§ 2. Организация расследования экологических преступлений на первоначальном этапе
Сообщения или заявления о фактах экологических загрязнений поступают в правоохранительные органы, как правило, от инспек-' ций рыбнадзора, санэпидстанций, администраций района, предприятий или учреждений, а также в виде публикаций в средствах массовой информации, писем граждан.
Нередко в сообщениях нет достаточных данных, указывающих на признаки преступления. В таких случаях следователь вначале принимает меры к дополнению материала (чему способствует предварительная проверка факта нарушения правил охраны окружающей среды), установлению признаков уголовно наказуемого деяния, характера и размера ущерба.
Существо организации расследования по рассматриваемой категории преступлений обусловлено специфическими условиями события и специальными правилами, регулирующими охрану окружающей среды. Сложность первоначального этапа расследования состоит в том, что данные о состоянии, например, водоема, почвы в связи с конкретным событием содержатся в различных документах ведомственного характера, а также актах служебного расследования.
Чтобы не упустить из виду какой-либо нормативный акт или специальное правило, следователь, наведя справки в соответствующих органах государственного контроля и надзора за состоянием окружающей среды, выясняет, какие правила охраны водоема, земли, воздуха имеют силу для данного вида деятельности предприятия, учреждения.
При расследовании преступных загрязнений окружающей среды следователю приходится обращаться в различные государствен-
51
ные учреждения в области охраны природы. Эти учреждения, находясь в системе государственного управления в области охраны окружающей среды, структурно состоят из органов общей, отраслевой и специальной компетенции. Вопросами охраны окружающей среды занимаются органы Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации, Государственный комитет по статистике, Федеральный комитет санитарно-эпидемиологического надзора.
Организация расследования преступных загрязнений окружающей среды требует анализа большого количества разнообразных материалов. В их число входят ведомственные экспертизы, заключения специалистов, результаты служебного обследования, данные санитарно-гигиенического или производственного характера и др.
Все материалы можно разделить на две основные группы:
-
материалы, в которых отражено состояние объектов преступ ления (проектная документация, акты приема-передачи промыш ленных сооружений, журналы учета ремонтных и профилактических работ; схемы канализации, балансовые схемы водопотребления, раз мещения очистных сооружений и установок; плановые задания на выпуск продукции; протоколы заседаний технического совета или совещаний у руководителя предприятия по вопросам совершенст вования технологии и работыочистных сооружений; отчетность об использовании земли, воды и-охране воздушного бассейна; прика зы о назначении на должность; акты производственных анализов и наблюдений; результаты инспектирования контролирующими орга нами; докладные записки о санитарно-техническом состоянии пред приятия и его основных подразделениях; характеристики на от дельных лиц и т. п.); ; ■■.-
-
материалы, отражающие последствия загрязнения атмосфе ры, вод, земли либо угрозу их наступления (акты служебного обсле дования; выписки из истории болезни или акты ведомственного ис следования животных; сведения о размере причиненного ущерба; пробы почвы, воды, растительности, сточных вод, вредных ве ществ; фотоснимки, схемы, сообщения в местные органы власти и управления о загрязнении среды, а также протоколы заседаний ко миссии по ликвидации последствий и принятию мер к предотвраще нию загрязнений).
С тактической точки зрения информация, содержащаяся в материалах служебного обследования, объяснениях потерпевших, очевидцев, представителей администрации, может быть использована в целях определения направления расследования, круга требующихся специалистов и соответствующих вопросов, возможности проб веществ-объектов для экспертного исследования.
52
Объектами исследования с использованием специальных по «ми ний в этих делах могут быть: причины заболевания, гибели людви. животных, рыб, растительности, изменения свойств почвы или |ш альная опасность наступления таких последствий; вещества и мин роорганизмы, вызвавшие вредное загрязнение земли, водоема ими воздуха; источники вредных загрязнений или заражений; техниче- . ское состояние и эффективность процесса эксплуатации технологических и санитарно-технических узлов и механизмов; причинная связь между загрязнением и наступившими последствиями или угрозой наступления таких последствий, а также между причинением вреда и действиями (бездействием) лиц, обеспечивающих руководство, контроль за проектированием, строительством, состоянием и эксплуатацией технологических линий производства, сооружений по очистке и за исполнением правил по охране природы; технические и организационные недостатки в деятельности промышленности, сельскохозяйственных и иных предприятий, а также контролирующих и инспектирующих органов, явившиеся причинами наруше-, ния специальных правил и распространения вредных загрязнений.
В этой связи подбору специалистов (ст. 58 УПК РФ), определе нию задач, которые они могут выполнить, надо уделить особое вни мание. Обоснованный выбор и своевременный вызов специалистов для участия в том или ином следственном действии — необходи мое условие планомерной эффективной подготовки материалов . для экспертного исследования. При расследовании преступных за грязнений различных объектов могут быть привлечены следующие специалисты: .■•:.'■■•■
-
сотрудники санитарно-эпидемиологической станции (СЭС) района, города и других подразделений службы (при осмотре тер ритории предприятия, определении характера и размера загрязне ния, наступлении или угрозе вредных последствий; для помощи в отборе проб воды, почвы, сточной жидкости, воздуха и др.; в выем ке документов и производстве допросов);
-
врачи-ветеринары (консультации по вопросам содержания, рациона вскармливания, мест выпаси и водопоя животных, видов химических препаратов, используемых в процессе приготовления кормов; оказание помощи в отборе образцов животного и расти тельного происхождения, химических веществ);
-
ихтиологи (промысловое значение рыбы, время нереста, мес та наибольшего скопления, кормовая база; оказание помощи в от боре образцов фауны и флоры водоема, подсчет погибшей рыбы);
53
-
агротехники (физико-химические свойства почвы, качество и количество используемых минеральных и иных удобрений, состоя ния складских помещений для химических или биологических пре паратов, возделывание растений на полях орошения, соответствие выращиваемых растений характеру сточных вод; помощь в отборе проб почвы, образцов растительности, удобрений);
-
инженеры-строители (проектирование, строительство и сдача в эксплуатацию очистных сооружений, последующие изменения схемы очистки; помощь в обследовании объектов, узлов очистной станции, отдельной установки, составление технологической схемы очистки);
-
инженеры-гидротехники (внутренняя и внешняя схемы кана лизации, нормы потребления воды и условия водооборота, прием промышленных стоков на внешние очистные сооружения, возмож ности закачки в водоносные горизонты при едином техническом ос нащении; помощь в составлении схемы водопотребления и водоот- ведения.
Наряду с названными специалистами следователь может использовать помощь специалистов в области технологии отдельного вида производства, микробиологии, химии, атомной энергии и др.
Выбор направления расследования, определение последующих следственных действий и мероприятий по обнаружению материальных следов обусловлены ситуацией, сложившейся к моменту возбуждения уголовного дела. В практике расследования фактов экологических преступлений, связанных с техногенным влиянием на окружающую среду и загрязнением отдельных ее объектов, можно выделить две типичные ситуации:
-
источник техногенного воздействия или загрязнения известен;
-
источник такого воздействия неизвестен.
Ситуация 1. В связи с установлением факта загрязнения, причинения вреда и определения источника загрязнения необходимо возбудить уголовное дело. Следователь принимает все меры к быстрому осмотру места происшествия, определению и выемке документов, характеризующих технологический процесс производства, допросу очевидцев, потерпевших, других свидетелей. Он выдвигает и проверяет версии о способе совершения преступления и виновных лицах. Для этого надо подвергнуть анализу материалы служебного обследования, документы предприятия — источника загрязнения, допросить сотрудников контрольно-охранных инспекций, назначить необходимые экспертизы.
54
Ситуация 2. По факту наступления вредных последствий при отсутствии сведений об источнике загрязнения необходимо возбудить уголовное дело. Это наиболее сложная и довольно распространенная ситуация для крупных промышленных центров.
В данной ситуации большую значимость для выбора направления расследования имеет определение круга специалистов. Их привлечение помогает, прежде всего, установить объем, вид, тип и основные компоненты загрязнителей водоема, воздуха, земли и других объектов, что дает возможность правильно выдвинуть версии об источнике загрязнения, способе совершения преступления, вредных веществах, которые могут иметь связь с производственной деятельностью одного или нескольких предприятий.
В рассматриваемой ситуации требуется: опросить заявителя; осмотреть место происшествия; назначить медико-биологическую, ихтиологическую и другие необходимые экспертизы; допросить лиц, ответственных за состояние и охрану окружающей среды района, города; истребовать материалы о причинах и характере загрязнения вод, земли или атмосферы (от органов санитарного над' зора, ихтиологических служб, инспекций охраны окружающей среды), а также материалы прежних служебных обследований на предприятиях, допускавших в прошлом загрязнения окружающей среды.
В названных материалах следователь может найти сведения относительно производственной мощности объекта; количества и состава сточных вод, выбросов в атмосферу, транспортируемых или уничтожаемых отходов производства, характера, объема и результатов деятельности органов контроля и охраны окружающей среды, обслуживающего персонала.
Для того чтобы быстро установить источник загрязнения, характер и размер причиненного ущерба, а также остановить распространение вредных последствий (употребления в пищу растительности, фруктов, рыбы, мяса животных), следователю необходимо принять организационные меры. В этих целях надо обеспечить: установку заградительных постов; информирование соседних территориальных правоохранительных органов о возможности распространения вредных последствий загрязнения; информирование патрульно-постовой службы органов внутренних дел о возможности несчастных случаев с людьми на улицах в связи с отравлениями и наступлением болезненного состояния; охрану общественного порядка.
Предпосылками успешного расследования в любой из ситуаций служат, во-первых, установление техногенного воздействия, вида вещества-загрязнителя, особенностей его воздействия на челове-
55
ка, животный и растительный мир; во-вторых, ответ на вопрос о том, с деятельностью каких предприятий или с какими выполняемыми работами связано это вещество. Если окажется, что возможных источников загрязнения несколько, то каждый из них должен стать предметом тщательного изучения в процессе расследования.
- § 2. Организация первоначального этапа расследования
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий
- Глава 16 '' '*
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений
- § 2. Организация расследования на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства
- § 2. Особенности организации расследования
- § 3. Особенности тактики отдельных следственных действий
- Глава 18
- § 1. Криминалистическая характеристика экологических преступлений
- § 2. Организация расследования экологических преступлений на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании экологических преступлений
- Глава 19
- § 1. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений
- § 2. Организация расследования дорожно-транспортных преступлений на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании дорожно-транспортных преступлений
- Глава 20
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации
- § 2. Организация расследования на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства
- Глава 21
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних
- § 2. Организация расследования преступлений
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании преступлений несовершеннолетних
- Глава 22
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных организованными группами
- § 2. Организация расследования преступлений, совершенных организованными группами, на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий
- Глава 23
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных иностранными гражданами
- § 2. Организация расследования преступлений на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий
- Глава 24
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных с использованием автотранспортных средств
- § 2. Организация расследования преступлений, совершенных с использованием автотранспортных средств
- § 3. Особенности производства
- Глава 25
- § 1. Криминалистическая характеристика хищений автотранспортных средств
- § 2. Организация расследования хищений
- § 3. Тактика отдельных следственных действий
- Глава 26
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных с применением взрывных устройств
- § 2. Организация расследования на первоначальном этапе
- § 3. Особенности тактики отдельным следственных действии
- Глава 27
- § 1. Криминалистическая характеристика хищений грузов на железнодорожном транспорте
- § 2. Организация первоначального этапа расследования хищений грузов на железнодорожном транспорте
- § 3. Особенности тактики отдельных следственных действий
- Часть 2 3
- § 1 Криминалистическая характеристика бандитизма 5