§ 2. Организация расследования преступлений на первоначальном этапе
Поводы для возбуждения уголовных дел о преступлениях, совершенных как в отношении иностранных граждан, так и самими иностранцами, весьма различны. Это могут быть: заявления о преступлении как граждан России, так и самих иностранных граждан; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (непосредственное выявление преступлений следователями и органами дознания при производстве расследования уголовного дела, оперативной разработке наркокурьеров, контрабандистов и др., автотранспортные происшествия с участием иностранных граждан, обнаружение трупа с признаками насильственной смерти и т. д.
Принимая заявление или сообщение о преступлении, следует помнить, что в случаях поступления заявления на иностранном языке необходимо обеспечить перевод. Протокол устного заявления от лица, не владеющего языком судопроизводства, составляется с участием переводчика. Лица, обладающие дипломатическим иммунитетом, не предупреадаются об уголовной ответственности за заведомо ложный донос при принятии от них устного заявления о преступлении.
При решении вопроса о возбуждении уголовного дела необходимо учитывать особенности правового положения иностранцев, обладающих дипломатическим иммунитетом, вопрос об уголовной ответственности которых разрешается на территории России в соответствии с нормами международного права (ч. 4 ст. 11 УК РФ).
Один из основных факторов, влияющих на эффективность деятельности по раскрытию и расследованию данной категории преступлений, на последовательность следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий — правильная и своевременная оценка следственной ситуации, сложившейся на определенный момент расследования. Хотя возникающие следственные ситуации весьма разнообразны, можно выделить наиболее типичные из них, положив в основу: а) отсутствие или наличие подозреваемых;
б) владение иностранными гражданами языком судопроизводства;
в) наличие дипломатического иммунитета у некоторых категорий иностранцев.
Если лицо, совершившее преступление, не установлено, то необходимо осмотреть место происшествия, допросить потерпевшего, свидетелей-очевидцев, провести первоначальные следственные действия, освидетельствование потерпевшего, изъятие образ-
136
цов для сравнительного исследования. Кроме того, по результатам проведенных осмотров, потребуется назначить некоторые экспертизы: криминалистическую, биологическую, судебно-медицинскую, товароведческую, автотехническую и др.
Организационные мероприятия на первоначальном этапе расследования должны включать в себя следующие элементы: ориентирование личного состава органа внутренних дел и соседних гор-райорганов; создание в случае необходимости следственно-оперативной группы и определение задач для каждого из ее участников; проверку по криминалистическим учетам в целях установления лиц, совершивших преступление, то способу совершения преступления; изучение отказных материалов данной категории; использование возможностей средств массовой информации; изучение информационных бюллетеней ГИЦ МВД России и ИЦ УВД (МВД) субъектов федерации. С целью установления личности и места нахождения преступника (рв) проводятся оперативно-розыскные мероприятия. Следователь кроме выполнения следственных действий и организации взаимодействия с другими службами органа внутренних дел, направленных на установление личности подозреваемого, должен также организовать поиск возможных свидетелей и очевидцев преступления. Как правило, поиск осуществляется путем проведения первоначальных оперативно-розыскных мероприятий.
К числу первоначальных оперативно-розыскных мероприятий, проводимых для разрешения этой следственной ситуации, относятся: выявление свидетелей путем обследования территории, подвор-но-поквартального обхода, использование возможностей средств массовой информации. При поступлении сообщения, заявления о совершенном преступлении в отношении иностранца следователь должен выяснить у потерпевшего цель и сроки пребывания в России, места его дальнейшего нахождения.
Учитывая кратковременность пребывания иностранных граждан на территории административного района, где совершено преступление, следователь должен максимально быстро выполнить все следственные действия, производство которых возможно с участием иностранцев.
Если перед следователем возникает проблема общения с иноязычными субъектами уголовного процесса, он должен решить организационные вопросы по предоставлению переводчика. Сделать это необходимо в кратчайшие сроки, так как, например, осмотр места происшествия целесообразно производить с участием потерпевшего. Кроме того, участие переводчика обязательно при производстве других следственных действий с иностранными граждана-
137
ми, не владеющими языком судопроизводства. В дальнейшем расследование продолжится, будут выполнены необходимые розыскные мероприятия, проведены судебные экспертизы, проверены учетные данные, истребованы документы и т. д. При этом иностранные граждане, участники процесса, могут находиться на месте постоянного жительства.
Безусловно, неравномерное по интенсивности производство расследования не вполне соответствует традиционным методическим рекомендациям о планомерном проведении следственных действий. Однако в современной обстановке при высоком уровне преступности, межгосударственных перемещениях лиц различной гражданской принадлежности необходимо исходить из реальной ситуации и искать оптимальные подходы к расследованию конкретных дел с учетом требований практики.
Проблема производства процессуальных действий возникает в отношении лиц, обладающих иммунитетом от уголовной юрисдикции страны пребывания. Проведение следственных действий с участием иностранцев, обладающих дипломатическим иммунитетом, возможно только по их просьбе или с их согласия. Согласно ч. 2 ст. 3 УПК РФ процессуальные действия в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, производятся лишь по просьбе указанных лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел Российской Федерации.
Не допускается непосредственное обращение должностных лиц органов внутренних дел в представительства иностранных государств и к их должностным лицам для вызова в следственные органы, испрашивания согласия на проведение следственных действий, уточнения сведений о том или ином иностранце, для получения различного рода консультаций по вопросам ведения следствия. Все сношения государственных учреждений России и их должностных лиц с учреждениями и должностными лицами иностранных государств, находящимися на территории России, должны производиться через Департаменты Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает порядок взаимодействия правоохранительных органов различных государств при производстве расследования по уголовным делам. Вопросам взаимодействия правоохранительных органов в УПК РФ уделяется целый раздел. Субъектами осуществления правовой помощи по уголовным делам являются: Верховный Суд Российской Федерации — по вопросам судебной деятельности Верховного Суда Российской Федерации; Министерство юстиции
138
Российской Федерации — по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда Российской Федерации; Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации — в отношении следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора; Генеральная прокуратура Российской Федерации — в остальных случаях. Запрос и прилагаемые к нему документы необходимо перевести на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются.
.■ Кроме того, следует учитывать, что запрос о производстве процессуальных действий составляется в письменном виде, удостоверяется гербовой печатью направляющего органа и должен содержать: 1) наименование органа, от которого исходит запрос; 2) наименование и место нахождения органа, в который направляется запрос; 3) наименование уголовного дела и характер запроса; 4) данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц — их наименование и место нахождения; 5) изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств; 6) сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением.
Одной из самых важных областей международного сотрудничества является выдача преступников.
Выдача является важным средством лишения преступников убежища и преодоления трудностей, обусловленных неправомерным развитием систем уголовного правосудия. Еще одним средством улучшения положения могло бы стать налаживание сотрудничества между странами на основе новых договоров выдачи в рамках многосторонних конвенций, региональных договоров или двусторонних соглашений.
В настоящее время действующими нормативными актами, регулирующими порядок взаимной правовой помощи по уголовным делам и порядок выдачи, является Европейская конвенция, вступив-
139
шая в силу для России с 9 марта 2000 г.' и Уголовно-процессуаль-: ный кодекс РФ, который предусматривает порядок направления запроса о выдаче лица для уголовного преследования и исполнения приговора. В ст. 460 УПК РФ указано, что Российская Федерация может направить иностранному государству запрос о выдаче ей лица для уголовного преследования или исполнения приговора на основании международного договора Российской Федерации с этим государством или письменного обязательства Генерального прокурора Российской Федерации выдавать в будущем на основе принципа взаимности этому государству лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом следует учитывать, что запрос направляется только в тех случаях, если деяние в соответствии с законодательством обоих государств является уголовно наказуемым и за его совершение предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года.
Запрос о выдаче направляется через Генеральную прокуратуру Российской Федерации и должен содержать: наименование и адрес запрашивающего органа; полное имя лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, дату его рождения, данные о гражданстве, месте жительства Vinn месте пребывания и другие данные о его личности, а также по возможности описание внешности, фотографию и другие материалы, позволяющие идентифицировать личность; изложение фактических обстоятельств и правовую квалификацию деяния, совершенного лицом, в отношении которого направлен запрос о выдаче, включая сведения о размере причиненного им ущерба, с приведением текста закона, предусматривающего ответственность за это деяние, и обязательным указанием санкций; сведения о месте и времени вынесения приговора, вступившего в законную силу, либо постановления о привлечении в качестве обвиняемого с приложением заверенных копий соответствующих документов.
К запросу о выдаче для уголовного преследования должна быть приложена заверенная копия постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключение под стражу.
При рассмотрении данного вопроса также необходимо отметить, что после вступления России в Международную организацию уголовной полиции (Интерпол) с 1991 г. в России создано Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ). Положение о Националь-
' См.: Европейская конвенция «О выдаче» // Собрание законодательства Российской Федерации М, 2000. Ст. 2348, Европейская конвенция «О взаимной правовой помощи по уголовным делам» // Там же. Ст. 2349.
140
ном центральном бюро Интерпола утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. № 1190'. НЦБ Интерпола России поддерживает отношения с соответствующими службами более чем 50 стран. НЦБ направляет просьбы и оповещения правоохранительных органов России: о предоставлении данных о преступниках и преступлениях, о розыске лиц, пред-. метов и документов, об осуществлении наблюдения за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности, и другой информации, связанной с предупреждением и раскрытием преступлений; принимает аналогичные просьбы и оповещения от Генерального секретариата и НЦБ Интерпола других государств; ведет и использует учеты: событий преступлений; лиц, проходящих по запросам и сообщениям; предметов преступного посягательства; похищения антиквариата и произведений искусства; похищенных и обнаруженных автомобилях.
Инструкция о порядке исполнения и направления органами внутренних дел Российской Федерации запросов и поручений по линии Интерпола, утвержденная приказом МВД России от 28 февраля 2000 г. № 221, предусматривает порядок исполнения и направления запросов и поручений в процессе предупреждения, раскрытия и расследования преступлений международного характера. Под преступлением, имеющим международный характер или международную направленность, следует понимать преступление, затрагивающее интересы нескольких государств. НЦБ Интерпола, не принимая непосредственного участия в проведении оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий, обеспечивает выполнение следующих задач: обработка и направление запросов по уголовным делам и делам оперативного учета, подготовка инициативных запросов; обмен оперативно-розыскной, оперативно-справочной и криминалистической информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах, а также архивной информацией; содействие в проведении оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий; обмен опытом работы, законодательными и иными нормативными актами, учебно-методической литературой по вопросам деятельности полиции (милиции).
Взаимодействие с правоохранительными органами других государств через НЦБ Интерпола в иных случаях сокращает сроки ис-
' См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №43 Ст 401М
141
полнения запросов, так как п. 7 Инструкции предусматривает конкретные сроки исполнения этих запросов. Приоритетным средством связи с НЦБ Интерпола является связь по ведомственной магистральной сети передачи данных МВД России.
- § 2. Организация первоначального этапа расследования
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий
- Глава 16 '' '*
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений
- § 2. Организация расследования на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства
- § 2. Особенности организации расследования
- § 3. Особенности тактики отдельных следственных действий
- Глава 18
- § 1. Криминалистическая характеристика экологических преступлений
- § 2. Организация расследования экологических преступлений на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании экологических преступлений
- Глава 19
- § 1. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений
- § 2. Организация расследования дорожно-транспортных преступлений на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании дорожно-транспортных преступлений
- Глава 20
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации
- § 2. Организация расследования на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства
- Глава 21
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних
- § 2. Организация расследования преступлений
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании преступлений несовершеннолетних
- Глава 22
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных организованными группами
- § 2. Организация расследования преступлений, совершенных организованными группами, на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий
- Глава 23
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных иностранными гражданами
- § 2. Организация расследования преступлений на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий
- Глава 24
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных с использованием автотранспортных средств
- § 2. Организация расследования преступлений, совершенных с использованием автотранспортных средств
- § 3. Особенности производства
- Глава 25
- § 1. Криминалистическая характеристика хищений автотранспортных средств
- § 2. Организация расследования хищений
- § 3. Тактика отдельных следственных действий
- Глава 26
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных с применением взрывных устройств
- § 2. Организация расследования на первоначальном этапе
- § 3. Особенности тактики отдельным следственных действии
- Глава 27
- § 1. Криминалистическая характеристика хищений грузов на железнодорожном транспорте
- § 2. Организация первоначального этапа расследования хищений грузов на железнодорожном транспорте
- § 3. Особенности тактики отдельных следственных действий
- Часть 2 3
- § 1 Криминалистическая характеристика бандитизма 5