§ 2. Организация расследования преступлений, совершенных с использованием автотранспортных средств
Специфика рассматриваемой группы преступлений предполагает нетрадиционный подход к определению системы типичных следственных ситуаций и типичных криминалистических версий и, соответственно, организации их расследования.
Рассмотрим частные криминалистические версии во взаимосвязи с типичными следственными ситуациями, возникающими на различных стадиях процесса расследования, которые, в свою очередь, примут более упорядоченный вид, если их выделять исходя из наличия и характера информации об использованном автотранспорте и обстоятельствах его использования.
Все типичные ситуации по данной категории преступлений, на наш взгляд, можно ограничить рамками информационного состояния расследования, что в определенной степени отражает его стадии.
-
Состояние информационной неопределенности относительно обстоятельств использования автотранспорта при совершении пре ступления и непосредственно самого транспортного средства.
-
Состояние информационной определенности, когда очевидно и использование автотранспорта при совершении преступления, и
150
имеются достаточные данные о самом автотранспортном средстве, его владельце, преступнике и т. д.
Состояние информационной неопределенности возникает по ряду причин. Прежде всего это обусловливается неочевидностью совершения данных преступлений, отсутствием и проблемами установления свидетелей, очевидцев происшествия. В данном случае следователю не следует игнорировать возможность установления лиц, видевших какой-либо транспорт рядом с местом происшествия, лиц, находящихся в автомашине, направление движения (откуда приехали, куда направились и т. д.). Другой причиной может явиться отсутствие на первоначальном этапе каких-либо признаков, указывающих на использование автотранспорта при совершении преступления. В итоге, при несвоевременном выдвижении версии о возможном использовании автотранспорта уже при производстве неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий утрачивается возможность эффективной разработки этой версии и установления преступника, отталкиваясь от сведений об автомашине.
К следующей причине можно отнести то, что преступники иногда используют при совершении преступления угнанный или похищенный автотранспорт, а также привлекают к совершению преступления водителей автотранспортных средств, не ставя их в известность о преступных намерениях. Сюда же, на наш взгляд, относятся и применяемые преступниками меры маскировки.
Итак, основным критерием классификации типичных следственных ситуаций по данной категории преступлений будет являться степень информационной определенности. Первую группу следственных ситуаций, выделенных по такому принципу, можно определить как ситуации информационной неопределенности.
Неопределенность относительно использования автотранспорта при совершении преступления будет иметь место до тех пор, пока следователь не установит все обстоятельства его использования. Как известно, неопределенность может быть различного уровня в зависимости от наличия и характера информации о преступлении.
С точки зрения практической целесообразности представляется оправданным систематизировать по предлагаемому критерию типичные ситуации в зависимости от того, задержано (обнаружено) транспортное средство или же нет.
I. Ситуации, возникающие в условиях, когда транспортное не задержано (не обнаружено).
1. Информация, указывающая на использование автотранспорта при совершении преступления, отсутствует.
151
Данная ситуация наиболее типична для неочевидных преступлений, а также для преступлений, при совершении которых автотранспорт использовался только на стадии подготовки и сокрытия.
Эта следственная ситуация прежде всего характерна для первоначального этапа расследования. Однако она может сохраняться и на последующем этапе. Отсутствие конкретных сведений об использовании автотранспорта само по себе не исключает выдвижения версий по данному обстоятельству. Место, время, обстановка совершения преступления, количество похищенного и ряд других обстоятельств могут служить основанием для выдвижения версии о возможном использовании автотранспортного средства.
В подобной ситуации одной из основных задач следователя на первоначальном этапе расследования будет установление процессуальными средствами самого факта использования автотранспорта при совершении преступления либо получение сведений, исключающих такую возможность. Для этого необходимо: осмотреть место происшествия (при необходимости должны быть расширены границы осмотра, обращено внимание на возможные пути подъезда и отъезда преступников с места происшествия, места стоянки и т. п.); дать поручение оперативным работникам по установлению возможных свидетелей, видевших автотранспортные средства во время и в месте совершения преступления; допросить обвиняемых, подозреваемых по обстоятельствам подготовки, совершения и сокрытия преступления; дать поручение оперативным работникам по установлению автомашины и водителя; допросить установленного водителя в качестве свидетеля по обстоятельствам возможного использования его автомашины в преступных целях и его причастности к данному событию; дать поручение уголовному розыску провести оперативные мероприятия по установлению возможных свидетелей причастности водителя к подготовке и сокрытию преступления; осмотреть транспортное средство (в случае его выявления); осмотреть предметы, которые могут свидетельствовать об использовании автотранспорта; назначить криминалистические экспертизы при обнаружении соответствующих объектов; допросить свидетелей.
2. Имеются некоторые данные, свидетельствующие об использовании автотранспортного средства при совершении преступления. Однако имеющаяся информация не позволяет индивидуализировать автотранспорт и установить, кем, в каких целях и при каких обстоятельствах он использовался. Это еще предстоит доказать.
В данной ситуации основной задачей следователя является изменение информационного баланса в сторону большей информа-
152
ционной определенности, т. е. выдвижение и проверка версий о следующих обстоятельствах: марка, модель, цвет, номерной знак автомобиля, индивидуальные признаки; возможные повреждения на автомашине и преградах; возможные следы транспортного средства на месте происшествия; сколько человек было в автомашине, их действия.
Для этого необходимо: осмотреть место происшествия с охватом прилегающей территории с целью выявления следов транспортного средства; поручить уголовному розыску установление свидетелей; допросить свидетелей, очевидцев, потерпевших; использовать учеты ГИБДД для установления автомашины по имеющимся данным; ориентировать личный состав органов внутренних дел и ГИБДД на задержание по известным приметам автомашины и преступников; проверить по ориентировкам, угонялся ли в ближайшие дни автотранспорт со сходными приметами; изучить и проанализировать материал об угоне автотранспортного средства; поручить оперативным работникам установление возможного места сокрытия автомашины.
3. Имеются определенные конкретные данные об автотранспорте, лицах, его использовавших, и обстоятельствах использования. Однако эти сведения не являются полными, и некоторые моменты остаются неясными.
Данная ситуация может возникнуть, когда, например, имеются потерпевшие, очевидцы, прямо указывающие на то, что преступники были на автомашине и дающие достаточно полные сведения о ней и действиях преступников. В такой ситуации имеются возможности сразу же проверить данную автомашину по учетам ГИБДД. В подобных благоприятных случаях существуют реальные перспективы раскрытия преступления по горячим следам. После проверки автомашины по учетам необходимо: ориентировать весь личный состав органов внутренних дел и ГИБДД города, области на выявление и задержание данной автомашины; провести осмотр места происшествия с участием потерпевших, свидетелей.
Если автотранспорт состоит на учете в том же населенном пункте, важно немедленно дать поручение оперативному работнику по установлению места нахождения владельца данной автомашины. Необходимо также установить, кто мог пользоваться автомобилем на легальном и нелегальном основании, кроме самого владельца. Если автомашина государственная или кооперативная, то нужно выяснить, кто закреплен за этим транспортным средством и кто еще мог воспользоваться им.
153
Если владелец заявляет, что его автомашина угнана, надо проверить, поступало ли в органы внутренних дел от него заявление об угоне и сверить время предполагаемого угона и время совершения преступления; сопоставить и проанализировать данные по угону и расследуемому событию; обратить внимание на следы, выявленные при осмотрах мест происшествий обоих событий, и при необходимости назначить экспертизы.
Если автомашина состоит на учете в другом городе, области, республике, стране (имеются данные номерного знака, по которым определяется регион регистрации), то нужно ориентировать ближайшие регионы и регион, где данное транспортное средство состоит на учете, на его розыск и задержание.
II. Ситуации, возникающие в условиях, когда транспортное средство задержано (обнаружено).
1. Преступник и автомашина задержаны на месте происшествия.
Данная ситуация может быть обозначена как информационно-определенная. Однако такая ее характеристика достаточно условна, поскольку даже в этом случае на первоначальном этапе информация для следователя не может быть исчерпывающей. Да, нам действительно известно личность преступника, автотранспортное средство, но многие обстоятельства еще предстоит выяснить. Задача следователя — проанализировать всю совокупность обстоятельств подготовки и совершения преступления. Здесь могут быть выявлены слабые звенья. Например, остается неизвестным, были ли у преступника соучастники; одно ли известное уже транспортное средство использовалось при подготовке и совершении преступления. Если автотранспортное средство не принадлежало преступнику, то следует установить:
-
каким образом преступник мог завладеть автомашиной (была передана владельцем или получена преступным путем); был ли во дитель соучастником или не знал о преступных намерениях. Для выявления данных обстоятельств необходимо произвести такие следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия:
-
осмотр места происшествия;
-
осмотр автомашины;
-
опрос свидетелей и очевидцев с целью выяснения, не видели ли они рядом с местом происшествия другое транспортное средст во, которое скрылось вскоре после задержания;
-
допрос подозреваемых;
-
поручение оперативным работникам по установлению других соучастников преступления;
154
— поручение уголовному розыску по проверке причастности данного транспортного средства и задержанных к другим преступ лениям;
-
производство очных ставок;
-
проверку показаний на месте;
-
назначение криминалистических экспертиз. Следователь должен преследовать цель создания оправданной
избыточности доказательств, т. е. определенного запаса прочности доказательственной базы.
2. Задержана автомашина с признаками возможного ее использования при совершении преступления (сведения о самом преступлении отсутствуют).
Такие ситуации часто возникают при досмотре автотранспорта и проверке документов на рубежных и других постах ГИБДД. Рассмотрим некоторые наиболее характерные признаки возможного использования автотранспортного средства в преступных целях:
1) наличие признаков подделки документов на автомашину. Подделка таких документов часто сопряжена с совершением пре-' ступлений, связанных с незаконным завладением автотранспортом или иными преступлениями;
-
отсутствие документов или фиктивные сопроводительные до кументы на перевозимый груз, что указывает на вероятность пере возки похищенной продукции;
-
обнаружение в автомашине предметов, запрещенных к оборо ту без специального разрешения (оружие, наркотики, взрывчатые вещества, радиоактивные вещества);
-
большое количество икры и рыбы ценных пород без соответ ствующего документального оформления (либо вызывающего со мнение в подлинности);
-
обнаружение большой суммы денег, драгоценных металлов, камней, произведений искусства;
-
наличие на автомашине и в ее салоне специфичных повреж дений и следов (например, пулевое отверстие на сиденье, пятна крови);
-
неадекватная реакция водителя и пассажиров на требования работника ГИБДД остановить автомашину и предъявить докумен ты. Оказание вооруженного сопротивления само по себе является преступлением и требует тщательной проверки причастности дан ных лиц к другим преступлениям, совершенным, может быть, в другом районе или городе. Конечно, неподчинение требованию ос тановиться и попытка скрыться от преследования может быть реак цией, связанной с нежеланием нести административную ответст-
155
венность за управление в нетрезвом состоянии. Но во всех этих случаях проверка таких задержанных должна проводиться более тщательно.
В данной ситуации проверочные и первоначальные следственные действия (в случае возбуждения уголовного дела) проводит следователь того РОВД, на территории которого находится пост ГИБДД, где произведено задержание.
Работники ГИБДД до прибытия следователя производят: административное задержание лиц, находящихся в автомашине; их личный досмотр; тщательный досмотр транспортного средства; проверку транспортного средства по учетам ГИБДД; изучение ориентировок о совершенных преступлениях с целью определения причастности к ним задержанных лиц.
Следователь, изучив имеющуюся информацию, решает вопрос о возбуждении уголовного дела или проведении дополнительных проверочных мероприятий. В частности, до возбуждения уголовного дела обычно получают объяснения от задержанных лиц, производят проверку объектов по криминалистическим и оперативным учетам (оружие, похищенные предметы, фиктивные документы и т. д.), дают поручения уголовному розыску установить, не находятся ли задержанные граждане или автомобиль в розыске по другим регионам, не совершались ли какие-либо преступления со сходными признаками.
После возбуждения уголовного дела производят уголовно-процессуальное задержание, личный обыск и допрос задержанных, осмотр автотранспортного средства и груза, осмотр предметов и документов, а также другие действия, указанные в рассмотренных выше ситуациях.
Нередко к моменту задержания преступники преодолевают большое расстояние от места совершения преступления. Если проверка подтверждает, что по факту того или иного преступления, совершенного в другом городе, регионе возбуждено уголовное дело и обстоятельства его совершения соответствуют признакам, обнаруженным при досмотре автотранспортного средства, проверке документов и проведении иных мероприятий, собранный материал передается по подследственности.
3. Обнаружено брошенное, сожженное, утопленное и т. п. автотранспортное средство. В этой ситуации необходимо провести: осмотр места происшествия; проверить по ориентировкам, не совершались ли за последнее время преступления с использованием обнаруженного автотранспорта; проверить, не числится ли данная
156
автомашина в розыске как угнанная; провести другие проверочные мероприятия.
В случае возбуждения уголовного дела или, если оно было уже возбуждено ранее, производят рассмотренные ранее действия с учетом особенностей совершенного преступления.
В последних ситуациях предпринимаются усилия не только по проверке обстоятельств использования автотранспорта, но и по выявлению и доказыванию самого факта совершения преступления.
Разумеется, рассмотренные выше типичные следственные ситуации по делам о преступлениях, совершенных с использованием автотранспортных средств, в реальной жизни часто взаимно пересекаются и сочетаются с ситуациями, типичными для расследования преступлений, объединенных по видовому признаку. Выделенные следственные ситуации могут оказаться характерными для расследования любого вида преступлений, совершенных с использованием автотранспортных средств. С учетом особенностей каждого вида преступлений они приобретают более конкретное выражение.
В конечном итоге, совокупность целей, задач и мероприятий, направленных на их решение в каждой из предложенных следственных ситуациях, в своем единстве представляют общую типовую программу установления автотранспортного средства, использованного при совершении преступления, и обстоятельств его использования. На наш взгляд, данная типовая программа должна включать пять основных этапов. При этом отправной будет служить первая следственная ситуация информационной неопределенности.
-
Проверка следователем на первоначальном этапе расследо вания версии об использовании автотранспортного средства при совершении преступления в условиях отсутствия конкретных дан ных об этом.
-
Установление круга транспортных средств, которые могли ис пользоваться при совершении преступления.
-
Выделение из их числа автотранспортного средства, в отно шении которого имеются обоснованные предположения о его при частности к расследуемому событию.
-
Доказывание факта использования конкретного автотранс портного средства при совершении преступления.
-
Установление обстоятельств его использования.
Для реализации данной программы проводят следующие основные мероприятия:
1) осмотр места происшествия. С целью установления возможных путей подъезда, отъезда и места стоянки автотранспорта рас-
157
ширяют границы осмотра; выявляют следы, ведущие к месту стоянки и от нее к месту преступления (следы протекторов шин, следы ног); выявляют следы и предметы, указывающие на использование преступником автотранспорта (кроме упомянутых выше, следы ГСМ, автомобильные инструменты, микрочастицы и др.); проводят поиск возможных повреждений на трупе, преградах, которые могли остаться от столкновения с автомашиной; используют помощь специалиста для оперативного установления марки автомашины и других признаков, для организации задержания по горячим следам;
-
поручения органам дознания по установлению свидетелей и очевидцев как самого события преступления, так и других обстоя тельств, связанных с использованием автотранспорта; по опросу свидетелей и очевидцев по обстоятельствам, связанным с событи ем преступления и использованием автотранспортных средств; по розыску с учетом имеющихся сведений конкретных транспортных средств;
-
использование криминалистических учетов. С целью получе ния основных сведений об автотранспорте, посылают запрос в АИПС «Автомобиль» на базе МРЭО ГИБДД с предоставлением имеющейся информации о транспортном средстве; проверяют ус тановленный автотранспорт по учету угнанного и похищенного ав тотранспортного средств (АИПС «Автопоиск»); проверяют установ ленный автотранспорт на причастность к другим преступлениям (АИПС «Розыск»); при обнаружении частиц лакокрасочного покры тия проверяют с помощью АИПС «Марка»; проверяют частицы стекла фарных рассеивателей по АИПС «Стекло»; производят про верку следотек следов протекторов шин;
-
задержание. Объявляют розыск автотранспортного средства; дают поручение органам дознания на выявление и задержание по дозреваемых лиц;
-
допросы потерпевших, свидетелей, подозреваемых, обвиняе мых с целью получения информации об обстоятельствах использо вания автотранспорта;
-
следственный осмотр (автотранспорта; предметов и докумен тов; участков местности);
-
назначение экспертиз: технико-криминалистической эксперти зы документов; трасологической экспертизы; экспертизы материа лов, веществ и изделий; экспертизы трупа; судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств.
-
проверку и уточнение показаний на месте подозреваемых, об виняемых, потерпевших, свидетелей.
158
9) следственный эксперимент с целью проверки собранных до казательств и установления возможности: совершения каких-либо действий; восприятия какого-либо факта, явления; существования какого-либо факта, явления;
10) предъявление для опознания (автотранспортного средства; предметов, относящихся к автотранспорту; участков местности, воспринимавшихся из автомашины).
Успешное решение задач, возникающих перед следователем при расследовании преступлений, совершенных с использованием автотранспортных средств, невозможно без его делового сотрудничества с другими подразделениями органов внутренних дел и иными государственными организациями. Взаимодействие следователя с работниками различных служб органов внутренних дел должно начинаться с первоначального этапа расследования, включая совместное участие в осмотре места происшествия. Конкретные направления взаимодействия во многом определяются характером самого преступления и складывающейся следственной ситуацией.
При комплектовании следственно-оперативных групп по рассле- ' дованию преступлений, совершенных с использованием автотранспортных средств, целесообразно включать в состав таких групп оперуполномоченного по розыску автотранспорта.
С учетом специфики обстоятельств, подлежащих установлению при расследовании рассматриваемых преступлений, следователь дает органу дознания поручения, связанные с установлением обстоятельств преступного использования автотранспорта (розыск транспортного средства по имеющимся приметам, определение его официальной и фактической принадлежности, проверка оперативным путем причастности владельца автомобиля к совершенному преступлению, установление роли водителя и т. п.)
В связи со спецификой следов преступления и устанавливаемых обстоятельств к производству осмотра транспортного средства, следственного эксперимента, проверки показаний на месте и некоторых других следственных действий необходимо привлекать специалиста-криминалиста, в ряде случаев — автотехника.
Особенностью расследования преступлений, совершенных с использованием автотранспортных средств, является тесное взаимодействие следователя с сотрудниками ГИБДД. На первоначальном этапе раскрытия данных преступлений необходимо оперативное подключение подразделений ГИБДД к проведению заградительных мероприятий. Важное значение для раскрытия рассматриваемых преступлений имеет активное использование учетов ГИБДД. Акту-
159
альной является проблема совершенствования этих учетов с целью повышения их роли в информационном обеспечении расследования преступлений.
Наряду с традиционными информационными банками данных в процессе расследования нужно использовать специализированные информационно-поисковые системы (АИПС «Автомобиль», «Автопоиск», «Розыск», «Марка», «Стекло»), следотеку следов протекторов автотранспортных средств.
Среди других государственных органов, с которыми осуществляется взаимодействие при расследовании преступлений, совершенных с использованием автотранспортного средства, выделяются прежде всего федеральная служба безопасности, налоговые полиция и инспекция, таможенная служба, транспортная инспекция. Потребность и специфика взаимодействия с указанными органами определяются особенностями самого преступления и целями его совершения.
- § 2. Организация первоначального этапа расследования
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий
- Глава 16 '' '*
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений
- § 2. Организация расследования на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства
- § 2. Особенности организации расследования
- § 3. Особенности тактики отдельных следственных действий
- Глава 18
- § 1. Криминалистическая характеристика экологических преступлений
- § 2. Организация расследования экологических преступлений на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании экологических преступлений
- Глава 19
- § 1. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений
- § 2. Организация расследования дорожно-транспортных преступлений на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании дорожно-транспортных преступлений
- Глава 20
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации
- § 2. Организация расследования на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства
- Глава 21
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних
- § 2. Организация расследования преступлений
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании преступлений несовершеннолетних
- Глава 22
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных организованными группами
- § 2. Организация расследования преступлений, совершенных организованными группами, на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий
- Глава 23
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных иностранными гражданами
- § 2. Организация расследования преступлений на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий
- Глава 24
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных с использованием автотранспортных средств
- § 2. Организация расследования преступлений, совершенных с использованием автотранспортных средств
- § 3. Особенности производства
- Глава 25
- § 1. Криминалистическая характеристика хищений автотранспортных средств
- § 2. Организация расследования хищений
- § 3. Тактика отдельных следственных действий
- Глава 26
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных с применением взрывных устройств
- § 2. Организация расследования на первоначальном этапе
- § 3. Особенности тактики отдельным следственных действии
- Глава 27
- § 1. Криминалистическая характеристика хищений грузов на железнодорожном транспорте
- § 2. Организация первоначального этапа расследования хищений грузов на железнодорожном транспорте
- § 3. Особенности тактики отдельных следственных действий
- Часть 2 3
- § 1 Криминалистическая характеристика бандитизма 5