§ 1. Криминалистическая характеристика хищений автотранспортных средств
В современных условиях диапазон посягательств преступников на автотранспортные средства очень широк: от похищения самых непритязательных автомашин до престижных иномарок. Изучение следственной практики в различных регионах страны показывает, что наибольший интерес преступников вызывают автомобили ВАЗ различных модификаций, особенно переднеприводные — ВАЗ-08 (-09;-10). Массовые хищения иномарок происходят в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Калининграде и некоторых других крупных городах. Можно предположить, что криминальный интерес автоворов к данному виду транспортных средств будет возрастать и дальше.
Анализ объективной обстановки совершения преступлений показывает, что абсолютное большинство (около 70% ) автотранспортных средств похищается ночью — с 0 до 6 ч.; примерно 20% — вечером (с 18 до 24 ч); 10% — в утреннее и дневное время (с 6 до 18 ч)
По временам года наиболее криминальны сезоны эксплуатации транспортных средств: весенне-летний и частично осенний.
Местами хищений автомобилей чаще всего являются неохраняемые стоянки у жилых домов, магазинов, вокзалов и административных зданий, гаражи в гаражно-строительных кооперативах (ГСК), автомобильные рынки, различные участки автомобильных дорог.
Способ совершения преступлений (их подготовки и сокрытия) — основной элемент криминалистической характеристики хищений автотранспортных средств. Сложность исполнения того или иного способа обусловлена комплексом действий (приемов), последовательно направленных на реализацию преступного замысла, и выражается в подготовке, совершении и сокрытии хищения.
Для большинства хищений автотранспорта характерна тщательная подготовка, которая может включать в себя следующие элементы: выбор предмета посягательства (модель, марка автомобиля, цвет, товарный вид, год выпуска); наблюдение за поведением владельца (собственника) автомашины; выбор места совершения
163
преступления (гараж, улица, автостоянка); выбор времени хищения (вечер, ночь, день); изучение режима работы и условий охраны объекта, где предполагается совершить хищение; подбор участников преступления, распределение ролей и функций между ними; планирование преступной деятельности; подыскание специальных орудий, предметов и технических средств; поиск каналов сбыта похищенного (продавцов, покупателей, посредников); выработку определенной линии поведения (противодействия) правоохранительным органам на случай «провала» и др.
С особой тщательностью преступники готовят кражи из охраняемых стоянок, гаражей и иных закрытых объектов. Неохраняемые автотранспортные средства часто похищают без всякой предварительной подготовки, например автомобили, оставленные водителями без присмотра с незапертой дверцей или опущенным стеклом, а то и с ключом в замке зажигания.
При совершении мошеннических действий незаконное завладение автотранспортными средствами может осуществляться под видом родственников и знакомых потерпевшего, работников специальных служб (милиции, пожарной охраны, налоговой инспекции, госстраха и т. п.). Нередко для ^тих целей используются подложные документы (технические паспорта на транспортное средство, водительские удостоверения, различные платежные квитанции, расписки).
При грабежах и разбоях преступники, стремясь неправомерно завладеть чужим автомобилем, почти всегда используют фактор внезапности. Если преступление совершается на открытой стоянке, внезапность достигается за счет нападения на потерпевшего из какой-либо засады или другого автомобиля. В пути следования в одной автомашине с водителем разбойники нападают на него сзади или сбоку. В торговых организациях и на специализированных рынках они, напротив, под любым предлогом пытаются вступить в предварительный контакт с будущей жертвой, выдавая себя за специалистов в сфере автообслуживания, продавцов или покупателей автомашин. Затем предлагают водителю проехать куда-либо для осмотра транспортного средства (чаще всего в безлюдное место, какой-либо бокс или гараж), где и совершают хищение чужого имущества с применением насилия над потерпевшим. При этом насилие осуществляется в следующих формах: словесные угрозы; запугивание жертвы путем демонстрации оружия либо иных предметов, используемых в этих целях; причинение физического вреда здоровью потерпевшего различной степени тяжести (избиение, удушение, изоляция потерпевшего, связывание, удержание); доведение
164
потерпевшего до беспомощного состояния путем введения в его организм сильнодействующих или одурманивающих веществ (алкоголя, наркотиков, ядов, медицинских препаратов и др.); применение огнестрельного (холодного) оружия или иных предметов, используемых в этом качестве, и даже убийство потерпевшего.
К наиболее типичным приемам сокрытия таких преступлений относятся: переправка автомашины за пределы населенного пункта, где она была похищена; временное укрытие автотранспорта или его частей в специально приготовленных для этой цели местах (по месту жительства, работы преступников или их родственников и знакомых, а также в лесопосадках, оврагах и др.); изменение внешнего вида, заводской маркировки, государственных номерных знаков автомобиля; демонтаж автотранспортного средства на отдельные узлы и агрегаты; подделка (изготовление) документов на право пользования и владения автомобилем; уничтожение орудий и предметов, а также материальных следов преступления.
Эти и другие приемы подготовки, совершения и сокрытия хищений автотранспорта используются в различных сочетаниях и разной последовательности, в зависимости от характера совершаемого преступления и особенностей личности преступников. В отдельных случаях меры по сокрытию вообще не применяются.
Сбыт транспортных средств — завершающая стадия рассматриваемых преступлений. В современных условиях похищенный автотранспорт может быть реализован целиком или по частям — по месту совершения преступления или за его пределами. К месту сбыта похищенные автомобили переправляются сухопутным, водным или воздушным путем. Профессиональные преступники для этого используют автотрейлеры, железнодорожные платформы, контейнеры, паромы и даже авиалайнеры.
Сведения о типичных чертах личности преступников занимают важное место в криминалистической характеристике хищений автотранспортных средств. Практика показывает, что абсолютное большинство рассматриваемых преступлений (около 96 %) совершают мужчины в возрасте от 16 до 35 лет, проявляющие повышенный интерес к автомототранспорту, работающие в сфере автообслуживания либо безработные, ранее, как правило, судимые за аналогичные корыстно-насильственные деяния.
Всех преступников данной категории, в зависимости от особенностей их личности, условно можно разделить на две группы: примитивные и квалифицированные преступники.
Примитивные преступники, совершающие кражи автотранспорта, грабежи и разбойные нападения без соответствующей
165
подготовки и использования каких-либо сложных технических средств и орудий. Чаще всего они делают это по внезапно возникшему умыслу или в силу стечения иных благоприятных для совершения преступления обстоятельств (например, автомашина оставлена открытой без присмотра или ее владелец находится в нетрезвом состоянии).
Квалифицированные преступники — это автоворы и мошенники, имеющие устойчивую антиобщественную ориентацию, обладающие определенными навыками, умениями и совершающие хищения хорошо продуманными, ухищренными способами. Для них характерно: посягательство на автотранспортные средства, имеющие хороший товарный вид и значительную стоимость; использование одних и тех же приемов, орудий и средств совершения преступлений. Преступная деятельность таких лиц более целенаправленна и корыстна, а получение доходов от сбыта похищенных автомобилей становится для них основным источником существования.
Абсолютное большинство хищений автотранспорта (около 80%) совершается преступными группами. В зависимости от степени сплоченности, устойчивости, наличия связей и масштаба преступной деятельности можно выделить четыре типа таких групп: местные, региональные, межрегиональные и транснациональные (международные).
В самом общем виде структура таких групп может быть следующей: непосредственные исполнители хищений («кучеры»); лица, занимающиеся укрытием и переделкой похищенных автотранспортных средств (автослесари, владельцы частных мастерских, работники сферы автообслуживания и др.); лица, занимающиеся перемещением автомобилей из одного населенного пункта в другой («курьеры»); лица, занимающиеся сбытом похищенного транспорта («сбытчики»), а также организаторы преступлений. Для непосредственного совершения краж автотранспортных средств часто привлекаются подростки. Это выгодно взрослым соучастникам, поскольку в случае задержания подростка он всегда может сослаться на свой несовершеннолетний возраст и оправдаться тем, что хотел «просто покататься».
Немаловажная роль в механизме изучаемых преступлений принадлежит потерпевшей стороне (собственникам и владельцам похищаемых автотранспортных средств). По данным исследования, около 85% автотранспортных средств похищают у физических лиц (граждан), а 15% — у юридических лиц (предприятий, фирм, организаций). Потерпевшей от таких преступлений стороне, особенно
166
гражданам, практически всегда причиняется значительный материальный ущерб.
Вместе с тем следственная практика показывает, что в ряде случаев хищение автотранспорта, осуществленное определенным способом, предусматривает выбор не любого, а конкретного потерпевшего. Поэтому между преступниками и потерпевшими часто возникают определенные взаимосвязи. При совершении каждой третьей кражи преступники знакомятся с жертвой накануне совершения преступления, наблюдают за ней либо наводят справки. Чаще всего это происходит при посещении потерпевшими автомобильных рынков, специализированных магазинов, ремонтных мастерских, а также различных пунктов регистрации транспортных средств. Именно здесь профессиональные преступники вычисляют и намечают будущие жертвы, устанавливают за ними наблюдение, вступают в контакт, выдавая себя за опытных специалистов, консультантов, торговых посредников или других, нужных для «клиентов» лиц.
Иногда хищениям автотранспорта предшествуют дружеские, соседские и даже родственные отношения, употребление спиртных напитков с малознакомыми людьми. Поэтому одна из задач расследования таких преступлений — установление взаимосвязи элементов в системе «преступник — потерпевший». Чем раньше эта взаи-. мосвязь будет выявлена, тем больше шансов раскрыть преступление.
- § 2. Организация первоначального этапа расследования
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий
- Глава 16 '' '*
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений
- § 2. Организация расследования на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства
- § 2. Особенности организации расследования
- § 3. Особенности тактики отдельных следственных действий
- Глава 18
- § 1. Криминалистическая характеристика экологических преступлений
- § 2. Организация расследования экологических преступлений на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании экологических преступлений
- Глава 19
- § 1. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений
- § 2. Организация расследования дорожно-транспортных преступлений на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании дорожно-транспортных преступлений
- Глава 20
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации
- § 2. Организация расследования на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства
- Глава 21
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних
- § 2. Организация расследования преступлений
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании преступлений несовершеннолетних
- Глава 22
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных организованными группами
- § 2. Организация расследования преступлений, совершенных организованными группами, на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий
- Глава 23
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных иностранными гражданами
- § 2. Организация расследования преступлений на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий
- Глава 24
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных с использованием автотранспортных средств
- § 2. Организация расследования преступлений, совершенных с использованием автотранспортных средств
- § 3. Особенности производства
- Глава 25
- § 1. Криминалистическая характеристика хищений автотранспортных средств
- § 2. Организация расследования хищений
- § 3. Тактика отдельных следственных действий
- Глава 26
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных с применением взрывных устройств
- § 2. Организация расследования на первоначальном этапе
- § 3. Особенности тактики отдельным следственных действии
- Глава 27
- § 1. Криминалистическая характеристика хищений грузов на железнодорожном транспорте
- § 2. Организация первоначального этапа расследования хищений грузов на железнодорожном транспорте
- § 3. Особенности тактики отдельных следственных действий
- Часть 2 3
- § 1 Криминалистическая характеристика бандитизма 5