logo
резван_субботина

§ 2. Организация расследования преступлений, совершенных организованными группами, на первоначальном этапе

На первоначальном этапе расследования по делам рассматри­ваемой категории следственные ситуации во многом зависят от следующих факторов:

  1. находилась ли организованная криминальная группа, пре­ ступная деятельность которой расследуется, какое-то время (или постоянно) под оперативным контролем правоохранительных орга­ нов либо о ее существовании стало известно лишь в результате выявления преступления, совершенного ее членами;

  2. при возбуждении дела задержаны основные члены известной организованной группы или только один или несколько рядовых ис­ полнителей;

  3. в начале расследования или в конце этого этапа были выяв­ лены признаки организованной преступной деятельности в рассле­ дуемом деянии.

В ситуации, когда преступная деятельность находилась под кон­тролем оперативно-розыскных органов до начала расследования, в ходе оперативного наблюдения, чаще всего выявляются и фикси­руются основные моменты отдельных криминальных деяний пре­ступной группы, например, моменты хищения государственного или иного чужого имущества, передача ценностей при вымогательстве, мошеннические действия в кредитно-банковской сфере и пр. В ка­кой-то мере устанавливается состав группы, связи преступников.

В результате накапливается материал, позволяющий осущест­вить операцию по захвату преступников с поличным и другие опе­рации, связанные с их задержанием. В этом случае первой и основ­ной задачей следователя (руководителя следственно-оперативной группы) является тщательное обдумывание и планирование опера­ции. Группа задержания при необходимости должна быть достаточ­но вооружена для подавления возможного активного сопротивле­ния. Действия виновных нужно зафиксировать с помощью видеоза­писи (операция должна быть отражена полно и четко).

Задача следователя — контролировать ход операции, обращать внимание понятых и специалистов на существенные доказательст­венные моменты, возникающие в процессе проведения операции. При этом следует фиксировать время, место проведения операции, ее характерные детали, которые впоследствии могут быть исполь­зованы для составления соответствующего протокола.

122

Если расследование начинается с выявления преступления, в котором обнаруживаются признаки организованной преступной деятельности неизвестной правоохранительным органам крими­нальной организации, то наряду с расследованием данного деяния рекомендуется провести оперативно-розыскную работу с целью вы­явления реальности существования данной группы, проверку ее деятельности для получения общего представления о ней и попол­нения необходимой для расследования информации. Составив об­щее представление о преступной деятельности организованной группы, следственные и оперативно-розыскные органы должны за счет негласных, розыскных и иных методов работы получить дан­ные для выявления всех преступных акций, совершенных ее членами.

При этом необходимо максимально использовать процессуаль­ные средства накопления информации. Имеются в виду такие след­ственные действия, как допросы подозреваемых, свидетелей и по­терпевших, выемка ичЗсмотр документов, обыск и др. Вместе с тем важно обеспечить надежное хранение, качественный анализ этой информации и ее тактическое и стратегическое применение (вклю­чая использование документов, принадлежащих данной преступной организации). В этой ситуации, для выявления новых источников доказательственной и иной криминалистической информации, с учетом личности задержанных и их мест в иерархии преступной группы, целесообразно одного из задержанных оставить на свобо­де, чтобы выявить других неизвестных следствию членов данной преступной группы, места содержания заложников, хранения цен­ностей и предметов, добытых преступным путем.

Аналогичные действия рекомендуется применять и тогда, когда возбуждение уголовного дела связано с задержанием членов из­вестной организованной преступной группы, а также когда в самом начале расследования в преступном деянии выявлены признаки организованной преступной деятельности.

В случае, если исходные сведения и результаты первых следст­венных действий не позволяют сразу сделать вывод о том, что дей­ствует организованное преступное формирование, то должна ис­пользоваться методика расследования того вида преступления, под которое подпадает это деяние. Однако надо учитывать вероят­ность того, что следствию противостоит преступное формирование, для которого характерны круговая порука ее членов, а также ис­пользование в целях собственной защиты средств противодейст­вия расследованию.

Можно выделить ряд признаков, которые косвенно указывают на причастность к совершенному преступлению членов организован-

123

ных преступных групп. Эти признаки можно распределить по двум ситуациям: 1) имеются задержанные лица; 2) сведений о преступ­никах нет. Применительно к первой ситуации на то, что задержан­ные являются членами организованной группы, могут указывать: наличие у задержанных современных средств связи, оружия, нар­котических средств или следов, указывающих на их употребление, и т. д.; использование задержанными документов, служебной фор­мы, автотранспорта и иной атрибутики правоохранительных либо контролирующих органов; их крайне вызывающее и циничное пове­дение; отрицание причастности к совершенному преступлению во­преки очевидным фактам; участие в деле наиболее подготовлен­ных адвокатов, нередко двух и более у одного подозреваемого, заявивших о своем участии немедленно после задержания; попыт­ки дискредитации следствия и его шантажа; использование коррум­пированных и иных связей; участие средств массовой информации в защите задержанных; оказание давления на лиц, участвующих в расследовании, а также на членов их семей; оказание давления на потерпевших и свидетелей.

Когда преступление еще не раскрыто, на факт его совершения организованной группой\югут указывать следующие признаки: вы­сокий уровень осведомленности об объекте преступного посяга­тельства; наличие следов, свидетельствующих о тщательной под­готовке совершения преступления и его сокрытия; наличие следов, свидетельствующих о совершении преступления несколькими ли­цами (множественность различных следов, относящихся к разным лицам или предметам, используемым при совершении преступле­ний; следы перемещения громоздких или тяжелых предметов, что не в состоянии сделать один человек; характер изменений в обста­новке места происшествия; предмет преступного посягательства и вещи преступников, свидетельствующие о принадлежности их раз­личным лицам, и т. д.).

При обнаружении указанных признаков выдвигают версии об от­ношении задержанных к организованной преступной группе или же о совершении преступления членами такой группы и проводят ком­плекс следственных действий, оперативно-розыскных и организа­ционных мероприятий по их проверке.

При расследовании организованной преступной деятельности большое значение имеет процесс установления ролевых функций участников группы и, прежде всего, выявление и доказывание вины организатора и руководителя группы. При этом могут складываться следующие основные ситуации:

124

1. Организатор группы признает участие в совершении группово­ го преступления, но отрицает свою руководящую роль.

Для его изобличения необходимо:

— выяснить, кто руководил распределением похищенного. Именно по инициативе в решении этого вопроса можно установить лидера группы;

2. Организатор группы отрицает свою причастность к преступле­ ниям и руководству группой. При этом он либо сам участвовал в со­ вершении преступлений, либо непосредственного участия в них не принимал.

В данной ситуации большое значение имеют правильно постро­енные допросы всех установленных участников группы, в ходе ко­торых выясняют: как была организована группа (кто предложил ее создать); кто определил объект и предмет преступного посягатель­ства, место, время и способ совершения преступления, а также ме­сто сбыта похищенного; кто распределил роли при совершении преступления; кто сообщил исполнителю о возможности соверше­ния такого преступления; кто его уговорил совершить преступле­ние; кто проинструктировал его, как совершить преступление; кто назначил долю каждого участника при распределении полученных средств; кто разрешал конфликты в группе и т. д.

Детальное выяснение этих и других вопросов позволит не толь-' ко установить настоящего организатора и руководителя группы, но и собрать необходимые доказательства его вины.

При расследовании преступлений, совершенных организован­ными группами, большое значение приобретает взаимодействие с оперативными аппаратами, которое может выражаться в следую­щих формах:

1. Совместное участие нескольких субъектов оперативно-розы­скной деятельности в оперативной разработке организованных пре­ступных групп (сообществ).

Под таким участием понимается совместная деятельность со­трудников различных оперативных аппаратов по конкретному уго­ловному делу в виде создания совместных следственно-оператив­ных групп (бригад).

Необходимость использования данного метода обусловливает­ся многими обстоятельствами: большим количеством членов пре-

125

ступных сообществ; совершением ими преступлений на обширной территории; наличием межрегиональных и международных связей и т. д.

В соответствии с действующими межведомственными норматив­ными актами', основаниями создания СОГ (бригад) являются:

В практической деятельности аппаратов по борьбе с организо­ванной преступностью разновидностью специализированных (по­стоянно действующих) СОГ являются создаваемые рабочие группы сотрудников оперативных аппаратов по сбору и обобщению опера­тивной информации на конкретные организованные сообщества и группы, имеющиеся на территории обслуживания.

2. Использование аппаратами по борьбе с организованной пре­ступностью оперативно-технических возможностей других субъек­тов оперативно-розыскнойдеятельности.

Это наиболее распространенный вид взаимодействия по данной категории преступлений, который может осуществляться в следую­щих направлениях:

а) с аппаратами уголовного розыска:

Тактика взаимодействия в этих направлениях должна строиться как на использовании традиционных методов (взаимном информи­ровании о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес; обмене квалифицированными сотрудниками; организации совмест­ных оперативно-розыскных мероприятий), так и на использовании новых методов, закрепленных в действующем законодательстве,

' См.: Положение о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп: Приложение к приказу Генпрокуратуры, МВД, ФСБ, ДНП России от 22 мая 1995 г. №32/199/73/278.

126

которое впервые, например, отнесло к числу оперативно-розыск­ных мероприятий — оперативное внедрение1;

б) с аппаратами по борьбе с экономическими преступлениями: по защите экономики от организованной преступности;

— по выявлению коррумпированных связей организованных преступных формирований.

Помимо традиционных форм взаимодействия, которые заключа­ются в обмене информацией в отношении лиц, склонных к совер­шению имущественных преступлений, совместном осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по документированию и реали­зации материалов оперативных разработок на организованные преступные группы, совершающие преступления корыстно-хозяйст­венной направленности, серьезное внимание в условиях рыночных отношений должно быть направлено на противодействие интегра­ции организованных преступных группировок, связанных с корруп­цией, в экономическую> сферу с целью получения сверхвысоких не­законных доходов. В первую очередь это относится к таким жизнен­но важным для народнохозяйственного комплекса направлениям/ как денежная система страны и федеральный рынок ценных бумаг, промышленное производство, обращение стратегически важного сырья и ресурсов, потребительский рынок, торговля и обслужива­ние населения;

в) с оперативными подразделениями Федеральной службы на­ логовой полиции (ФСНП).

Данное взаимодействие строится на основе Закона Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции», который в ст. 9 декларирует, что «при возникновении оперативной необхо­димости органы налоговой полиции по мотивированному запросу государственных органов выделяют сотрудников налоговой поли­ции для проверки фактов налоговых правонарушений» z. Совмест­ные оперативно-розыскные мероприятия оперативных аппаратов органов внутренних дел и налоговой полиции должны быть сосре­доточены как на выявлении нарушений налогового законодательст­ва, возвращении в бюджет значительных сумм, так и на выявлении фактов совершения должностных преступлений, коррупции, пре­ступной деятельности конкретных организованных групп.

1 См.". Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» №144-ФЗ от 12 августа 1995 г. // Рос. газета. 1995. 18 сентября

2 См.: О федеральных органах налоговой полиции: Закон Российской Федерации // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации М , 1993 № 29

127

Важным тактическим приемом взаимодействия является обязан­ность оперативных аппаратов налоговой полиции в ходе выявле­ния преступлений, сопутствующих налоговым правонарушениям, оперативно ставить в известность аппараты по борьбе с организо­ванной преступностью, а именно: по фактам должностных преступ­лений; коррупции; мошенничества; вымогательства; незаконного оборота оружия, боеприпасов, наркотиков, стратегического сырья; контроля организованных преступных групп за производством и рынком товаров и совершения ими опасных общеуголовных престу­плений;

г) с оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы (УИС) Министерства юстиции.

Тактика взаимодействия аппаратов по борьбе с организованной преступностью с оперативными аппаратами уголовно-исполнитель­ной системы выражается в следующих формах: организация опера­тивной разработки лиц, задержанных и осужденных за совершение преступлений в составе организованных групп; регулярный обмен информацией, представляющей взаимный оперативный интерес; ини­циативное осуществление оперативных мероприятий в интересах взаимодействующих сторон; проверка заданий и инициативных со­общений, принятии по ним предусмотренных законодательством мер.