logo
резван_субботина

§ 3. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании дорожно-транспортных преступлений

Осмотр места происшествия. По прибытии на место происше­ствия следователю нужно визуально ознакомиться с обстановкой места происшествия, составить общее представление о случив­шемся, определить методы проведения осмотра места происшест­вия и места вероятного нахождения различных следов преступного деяния, наметить примерные границы осмотра. Перед началом ос­мотра следует провести ряд организационных и подготовительных мероприятий: 1) обеспечить безопасность лиц, участвующих в ос­мотре; 2) принять необходимые меры по сохранению имеющихся следов преступления, в первую очередь — при плохих погодных ус­ловиях (осадки, туман, ветер и т. д.); 3) удалить с места происшест­вия посторонних лиц, предварительно установив среди них тех, ко­торые могут своими свидетельскими показаниями оказать помощь в раскрытии и расследовании дорожно-транспортного преступле­ния; 4) провести краткий опрос потерпевшего, свидетелей, а также тех работников милиции, которые прибыли на место происшествия

72

раньше следственно-оперативной группы; 5) обеспечить сохранность расположения предметов до начала осмотра; 6) на основании резуль­татов, полученных при опросе потерпевших, свидетелей, в ходе ви­зуального осмотра места происшествия следователь при необходи­мости должен дать задания членам следственно-оперативной груп­пы о проведении ими определенных действий или розыскных меро­приятий.

В случаях, не терпящих отлагательства, когда следы могут быть утеряны из-за погодных или иных условий, осмотр проводится, по возможности, одновременно с вышеназванными мероприятиями.

Изучение обстановки на месте совершения дорожного события позволяет понять следователю сущность происшедшего, получить необходимую доказательственную информацию о виде, характере и обстоятельствах совершения конкретного ДТП, значительно об­легчает реконструкцию всего события от момента возникновения опасной обстановки до конечного расположения транспортных средств и людей.

При осмотре места ДТП в состав следственно-оперативной груп­пы, кроме следователя, должны входить: специалист-криминалист, специалист-автотехник (им может быть инспектор ГИБДД), участко­вый инспектор, судебно-медицинский эксперт (при наличии трупа).

Необходимо тщательно зафиксировать расположение машин, следы их движения и торможения, а также волочения, траекторию и характер этих следов, предметы, находящиеся на участке мест­ности, где произошло ДТП (отделившиеся детали машин, осколки стекол, осыпавшиеся частицы грунта, следы ног человека, повреж­дения и различные следы на транспортных средствах и т. д.), так как по этим данным можно восстановить многие обстоятельства до­рожного события.

Фиксация обстановки на месте происшествия должна произво­диться как можно быстрее. Всякая остановка движения нарушает его порядок, способствует образованию заторов и задержек. Ино­гда автомобиль, участвующий в дорожном событии и оставшийся на месте происшествия, затрудняет движение, создает дополни­тельную аварийную обстановку. Для оказания помощи лицам, нахо­дящимся в машине, ее нередко приходится переворачивать, выла­мывать двери, разбивать стекла и т. п. Все это приводит к тому, что к моменту прибытия следственно-оперативной группы обстановка места дорожного события претерпевает серьезные изменения, а это серьезно осложняет реконструкцию дорожного события.

Кроме того, срочность проведения осмотра места происшествия обусловлена тем, что заинтересованные лица умышленно могут из-

73

менить обстановку на месте ДТП, а очевидцы происшествия, не до­ждавшись работников милиции, покинуть его. Да и виновный води­тель может покинуть место ДТП.

Практикой выработана определенная последовательность ос­мотра места ДТП. Осмотр начинают с выявления и фиксации быст­ро исчезающих следов на автомобилях, на покрытии дороги после дождя или на подтаивающем снегу. Следует описать размеры сле­дов и характер их образования, замерить расстояние от следов до бордюра тротуара или обочины дороги и сфотографировать их. За­тем производят ориентирующую и обзорную фотосъемку, при необ­ходимости — узловую и детальную.

В ходе осмотра, знакомясь с местностью, следователь получает представление о характере дороги, профиле, типе и состоянии по­крытия проезжей части. Устанавливают также наличие обочин, кюветов, тротуаров, кустарников, деревьев, дорожных знаков, све­тофоров, остановок общественного транспорта, разметки проезжей части и т. д. Необходимо зафиксировать расположение причастных к происшествию транспортных средств, иных объектов, потерпев­ших относительно друг друга и каких-то постоянных ориентиров (перекресток, угол дома^орожный знак и т. д.).

Первостепенное значение для раскрытия ДТП имеет установле­ние места столкновения транспортных средств или наезда на пеше­хода. Это удается сделать путем опроса водителей, потерпевших (если они в состоянии дать показания), очевидцев происшествия, а также при анализе различных выявленных следов совершенного ДТП.

Осмотр места происшествия не следует ограничивать только площадью, на которой произошло ДТП и расположены основные объекты дорожной обстановки. Необходимо расширить границы ос­мотра и охватить те участки дороги, где находился транспорт во время, предшествующее появлению в обстановке дорожного дви­жения факторов, повлиявших на конечный результат.

Так как границы осмотра сразу установить трудно, вначале реко­мендуется осмотреть те места, где находятся основные объекты происшествия: автомобиль, потерпевшие, наиболее выраженные их следы. Затем, двигаясь в направлении, обратном движению ав­томобиля (или в направлении, соответствующем движению скрыв­шейся с места происшествия автомашины), следует осмотреть обо­чины, тротуары и прилегающие участки.

Если виновник происшествия скрылся на своей автомашине, расследование надо начинать с допросов потерпевших и свидете­лей-очевидцев, а когда из их показаний установлено место, где произошло данное событие, проводится осмотр места происшест-

74

вия. При этом наряду со следственным действием проводят опера­тивно-розыскные мероприятия, направленные на розыск водителя. Предварительное исследование следов на месте происшествия но­сит розыскной характер. Во время осмотра места происшествия принимают меры к обнаружению следов, по которым можно опре­делить марку и вид транспортного средства (следы протекторов шин, частицы краски и осколки стекол, отделившиеся при ударе о препятствие, и т. д.). Необходимо также осмотреть участок дороги по ходу движения скрывшегося автомобиля, так как следы масел, различных жидкостей указывают на то, что машина имеет повреж­дения и может проследовать ограниченное расстояние.

В тех случаях, когда с места происшествия скрылось лицо, управлявшее транспортным средством, нужно установить и зафик­сировать следы, которые позже могут быть использованы для уста­новления и идентификации личности. Так, следы пальцев остаются на рулевом колесе, органах управления, дверных ручках; на полу кабины могут быть обнаружены грунт (от обуви), окурки, коробки спичек, пачки из-под папирос и т. д."Кроме того, на сиденье, осо­бенно на ковре, могут быть обнаружены микроследы.

Если ДТП произошло со смертельным исходом, то на месте про­исшествия осматривают труп (по общим тактическим правилам ос­мотра трупов на месте происшествия). Однако при расследовании ДТП имеются свои особенности. На трупе могут быть выявлены по­вреждения, характерные для такого рода происшествий: обширные ссадины, скальпированные раны, большое количество кровоподте­ков, многочисленные переломы костей. На одежде и теле обнару­живают следы транспортного средства: отпечатки шин, частицы краски, пятна масел, осколки разбитых фар и пр.

Несоответствие характера наблюдаемых ран на теле человека количеству крови на месте его обнаружения, различия в образцах грунта, изъятых с обуви пострадавшего, и грунта окружающей мест­ности могут служить основанием для выдвижения иных версий, в том числе об инсценировке происшествия.

В процессе осмотра места происшествия необходимо осматри­вать и транспортные средства (если они остались на месте ДТП).

Осмотр автомашины начинают с передней части, где могут быть обнаружены следы наезда (например, вмятины, царапины, следы крови, волосы, следы рук потерпевшего, микроследы с его одежды, разбитые и поврежденные стекла фар и других сигналь­ных приборов). Затем осматривают правую и левую стороны, обра­щая особое внимание на выступающие части автомашины. Если произошел переезд потерпевшего, то следы наезда надо искать

75

снизу автомашины (на протекторах колес, карданном вале, тягах управления и других выступах нижней части автомашины).

Кроме этого, проверяют техническое состояние автомобиля: по­ложение рычагов управления, состояние счетчика пройденного пути, количество топлива в баке, наличие и способ закрепления груза и т. д.

Допрос водителя необходимо провести сразу после осмотра места происшествия, проверив предварительно, не находится ли он в состоянии опьянения.

Откладывать допрос нецелесообразно, так как у водителя появ­ляется возможность проанализировать свои действия, вспомнить высказывания граждан, находящихся на месте происшествия, оце­нить результаты осмотра места происшествия.

Допрос водителя целесообразно начинать с вопроса о состоя­нии транспортного средства, которым он управлял. Если водитель сказал, что его транспортное средство было неисправно, то нужно выяснить, какая эта неисправность и в какой момент он ее обнару­жил. Анализируя ответ, следователь определяет, нарушил води­тель правила движения или нет и связано ли это нарушение с на­ступившим преступным результатом.

Следователь должен установить, находился ли с водителем в кабине кто-то еще; если водитель был не один, то на каком месте сидел пассажир. Затем следователь выясняет: в каком направле­нии ехал водитель, по какой улице или дороге, с какой скоростью, на каком расстоянии от осевой линии, правого тротуара или обочи­ны, какая была видимость впереди, находились ли на проезжей части другие транспортные средства, какие именно, каково их поло­жение по отношению к его транспортному средству.

Если совершен наезд на пешехода, то следователь должен вы­яснить: где находился пешеход в то время, когда его увидел води­тель; был ли пешеход один или в числе других граждан; что он де­лал (стоял, шел, бежал), если шел или бежал, то в каком направле­нии и как быстро, смотрел ли при этом в сторону движущегося транспортного средства, которым управлял допрашиваемый води­тель; какие дорожные знаки видел водитель перед местом проис­шествия; был ли там светофор, пешеходный переход, остановка го­родского пассажирского транспорта. Далее следователь определяет: какие меры предпринял водитель, чтобы избежать на­езда на пешехода, какой частью транспортного средства он его сбил, сразу ли остановил транспортное средство, каковы были его действия после остановки транспорта.

Если произошло столкновение транспортных средств, то при до­просе каждого из водителей необходимо установить: с каким транс-

76

портным средством столкнулось его транспортное средство, на ка­кой стороне проезжей части это случилось; на какой сигнал свето­фора выехал водитель на перекресток и в каком направлении его пересекал; почему не уступил дорогу тому транспортному средству, с которым произошло столкновение.

В тех случаях, когда столкновение произошло при перестроении движущихся в одном направлении транспортных средств из ряда в " ряд, нужно выяснить: в каком ряду вел транспортное средство допра­шиваемый водитель; кто из водителей производил это перестроение; из какого в какой ряд перемещалось транспортное средство; с какой целью это делалось; подавал ли водитель сигнал перестроения; в какой момент его включил; как произошло столкновение, имеются ли при столкновении потерпевшие и кто именно; каковы были дей­ствия водителей после столкновения.

При допросе водителя, задержанного после того, как он скрылся на своем транспортном средстве с места происшествия, необходи­мо установить, почему он это сделал, не оказав помощь потерпев­шему и не сообщив о случившемся в "милицию. Дальнейшие вопро-" сы будут зависеть от того, как водитель ответит на первые вопросы.

При допросе свидетелей следует иметь в виду, что происшест­вие было для них неожиданным, поэтому нередко они дают показа­ния не обо всем происшествии, а только об отдельных его момен­тах, которые непосредственно видели. Если такой свидетель под­робно рассказывает обо всем происшествии, то нужно установить, действительно ли он наблюдал все происшествие или часть его по­казаний является пересказом того, что он услышал на месте совер­шения ДТП от других лиц.

При допросе свидетеля требуется выяснить, где он находился во время происшествия и что делал, в какую сторону смотрел, в ка­кой момент обратил внимание на происходящее, каково состояние его зрения и слуха. Затем ему предлагают подробно рассказать о том, что он видел.

Если водитель скрылся с места происшествия, то у свидетеля выясняют тип и модель транспортного средства, его цвет, номер, приметы водителя, пассажиров и т. д.

Если свидетели дают путаные показания о том, где они находи­лись в момент совершения ДТП, целесообразно предложить им на­рисовать этот участок улицы или дороги и указать на рисунке место их нахождения, место нахождения транспортных средств, потер­певших и различных следов.

Положительный результат дает проведение допроса свидетеля на месте происшествия.

77

В качестве свидетелей могут быть допрошены и медицинские работники «скорой помощи» или лечебного учреждения, если по­терпевший скончался в их присутствии. При этом они должны рас­сказать следователю все то, что сообщил о происшествии потер­певший перед смертью.

Проведение допроса потерпевшего связано с определенными трудностями. С одной стороны, потерпевшие в большинстве случа­ев заинтересованы обвинить только водителя, а с другой, находясь в состоянии сильного эмоционального потрясения и будучи травми­рованными, не могут объективно воспроизвести картину события, иногда вообще ничего не помнят. Отметим, что допросы нужно про­изводить с разрешения врача.

Если потерпевший находится в опасном для жизни состоянии, но в сознании, то с разрешения врача и в присутствии других лиц следует записать его показания на магнитофон.

Вопросы, подлежащие выяснению при допросе потерпевшего, в основном те же, что и при допросах свидетелей-очевидцев. Конкре­тизация вопросов зависит от обстоятельств происшествия, его вида и т. д. Так, в случае наезда, когда водитель скрылся с места происшествия, при допросе потерпевшего необходимо выяснить: каким образом потерпевший оказался на месте ДТП; видел ли он приближающийся транспорт, видел или слышал сигналы, подавае­мые водителем; состояние его зрения и слуха; приметы транспорт­ного средства и водителя; где и когда переходил дорогу и на какой сигнал светофора; на каком расстоянии от движущегося транспор­та начал переход дороги; был ли на момент происшествия трезв или в состоянии опьянения; кого он считает виновным, если води­теля, то конкретно в чем видит его вину.

Следственный эксперимент проводят на проезжей части доро­ги, где продолжается транспортное и пешеходное движение. Поэто­му рекомендации о воспроизведении аналогичных условий времени и места расследуемого события не всегда выполнимы. Следствен­ный эксперимент может быть проведен и в другое время, однако, доказательственное значение его не становится меньшим.

Лицо, производящее следственный эксперимент, заранее гото­вится и принимает меры для обеспечения безопасности его участ­ников и окружающих лиц. Недопустима проверка опытным путем обстоятельств, связанных с заносом, экстренным торможением, оп­ределением технической возможности предотвращения наезда, восстановлением взаимного положения объектов, находящихся в дви­жении непосредственно перед столкновением, опрокидыванием и т. п.

78

При подготовке к проведению эксперимента следователь должен выяснить: допустимо ли производство эксперимента в до­рожных условиях, в которых произошло расследуемое событие; бу­дет ли нарушен ритм транспортного и пешеходного движения; как обеспечить его безопасность; какие средства регулирования дви­жения следует использовать во время эксперимента; какие вероят­ные результаты может дать следственный эксперимент.

Наиболее распространенным является эксперимент по проверке возможности наблюдать в конкретных условиях какое-либо собы­тие, например: мог ли водитель заблаговременно увидеть препят­ствие на дороге; мог ли потерпевший видеть приближающееся транспортное средство; мог ли свидетель со своего места наблю­дать ДТП; мог ли свидетель, посмотрев на движущееся транспорт­ное средство, определить его скорость; могли ли образоваться дан­ные следы на транспортном средстве в результате ДТП и др.

Иногда возникает необходимость в проведении следственных экспериментов с целью 'установления возможности совершения ка­ких-либо действий, например, проезда конкретного транспортного' средства по определенному участку местности или его разворота.

Назначение экспертиз. При расследовании дорожно-транс­портных преступлений наиболее часто назначают автотехническую (дорожно-транспортную), трасологическую, судебно-медицинскую, судебно-биологическую, судебно-химическую экспертизы. Кроме того, могут быть назначены товароведческая, металлографическая, геодезическая, биолого-почвенная, ботаническая, судебно-психиат-рическая и другие судебные экспертизы.

Судебно-медицинскую экспертизу проводят во всех случаях, ко­гда имеются человеческие жертвы или пострадавшим причинены телесные повреждения. При этом устанавливают характер, степень тяжести телесных повреждений, определяют причину наступления смерти пострадавшего. Судебно-медицинская экспертиза может от­ветить на вопросы: какова была поза потерпевшего в момент его контакта с транспортным средством; какими деталями или частями машины причинены телесные повреждения пешеходу, пассажиру ма­шины или самому водителю транспортного средства во время ДТП?

Для решения вопросов, связанных с установлением причин по­явления на теле пострадавшего при ДТП телесных повреждений, с выяснением ситуации и механизма, нужно обратить самое серьез­ное внимание на локализацию и вид повреждений, обнаруженных при первичном осмотре трупа на месте происшествия или обследо­вании потерпевшего в медицинском учреждении, куда он был дос­тавлен для оказания медицинской помощи. Описание телесных по-

79

вреждений необходимо сопровождать составлением схем, на кото­рых обозначают их местоположение, локализацию, размеры, фор­му и другие признаки. К сожалению, как показывает изучение прак­тики расследования ДТП, такие схемы составляют редко.

Иногда при расследовании ДТП назначают судебно-биологиче-скую экспертизу, на которую направляют обнаруженные при ос­мотре на поверхности транспортного средства капли крови, части­цы мозгового вещества, волосы. Эксперты определяют, кому при­надлежит направленный на исследование объект — человеку или животному. Если кровь, обнаруженная на транспортном средстве, принадлежит человеку, то устанавливают, к какой группе или типу она относится. Когда в распоряжении эксперта имеются образцы крови потерпевшего, то он дает заключение о совпадении или не­совпадении по группе и типу крови, обнаруженной на транспортном средстве, и крови потерпевшего. Если на транспортном средстве обнаружены волосы человека, то определяют, сходны ли они с во­лосами потерпевшего.

Из криминалистических экспертиз чаще всего назначают трасо-логическую экспертизу следов транспортных средств, которая позволяет выяснить: к как«му типу относится транспортное средст­во, следы которого обнаружены на месте происшествия; в каком направлении двигалось транспортное средство; оставлены ли сле­ды колес, обнаруженные на месте происшествия, колесами кон­кретного транспортного средства и др.

Если водитель скрылся, оставив транспортное средство на мес­те происшествия, а при осмотре на рулевом колесе и рычагах управления были обнаружены следы пальцев рук, то в случае заяв­ления задержанного водителя о том, что транспортное средство у него угнали, проводят дактилоскопическую экспертизу. Ее назна­чают и тогда, когда водитель заявляет, что человека он не сбивал, но на внешней поверхности транспортного средства обнаружены следы рук и есть основания предполагать, что они оставлены по­терпевшим в момент наезда на него.

Когда на одежде потерпевшего обнаружены частицы краски, пятна смазки и другие помарки, которые могли появиться в резуль­тате ДТП, то назначают судебно-химическую экспертизу. В этом случае перед экспертом ставят вопрос, каким веществом оставле­на помарка на одежде.

Задачами автотехнической (дорожно-транспортной) экспер­тизы являются: исследование технического состояния транспорт­ных средств; определение скорости движения, длины остановоч­ных и тормозных путей по следам транспортного средства; восста-

80

новление обстоятельств дорожно-транспортного происшествия пу­тем технических расчетов и анализа следов; определение соответ­ствия действий водителя требованиям правил дорожного движения в конкретной дорожной обстановке; определение технических при­чин потери управляемости и устойчивости транспортных средств; проверка с технической точки зрения правильности показаний об­виняемых, подозреваемых, свидетелей и потерпевших.

В большинстве случаев объектами автотехнической экспертизы являются не вещественные доказательства, а фактические данные об обстоятельствах происшествия, содержащиеся в материалах уголовного дела. Поэтому представление эксперту полных, всесто­ронних и достоверных исходных данных — важнейшее условие проведения автотехнической экспертизы.

Объем материала, представленного на экспертизу, зависит от характера вопросов, требующих разрешения. Однако вне зависи­мости от содержания вопросов в распоряжение эксперта представ­ляют: постановление о назначении экспертизы; протокол осмотра, места происшествия; схемы к протоколу осмотра места происшест­вия; протокол осмотра транспорта; фототаблицы (как приложение к протоколу осмотра места происшествия и транспорта).

В постановлении о назначении экспертизы должны быть все ис­ходные данные, необходимые для решения поставленных вопро­сов. Иногда во время осмотра не удается установить тормозной след автомобиля, место наезда, взаимное расположение пешехода и автомобиля. Отсутствие указанных параметров делает невозмож­ным производство экспертного исследования. Они должны быть по­лучены посредством проведения других следственных действий: допросов, очных ставок, следственных экспериментов, экспертиз. Добытые таким образом сведения очень часто не совпадают, быва­ют неточными. Между тем для проведения экспертизы требуются точные данные, выраженные в конкретных числах. Поэтому перед тем, как вынести постановление о назначении экспертизы, следо­ватель должен предварительно оценить свидетельские показания, уточнить их.

В постановлении следователь указывает конкретные исходные данные или листы дела, где они содержатся. Совершенно недопус­тимо положение, когда эксперты вынуждены сами судить о досто­верности исходных данных, содержащихся в материалах уголовно­го дела, или выбирать их по своему усмотрению.

6 Криминалистическая методика ■ 81

При исследовании технического состояния транспортных средств могут быть сформулированы следующие вопросы для раз­решения автотехнической экспертизой: имеет ли данное транспорт­ное средство какие-либо технические неисправности; соответству­ет ли состояние рулевого управления, тормозной системы, колес, приборов освещения данного транспортного средства требовани­ям, предъявляемым к исправному транспортному средству; в ре­зультате чего произошла поломка системы или какого-либо узла: неправильной эксплуатации, естественного износа или по другим причинам; когда возникло повреждение какого-либо узла: до или в момент дорожно-транспортного происшествия; имелась ли у води­теля техническая возможность обнаружить неисправность данной детали путем наружного осмотра или при движении транспортного средства; возможно ли обнаружить неисправность тормозной сис­темы при торможении, или же эта неисправность может быть обна­ружена только при разборке ее агрегатов?

Для определения скорости движения и остановочного пути по следам транспортного средства могут быть поставлены вопросы: какова была скорость движения транспортного средства перед на­ чалом торможения, если на месте происшествия остался тормозной след длиной м; каким должен быть тормозной путь транспорт­ ного средства при установленной скорости; какова была скорость движения транспортного средства в момент наезда, если он произошел на м тормозного следа длиной м; какова была скорость движе­ ния транспортного средства перед началом торможения, если след

торможения составляет м, а путь последующего движения до

полной остановки составляет м; какова была скорость движения

столкнувшихся транспортных средств, исходя из длины следов тор­можения и их взаимного расположения после столкновения, указан­ных в протоколе осмотра места происшествия и схеме дорожно-транспортного происшествия?

При восстановлении обстоятельств (механизма) дорожно-транс­ портного происшествия путем технических расчетов и анализа сле­ дов ставят вопросы: на каком расстоянии от места наезда находил­ ся автомобиль, двигавшийся со скоростью км/ч, если пешеход

бегом преодолевал расстояние в м; на каком расстоянии от

места наезда водитель начал тормозить (если установлено место наезда и длина тормозного следа); имел ли возможность водитель видеть пешехода, когда последний начал переходить часть дороги слева по ходу движения, если видимость была ограничена другим

82

автомобилем, двигавшимся впереди на расстоянии м и левее

на расстоянии _м; какое время находилось транспортное сред­ ство в движении от момента принятия водителем мер к торможе­ нию до полной остановки; сколько прошло времени с момента при­ нятия водителем мер к остановке до наезда на пешехода, если на­ езд совершен на м при следе торможения длиной м; когда

водитель должен был начать торможение для избежания наезда с учетом скорости движения транспортного средства, пешехода и удаленности последнего от тротуара; имел ли водитель техниче­скую возможность избежать наезда путем своевременного тормо­жения при установленном расстоянии от транспортного средства до пешехода; чем объясняется прерывность в следах торможения транспортного средства; какова причина искривленности следов торможения транспортного средства?

Для определения соответствия действий водителя требованиям правил движения в конкретной дорожной обстановке ставят вопро­сы: правильно ли с технической точки зрения действовал водитель в данной дорожной обстановке (если нет, то как он должен был действовать); какими требованиями правил должен был руково­дствоваться водитель в сложившейся обстановке для обеспечения безопасности движения; соответствовала ли выбранная водителем скорость требованиям правил движения в такой обстановке? Если нет, то какая скорость обеспечила бы безопасность движения; ка­кой из водителей имел преимущественное право пересечения пе­рекрестка?

В целях определения технических причин потери управляемости и устойчивости транспортных средств ставят вопросы: что явилось причиной заноса или опрокидывания транспортного средства в данных конкретных условиях (резкое торможение, прокол камеры, разность давления в шинах, неисправность тормозов и т. п.); при

какой скорости движения на повороте радиусом м водитель

мог бы избежать опрокидывания нагруженного (указать груз) транс­портного средства; возможно ли опрокидывание автомобиля марки

при грузе , следовавшего со скоростью км/ч, если при

заносе он ударился боковой стороной о неподвижное препятствие

высотой м; как должен был действовать водитель транспортного

средства, чтобы избежать заноса и опрокидывания в данных дорож­ных условиях?

83