§ 3. Тактика отдельных следственных действий
при расследовании хищений автотранспортных средств
Осмотр места происшествия. В процессе общего осмотра следователь осуществляет обход места происшествия; определяет площадь, подлежащую обследованию; выявляет объекты, следы и предметы, связанные с происшествием; на основе этого составляет общее представление о характере расследуемого события и определяет основные направления розыска преступников. Обнаруженные на данной стадии предметы осматривают без нарушения их положения и целостности.
Пэсле общего осмотра тщательно изучают всю обстановку места события, всесторонне исследуют следы и предметы, подлежащие изъятию. Обстановка места происшествия по делам рассматриваемой категории может включать в себя несколько узлов: гараж, иное помещение или открытая стоянка, откуда было похищено автотранспортное средство; прилегающая местность; следы и предметы, имеющие значение для дела.
Осмотр на открытой местности следует начинать с непосредственного места хищения, где могут быть обнаружены; следы химического происхождения (пятна масла, тосола, бензина, тормозной жидкости); следы колес транспортного средства; следы пальцев рук и обуви; следы биологического происхождения (кровь, слюна, пот, перхоть и другие выделения человеческого организма); орудия преступления, предметы и вещи, оставленные преступниками (части одежды, головные уборы, перчатки, расчески, зажигалки, спички,
172
окурки сигарет, пустые бутылки, остатки пищи, обрывки бумаги); разнообразные наслоения микрообъектов и т. п. К нетрадиционным следам относится запах, который всякий раз оставляет преступник на месте совершения преступления.
После осмотра места хищения тщательно обследуют прилегающие участки местности, устанавливают пути подхода и отхода преступников. При этом особое внимание обращают на следы обуви, колес транспортных средств и на те вещи, которые могут быть предметами хищения, орудиями преступления либо иметь отношение к скрывшимся преступникам.
Определяя площадь, подлежащую осмотру, следователь в каждом конкретном случае должен учитывать характер происшедшего события, особенности осматриваемого места (объекта), наличие следов, предметов и другие обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом не следует опасаться расширения границ осмотра, так как нередко именно на участках, находящихся вдали от места, где произошла кража, удается обнаружить ценные для расследования доказательства: установить, откуда прибыли преступники; сколько их было; использовали ли они другое транспортное средство и какое именно. В этой связи весьма полезным может оказаться своевременное применение служебно-розыскной собаки, что, к сожалению, на практике происходит крайне редко. При благоприятных условиях собака может привести к тому месту, где находились преступники, откуда наблюдали за объектом посягательства, где спрятали орудия преступления и т. п.
На эффективность осмотра закрытого объекта (гаража или иного помещения) влияет участие в нем владельца похищенного автотранспортного средства, который сразу же может дать необходимые разъяснения. Осмотр закрытого объекта рекомендуется производить в определенной последовательности: от периферии к. центру места происшествия. Вначале обследуют местность, непосредственно прилегающую к гаражу, где могут быть обнаружены следы ног преступников, колес, разыскиваемых транспортных средств, орудий взлома и другие доказательства. Затем осматривают гараж с внешней стороны, при этом особое внимание обращают на его конструктивные особенности: форму, размеры, структуру стен и перекрытий, расположение дверных и оконных проемов, целостность запирающих устройств, наличие и состояние охранной сигнализации. При наружном осмотре выявляют наиболее уязвимые места, в том числе место непосредственного проникновения преступников в помещение, характер произведенных разрушений (пролом стены, спиливание петель ворот, взлом двери или замков).
173
Изучение входа и выхода, которыми воспользовались преступники, и путей их следования позволяет получить информацию о знании (или незнании) ими конструктивных особенностей объекта, условий его охраны, места стоянки транспортного средства. Это, в свою очередь, позволяет установить способ совершения кражи и таким образом сузить круг лиц, среди которых нужно искать подозреваемых.
После проведения наружного осмотра гараж тщательно осматривают внутри. Прежде всего необходимо внимательно оценить обстановку в помещении, выделить ее основные узлы и зафиксировать их. Внутри гаража необходимо передвигаться вдоль стен, внимательно осматривая окна, двери, вентиляционные люки, прикрепленные к стенам или установленные около них стеллажи и иные предметы. Поскольку гаражи обычно тесны, преступники неизбежно касаются стен и других выступающих конструкций, на которых остаются микрочастицы одежды, следы биологического происхождения. Визуально такие следы обнаружить трудно, поэтому для их отыскания надо применять специальные осветительные и оптические приборы — переносные портативные осветители, бытовые фонарики, лупы и даже микроскопы. Во всех случаях, когда можно предположить наличие микрообъектов на пригодных к транспортировке предметах-следоносителях, такие предметы изымают целиком и упаковывают с соблюдением мер предосторожности.
Важно также внимательно осмотреть участок пола гаража, где стоял автомобиль, выявить доказательства, подтверждающие факт его нахождения в гараже во время взлома, зафиксировать рисунок протектора каждого колеса, изготовить соответствующие слепки следов. На полу, кроме того, удается обнаружить осколки стекла (если преступники разбили его, чтобы проникнуть в автомобиль), частицы лакокрасочного покрытия (если кузов подвергался грубому воздействию при отпирании дверей).
В осматриваемом помещении, кроме перечисленных следов и предметов, необходимо искать также следы пальцев рук, ладоней и перчаток — на предметах мебели, стенах, стеклах, металлических поверхностях, электроприборах, выключателях освещения; следы обуви (ног) — на полу (ковриках, дорожках); следы наложений и микрочастицы — на любых объектах, к которым мог прикасаться преступник. Обнаруженные следы лучше всего изымать вместе с предметом-следоносителем, на котором они обнаружены, или с частью этого предмета (вырезать, выпилить). Если этого сделать нельзя, то след изымают путем копирования на следокопироваль-
174
ную пленку или изготовления слепка (из гипса, пластилина), а также посредством его фотографирования методом детальной съемки.
При хищениях с открытых стоянок (помимо уже указанных обстоятельств) необходимо установить: действительно ли стоял автомобиль на указанном месте; если стоял, то где конкретно; был ли он закрыт (накрыт тентом); охранялась ли стоянка; где находился сторож (охранник); каковы обзор и расстояние от места нахождения сторожа до места хищения автомобиля; каков въезд (выезд) со стоянки.
В ходе осмотра открытых объектов основное внимание уделяют поиску следов и других вещественных доказательств, дающих возможность получить представление о способе завладения автотранспортным средством, приметах преступников и направлении, в котором они скрылись. Эти данные важны для организации розыска по горячим следам. Кроме выявления, фиксации и изъятия следов, описания обстановки, на открытых стоянках целесообразно изымать пробы грунта с пятнами химического и биологического происхождения. В дальнейшем такие образцы с помощью экспертиз и других исследований могут способствовать доказыванию участия преступников в хищении автотранспортного средства.
Осмотр транспортного средства. Возможность проведения этого следственного действия возникает лишь при обнаружении разыскиваемого автотранспортного средства.
Общий осмотр транспортного средства начинают с обзора места его обнаружения и окружающей обстановки. На прилегающей местности нужно искать следы перемещения транспортного средства, следы его демонтажа или замены отдельных узлов (агрегатов), в том числе номерных знаков. Особенно внимательным надо быть около автомобиля, где можно обнаружить следы обуви лиц, причастных к похищению.
Если транспортное средство обнаружено на проезжей части дороги с интенсивным движением, необходимо оградить его от доступа посторонних лиц и принять соответствующие меры безопасности. В тех случаях, когда транспортное средство в силу ряда обстоятельств невозможно оставить на проезжей части, надо отбуксировать его на обочину, зафиксировав первоначальное положение, а также местонахождение следов и предметов, могущих иметь доказательственное значение. Это можно сделать с помощью мела, иного красящего вещества или режущих и колющих предметов. О произведенных перемещениях и отметках делают соответствующую запись в протоколе следственного действия.
Далее производят поверхностный (или ознакомительный) осмотр автомобиля в целом, в ходе чего устанавливают: его тип, мар-
175
ку, модель, цвет кузова, государственный номерной знак, форму, габариты, характер груза, наличие видимых технических повреждений, а также других изменений.
На стадии детального осмотра автомобиль условно разбивают на несколько частей, каждая из которых подлежит тщательному обследованию. При этом выявляют и фиксируют индивидуальные особенности транспортного средства: форму деталей облицовки; наличие дополнительного оборудования (зеркал, противотуманных фар, антенных гнезд, аудиоаппаратуры, охранных сигнализаций, блокировочных устройств); состав и структуру наслоений лакокрасочных покрытий; слабовидимые механические повреждения на поверхности кузова (вмятины, трещины, царапины, отслоения краски); места маркировки; неисправности приборов; техническое состояние и работоспособность отдельных систем. Затем изымают следы и предметы, которые впоследствии могут стать вещественными доказательствами.
Детальный осмотр транспортного средства целесообразно производить в такой последовательности.
-
Передняя часть — бампер, регистрационный номерной знак, облицовка радиатора,чфары, подфарники, габаритные фона ри, капот, крылья, передние колеса, лобовое стекло, стеклоочисти тели, передние боковые стойки кузова или кабины.
-
Левая сторона — передние и задние двери, замки, ручки, боковые стекла и их уплотнители, зеркало заднего вида, подножка кабины, задние колеса и брызговики.
-
Правая сторона осматривается в таком же порядке, как и левая.
-
Задняя часть — крышка багажника, его замок, облицовка, габаритные фонари, стоп-сигналы, номерной знак, бампер, затем — багажное отделение и его содержимое (запасное колесо, инстру менты, другие вещи).
-
Верхняя часть — крыша автомобиля, вентиляционный люк, багажник (если они имеются).
-
Салон (кабина кузова) — обшивка дверей изнутри, остек ленные поверхности, внутреннее зеркало заднего вида, панель приборов, руль, замок зажигания, рулевая колонка, рукоятка пере ключения передач, стояночный тормоз, педали управления, веще вой ящик, аудиоаппаратура, кресла и чехлы на них, резиновые ков рики на полу, обивка салона и ниша перед задним стеклом, находя щиеся в автомобиле предметы (документы, книги, газеты, остатки пищи, окурки сигарет, спички, инструменты и др.). Обязательно
176
фиксируют показания приборов (спидометра, датчика топлива и др.), положение рычагов и педалей управления.
Следы пальцев рук преступники чаще всего оставляют на ручках дверей, зеркалах заднего вида, рычагах коробки передач и стояночного тормоза, боковых стеклах дверей (причем с обоих сторон) на панели приборов, рулевом колесе и крышке вещевого ящика. Следы обуви — на педалях управления и резиновых ковриках. Указанные места должны осматриваться самым тщательным образом.
Микроследы можно обнаружить на чехлах сидений, пепельницах, ремнях безопасности, а также в других местах, где изменена обстановка. Самой большой контактной поверхностью является сиденье (а чаще чехол), поэтому при обнаружении автотранспортного средства чехлы нужно снимать и упаковывать каждый в отдельности в плотные чистые бумажные или целлофановые мешки. Складывают чехлы контактной поверхностью внутрь, чтобы избежать потери микрочастиц либо, привнесения новых частиц от подклада.
-
Моторный отсек. В ходе осмотра автотранспортного сред ства необходимо учитывать любые изменения в его механизмах и агрегатах. Поэтому после осмотра салона обследуют моторный от сек, где можно обнаружить следы подключения электропитания «напрямую», замены отдельных деталей, отключения сигнализа ции, нейтрализации средств блокировки и т. п. Если хищение со провождалось отключением противоугонных устройств и сигнализа ций, то обязательно осматривают эти приборы и места их крепле ния, в том числе источники подачи электропитания.
-
Нижняя часть транспортного средства осматривается в за висимости от конкретных обстоятельств совершенного хищения и потребностей расследования. При необходимости отыскания сле дов на нижних деталях и узлах, недоступных для непосредственно го наблюдения, автомобиль устанавливают на эстакаду или смот ровую яму, где детально обследуют его переднюю подвеску, колеса, днище, трансмиссию, карданный вал, задний мост и другие высту пающие части. Для более детального осмотра, требующего глубо ких знаний устройства автомобиля и проверки его технического состояния, следует всегда привлекать соответствующего специали ста в области автотехники.
Надлежащий осмотр транспортного средства почти всегда позволяет обнаружить следы рук, ног (обуви), крови, грязи, различного рода микрочастицы и предметы, имеющие значение для дела.
Задержание подозреваемого в совершении хищений автотранспортных средств как следственное действие производится только при наличии оснований, указанных в ст. 91 УПК РФ. При на-
12 Криминалистическая мстодика 177
линии иных данных задержание возможно лишь в том случае, если подозреваемый пытается скрыться, не имеет постоянного места жительства или когда не установлена его личность, а также тогда, когда следователем или дознавателем с согласия прокурора направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Непосредственное задержание подозреваемых осуществляется в основном силами оперативных служб (например, уголовного розыска) либо специализированными подразделениями милиции (ППС, ОМОН, СОБР). Следователь лично при захвате преступников может не присутствовать, однако он всегда должен активно участвовать в организации и подготовке следственного действия, принимать меры по выявлению и фиксации следов преступления.
При задержании подозреваемых в хищениях автотранспорта необходимо учитывать, что такие лица способны оказать активное сопротивление. Поэтому, установив место нахождения разыскиваемых, следователь во взаимодействии с оперативными работниками тщательно готовится к проведению этого следственного действия: изучает их личность, выбирает время, место и тактику задержания, определяет силы и средства, которые необходимо привлечь для решения данной задачи, разрабатывает согласованный план тактической операции. Наряду с указанными мероприятиями важно продумать тактику использования фактора внезапности, а также обеспечения личной безопасности оперативных сотрудников, осуществляющих задержание.
Особенностью данного следственного действия по делам рассматриваемой категории является то, что преступников, похитивших транспортное средство, часто приходится задерживать в пути следования на автомобильных дорогах либо во время остановки на контрольно-пропускных и заградительных пунктах ГИБДД. В таких случаях к задержанию, наряду с оперативными работниками, обязательно должны привлекаться сотрудники дорожно-патрульной службы ГИБДД, ибо работа с источником повышенной опасности, какими являются все транспортные средства, значительно усложняет процесс проведения следственного действия и повышает степень риска его участников.
При остановке транспортного средства, когда имеется информация о причастности к хищению находящихся в нем лиц, члены оперативной группы должны расположиться так, чтобы максимально обезопасить себя и окружающих. Затем предпринимаются все возможные меры для того, чтобы добиться выхода водителя (пассажиров) из салона или кабины транспортного средства, что существен-
178
но облегчит их задержание. С этой целью один из сотрудников под любым благовидным предлогом может подойти к автомашине со стороны ближней от водителя двери либо обратиться к водителю и пассажирам посредством громкоговорящей связи, голоса или соответствующих жестов.
Главной целью первоначального контакта с заподозренными лицами должна стать не проверка подлинности документов и установление их личности, а наблюдение за их реакцией, внешним видом, перемещением в автомашине и около нее и т. п. Особенно внимательно необходимо наблюдать за их руками и ногами. Целесообразно указать задерживаемым конкретное место, где они должны находиться, и только после этого произвести их захват.
В случаях, когда водитель и пассажиры остановленного транспортного средства не выполняют требований сотрудника милиции, ведут себя вызывающее, находятся в состоянии опьянения, высказывают угрозы или пытаются, оказать сопротивление, оперативная группа должна действовать быстро и решительно, чтобы исключить вмешательство в конфликт посторонних лиц. Задержанных, проявляющих агрессивность, следует изолировать от других окружающих лиц и, если это возможно, немедленно доставить в изолятор временного содержания ближайшего органа внутренних дел.
Для принудительной остановки транспортного средства, в отношении которого ненасильственные методы воздействия не дают результатов, а действия водителя создают реальную опасность для жизни и здоровья людей, участники оперативной группы, в соответствии с «Законом о милиции» и ведомственными нормативными актами, могут применять специальные средства типа «Еж-Диана», а также огнестрельное оружие.
Допрос подозреваемого в хищении автотранспортного средства — одно из наиболее сложных следственных действий. Сложность данного следственного действия состоит в том, что оно, как правило, проводится на первоначальном этапе расследования, когда следователь еще мало информирован о личности допрашиваемого и не располагает достаточными доказательствами его причастности к преступлению. Кроме того, необходимо учитывать, что в последние годы существенно расширены права подозреваемого на защиту. Отмеченные факторы обусловливают необходимость тщательной подготовки к допросу подозреваемого и разработки детального плана проведения следственного действия.
При допросе подозреваемого в совершении хищения автотранспортного средства подлежат выяснению следующие вопросы: когда, с кем и в связи с чем он оказался на месте происшествия; по
179
чьей инициативе и при каких обстоятельствах было совершено хищение; может ли подозреваемый показать место хищения, пути подхода и отхода с него; располагал ли подозреваемый сведениями о личности потерпевшего, о похищаемом транспортном средстве и месте его хранения; какие подготовительные действия осуществлялись с целью совершения преступления, и какие условия и приспособления для этого использовались; каким способом осуществлялось проникновение в гараж; какие приемы использовались для проникновения в салон (кабину) автомашины для запуска ее двигателя, для нейтрализации противоугонных устройств; какие орудия и инструменты применялись в процессе совершения данного преступления, их подробная характеристика; использовалось ли при совершении хищения другое транспортное средство, его техническая характеристика; каковы количество соучастников преступления, их ролевые функции, установочные данные и максимально подробные сведения о внешних признаках и приметах; где могут находиться соучастники и каковы их преступные связи; какие применялись меры по сокрытию следов преступления; какое автотранспортное средство и другое имущество было похищено, их количество и качество, а т^кже особые признаки; где, когда и при помощи каких лиц подозреваемый реализовал похищенное автотранспортное средство или его части; совершал ли подозреваемый аналогичные преступления ранее (данные о судимостях и сроках отбывания уголовного наказания); предпринимал ли кто-либо из посторонних граждан меры к пресечению преступления, кто именно.
Расследуя хищения автотранспорта, следователь должен знать, что примерно восемь из десяти таких преступлений совершаются по предварительному сговору группой лиц. Соответственно, всегда нужно выяснить криминальные связи допрашиваемого, его причастность к совершению аналогичных и других нераскрытых преступлений. Если подозреваемый сознается в совершении нескольких хищений, целесообразно вначале выяснить обстоятельства, связанные с эпизодом, за который он был задержан, а затем подробно допросить его о других эпизодах преступной деятельности.
Особую сложность представляют допросы участников организованных преступных групп, специализирующихся на хищениях автотранспорта и действующих по принципу четкого распределения ролей. Такие подозреваемые всегда планируют свою преступную деятельность, заранее, на случай «провала», вырабатывают определенную линию противодействия следствию. Их допрос осложняется еще и тем, что следователю от каждого подозреваемого необходимо получить информацию не только о его преступных дей-
180
ствиях, но и действиях остальных соучастников. В подобных ситуациях, как правило, успеха добиваются те следователи, которые тактически грамотно используют свою осведомленность о существующих в группе противоречиях (конфликтах) с тем, чтобы подорвать доверие к авторитетным членам сообщества, его лидерам.
По групповым хищениям из тактических соображений первыми, следует допрашивать тех подозреваемых, в отношении которых имеется больше доказательств виновности в содеянном, а также тех, кто: выполнял в группе второстепенные роли и потому менее социально опасен; противопоставлял себя руководителю, другим «авторитетам» группы или противился насаждаемым в ней правилам поведения; подвергался издевательствам, явному или скрытому преследованию со стороны лидеров и (или) других членов группы; имеет крепкие семейно-родственные узы и впервые совершил преступление; отличается внушаемостью и слабым характером.
При допросах участников преступных формирований наиболее оправдано применение криминалистической и специальной техники, а также использование данных, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности. Это обеспечит создание прочной доказательственной базы по уголовному делу, значительно затруднит возможность противодействия преступников органам предварительного следствия и суда.
Для расследования хищений автотранспортных средств характерно широкое использование различных видов судебных экспертиз. Наиболее специфичными из них являются трасологические, инженерно-технические, восстановления уничтоженных маркировочных обозначений, технических документов, материаловедче-ские, товароведческие и др. В рамках трасологических экспертиз обычно исследуют следы транспортных средств, следы рук, ног, орудий взлома, запирающих и предохранительных устройств.
Так, на разрешение транспортно-трасологической экспертизы могут быть поставлены вопросы: имеются ли на представленных объектах (вещественных доказательствах) следы транспортных средств; каков механизм образования данных следов; каким видом транспорта оставлены следы на месте происшествия; какой моделью или каким типом автомобиля оставлены следы; одним или несколькими транспортными средствами оставлены обнаруженные следы; какой частью автомобиля оставлены следы; каким колесом автомашины оставлен след; в каком направлении двигалось транспортное средство; является ли обнаруженный предмет частью данного транспортного средства и составлял ли он ранее с ним единое целое?
181
Трасологическая (механоскопическая) экспертиза орудий взлома назначается обычно при расследовании хищений автотранспортных средств, связанных с незаконным проникновением в гаражи, боксы и иные закрытые объекты. С целью выяснения интересующих следователя обстоятельств эксперту-трасологу могут быть поставлены вопросы: имеются ли на поверхности ворот (двери) гаража следы воздействия постороннего предмета; с какой стороны, в каком направлении произведено повреждение (сверление, распил, разлом, отжим); каков механизм образования данных следов; к какому виду или типу относится орудие (инструмент), которым оставлены следы; одним или несколькими орудиями образованы следы; образованы ли следы, изъятые при осмотре нескольких краж, одним и тем же орудием; оставлены ли следы, обнаруженные на месте происшествия, предметом, изъятым у подозреваемого?
Трасологическая экспертиза запирающих механизмов и предохранительных устройств назначается в случаях повреждения при совершении хищений автомобильных и гаражных замков, охранных систем, различных противоугонных и блокировочных приспособлений.
На разрешение данной экспертизы могут ставиться вопросы диагностического и идентификационного характера, например: исправен ли механизм замка двери автомобиля (ворот гаража) и пригоден ли он для ее запирания; если замок не исправен, то в чем заключается эта неисправность; находился ли представленный замок в употреблении (пользовании); каким способом открыт замок или взломано запирающее (блокирующее) устройство; являются ли следы на замке (ином запирающем устройстве) результатом воздействия поддельного ключа или отмычки; снимались ли слепки с ключа зажигания; отпирался ли замок с помощью представленного на исследование ключа или отмычки; оставлены ли следы на блокирующем устройстве или охранной сигнализации конкретным орудием или инструментом?
По многим уголовным делам о хищениях автотранспорта возникает потребность в назначении судебной автотехнической экспертизы, которая проводится в рамках инженерно-технических экспертиз. Объектом ее исследования могут быть различные материальные источники информации: место хищения автомашины, место ее обнаружения, само транспортное средство, его узлы и детали, вещественные доказательства, а также другие материалы уголовного дела (например, протоколы следственных осмотров, схемы, фотоснимки, видеозаписи). При производстве данной экспертизы перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы: соответствует ли техническое состояние представленного автомобиля нор-
182
мам и иным требованиям безопасности движения и эксплуатации транспорта; какие повреждения имеет транспортное средство, их давность и механизм образования; в чем заключается неисправность автомобиля, его отдельных узлов и механизмов; когда образовалась данная неисправность; имеются ли на системе зажигания, рулевой колонке и других деталях автомобиля следы, свидетельствующие о запуске двигателя без помощи ключа к замку зажигания; какой ремонт требуется для восстановления автомашины?
Судебная экспертиза восстановления уничтоженных маркировочных обозначений. С целью сокрытия преступлений и затруднения возможности опознания разыскиваемых автомашин преступники часто уничтожают и изменяют заводскую маркировку и товарные знаки в местах их нанесения, чаще всего на основных узлах и агрегатах, выполненных из стали, алюминиевых и медных сплавов. В этой связи экспертное исследование по восстановлению знаков на металлах и сплавах приобретает особое значение для расследования хищений автотранспорта. Оно, в -частности, помогает опреде-' лить умысел преступников, опровергнуть их доводы относительно неправомерного завладения транспортным средством без цели хищения, установить личность владельца автомобиля (если он неизвестен), выяснить иные важные обстоятельства.
Для решения указанных задач следователь может поставить перед экспертом вопросы: имелись ли на исследуемом автотранспортном средстве маркировочные обозначения и товарные знаки; если имелись, то какие конкретно и в каких местах они были нанесены; какие цифровые обозначения (знаки, надписи) имелись на заводской маркировке автомобиля; подвергалась ли изменению (полному, частичному) маркировка на узлах (деталях) автотранспортного средства; каким способом осуществлялось изменение маркировки (товарных знаков, регистрационных номеров и т. д.)?
Техническая экспертиза документов. Исходя из природы рассматриваемых преступлений, круг вопросов, которые приходится решать при их расследовании с помощью судебно-технической экспертизы документов, достаточно широк и разнообразен. Поэтому ограничимся перечислением лишь некоторых, наиболее характерных; каким способом изготовлен документ (водительское удостоверение, технический паспорт, доверенность); одним и тем же или разными способами изготовлены представленные на экспертизу документы (например, справки-счета); использовалась ли для изготовления представленного на исследование документа часть другого какого-либо документа, имеющего подпись и оттиск печати; подвергалось ли изменению первоначальное содержание докумен-
183
та; каким способом изменено первоначальное содержание документа (путем подчистки, дописки или травления); каково содержание фрагмента документа, который подвергался изменению; каков способ нанесения изображения оттиска печати (штампа) на документе?
В рамках материаловедческой экспертизы при хищениях автотранспорта чаще всего проводится исследование лакокрасочных материалов и покрытий. К числу основных задач этой экспертизы относятся: обнаружение частиц лакокрасочного материала или покрытия; определение их состава, вида и назначения; отождествление окрашенных предметов по следам, содержащим лакокрасочные материалы, определение их родовой или группой принадлежности и источника происхождения; установление факта контактного взаимодействия различных предметов по взаимопереходящим веществам, в состав которых входят лакокрасочные материалы.
В соответствии с перечисленными выше задачам, в отношении одного и того же объекта исследования на разрешение экспертизы могут быть поставлены вопросы как идентификационного, так и неидентификационного характера: является ли данное вещество лакокрасочным покрытием или .материалом; каковы марка и вид лакокрасочного покрытия; относится ли данное вещество к стандартному лакокрасочному покрытию автомобилей марки ГАЗ, ВАЗ, АЗЛК и т. д.; является ли исследуемое лакокрасочное покрытие (материал) частью окрашенной детали автомобиля; имеются ли на объекте-носителе частицы лакокрасочного покрытия (материала) и какого именно; составляли ли ранее частицы, изъятые при обыске у подозреваемого, единое целое с лакокрасочным покрытием похищенного автотранспортного средства; имеют ли сравниваемые лакокрасочные покрытия или материалы общий источник происхождения; принадлежат ли сравниваемые объекты к одной партии продукции конкретного завода-изготовителя?
В зависимости от обстоятельств расследуемого преступления на разрешение эксперта могут быть поставлены и другие, имеющие значение для дела, вопросы, например: о способе нанесения лакокрасочного материала на окрашенную поверхность; об условиях эксплуатации окрашенного объекта; о перекраске кузова автомобиля или какой то его части.
Судебно-товароведческая экспертиза решает одну из важных задач доказывания по уголовным делам о хищениях автотранспорта — установление характера и размера материального ущерба, причиненного преступлением.
184
Вопросы, которые ставятся перед судебными экспертами-товароведами, многообразны и зависят от конкретных обстоятельств дела. Приведем наиболее типичные из них: каков характер и объем технических повреждений представленного на экспертизу автотранспортного средства; какова розничная цена предъявленной для оценки автомашины или ее определенной части (детали); какова цена транспортного средства (детали) с учетом имеющихся неисправностей или повреждений; какова остаточная стоимость транспортного средства с учетом его износа (амортизации); какова цена предъявленных для оценки предметов, похищенных из автомашины; полно ли отражены технические повреждения автомобиля в калькуляции на восстановительный ремонт; правильно ли составлен наряд-заказ на ремонт автомобиля; соответствуют ли действующим прейскурантам указанные в смете (акте) цены на запасные части для ремонта транспортного средства.
При расследовании хищений автотранспортных средств почти всегда проводятся и другие традиционные криминалистические, в том числе судебно-медицинские экспертизы, которые, однако, не обладают такой специфичностью, как перечисленные выше.
Весьма эффективна по делам о хищениях автотранспорта и другая форма использования специальных познаний — участие специалиста в производстве следственного действия (ст. 168 УПК). Она выражается в оказании помощи сведущим лицом в вопросах планирования, подготовки и проведения следственного действия, в оценке его результатов, а также в технико-криминалистическом обеспечении деятельности по обнаружению, фиксации и изъятию доказательств.
Следственная практика свидетельствует, что участие специалистов в производстве осмотров мест совершения хищений, обнаружения похищенных автомашин, самих транспортных средств, изъятых документов на право управления и пользования автотранспортом, одежды потерпевших и подозреваемых, а также в проведении освидетельствований, следственных экспериментов, получении образцов для сравнительного исследования при назначении судебных экспертиз значительно повышает результативность следственных действий и обеспечивает более полное и качественное расследование преступлений.
185
- § 2. Организация первоначального этапа расследования
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий
- Глава 16 '' '*
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений
- § 2. Организация расследования на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства
- § 2. Особенности организации расследования
- § 3. Особенности тактики отдельных следственных действий
- Глава 18
- § 1. Криминалистическая характеристика экологических преступлений
- § 2. Организация расследования экологических преступлений на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании экологических преступлений
- Глава 19
- § 1. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений
- § 2. Организация расследования дорожно-транспортных преступлений на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании дорожно-транспортных преступлений
- Глава 20
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации
- § 2. Организация расследования на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства
- Глава 21
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних
- § 2. Организация расследования преступлений
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании преступлений несовершеннолетних
- Глава 22
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных организованными группами
- § 2. Организация расследования преступлений, совершенных организованными группами, на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий
- Глава 23
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных иностранными гражданами
- § 2. Организация расследования преступлений на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий
- Глава 24
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных с использованием автотранспортных средств
- § 2. Организация расследования преступлений, совершенных с использованием автотранспортных средств
- § 3. Особенности производства
- Глава 25
- § 1. Криминалистическая характеристика хищений автотранспортных средств
- § 2. Организация расследования хищений
- § 3. Тактика отдельных следственных действий
- Глава 26
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных с применением взрывных устройств
- § 2. Организация расследования на первоначальном этапе
- § 3. Особенности тактики отдельным следственных действии
- Глава 27
- § 1. Криминалистическая характеристика хищений грузов на железнодорожном транспорте
- § 2. Организация первоначального этапа расследования хищений грузов на железнодорожном транспорте
- § 3. Особенности тактики отдельных следственных действий
- Часть 2 3
- § 1 Криминалистическая характеристика бандитизма 5