» •■'-■ .
208
-
Хищения груза (багажа), маскируемые разъединением груза и перевозочных документов. Местами их совершения являются сортировочные станции, на которых происходит формирование по ездов. В круг участников данных хищений обычно входят железно дорожные работники, производящие технологические операции по формированию составов, сортировке грузов и подбору перевозоч ных документов: заведующие товарными конторами, заведующие техническими конторами, операторы, диспетчеры, конторщики, де журные по станции.
-
Хищения груза (багажа), маскируемые пересоставлением перевозочных документов и их переадресовкой другим грузополу чателям. Данные хищения также совершаются на сортировочных станциях, а их участниками являются: грузоотправители, грузополу чатели, работники, производящие операции по формированию со ставов, сортировке грузов и подборке перевозочных документов (заведующие товарными и техническими конторами, операторы, диспетчеры, конторщики', дежурные по станции).
-
Хищения части груза (багажа) и почтовых отправлений из' отдельных мест с нарушением упаковки и последующей марки ровкой (или без нее). Места их совершения — вагоны, склады, пак гаузы, багажные кладовые. Участниками таких хищений могут быть приемосдатчики, кладовщики, грузчики, экспедиторы и другие лица, сопровождающие груз, а также посторонние лица.
Вложения из почтовых посылок при их перевозке в почтовых вагонах, как правило, похищают сами работники бригад, обслуживающих эти вагоны.
7. Хищения открыто лежащих грузов со свободным доступом к ним. Такими способами похищаются обычно стройматериалы, де тали автотранспортных средств и сельскохозяйственных машин, части промышленных станков и приборов. Характерно, что хище ния, совершаемые указанными способами, весьма примитивны. Однако их раскрытие и расследование существенно осложняется необходимостью проверки широкого круга лиц, в число которых могут входить как работники железнодорожного транспорта, так и лица, по лучающие или отправляющие грузы, а также посторонние граждане.
Хищения грузов с открытых платформ нередко совершают и преступники-гастролеры, лица, использующие товарный состав для переезда от одного места к другому, а также члены локомотивных бригад, проводники, работники военизированной охраны.
8. Хищения груза из вагонов (контейнеров), совершаемые с на рушением целостности пломб, запорно-пломбировочных уст ройств (ЗПУ) и закруток. Совершая хищения грузов подобными
Н Криминалистическая мсп>дик;| 209
по документам вагоны или контейнеры. Похищенное имущество прячут затем в секциях локомотивов или в заранее приготовленных тайниках. В большинстве случаев следы совершения таких преступлений не маскируются, т. е. закрутки и пломбы вновь не навешиваются, проломы в обшивке вагонов и контейнеров не заделываются, люки вагонов не закрываются.
Обстоятельством, способствующим совершению данных преступлений, является то, что зачастую документы на перевозимый груз в нарушение ведомственных инструкций передаются машинистам в раскрытых или неопечатанных пакетах и свертках. Пользуясь этим, машинисты могут свободно ознакомиться с любым из документов и поместить его обратно в пакет.
Перечислением описанных групп способов отнюдь не исчерпывается все многообразие совершаемых на железнодорожном транспорте хищений грузов. Тем не менее они являются основными и наиболее распространенными, а потому их знание имеет существенное значение для раскрытия и расследования преступлений данной категории, особенно на первоначальном этапе.
V
- § 2. Организация первоначального этапа расследования
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий
- Глава 16 '' '*
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений
- § 2. Организация расследования на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства
- § 2. Особенности организации расследования
- § 3. Особенности тактики отдельных следственных действий
- Глава 18
- § 1. Криминалистическая характеристика экологических преступлений
- § 2. Организация расследования экологических преступлений на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании экологических преступлений
- Глава 19
- § 1. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений
- § 2. Организация расследования дорожно-транспортных преступлений на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании дорожно-транспортных преступлений
- Глава 20
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации
- § 2. Организация расследования на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства
- Глава 21
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних
- § 2. Организация расследования преступлений
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании преступлений несовершеннолетних
- Глава 22
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных организованными группами
- § 2. Организация расследования преступлений, совершенных организованными группами, на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий
- Глава 23
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных иностранными гражданами
- § 2. Организация расследования преступлений на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий
- Глава 24
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных с использованием автотранспортных средств
- § 2. Организация расследования преступлений, совершенных с использованием автотранспортных средств
- § 3. Особенности производства
- Глава 25
- § 1. Криминалистическая характеристика хищений автотранспортных средств
- § 2. Организация расследования хищений
- § 3. Тактика отдельных следственных действий
- Глава 26
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных с применением взрывных устройств
- § 2. Организация расследования на первоначальном этапе
- § 3. Особенности тактики отдельным следственных действии
- Глава 27
- § 1. Криминалистическая характеристика хищений грузов на железнодорожном транспорте
- § 2. Организация первоначального этапа расследования хищений грузов на железнодорожном транспорте
- § 3. Особенности тактики отдельных следственных действий
- Часть 2 3
- § 1 Криминалистическая характеристика бандитизма 5