logo search
Учебник (УГиМИ)

9.2.Страны-лидеры приватизации Восточной Европы

Бесспорными лидерами в проведении политики приватизации в Восточной Европе выступают Венгрия, Польша и Чехия.

Венгрия

Процесс приватизации в Венгрии начался в 1989 г., для чего было создано Государственное агентство, а для управления имуществом, оставшимся в руках государства, — общество по управлению государственным имуществом. Для приватизации в Венгрии характерен высокий уровень участия в нем иностранных инвесторов (иностранный капитал составляет 93,3 млрд форинтов). Наиболее высокий уровень их присутствия составил в горнодобывающей промышленности — 67, в энергетической — 72 %. Однако в перерабатывающей промышленности их доля равна 30 %.

Важным фактором, создавшим предпосылки для довольно быстрого и успешного старта приватизации в Венгрии, стала достаточно высокая степень готовности экономики и общества к радикальным преобразованиям, заложенным реформаторскими традициями 60—70-х годов XX века. В 80-е годы практически 75 процентов взрослого населения Венгрии наряду с участием в социалистическом производстве было занято в различных формах “второй” экономики. Частный сектор уже в эти годы давал более 50 процентов предоставляемых населению услуг, обеспечивал 1/3 розничного товарооборота, 15 процентов объема строительно-монтажных работ.

Венгрия имела наиболее стабильную хозяйственную ситуацию по сравнению со всеми другими странами бывшего «социалистического лагеря». Здесь быстро возрождались частное предпринимательство и рыночная инфраструктура. Именно в Венгрии возникли первые фондовые биржи. Развитая денежно-финансовая система, современные телекоммуникации создали благоприятный климат для иностранного инвестирования.

С целью стимулирования приватизации правительство обеспечило желающих льготными займами. Половина затрат венгерских фирм на приобретение объектов приватизации было покрыто за счет льготных кредитов, 12 % приватизационной собственности венгерские граждане приобрели за компенсационные боны.

Польша

Польша характеризуется высокими темпами приватизации, связанными в значительной степени с глубокими кризисными явлениями и проведением решительной политики по их преодолению. Основу процесса приватизации составляет решение двух комплексов задач: экономических и социально-политических. При этом в числе наиболее важных проблем приватизации являются обеспечение социальной справедливости, т. е. льготы трудовых коллективов при разгосударствлении собственности и достижение высокой экономической эффективности работы предприятия после его приватизации.

Так называемая «шоковая» терапия дала резкий толчок развитию экономики страны. Широкая ориентация на иностранные инвестиции в экономику, поддержка собственного предпринимательства, массовая приватизация позволили резко снизить темпы инфляции, оздоровили финансовую систему, укрепили тенденции к стабилизации производства.

Для выполнения задач приватизации было создано Министерство по реформе собственности.

Закон о приватизации предусматривал самые простые методы — «внутреннюю приватизацию, которая заключалась в выкупе акций администрацией и работниками приватизируемого предприятия, и «внешнюю» приватизацию, т. е. приватизацию путем продажи акций лицам, не являющимся работниками приватизируемого предприятия.

Еще до принятия Закона была проведена приватизация значительной части мелких предприятий розничной торговли, преимущественно путем сдачи их в аренду.

«Внешняя» приватизация осуществлялась в основном относительно крупных промышленных предприятий. Покупателями акций являлись мелкие инвесторы, иностранные инвесторы, банки, пенсионные фонды, товарищества взаимного кредита.

Закон предусматривал необходимость согласия советов трудовых коллективов на приватизацию их предприятий. Они же влияли на избрание способа приватизации и организационно-правовую форму нового предприятия, создаваемого на базе приватизированного объекта.

В это же время происходила реорганизация местных органов государственного управления. Законом о местном самоуправлении муниципалитетам были переданы магазины с правом владения и распоряжения их собственностью. Это позволило резко активизировать процесс приватизации розничной торговли. Муниципалитеты осуществляли сдачу объектов торговли в аренду частным собственникам либо продавали магазины с аукциона за наличный расчет.

Практика стремительных реформ, хотя и дала вначале некоторый спад жизненного уровня населения Польши, однако очень скоро компенсировала его потери наполнением рынка товарами и услугами, открывающимися новыми сферами предпринимательской деятельности.

Осуществленные в Польше перемены отношений собственности (1990 — 1993 гг.) получили общественную поддержку лишь тогда, когда появились результаты долговременного характера (1994—1996 гг.) — развитие предприятий, стабилизация рабочих мест, разумная политика заработной платы, т. е. все то, что гарантирует социальную безопасность работника.

Чехия

Рассматривая процессы приватизации в ней, некоторые средства массовой информации употребляют термин «чешский метод». Механизм приватизации в Чехии также предусматривал малую и большую приватизацию. Государственным органом, осуществляющим приватизацию, является Министерство приватизации. Кроме того, действуют региональные приватизационные комиссии на местах. Определен перечень объектов, не подлежащих приватизации.

Очередным шагом разгосударствления собственности явилось принятие Закона о муниципальной собственности, согласно которому государственное имущество, включая землю, на сумму более 350 млрд крон было передано во владение муниципалитетов. Последние затем сами решали, продавать эти объекты на аукционе или использовать в имеющемся статусе.

Из числа проданных объектов малой приватизации наиболее популярными были киоски по продаже газет, табачных изделий и других товаров, а также книжные магазины.

Была произведена денационализация собственности. Старым владельцам и их потомкам возвратили собственность, которую они потеряли после 1949 г. В результате только одного этого шага в руки частных лиц перешло 70 тыс. зданий, более 30 тыс. промышленных объектов и 50 % государственных лесов и сельскохозяйственных угодий.

Как результат приватизации эти и другие элементы придали ей высокую социальную направленность, принятую большинством граждан. За короткое время было проведено большое количество аукционов по продаже государственных объектов частным предприятиям.

Для поддержки малого и среднего бизнеса правительство приняло ряд решений по созданию соответствующей кредитной системы. Были обеспечены прогрессивные условия предоставления кредита предпринимателям, желающим участвовать в приобретении объектов приватизации. Разработанная совокупность программ поддержки предусматривала дифференцированный подход в оказании содействия всем, кто не имел финансовой возможности, но хотел принять участие в покупке объектов приватизации. Работникам, участвующим в выкупе своего предприятия, выдавались гарантии банков на получение необходимого кредита.

Итогом семилетней приватизации стало то, что 95 % предприятий, предназначенных для приватизации, обрели новых собственников. Сегодня государство располагает контрольными пакетами акций только предприятий энергетики, металлургии и химии.

Различия социально-экономического фона, предпосылок и целей приватизации в Украине и в перечисленных выше странах не должны, однако, заслонять очевидного факта. Многие технические модели, правовые механизмы и методические основания приватизационных программ первой и второй волны имеют универсальный характер и вполне могут быть адаптированы к украинским условиям. Однако нужно отметить и очевидные отличия, на базе которых происходила приватизация.

Во-первых, на Западе эти процессы начали происходить тогда, когда уже сложились рыночные отношения и была сформирована рыночная инфраструктура. В Украине такие отношения и инфраструктура отсутствовали.

Во-вторых, главной целью приватизации в странах дальнего зарубежья является развитие предпринимательства; она ориентирована на свободные денежные средства; в нашей же стране осуществляется в условиях отсутствия у населения соответствующих денежных сред