§ 2. Организация первоначального этапа расследования хищений грузов на железнодорожном транспорте
Первичные признаки хищения, как правило, обнаруживаются в местах сортировки и хранения грузов, в пунктах коммерческого осмотра вагонов и на станциях назначения. Такими признаками обычно являются: срыв, повреждение или подделка пломб и запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ); пролом стен, пола, крыши вагона или контейнера, решеток вентиляционных люков крытых вагонов; следы насильственного повреждения и вскрытия тары грузовых мест; взлом замков, разрушение стен, пола, крыши складских помещений, в которых хранятся перевозимые железной дорогой материальные ценности; выемка мест, нарушение тары и предохранительной маркировки груза, перевозимого на открытом подвижном составе; наличие воронки или углубления в сыпучем грузе; следы, оставленные снятой деталью с автомашины, трактора, комбайна или иного механизма и т. п.
Однако сами по себе указанные признаки еще не могут служить достаточными основаниями к возбуждению уголовных дел. Для принятия обоснованного решения требуется проведение предварительной проверки, в ходе которой собираются дополнительные данные.
212
Анализ практики показывает, что уголовные дела о хищении грузов чаще возбуждаются при наличии следующих поводов и оснований: сообщения предприятий железных дорог и должностных лиц об обнаружении транспортного средства или груза с признаками хищения; материалы о недостачах грузов, выявленных сравнением с документами; задержание подозреваемых лиц на месте хищения или с поличным; сведения, указывающие на признаки преступления, полученные органом дознания в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий.
Необходимо иметь в виду, что в случаях непосредственного обнаружения технической неисправности вагона (контейнера) работниками железной дороги составляется акт о техническом состоянии вагона. Такой акт подписывают дежурный помощник начальника станции, вагонный мастер или осмотрщик вагонов. При обнаружении вагона без пломб, если в вагонном листе имеется отметка о наложении пломб, а также при повреждении или смене пломб и в некоторых других случаях, предусмотренных соответствующими правилами, составляется так называемый акт общей формы. Этот акт должен подписываться не менее чем двумя лицами, участвующими в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для составления акта. Указанные выше акты составляются без проверки состояния груза.
Если же необходима проверка, то вагон, из которого предположительно похищен груз, подается на комиссионную проверку, в ходе которой более детально определяется состояние самого вагона и перевозимого груза. При обнаружении несоответствия наименования, веса или количества груза в натуре сданными, имеющимися в перевозочных документах, а также при обнаружении груза без документов или документов без груза, представителями железной дороги дополнительно составляется коммерческий акт и проводится служебное расследование. В трехдневный срок с момента оформления коммерческого акта начальник станции (отделения железной дороги) обязан направить материалы ведомственного служебного расследования соответствующему органу внутренних дел на транспорте.
В случаях, когда неизвестно место хищения груза, решение о возбуждении уголовного дела принимается по месту его обнаружения. Если же будет установлено, что место совершения преступления находится на территории обслуживания других органов внутренних дел, то следователь, в производстве которого находится возбужденное уголовное дело, должен выполнить все необходи-
213
мые следственные действия и только после этого передать дело прокурору для направления по подследственности.
Эффективность первоначального этапа раскрытия и расследования рассматриваемых хищений во многом определяется сложившейся по уголовному делу ситуацией. В зависимости от объема исходной информации о месте хищения груза и лице, его совершившем, можно выделить три наиболее типичные следственные ситуации:
-
Установлено подозреваемое лицо и место хищения груза.
-
Установлено подозреваемое лицо, изъято полностью или час тично похищенное имущество, но неизвестно место его хищения (станция, вагон, контейнер).
-
Не установлено подозреваемое лицо, неизвестно место хи щения груза.
Первая следственная ситуация возникает в случаях задержания преступников с поличным на месте хищения груза, либо вскоре после его совершения (например, при реализации похищенного имущества), а также когда личность расхитителя установлена по показаниям потерпевших, свидетелей либо оперативно-розыскным путем. На первый взгляд, эта ситуация достаточно проста, однако она может существенно осложняться выяснением в ходе расследования новых фактов преступной деятельности подозреваемого, причастностью к совершенным хищениям других лиц и т. п.
Исходная информация во второй ситуации обычно не вызывает сомнений в наличии преступного события и виновности конкретных лиц. Поэтому основная деятельность следователя здесь должна быть направлена на установление места хищения груза, на отработку частных версий о мотивах и целях совершения преступления, на собирание и процессуальное закрепление имеющихся доказательств, их исследование и оценку.
С целью определения места хищения груза (проверки выдвинутых версий) следователь тщательно изучает маршрут движения поезда по соответствующей сопроводительной документации; выясняет наименование и количество похищенного груза, его индивидуальные особенности; устанавливает круг лиц, имеющих отношение к погрузке и обработке груза как на станции отправления (в пути следования), так и на станции назначения.
Третья следственная ситуация, характеризующаяся отсутствием сведений о подозреваемых лицах и месте хищения груза, наиболее сложна в тактическом отношении. Поэтому необходимо более детально рассмотреть некоторые вопросы организации раскрытия и расследования хищений грузов именно в данной информационно-неопределенной ситуации.
214
Для правильной оценки и разрешения возникшей ситуации следователю нужно четко знать элементы видовой криминалистической характеристики рассматриваемой категории преступлений и технологию планирования расследования. Это позволит построить обоснованные общие и частные версии даже при минимальной и противоречивой исходной информации, выбрать оптимальные направления расследования, организовать эффективное взаимодействие с оперативными службами органов внутренних дел и работниками министерства путей сообщения.
Наиболее важной формой взаимодействия следователя и работников дознания на данном этапе является следственно-оперативная группа, которая создается и функционирует с момента получения сообщения о хищении груза. Своевременное создание следственно-оперативной группы и правильное определение состава ее участников — одно из решающих условий эффективности ее работы. Особая роль в группе отводится оперативным сотрудникам ОБЭП и специалистам, обладающим познаниями в области грузовых перевозок на железнодорожном транспорте.
Следователь осуществляет общее руководство следственно-оперативной группой и обеспечивает ее незамедлительный выезд на место происшествия. На месте происшествия он лично производит осмотр, остальные участники группы помогают ему и действуют только по его указаниям, обязательным для исполнения. Специалисты (эксперты) при осмотре места происшествия помогают следователю применять научно-технические средства, правильно пользоваться специальной терминологией, производить измерения, находить и фиксировать следы преступления. Не следует передавать специалистам фактическое руководство осмотром, но и не нужно ограничивать их инициативу в выявлении следов, вещественных доказательств и обстоятельств, имеющих значение для дела.
Оперативные работники милиции оказывают следователю помощь в осмотре места происшествия и фиксации обнаруженных следов; применяют служебно-розыскную собаку; преследуют преступников по горячим следам; осуществляют прочесывание окружающей местности; опрашивают граждан; ориентируют на розыск похищенного груза и скрывшихся преступников соседние транспортные и территориальные органы внутренних дел, проводят другие оперативно-розыскные мероприятия.
Сопоставляя полученную информацию с результатами осмотра места происшествия (вагона или иного железнодорожного объекта, откуда похищен груз) и внимательно анализируя сопроводительные документы, следователь совместно с оперативными работни-
215
ками вырабатывают наиболее перспективные общие и частные версии, осуществляют согласованное планирование первоначального этапа раскрытия и расследования преступления.
Общие версии обычно выдвигают на основе анализа сведений о характере похищенного груза (его количественных и качественных характеристик), о способе совершения хищения, о примененных при этом орудиях и технических средствах, о наличии или отсутствии следов маскировки хищения, о профессиональных навыках и предварительной осведомленности преступников. Так, относительно места хищения груза могут использоваться следующие типовые общие версии: хищение груза совершено до перевозки его на станцию отправления; хищение совершено во время перевозки груза на станцию отправления; хищение совершено во время передачи его представителю станции отправления; груз похищен после сдачи его грузоотправителем приемосдатчику; груз похищен во время погрузки его в вагон; груз похищен во время наложения закруток и пломб (спрутов) на вагон; хищение груза совершено после наложения закруток, пломб (спрутов) на вагон или цистерну, но до отправления с места погрузки; хищение груза совершено в пути следования, на станциях сортировки, на стоянках и остановках; хищение совершено на станции его обнаружения.
Основой для выдвижения типовых частных версий служат не столько фактические данные, сколько профессиональный опыт и интуиция следователя, а также знание им оперативной обстановки на обслуживаемой территории. Применительно к рассматриваемой ситуации такие версии в первую очередь должны быть направлены на проверку конкретных лиц, могущих быть причастными к расследуемому хищению, например: хищение совершено лицом, сдавшим груз для отправления (грузоотправителем); хищение совершено лицами, которые перевозили груз на железнодорожную станцию; хищение совершено лицом, которое принимало груз к перевозке; хищение груза совершено лицами, которые производили его погрузку в вагон (грузчиками); хищение груза совершено лицами, которые находились возле вагона, когда производилась погрузка; хищение груза совершено грузоотправителем по совместной договоренности с работниками железнодорожной станции, производившими оформление перевозочных документов; хищение груза совершено работниками, обслуживающими железнодорожный транспорт (осмотрщиками вагонов, башмачниками, ремонтными работниками локомотивных и вагонных депо и др.); хищение груза совершено работниками, сопровождающими либо охраняющими груз (экспедито-
216
рами, механиками, стрелками ВОХР); хищение груза совершено лицом, не причастным к работе железнодорожного транспорта.
При отработке указанных версий необходимо выполнить комплекс следственных действий, розыскных и организационных мероприятий: установить и допросить лиц, которые первыми обнаружили признаки хищения; допросить представителей железнодорожной администрации, проводивших ведомственное служебное расследование по факту несохранности груза; осмотреть вагон (контейнер), из которого похищен груз, и прилегающую местность; с учетом изъятых при осмотре следов и предметов назначить соответствующие криминалистические и судебные экспертизы; произвести выемку и осмотр документов на перевозку груза; допросить лиц, которые непосредственно принимали участие в обработке груза (приемке, отправке, выгрузке и выдаче), о порядке выполнения указанных операций; допросить лиц, проверявших вагон перед загрузкой и располагающих сведениями о состоянии упаковки (тары) груза и количестве его мест в вагоне;' установить и допросить приемосдатчика о том, как и кем производилась погрузка, каким способом навешивались пломбы (спруты) и закрутки; допросить лиц, перевозивших груз от склада до места сдачи его к отправлению или погрузке и производивших оформление документов; допросить лиц, от имени которых составлены акты на недостачу груза, с целью проверки достоверности изложенных в них сведений, а также лиц, принимавших участие в проверке груза, но не включенных в акт; проверить, имелось ли у отправителя такое количество груза, которое указано в перевозочных документах; провести осмотр (при необходимости обыск) служебных помещений работников транспорта, если есть предположение, что они причастны к хищению груза; провести осмотр полосы отвода и прилегающей местности в предполагаемых местах хищения (обнаружения) груза; организовать проверку мест возможного сбыта похищенного груза (рынков, магазинов, скупочных пунктов); организовать оперативную работу в местах сортировок, стоянок и остановок подвижного состава; ориентировать на розыск похищенного и подозреваемых лиц сотрудников соседних и сопредельных органов внутренних дел, общественность; направить запросы в государственные учреждения и фирмы; при необходимости назначить судебно-бухгалтерскую, технологическую, техническую документов и почерковедческую экспертизы.
Конечно, нельзя в самом начале расследования предугадать все возможные следственные действия и розыскные мероприятия, поэтому их планирование должно осуществляться с учетом особенностей каждого дела и объема имеющейся исходной информации.
217 15 Криминалистическая методика
Важно, чтобы в процессе реализации мероприятий плана как можно быстрее были установлены следующие основные обстоятельства: какой груз и в каком количестве похищен; кто является собственником похищенного груза; где и когда совершено хищение, совпадает ли место обнаружения хищения с местом его совершения; каким способом совершено хищение; какие приемы и методы применены с целью сокрытия хищения; каким способом вынесено (вывезено) похищенное имущество; кому и каким образом сбывалось похищенное; сколько человек принимало участие в хищении и кто их мог видеть; кем конкретно совершено хищение; какие роль и последовательность действий каждого участника хищения; откуда пришли и каким путем ушли преступники; на какую сумма причинен материальный ущерб от совершенного преступления; какие причины и условия способствовали совершению и сокрытию хищения; кто из должностных лиц нарушил правила по обеспечению сохранности перевозимого груза.
- § 2. Организация первоначального этапа расследования
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий
- Глава 16 '' '*
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений
- § 2. Организация расследования на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства
- § 2. Особенности организации расследования
- § 3. Особенности тактики отдельных следственных действий
- Глава 18
- § 1. Криминалистическая характеристика экологических преступлений
- § 2. Организация расследования экологических преступлений на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании экологических преступлений
- Глава 19
- § 1. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений
- § 2. Организация расследования дорожно-транспортных преступлений на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании дорожно-транспортных преступлений
- Глава 20
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации
- § 2. Организация расследования на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства
- Глава 21
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних
- § 2. Организация расследования преступлений
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании преступлений несовершеннолетних
- Глава 22
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных организованными группами
- § 2. Организация расследования преступлений, совершенных организованными группами, на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий
- Глава 23
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных иностранными гражданами
- § 2. Организация расследования преступлений на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий
- Глава 24
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных с использованием автотранспортных средств
- § 2. Организация расследования преступлений, совершенных с использованием автотранспортных средств
- § 3. Особенности производства
- Глава 25
- § 1. Криминалистическая характеристика хищений автотранспортных средств
- § 2. Организация расследования хищений
- § 3. Тактика отдельных следственных действий
- Глава 26
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных с применением взрывных устройств
- § 2. Организация расследования на первоначальном этапе
- § 3. Особенности тактики отдельным следственных действии
- Глава 27
- § 1. Криминалистическая характеристика хищений грузов на железнодорожном транспорте
- § 2. Организация первоначального этапа расследования хищений грузов на железнодорожном транспорте
- § 3. Особенности тактики отдельных следственных действий
- Часть 2 3
- § 1 Криминалистическая характеристика бандитизма 5