logo
резван_субботина

§ 2. Организация расследования экологических преступлений на первоначальном этапе

Сообщения или заявления о фактах экологических загрязнений поступают в правоохранительные органы, как правило, от инспек-' ций рыбнадзора, санэпидстанций, администраций района, предпри­ятий или учреждений, а также в виде публикаций в средствах мас­совой информации, писем граждан.

Нередко в сообщениях нет достаточных данных, указывающих на признаки преступления. В таких случаях следователь вначале принимает меры к дополнению материала (чему способствует предварительная проверка факта нарушения правил охраны окру­жающей среды), установлению признаков уголовно наказуемого деяния, характера и размера ущерба.

Существо организации расследования по рассматриваемой ка­тегории преступлений обусловлено специфическими условиями со­бытия и специальными правилами, регулирующими охрану окру­жающей среды. Сложность первоначального этапа расследования состоит в том, что данные о состоянии, например, водоема, почвы в связи с конкретным событием содержатся в различных документах ведомственного характера, а также актах служебного расследования.

Чтобы не упустить из виду какой-либо нормативный акт или спе­циальное правило, следователь, наведя справки в соответствую­щих органах государственного контроля и надзора за состоянием окружающей среды, выясняет, какие правила охраны водоема, зем­ли, воздуха имеют силу для данного вида деятельности предпри­ятия, учреждения.

При расследовании преступных загрязнений окружающей среды следователю приходится обращаться в различные государствен-

51

ные учреждения в области охраны природы. Эти учреждения, нахо­дясь в системе государственного управления в области охраны ок­ружающей среды, структурно состоят из органов общей, отрасле­вой и специальной компетенции. Вопросами охраны окружающей среды занимаются органы Министерства экологии и природных ре­сурсов Российской Федерации, Государственный комитет по статисти­ке, Федеральный комитет санитарно-эпидемиологического надзора.

Организация расследования преступных загрязнений окружаю­щей среды требует анализа большого количества разнообразных материалов. В их число входят ведомственные экспертизы, заклю­чения специалистов, результаты служебного обследования, данные санитарно-гигиенического или производственного характера и др.

Все материалы можно разделить на две основные группы:

  1. материалы, в которых отражено состояние объектов преступ­ ления (проектная документация, акты приема-передачи промыш­ ленных сооружений, журналы учета ремонтных и профилактических работ; схемы канализации, балансовые схемы водопотребления, раз­ мещения очистных сооружений и установок; плановые задания на выпуск продукции; протоколы заседаний технического совета или совещаний у руководителя предприятия по вопросам совершенст­ вования технологии и работыочистных сооружений; отчетность об использовании земли, воды и-охране воздушного бассейна; прика­ зы о назначении на должность; акты производственных анализов и наблюдений; результаты инспектирования контролирующими орга­ нами; докладные записки о санитарно-техническом состоянии пред­ приятия и его основных подразделениях; характеристики на от­ дельных лиц и т. п.); ; ■■.-

  2. материалы, отражающие последствия загрязнения атмосфе­ ры, вод, земли либо угрозу их наступления (акты служебного обсле­ дования; выписки из истории болезни или акты ведомственного ис­ следования животных; сведения о размере причиненного ущерба; пробы почвы, воды, растительности, сточных вод, вредных ве­ ществ; фотоснимки, схемы, сообщения в местные органы власти и управления о загрязнении среды, а также протоколы заседаний ко­ миссии по ликвидации последствий и принятию мер к предотвраще­ нию загрязнений).

С тактической точки зрения информация, содержащаяся в мате­риалах служебного обследования, объяснениях потерпевших, оче­видцев, представителей администрации, может быть использована в целях определения направления расследования, круга требую­щихся специалистов и соответствующих вопросов, возможности проб веществ-объектов для экспертного исследования.

52

Объектами исследования с использованием специальных по «ми ний в этих делах могут быть: причины заболевания, гибели людви. животных, рыб, растительности, изменения свойств почвы или |ш альная опасность наступления таких последствий; вещества и мин роорганизмы, вызвавшие вредное загрязнение земли, водоема ими воздуха; источники вредных загрязнений или заражений; техниче- . ское состояние и эффективность процесса эксплуатации технологи­ческих и санитарно-технических узлов и механизмов; причинная связь между загрязнением и наступившими последствиями или уг­розой наступления таких последствий, а также между причинением вреда и действиями (бездействием) лиц, обеспечивающих руково­дство, контроль за проектированием, строительством, состоянием и эксплуатацией технологических линий производства, сооружений по очистке и за исполнением правил по охране природы; техниче­ские и организационные недостатки в деятельности промышленно­сти, сельскохозяйственных и иных предприятий, а также контроли­рующих и инспектирующих органов, явившиеся причинами наруше-, ния специальных правил и распространения вредных загрязнений.

В этой связи подбору специалистов (ст. 58 УПК РФ), определе­ нию задач, которые они могут выполнить, надо уделить особое вни­ мание. Обоснованный выбор и своевременный вызов специалистов для участия в том или ином следственном действии — необходи­ мое условие планомерной эффективной подготовки материалов . для экспертного исследования. При расследовании преступных за­ грязнений различных объектов могут быть привлечены следующие специалисты: .■•:.'■■•■

53

Наряду с названными специалистами следователь может ис­пользовать помощь специалистов в области технологии отдельного вида производства, микробиологии, химии, атомной энергии и др.

Выбор направления расследования, определение последующих следственных действий и мероприятий по обнаружению матери­альных следов обусловлены ситуацией, сложившейся к моменту возбуждения уголовного дела. В практике расследования фактов экологических преступлений, связанных с техногенным влиянием на окружающую среду и загрязнением отдельных ее объектов, можно выделить две типичные ситуации:

  1. источник техногенного воздействия или загрязнения известен;

  2. источник такого воздействия неизвестен.

Ситуация 1. В связи с установлением факта загрязнения, при­чинения вреда и определения источника загрязнения необходимо возбудить уголовное дело. Следователь принимает все меры к бы­строму осмотру места происшествия, определению и выемке доку­ментов, характеризующих технологический процесс производства, допросу очевидцев, потерпевших, других свидетелей. Он выдвига­ет и проверяет версии о способе совершения преступления и ви­новных лицах. Для этого надо подвергнуть анализу материалы слу­жебного обследования, документы предприятия — источника загрязнения, допросить сотрудников контрольно-охранных инспек­ций, назначить необходимые экспертизы.

54

Ситуация 2. По факту наступления вредных последствий при отсутствии сведений об источнике загрязнения необходимо возбу­дить уголовное дело. Это наиболее сложная и довольно распро­страненная ситуация для крупных промышленных центров.

В данной ситуации большую значимость для выбора направле­ния расследования имеет определение круга специалистов. Их привлечение помогает, прежде всего, установить объем, вид, тип и основные компоненты загрязнителей водоема, воздуха, земли и других объектов, что дает возможность правильно выдвинуть вер­сии об источнике загрязнения, способе совершения преступления, вредных веществах, которые могут иметь связь с производствен­ной деятельностью одного или нескольких предприятий.

В рассматриваемой ситуации требуется: опросить заявителя; осмотреть место происшествия; назначить медико-биологическую, ихтиологическую и другие необходимые экспертизы; допросить лиц, ответственных за состояние и охрану окружающей среды рай­она, города; истребовать материалы о причинах и характере за­грязнения вод, земли или атмосферы (от органов санитарного над' зора, ихтиологических служб, инспекций охраны окружающей среды), а также материалы прежних служебных обследований на предприятиях, допускавших в прошлом загрязнения окружающей среды.

В названных материалах следователь может найти сведения от­носительно производственной мощности объекта; количества и со­става сточных вод, выбросов в атмосферу, транспортируемых или уничтожаемых отходов производства, характера, объема и резуль­татов деятельности органов контроля и охраны окружающей среды, обслуживающего персонала.

Для того чтобы быстро установить источник загрязнения, харак­тер и размер причиненного ущерба, а также остановить распро­странение вредных последствий (употребления в пищу раститель­ности, фруктов, рыбы, мяса животных), следователю необходимо принять организационные меры. В этих целях надо обеспечить: ус­тановку заградительных постов; информирование соседних терри­ториальных правоохранительных органов о возможности распро­странения вредных последствий загрязнения; информирование патрульно-постовой службы органов внутренних дел о возможности несчастных случаев с людьми на улицах в связи с отравлениями и на­ступлением болезненного состояния; охрану общественного порядка.

Предпосылками успешного расследования в любой из ситуаций служат, во-первых, установление техногенного воздействия, вида вещества-загрязнителя, особенностей его воздействия на челове-

55

ка, животный и растительный мир; во-вторых, ответ на вопрос о том, с деятельностью каких предприятий или с какими выполняе­мыми работами связано это вещество. Если окажется, что возмож­ных источников загрязнения несколько, то каждый из них должен стать предметом тщательного изучения в процессе расследования.