logo
резван_субботина

§ 3. Тактика отдельных следственных действий

при расследовании хищений автотранспортных средств

Осмотр места происшествия. В процессе общего осмотра сле­дователь осуществляет обход места происшествия; определяет площадь, подлежащую обследованию; выявляет объекты, следы и предметы, связанные с происшествием; на основе этого составля­ет общее представление о характере расследуемого события и оп­ределяет основные направления розыска преступников. Обнару­женные на данной стадии предметы осматривают без нарушения их положения и целостности.

Пэсле общего осмотра тщательно изучают всю обстановку мес­та события, всесторонне исследуют следы и предметы, подлежа­щие изъятию. Обстановка места происшествия по делам рассмат­риваемой категории может включать в себя несколько узлов: гараж, иное помещение или открытая стоянка, откуда было похищено ав­тотранспортное средство; прилегающая местность; следы и пред­меты, имеющие значение для дела.

Осмотр на открытой местности следует начинать с непосредст­венного места хищения, где могут быть обнаружены; следы хими­ческого происхождения (пятна масла, тосола, бензина, тормозной жидкости); следы колес транспортного средства; следы пальцев рук и обуви; следы биологического происхождения (кровь, слюна, пот, перхоть и другие выделения человеческого организма); орудия преступления, предметы и вещи, оставленные преступниками (час­ти одежды, головные уборы, перчатки, расчески, зажигалки, спички,

172

окурки сигарет, пустые бутылки, остатки пищи, обрывки бумаги); разнообразные наслоения микрообъектов и т. п. К нетрадиционным следам относится запах, который всякий раз оставляет преступник на месте совершения преступления.

После осмотра места хищения тщательно обследуют прилегаю­щие участки местности, устанавливают пути подхода и отхода пре­ступников. При этом особое внимание обращают на следы обуви, колес транспортных средств и на те вещи, которые могут быть предметами хищения, орудиями преступления либо иметь отноше­ние к скрывшимся преступникам.

Определяя площадь, подлежащую осмотру, следователь в каж­дом конкретном случае должен учитывать характер происшедшего события, особенности осматриваемого места (объекта), наличие следов, предметов и другие обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом не следует опасаться расширения границ ос­мотра, так как нередко именно на участках, находящихся вдали от места, где произошла кража, удается обнаружить ценные для рас­следования доказательства: установить, откуда прибыли преступ­ники; сколько их было; использовали ли они другое транспортное средство и какое именно. В этой связи весьма полезным может ока­заться своевременное применение служебно-розыскной собаки, что, к сожалению, на практике происходит крайне редко. При благо­приятных условиях собака может привести к тому месту, где нахо­дились преступники, откуда наблюдали за объектом посягательст­ва, где спрятали орудия преступления и т. п.

На эффективность осмотра закрытого объекта (гаража или ино­го помещения) влияет участие в нем владельца похищенного авто­транспортного средства, который сразу же может дать необходимые разъяснения. Осмотр закрытого объекта рекомендуется производить в определенной последовательности: от периферии к. центру места происшествия. Вначале обследуют местность, непосредственно прилегающую к гаражу, где могут быть обнаружены следы ног пре­ступников, колес, разыскиваемых транспортных средств, орудий взлома и другие доказательства. Затем осматривают гараж с внеш­ней стороны, при этом особое внимание обращают на его конструк­тивные особенности: форму, размеры, структуру стен и перекры­тий, расположение дверных и оконных проемов, целостность запирающих устройств, наличие и состояние охранной сигнализа­ции. При наружном осмотре выявляют наиболее уязвимые места, в том числе место непосредственного проникновения преступников в помещение, характер произведенных разрушений (пролом стены, спиливание петель ворот, взлом двери или замков).

173

Изучение входа и выхода, которыми воспользовались преступ­ники, и путей их следования позволяет получить информацию о знании (или незнании) ими конструктивных особенностей объекта, условий его охраны, места стоянки транспортного средства. Это, в свою очередь, позволяет установить способ совершения кражи и таким образом сузить круг лиц, среди которых нужно искать подоз­реваемых.

После проведения наружного осмотра гараж тщательно осмат­ривают внутри. Прежде всего необходимо внимательно оценить об­становку в помещении, выделить ее основные узлы и зафиксиро­вать их. Внутри гаража необходимо передвигаться вдоль стен, внимательно осматривая окна, двери, вентиляционные люки, при­крепленные к стенам или установленные около них стеллажи и иные предметы. Поскольку гаражи обычно тесны, преступники не­избежно касаются стен и других выступающих конструкций, на кото­рых остаются микрочастицы одежды, следы биологического проис­хождения. Визуально такие следы обнаружить трудно, поэтому для их отыскания надо применять специальные осветительные и опти­ческие приборы — переносные портативные осветители, бытовые фонарики, лупы и даже микроскопы. Во всех случаях, когда можно предположить наличие микрообъектов на пригодных к транспорти­ровке предметах-следоносителях, такие предметы изымают цели­ком и упаковывают с соблюдением мер предосторожности.

Важно также внимательно осмотреть участок пола гаража, где стоял автомобиль, выявить доказательства, подтверждающие факт его нахождения в гараже во время взлома, зафиксировать рисунок протектора каждого колеса, изготовить соответствующие слепки следов. На полу, кроме того, удается обнаружить осколки стекла (если преступники разбили его, чтобы проникнуть в автомобиль), частицы лакокрасочного покрытия (если кузов подвергался грубому воздействию при отпирании дверей).

В осматриваемом помещении, кроме перечисленных следов и предметов, необходимо искать также следы пальцев рук, ладоней и перчаток — на предметах мебели, стенах, стеклах, металлических поверхностях, электроприборах, выключателях освещения; следы обуви (ног) — на полу (ковриках, дорожках); следы наложений и микрочастицы — на любых объектах, к которым мог прикасаться преступник. Обнаруженные следы лучше всего изымать вместе с предметом-следоносителем, на котором они обнаружены, или с ча­стью этого предмета (вырезать, выпилить). Если этого сделать нельзя, то след изымают путем копирования на следокопироваль-

174

ную пленку или изготовления слепка (из гипса, пластилина), а также посредством его фотографирования методом детальной съемки.

При хищениях с открытых стоянок (помимо уже указанных об­стоятельств) необходимо установить: действительно ли стоял авто­мобиль на указанном месте; если стоял, то где конкретно; был ли он закрыт (накрыт тентом); охранялась ли стоянка; где находился сто­рож (охранник); каковы обзор и расстояние от места нахождения сто­рожа до места хищения автомобиля; каков въезд (выезд) со стоянки.

В ходе осмотра открытых объектов основное внимание уделяют поиску следов и других вещественных доказательств, дающих воз­можность получить представление о способе завладения авто­транспортным средством, приметах преступников и направлении, в котором они скрылись. Эти данные важны для организации розыска по горячим следам. Кроме выявления, фиксации и изъятия следов, описания обстановки, на открытых стоянках целесообразно изы­мать пробы грунта с пятнами химического и биологического проис­хождения. В дальнейшем такие образцы с помощью экспертиз и других исследований могут способствовать доказыванию участия преступников в хищении автотранспортного средства.

Осмотр транспортного средства. Возможность проведения этого следственного действия возникает лишь при обнаружении ра­зыскиваемого автотранспортного средства.

Общий осмотр транспортного средства начинают с обзора места его обнаружения и окружающей обстановки. На прилегающей мест­ности нужно искать следы перемещения транспортного средства, следы его демонтажа или замены отдельных узлов (агрегатов), в том числе номерных знаков. Особенно внимательным надо быть около автомобиля, где можно обнаружить следы обуви лиц, прича­стных к похищению.

Если транспортное средство обнаружено на проезжей части до­роги с интенсивным движением, необходимо оградить его от досту­па посторонних лиц и принять соответствующие меры безопасно­сти. В тех случаях, когда транспортное средство в силу ряда обстоятельств невозможно оставить на проезжей части, надо от­буксировать его на обочину, зафиксировав первоначальное поло­жение, а также местонахождение следов и предметов, могущих иметь доказательственное значение. Это можно сделать с помо­щью мела, иного красящего вещества или режущих и колющих предметов. О произведенных перемещениях и отметках делают со­ответствующую запись в протоколе следственного действия.

Далее производят поверхностный (или ознакомительный) ос­мотр автомобиля в целом, в ходе чего устанавливают: его тип, мар-

175

ку, модель, цвет кузова, государственный номерной знак, форму, габариты, характер груза, наличие видимых технических поврежде­ний, а также других изменений.

На стадии детального осмотра автомобиль условно разбивают на несколько частей, каждая из которых подлежит тщательному обследованию. При этом выявляют и фиксируют индивидуальные особенности транспортного средства: форму деталей облицовки; наличие дополнительного оборудования (зеркал, противотуманных фар, антенных гнезд, аудиоаппаратуры, охранных сигнализаций, блокировочных устройств); состав и структуру наслоений лакокра­сочных покрытий; слабовидимые механические повреждения на поверхности кузова (вмятины, трещины, царапины, отслоения крас­ки); места маркировки; неисправности приборов; техническое со­стояние и работоспособность отдельных систем. Затем изымают следы и предметы, которые впоследствии могут стать веществен­ными доказательствами.

Детальный осмотр транспортного средства целесообразно про­изводить в такой последовательности.

  1. Передняя часть — бампер, регистрационный номерной знак, облицовка радиатора,чфары, подфарники, габаритные фона­ ри, капот, крылья, передние колеса, лобовое стекло, стеклоочисти­ тели, передние боковые стойки кузова или кабины.

  2. Левая сторона — передние и задние двери, замки, ручки, боковые стекла и их уплотнители, зеркало заднего вида, подножка кабины, задние колеса и брызговики.

  3. Правая сторона осматривается в таком же порядке, как и левая.

  4. Задняя часть — крышка багажника, его замок, облицовка, габаритные фонари, стоп-сигналы, номерной знак, бампер, затем — багажное отделение и его содержимое (запасное колесо, инстру­ менты, другие вещи).

  5. Верхняя часть — крыша автомобиля, вентиляционный люк, багажник (если они имеются).

  6. Салон (кабина кузова) — обшивка дверей изнутри, остек­ ленные поверхности, внутреннее зеркало заднего вида, панель приборов, руль, замок зажигания, рулевая колонка, рукоятка пере­ ключения передач, стояночный тормоз, педали управления, веще­ вой ящик, аудиоаппаратура, кресла и чехлы на них, резиновые ков­ рики на полу, обивка салона и ниша перед задним стеклом, находя­ щиеся в автомобиле предметы (документы, книги, газеты, остатки пищи, окурки сигарет, спички, инструменты и др.). Обязательно

176

фиксируют показания приборов (спидометра, датчика топлива и др.), положение рычагов и педалей управления.

Следы пальцев рук преступники чаще всего оставляют на ручках дверей, зеркалах заднего вида, рычагах коробки передач и стоя­ночного тормоза, боковых стеклах дверей (причем с обоих сторон) на панели приборов, рулевом колесе и крышке вещевого ящика. Следы обуви — на педалях управления и резиновых ковриках. Ука­занные места должны осматриваться самым тщательным образом.

Микроследы можно обнаружить на чехлах сидений, пепельни­цах, ремнях безопасности, а также в других местах, где изменена обстановка. Самой большой контактной поверхностью является си­денье (а чаще чехол), поэтому при обнаружении автотранспортного средства чехлы нужно снимать и упаковывать каждый в отдельно­сти в плотные чистые бумажные или целлофановые мешки. Скла­дывают чехлы контактной поверхностью внутрь, чтобы избежать потери микрочастиц либо, привнесения новых частиц от подклада.

  1. Моторный отсек. В ходе осмотра автотранспортного сред­ ства необходимо учитывать любые изменения в его механизмах и агрегатах. Поэтому после осмотра салона обследуют моторный от­ сек, где можно обнаружить следы подключения электропитания «напрямую», замены отдельных деталей, отключения сигнализа­ ции, нейтрализации средств блокировки и т. п. Если хищение со­ провождалось отключением противоугонных устройств и сигнализа­ ций, то обязательно осматривают эти приборы и места их крепле­ ния, в том числе источники подачи электропитания.

  2. Нижняя часть транспортного средства осматривается в за­ висимости от конкретных обстоятельств совершенного хищения и потребностей расследования. При необходимости отыскания сле­ дов на нижних деталях и узлах, недоступных для непосредственно­ го наблюдения, автомобиль устанавливают на эстакаду или смот­ ровую яму, где детально обследуют его переднюю подвеску, колеса, днище, трансмиссию, карданный вал, задний мост и другие высту­ пающие части. Для более детального осмотра, требующего глубо­ ких знаний устройства автомобиля и проверки его технического состояния, следует всегда привлекать соответствующего специали­ ста в области автотехники.

Надлежащий осмотр транспортного средства почти всегда по­зволяет обнаружить следы рук, ног (обуви), крови, грязи, различно­го рода микрочастицы и предметы, имеющие значение для дела.

Задержание подозреваемого в совершении хищений авто­транспортных средств как следственное действие производится только при наличии оснований, указанных в ст. 91 УПК РФ. При на-

12 Криминалистическая мстодика 177

линии иных данных задержание возможно лишь в том случае, если подозреваемый пытается скрыться, не имеет постоянного места жительства или когда не установлена его личность, а также тогда, когда следователем или дознавателем с согласия прокурора на­правлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Непосредственное задержание подозреваемых осуществляется в основном силами оперативных служб (например, уголовного ро­зыска) либо специализированными подразделениями милиции (ППС, ОМОН, СОБР). Следователь лично при захвате преступни­ков может не присутствовать, однако он всегда должен активно участвовать в организации и подготовке следственного действия, принимать меры по выявлению и фиксации следов преступления.

При задержании подозреваемых в хищениях автотранспорта не­обходимо учитывать, что такие лица способны оказать активное со­противление. Поэтому, установив место нахождения разыскивае­мых, следователь во взаимодействии с оперативными работниками тщательно готовится к проведению этого следственного действия: изучает их личность, выбирает время, место и тактику задержания, определяет силы и средства, которые необходимо привлечь для решения данной задачи, разрабатывает согласованный план такти­ческой операции. Наряду с указанными мероприятиями важно продумать тактику использования фактора внезапности, а также обеспечения личной безопасности оперативных сотрудников, осу­ществляющих задержание.

Особенностью данного следственного действия по делам рас­сматриваемой категории является то, что преступников, похитив­ших транспортное средство, часто приходится задерживать в пути следования на автомобильных дорогах либо во время остановки на контрольно-пропускных и заградительных пунктах ГИБДД. В таких случаях к задержанию, наряду с оперативными работниками, обя­зательно должны привлекаться сотрудники дорожно-патрульной службы ГИБДД, ибо работа с источником повышенной опасности, какими являются все транспортные средства, значительно услож­няет процесс проведения следственного действия и повышает сте­пень риска его участников.

При остановке транспортного средства, когда имеется информа­ция о причастности к хищению находящихся в нем лиц, члены опе­ративной группы должны расположиться так, чтобы максимально обезопасить себя и окружающих. Затем предпринимаются все воз­можные меры для того, чтобы добиться выхода водителя (пассажи­ров) из салона или кабины транспортного средства, что существен-

178

но облегчит их задержание. С этой целью один из сотрудников под любым благовидным предлогом может подойти к автомашине со стороны ближней от водителя двери либо обратиться к водителю и пассажирам посредством громкоговорящей связи, голоса или соот­ветствующих жестов.

Главной целью первоначального контакта с заподозренными ли­цами должна стать не проверка подлинности документов и установ­ление их личности, а наблюдение за их реакцией, внешним видом, перемещением в автомашине и около нее и т. п. Особенно внима­тельно необходимо наблюдать за их руками и ногами. Целесооб­разно указать задерживаемым конкретное место, где они должны находиться, и только после этого произвести их захват.

В случаях, когда водитель и пассажиры остановленного транс­портного средства не выполняют требований сотрудника милиции, ведут себя вызывающее, находятся в состоянии опьянения, выска­зывают угрозы или пытаются, оказать сопротивление, оперативная группа должна действовать быстро и решительно, чтобы исключить вмешательство в конфликт посторонних лиц. Задержанных, прояв­ляющих агрессивность, следует изолировать от других окружающих лиц и, если это возможно, немедленно доставить в изолятор вре­менного содержания ближайшего органа внутренних дел.

Для принудительной остановки транспортного средства, в отно­шении которого ненасильственные методы воздействия не дают результатов, а действия водителя создают реальную опасность для жизни и здоровья людей, участники оперативной группы, в со­ответствии с «Законом о милиции» и ведомственными нормативны­ми актами, могут применять специальные средства типа «Еж-Диа­на», а также огнестрельное оружие.

Допрос подозреваемого в хищении автотранспортного средст­ва — одно из наиболее сложных следственных действий. Слож­ность данного следственного действия состоит в том, что оно, как правило, проводится на первоначальном этапе расследования, ко­гда следователь еще мало информирован о личности допрашивае­мого и не располагает достаточными доказательствами его прича­стности к преступлению. Кроме того, необходимо учитывать, что в последние годы существенно расширены права подозреваемого на защиту. Отмеченные факторы обусловливают необходимость тща­тельной подготовки к допросу подозреваемого и разработки де­тального плана проведения следственного действия.

При допросе подозреваемого в совершении хищения автотранс­портного средства подлежат выяснению следующие вопросы: ко­гда, с кем и в связи с чем он оказался на месте происшествия; по

179

чьей инициативе и при каких обстоятельствах было совершено хи­щение; может ли подозреваемый показать место хищения, пути подхода и отхода с него; располагал ли подозреваемый сведения­ми о личности потерпевшего, о похищаемом транспортном средст­ве и месте его хранения; какие подготовительные действия осуще­ствлялись с целью совершения преступления, и какие условия и приспособления для этого использовались; каким способом осуще­ствлялось проникновение в гараж; какие приемы использовались для проникновения в салон (кабину) автомашины для запуска ее двигателя, для нейтрализации противоугонных устройств; какие орудия и инструменты применялись в процессе совершения данно­го преступления, их подробная характеристика; использовалось ли при совершении хищения другое транспортное средство, его техни­ческая характеристика; каковы количество соучастников преступле­ния, их ролевые функции, установочные данные и максимально подробные сведения о внешних признаках и приметах; где могут находиться соучастники и каковы их преступные связи; какие при­менялись меры по сокрытию следов преступления; какое авто­транспортное средство и другое имущество было похищено, их ко­личество и качество, а т^кже особые признаки; где, когда и при помощи каких лиц подозреваемый реализовал похищенное авто­транспортное средство или его части; совершал ли подозреваемый аналогичные преступления ранее (данные о судимостях и сроках отбывания уголовного наказания); предпринимал ли кто-либо из по­сторонних граждан меры к пресечению преступления, кто именно.

Расследуя хищения автотранспорта, следователь должен знать, что примерно восемь из десяти таких преступлений совершаются по предварительному сговору группой лиц. Соответственно, всегда нужно выяснить криминальные связи допрашиваемого, его прича­стность к совершению аналогичных и других нераскрытых преступ­лений. Если подозреваемый сознается в совершении нескольких хищений, целесообразно вначале выяснить обстоятельства, свя­занные с эпизодом, за который он был задержан, а затем подробно допросить его о других эпизодах преступной деятельности.

Особую сложность представляют допросы участников организо­ванных преступных групп, специализирующихся на хищениях авто­транспорта и действующих по принципу четкого распределения ролей. Такие подозреваемые всегда планируют свою преступную деятельность, заранее, на случай «провала», вырабатывают определенную линию противодействия следствию. Их допрос ос­ложняется еще и тем, что следователю от каждого подозреваемого необходимо получить информацию не только о его преступных дей-

180

ствиях, но и действиях остальных соучастников. В подобных ситуа­циях, как правило, успеха добиваются те следователи, которые так­тически грамотно используют свою осведомленность о существую­щих в группе противоречиях (конфликтах) с тем, чтобы подорвать доверие к авторитетным членам сообщества, его лидерам.

По групповым хищениям из тактических соображений первыми, следует допрашивать тех подозреваемых, в отношении которых имеется больше доказательств виновности в содеянном, а также тех, кто: выполнял в группе второстепенные роли и потому менее социально опасен; противопоставлял себя руководителю, другим «авторитетам» группы или противился насаждаемым в ней прави­лам поведения; подвергался издевательствам, явному или скрыто­му преследованию со стороны лидеров и (или) других членов груп­пы; имеет крепкие семейно-родственные узы и впервые совершил преступление; отличается внушаемостью и слабым характером.

При допросах участников преступных формирований наиболее оправдано применение криминалистической и специальной техни­ки, а также использование данных, полученных в результате опера­тивно-розыскной деятельности. Это обеспечит создание прочной доказательственной базы по уголовному делу, значительно затруд­нит возможность противодействия преступников органам предвари­тельного следствия и суда.

Для расследования хищений автотранспортных средств харак­терно широкое использование различных видов судебных экспер­тиз. Наиболее специфичными из них являются трасологические, инженерно-технические, восстановления уничтоженных маркиро­вочных обозначений, технических документов, материаловедче-ские, товароведческие и др. В рамках трасологических экспертиз обычно исследуют следы транспортных средств, следы рук, ног, орудий взлома, запирающих и предохранительных устройств.

Так, на разрешение транспортно-трасологической эксперти­зы могут быть поставлены вопросы: имеются ли на представлен­ных объектах (вещественных доказательствах) следы транспорт­ных средств; каков механизм образования данных следов; каким видом транспорта оставлены следы на месте происшествия; какой моделью или каким типом автомобиля оставлены следы; одним или несколькими транспортными средствами оставлены обнару­женные следы; какой частью автомобиля оставлены следы; каким колесом автомашины оставлен след; в каком направлении двига­лось транспортное средство; является ли обнаруженный предмет частью данного транспортного средства и составлял ли он ранее с ним единое целое?

181

Трасологическая (механоскопическая) экспертиза орудий взло­ма назначается обычно при расследовании хищений автотранс­портных средств, связанных с незаконным проникновением в гара­жи, боксы и иные закрытые объекты. С целью выяснения интере­сующих следователя обстоятельств эксперту-трасологу могут быть поставлены вопросы: имеются ли на поверхности ворот (двери) га­ража следы воздействия постороннего предмета; с какой стороны, в каком направлении произведено повреждение (сверление, рас­пил, разлом, отжим); каков механизм образования данных следов; к какому виду или типу относится орудие (инструмент), которым ос­тавлены следы; одним или несколькими орудиями образованы сле­ды; образованы ли следы, изъятые при осмотре нескольких краж, одним и тем же орудием; оставлены ли следы, обнаруженные на месте происшествия, предметом, изъятым у подозреваемого?

Трасологическая экспертиза запирающих механизмов и предо­хранительных устройств назначается в случаях повреждения при совершении хищений автомобильных и гаражных замков, охранных систем, различных противоугонных и блокировочных приспособлений.

На разрешение данной экспертизы могут ставиться вопросы ди­агностического и идентификационного характера, например: испра­вен ли механизм замка двери автомобиля (ворот гаража) и приго­ден ли он для ее запирания; если замок не исправен, то в чем заключается эта неисправность; находился ли представленный за­мок в употреблении (пользовании); каким способом открыт замок или взломано запирающее (блокирующее) устройство; являются ли следы на замке (ином запирающем устройстве) результатом воз­действия поддельного ключа или отмычки; снимались ли слепки с ключа зажигания; отпирался ли замок с помощью представленного на исследование ключа или отмычки; оставлены ли следы на бло­кирующем устройстве или охранной сигнализации конкретным ору­дием или инструментом?

По многим уголовным делам о хищениях автотранспорта возни­кает потребность в назначении судебной автотехнической экспер­тизы, которая проводится в рамках инженерно-технических экспер­тиз. Объектом ее исследования могут быть различные материаль­ные источники информации: место хищения автомашины, место ее обнаружения, само транспортное средство, его узлы и детали, ве­щественные доказательства, а также другие материалы уголовного дела (например, протоколы следственных осмотров, схемы, фото­снимки, видеозаписи). При производстве данной экспертизы перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы: соответст­вует ли техническое состояние представленного автомобиля нор-

182

мам и иным требованиям безопасности движения и эксплуатации транспорта; какие повреждения имеет транспортное средство, их давность и механизм образования; в чем заключается неисправ­ность автомобиля, его отдельных узлов и механизмов; когда обра­зовалась данная неисправность; имеются ли на системе зажигания, рулевой колонке и других деталях автомобиля следы, свидетельст­вующие о запуске двигателя без помощи ключа к замку зажигания; какой ремонт требуется для восстановления автомашины?

Судебная экспертиза восстановления уничтоженных маркиро­вочных обозначений. С целью сокрытия преступлений и затрудне­ния возможности опознания разыскиваемых автомашин преступни­ки часто уничтожают и изменяют заводскую маркировку и товарные знаки в местах их нанесения, чаще всего на основных узлах и агре­гатах, выполненных из стали, алюминиевых и медных сплавов. В этой связи экспертное исследование по восстановлению знаков на металлах и сплавах приобретает особое значение для расследова­ния хищений автотранспорта. Оно, в -частности, помогает опреде-' лить умысел преступников, опровергнуть их доводы относительно неправомерного завладения транспортным средством без цели хи­щения, установить личность владельца автомобиля (если он неиз­вестен), выяснить иные важные обстоятельства.

Для решения указанных задач следователь может поставить пе­ред экспертом вопросы: имелись ли на исследуемом автотранс­портном средстве маркировочные обозначения и товарные знаки; если имелись, то какие конкретно и в каких местах они были нане­сены; какие цифровые обозначения (знаки, надписи) имелись на заводской маркировке автомобиля; подвергалась ли изменению (полному, частичному) маркировка на узлах (деталях) автотранс­портного средства; каким способом осуществлялось изменение маркировки (товарных знаков, регистрационных номеров и т. д.)?

Техническая экспертиза документов. Исходя из природы рас­сматриваемых преступлений, круг вопросов, которые приходится решать при их расследовании с помощью судебно-технической экс­пертизы документов, достаточно широк и разнообразен. Поэтому ограничимся перечислением лишь некоторых, наиболее характер­ных; каким способом изготовлен документ (водительское удостове­рение, технический паспорт, доверенность); одним и тем же или разными способами изготовлены представленные на экспертизу документы (например, справки-счета); использовалась ли для изго­товления представленного на исследование документа часть дру­гого какого-либо документа, имеющего подпись и оттиск печати; подвергалось ли изменению первоначальное содержание докумен-

183

та; каким способом изменено первоначальное содержание доку­мента (путем подчистки, дописки или травления); каково содержа­ние фрагмента документа, который подвергался изменению; каков способ нанесения изображения оттиска печати (штампа) на доку­менте?

В рамках материаловедческой экспертизы при хищениях авто­транспорта чаще всего проводится исследование лакокрасочных материалов и покрытий. К числу основных задач этой экспертизы относятся: обнаружение частиц лакокрасочного материала или покрытия; определение их состава, вида и назначения; отождеств­ление окрашенных предметов по следам, содержащим лакокрасоч­ные материалы, определение их родовой или группой принадлеж­ности и источника происхождения; установление факта контактного взаимодействия различных предметов по взаимопереходящим ве­ществам, в состав которых входят лакокрасочные материалы.

В соответствии с перечисленными выше задачам, в отношении одного и того же объекта исследования на разрешение экспертизы могут быть поставлены вопросы как идентификационного, так и не­идентификационного характера: является ли данное вещество ла­кокрасочным покрытием или .материалом; каковы марка и вид лако­красочного покрытия; относится ли данное вещество к стандартно­му лакокрасочному покрытию автомобилей марки ГАЗ, ВАЗ, АЗЛК и т. д.; является ли исследуемое лакокрасочное покрытие (материал) частью окрашенной детали автомобиля; имеются ли на объекте-но­сителе частицы лакокрасочного покрытия (материала) и какого именно; составляли ли ранее частицы, изъятые при обыске у по­дозреваемого, единое целое с лакокрасочным покрытием похищен­ного автотранспортного средства; имеют ли сравниваемые лако­красочные покрытия или материалы общий источник происхожде­ния; принадлежат ли сравниваемые объекты к одной партии про­дукции конкретного завода-изготовителя?

В зависимости от обстоятельств расследуемого преступления на разрешение эксперта могут быть поставлены и другие, имеющие значение для дела, вопросы, например: о способе нанесения лако­красочного материала на окрашенную поверхность; об условиях эксплуатации окрашенного объекта; о перекраске кузова автомоби­ля или какой то его части.

Судебно-товароведческая экспертиза решает одну из важных задач доказывания по уголовным делам о хищениях автотранспор­та — установление характера и размера материального ущерба, причиненного преступлением.

184

Вопросы, которые ставятся перед судебными экспертами-това­роведами, многообразны и зависят от конкретных обстоятельств дела. Приведем наиболее типичные из них: каков характер и объем технических повреждений представленного на экспертизу авто­транспортного средства; какова розничная цена предъявленной для оценки автомашины или ее определенной части (детали); како­ва цена транспортного средства (детали) с учетом имеющихся не­исправностей или повреждений; какова остаточная стоимость транспортного средства с учетом его износа (амортизации); какова цена предъявленных для оценки предметов, похищенных из авто­машины; полно ли отражены технические повреждения автомобиля в калькуляции на восстановительный ремонт; правильно ли состав­лен наряд-заказ на ремонт автомобиля; соответствуют ли дейст­вующим прейскурантам указанные в смете (акте) цены на запасные части для ремонта транспортного средства.

При расследовании хищений автотранспортных средств почти всегда проводятся и другие традиционные криминалистические, в том числе судебно-медицинские экспертизы, которые, однако, не обладают такой специфичностью, как перечисленные выше.

Весьма эффективна по делам о хищениях автотранспорта и дру­гая форма использования специальных познаний — участие специа­листа в производстве следственного действия (ст. 168 УПК). Она выражается в оказании помощи сведущим лицом в вопросах плани­рования, подготовки и проведения следственного действия, в оцен­ке его результатов, а также в технико-криминалистическом обеспе­чении деятельности по обнаружению, фиксации и изъятию доказа­тельств.

Следственная практика свидетельствует, что участие специали­стов в производстве осмотров мест совершения хищений, обнару­жения похищенных автомашин, самих транспортных средств, изъя­тых документов на право управления и пользования автотранспор­том, одежды потерпевших и подозреваемых, а также в проведении освидетельствований, следственных экспериментов, получении об­разцов для сравнительного исследования при назначении судеб­ных экспертиз значительно повышает результативность следствен­ных действий и обеспечивает более полное и качественное рассле­дование преступлений.

185