logo search
Трудовое право для Нормы_07

§5. Права и социальные гарантии гражданам, ищущим работу

Прежде всего, нужно сказать, что определенными правами при обращении в органы занятости обладают все граждане, как занятые, так и не имеющие работы. Так, любой гражданин, включая несовершеннолетних в возрасте от 14 до 15 лет, обратившийся в орган занятости, обладает следующими правами:

1) право на получение бесплатной консультации по вопросам занятости;

2) право на бесплатное получение информации в целях трудоустройства;

3) право на бесплатное содействие в трудоустройстве при посредничестве службы занятости;

4) право на обжалование действий органов службы занятости и ее должностных лиц и некоторые другие права.

5) право на гарантии и льготы при увольнении по п. 1 и 2 ст. 81 ТК РФ при участии органов службы занятости, предусмотренные ст. 178 ТК РФ.

Например, гражданин имеет оплачиваемую работу, но по каким-либо обстоятельствам желает ее сменить. В таком случае он может получить в органе занятости информацию о наличии свободных вакансий на рынке труда, а также воспользоваться услугами органа занятости как посредника в трудоустройстве.

Те граждане, которые имеют статус безработного, обладают более широкими правами. В отношении таких граждан законодательством предусмотрен достаточно широкий перечень мер социальной защиты. Так, в ст. 28 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрены следующие социальные гарантии безработным гражданам.

Во-первых, государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного. Ранее указанной статьей выплата пособия по временной нетрудоспособности предусматривалась не свыше чем за 30 календарных дней в течение 12-месячного периода безработицы. Однако Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 декабря 1997 г. № 20-П данное положение закона было признано неконституционным и отменено. Теперь временная нетрудоспособность не прерывает периода выплаты пособия по безработице. О размерах и порядке выплаты пособия по безработице речь пойдет ниже.

Во-вторых, безработному гарантируется выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности.

Далее, законом предусмотрена возможность участия безработного гражданина в оплачиваемых общественных работах. Оплата труда за выполнение общественных работ в данном случае не лишает безработного права на получение пособия по безработице.

Важной социальной гарантией является, установленная для безработных в ч.2 ст. 28 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» возможность зачета в стаж нестраховых периодов. Так, время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают (трудового) страхового стажа. Согласно ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» эти периоды времени засчитываются в страховой стаж наравне с периодами работы.

Кроме того, ст. 36 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрена возможность оказания безработному и членам его семьи материальной помощи. Однако, фактически закон не обязывает органы занятости оказывать материальную помощь, закрепляя лишь возможность оказания такой помощи. Материальная помощь может оказываться безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости. На практике материальная помощь оказывается безработному органами занятости в случае каких-либо чрезвычайных обстоятельств (например, пожар и т. п.)

Наконец, данным законом закрепляется возможность досрочного выхода безработного гражданина на пенсию. Такая возможность может быть предоставлена гражданам, не достигшим пенсионного возраста (возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), но имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно. Данное правило распространяется лишь на тех граждан, которые были уволены в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Пенсия по старости (по возрасту) на общих основаниях оформляется досрочно не ранее чем за два года до предусмотренного законодательством Российской Федерации срока выхода на пенсию:

1) женщинам — по достижении 53 лет;

2) мужчинам — по достижении 58 лет.

Если такой гражданин имеет право на досрочную пенсию (например, за работу с вредными или опасными условиями труда, работу в районах крайнего севера и т. п.), то этим гражданам может быть назначена трудовая пенсия по старости досрочно за два года до наступления соответствующего возраста.

Указанным гражданам назначается только страховая часть трудовой пенсии, а накопительная часть может быть назначена только по достижении пенсионного возраста. Государственным служащим при тех же условиях может быть назначена пенсия за выслугу лет в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Досрочно пенсия назначается по предложению органа занятости и с согласия самого безработного. При этом досрочный выход на пенсию предусматривается только при отсутствии возможности для трудоустройства. Выплата пенсий установленных безработным досрочно, прекращается в случае их трудоустройства.