logo
резван_субботина

§ 1. Криминалистическая характеристика хищений автотранспортных средств

В современных условиях диапазон посягательств преступников на автотранспортные средства очень широк: от похищения самых непритязательных автомашин до престижных иномарок. Изучение следственной практики в различных регионах страны показывает, что наибольший интерес преступников вызывают автомобили ВАЗ различных модификаций, особенно переднеприводные — ВАЗ-08 (-09;-10). Массовые хищения иномарок происходят в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Калининграде и некоторых других круп­ных городах. Можно предположить, что криминальный интерес ав­товоров к данному виду транспортных средств будет возрастать и дальше.

Анализ объективной обстановки совершения преступлений пока­зывает, что абсолютное большинство (около 70% ) автотранспортных средств похищается ночью — с 0 до 6 ч.; примерно 20% — вечером (с 18 до 24 ч); 10% — в утреннее и дневное время (с 6 до 18 ч)

По временам года наиболее криминальны сезоны эксплуатации транспортных средств: весенне-летний и частично осенний.

Местами хищений автомобилей чаще всего являются неохра­няемые стоянки у жилых домов, магазинов, вокзалов и администра­тивных зданий, гаражи в гаражно-строительных кооперативах (ГСК), автомобильные рынки, различные участки автомобильных дорог.

Способ совершения преступлений (их подготовки и сокрытия) — основной элемент криминалистической характеристики хищений автотранспортных средств. Сложность исполнения того или иного способа обусловлена комплексом действий (приемов), последова­тельно направленных на реализацию преступного замысла, и выра­жается в подготовке, совершении и сокрытии хищения.

Для большинства хищений автотранспорта характерна тща­тельная подготовка, которая может включать в себя следующие элементы: выбор предмета посягательства (модель, марка автомо­биля, цвет, товарный вид, год выпуска); наблюдение за поведением владельца (собственника) автомашины; выбор места совершения

163

преступления (гараж, улица, автостоянка); выбор времени хищения (вечер, ночь, день); изучение режима работы и условий охраны объекта, где предполагается совершить хищение; подбор участни­ков преступления, распределение ролей и функций между ними; планирование преступной деятельности; подыскание специальных орудий, предметов и технических средств; поиск каналов сбыта по­хищенного (продавцов, покупателей, посредников); выработку оп­ределенной линии поведения (противодействия) правоохранитель­ным органам на случай «провала» и др.

С особой тщательностью преступники готовят кражи из охраняе­мых стоянок, гаражей и иных закрытых объектов. Неохраняемые автотранспортные средства часто похищают без всякой предвари­тельной подготовки, например автомобили, оставленные водителя­ми без присмотра с незапертой дверцей или опущенным стеклом, а то и с ключом в замке зажигания.

При совершении мошеннических действий незаконное завладе­ние автотранспортными средствами может осуществляться под ви­дом родственников и знакомых потерпевшего, работников специ­альных служб (милиции, пожарной охраны, налоговой инспекции, госстраха и т. п.). Нередко для ^тих целей используются подлож­ные документы (технические паспорта на транспортное средство, водительские удостоверения, различные платежные квитанции, расписки).

При грабежах и разбоях преступники, стремясь неправомерно завладеть чужим автомобилем, почти всегда используют фактор внезапности. Если преступление совершается на открытой стоянке, внезапность достигается за счет нападения на потерпевшего из ка­кой-либо засады или другого автомобиля. В пути следования в од­ной автомашине с водителем разбойники нападают на него сзади или сбоку. В торговых организациях и на специализированных рын­ках они, напротив, под любым предлогом пытаются вступить в предварительный контакт с будущей жертвой, выдавая себя за спе­циалистов в сфере автообслуживания, продавцов или покупателей автомашин. Затем предлагают водителю проехать куда-либо для осмотра транспортного средства (чаще всего в безлюдное место, какой-либо бокс или гараж), где и совершают хищение чужого иму­щества с применением насилия над потерпевшим. При этом наси­лие осуществляется в следующих формах: словесные угрозы; запу­гивание жертвы путем демонстрации оружия либо иных предметов, используемых в этих целях; причинение физического вреда здоро­вью потерпевшего различной степени тяжести (избиение, удуше­ние, изоляция потерпевшего, связывание, удержание); доведение

164

потерпевшего до беспомощного состояния путем введения в его организм сильнодействующих или одурманивающих веществ (алко­голя, наркотиков, ядов, медицинских препаратов и др.); применение огнестрельного (холодного) оружия или иных предметов, исполь­зуемых в этом качестве, и даже убийство потерпевшего.

К наиболее типичным приемам сокрытия таких преступлений от­носятся: переправка автомашины за пределы населенного пункта, где она была похищена; временное укрытие автотранспорта или его частей в специально приготовленных для этой цели местах (по месту жительства, работы преступников или их родственников и знакомых, а также в лесопосадках, оврагах и др.); изменение внеш­него вида, заводской маркировки, государственных номерных зна­ков автомобиля; демонтаж автотранспортного средства на отдель­ные узлы и агрегаты; подделка (изготовление) документов на право пользования и владения автомобилем; уничтожение орудий и пред­метов, а также материальных следов преступления.

Эти и другие приемы подготовки, совершения и сокрытия хище­ний автотранспорта используются в различных сочетаниях и раз­ной последовательности, в зависимости от характера совершаемо­го преступления и особенностей личности преступников. В отдель­ных случаях меры по сокрытию вообще не применяются.

Сбыт транспортных средств — завершающая стадия рассматри­ваемых преступлений. В современных условиях похищенный авто­транспорт может быть реализован целиком или по частям — по месту совершения преступления или за его пределами. К месту сбыта похищенные автомобили переправляются сухопутным, вод­ным или воздушным путем. Профессиональные преступники для этого используют автотрейлеры, железнодорожные платформы, контейнеры, паромы и даже авиалайнеры.

Сведения о типичных чертах личности преступников занима­ют важное место в криминалистической характеристике хищений автотранспортных средств. Практика показывает, что абсолютное большинство рассматриваемых преступлений (около 96 %) совер­шают мужчины в возрасте от 16 до 35 лет, проявляющие повышен­ный интерес к автомототранспорту, работающие в сфере автооб­служивания либо безработные, ранее, как правило, судимые за аналогичные корыстно-насильственные деяния.

Всех преступников данной категории, в зависимости от особен­ностей их личности, условно можно разделить на две группы: при­митивные и квалифицированные преступники.

Примитивные преступники, совершающие кражи авто­транспорта, грабежи и разбойные нападения без соответствующей

165

подготовки и использования каких-либо сложных технических средств и орудий. Чаще всего они делают это по внезапно возник­шему умыслу или в силу стечения иных благоприятных для совер­шения преступления обстоятельств (например, автомашина остав­лена открытой без присмотра или ее владелец находится в нетрез­вом состоянии).

Квалифицированные преступники — это автоворы и мошенники, имеющие устойчивую антиобщественную ориентацию, обладающие определенными навыками, умениями и совершающие хищения хорошо продуманными, ухищренными способами. Для них характерно: посягательство на автотранспортные средства, имею­щие хороший товарный вид и значительную стоимость; использова­ние одних и тех же приемов, орудий и средств совершения преступ­лений. Преступная деятельность таких лиц более целенаправленна и корыстна, а получение доходов от сбыта похищенных автомобилей становится для них основным источником существования.

Абсолютное большинство хищений автотранспорта (около 80%) совершается преступными группами. В зависимости от степени сплоченности, устойчивости, наличия связей и масштаба преступ­ной деятельности можно выделить четыре типа таких групп: мест­ные, региональные, межрегиональные и транснациональные (меж­дународные).

В самом общем виде структура таких групп может быть следую­щей: непосредственные исполнители хищений («кучеры»); лица, занимающиеся укрытием и переделкой похищенных автотранс­портных средств (автослесари, владельцы частных мастерских, работники сферы автообслуживания и др.); лица, занимающиеся перемещением автомобилей из одного населенного пункта в дру­гой («курьеры»); лица, занимающиеся сбытом похищенного транс­порта («сбытчики»), а также организаторы преступлений. Для непо­средственного совершения краж автотранспортных средств часто привлекаются подростки. Это выгодно взрослым соучастникам, по­скольку в случае задержания подростка он всегда может сослаться на свой несовершеннолетний возраст и оправдаться тем, что хотел «просто покататься».

Немаловажная роль в механизме изучаемых преступлений при­надлежит потерпевшей стороне (собственникам и владельцам по­хищаемых автотранспортных средств). По данным исследования, около 85% автотранспортных средств похищают у физических лиц (граждан), а 15% — у юридических лиц (предприятий, фирм, орга­низаций). Потерпевшей от таких преступлений стороне, особенно

166

гражданам, практически всегда причиняется значительный матери­альный ущерб.

Вместе с тем следственная практика показывает, что в ряде слу­чаев хищение автотранспорта, осуществленное определенным способом, предусматривает выбор не любого, а конкретного потер­певшего. Поэтому между преступниками и потерпевшими часто возникают определенные взаимосвязи. При совершении каждой третьей кражи преступники знакомятся с жертвой накануне совер­шения преступления, наблюдают за ней либо наводят справки. Чаще всего это происходит при посещении потерпевшими автомо­бильных рынков, специализированных магазинов, ремонтных мас­терских, а также различных пунктов регистрации транспортных средств. Именно здесь профессиональные преступники вычисляют и намечают будущие жертвы, устанавливают за ними наблюдение, вступают в контакт, выдавая себя за опытных специалистов, кон­сультантов, торговых посредников или других, нужных для «клиен­тов» лиц.

Иногда хищениям автотранспорта предшествуют дружеские, со­седские и даже родственные отношения, употребление спиртных напитков с малознакомыми людьми. Поэтому одна из задач рассле­дования таких преступлений — установление взаимосвязи элемен­тов в системе «преступник — потерпевший». Чем раньше эта взаи-. мосвязь будет выявлена, тем больше шансов раскрыть преступление.