logo search
Учебник (УГиМИ)

8.1. Сущность и цели приватизации государственного и муниципального имущества

С началом экономических реформ в России возникла необходимость преодоления монополизма государственной собственности. Причем этот процесс охватил не только Россию, но и более 100 национальных экономик мира с разным экономическим укладом. Экономические цели у многих государств были общие: освобождение бюджета от лишних субсидий, расширение слоя собственников, привлечение капитала, повышение эффективности работы предприятий, получение государственного дохода от реализации имущества и расширение конкуренции на рынке. С этими же проблемами столкнулась и Россия в начале 90-х годов. По мнению А.Б. Чубайса, экономика России находилась на такой грани, что «только частный интерес был способен сдвинуть воз наболевших проблем с мертвой точки». При этом он считал, что «затягивая с приватизацией, можно было довести страну до беды настоящей: утеря государственного контроля над стихийно идущим процессом разгосударствления»[5].

Процесс разгосударствления может происходить двумя способами: без смены собственника на средства производства и результаты труда и со сменой собственника. В первом случае имущество государственного (муниципального) предприятия закрепляется за трудовым коллективом на праве хозяйственного ведения или праве аренды. Например, это концепция нашла свое отражение в принятых в 1990-1991 гг. законах «О предприятиях в СССР» и «О собственности в СССР». И второй способ, по которому пошла Россия, - это передача в частные руки государственных (муниципальных) предприятий путем создания частных предприятий, выкупа или акционирования государственной собственности.

В качестве общих признаков приватизации используются следующие:

переход прав собственности государства в пользу частных лиц;

делегирование госпредприятию права распоряжаться имуществом;

полная продажа госпредприятия частным лицам;

продажа части активов.

В российской экономической и правовой науке нет однозначного определения термина «приватизация». В широком смысле приватизация понимается как сокращение или замедление темпов расширения государственного сектора экономики, сопровождаемое увеличением доли частного сектора. В более узком смысле приватизацией считают полную или частичную передачу прав собственности на находящиеся в государственной собственности, средства производства, имущественные ценности, капитал акционерным обществам или частным лицам.

Приватизация государственного и муниципального имущества, проводимая в России, стала одним из условий перехода нашей страны к рынку. Она была направлена на отказ от господствующей роли государства в экономике. Данный процесс проходил в сложных социально-экономических условиях, что повлекло за собой появление некоторых особенностей «приватизации по-российски»:

сочетание безвозмездной и возмездной приватизации;

сочетание обязательной и инициативной приватизации;

сочетание приватизации и демонополизации;

поэтапное проведение приватизации.

Для проведения процесса разгосударствления нужно было создать необходимую правовую базу, обеспечивающую проведение полномасштабной приватизации в стране.

В Законодательстве приватизация в России прошла три этапа:

Первый этап - с 1991 по 1992 гг. В этот период шел процесс формирования законодательной базы. Были приняты: Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» от 3 июля 1991 года; Закон РСФСР «Об именных приватизационных счетах и вкладах» от 3 июля 1991 года, которые определили исходные позиции и принципы приватизации. В частности, публичность ограничений, означавшая, что если государству было не выгодно приватизировать те или иные объекты, информация о них должна быть ясно сформулирована и объявлена всем; равенство прав участников приватизации; правовой автоматизм - это возможность каждого гражданина и каждой компании беспрепятственно осуществлять предоставленное им законом право участвовать в приватизации.

В целях ускорения перспектив приватизации Президентом РФ 1 июля 1992 года был издан Указ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», позволивший использовать такой способ приватизации, как преобразование государственных предприятий в акционерные общества.

Второй этап - с 1997 по 2001 гг. В этот период принимается второй ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ». Новый закон содержит ряд правил, которые свидетельствуют о намерении государства увеличить поступление в бюджет средств от приватизации объектов и создании более благоприятного экономического климата. Так, под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц. В законе снимается запрет на участие в ней хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля общественных организаций, благотворительных и иных фондов превышает 25%. Также закрепляется исчерпывающий перечень способов приватизации и предусматриваются новые, например, преобразование государственных и муниципальных предприятий в ОАО, 100% акций которых находятся в государственной или муниципальной собственности. При этом сохраняется ст. 29, посвященная недействительности сделок приватизации государственного или муниципального имущества.

Третий период начался с принятия в декабре 2001 года третьего закона о приватизации. Новый закон должен был «установить стабильность и прозрачность на рынке» [1]. Согласно новому закону, депутаты получают возможность осуществлять контроль за государственной собственностью, а Правительство - возможность осуществлять планирование и общее руководство процессом приватизации. Меняются цели и задачи приватизации. Решается вопрос, что делать с неприбыльным государственными унитарными предприятиями, не реализованными на аукционе. Это публичное предложение, т.е. комиссионная продажа предприятия с постепенным снижением цены.

Так же принималось огромное количество иных нормативных актов, но главным актом на любом этапе приватизации является Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, в которой определяются основные цели и задачи приватизации, приоритеты и ограничения при проведении приватизации. В программе устанавливаются порядок приватизации, способы приватизации, порядок оценки приватизируемого имущества, нормативы распределения средств полученных от приватизации.

Программа вносится Правительством РФ и утверждается Федеральным Собранием РФ. В настоящее время правительством разработана Государственная программа приватизации. В первой программе на 1992 год были определены следующие цели и задачи приватизации:

Приватизация - один из самых спорных моментов проводимой в стране экономической реформы. Она является временной, переходной мерой по формированию материальной базы для развития рыночного хозяйства и соответствующего ему нормального, а не урезанного имущественного оборота[2]. Большинство экономистов и юристов до сих пор спорят о правильности выбранного пути проведения приватизации. Так, значительная часть экономистов полагает, «что для создания рыночной системы не было необходимости в скорейшей и массовой приватизации, достаточно было обеспечить коммерциализацию государственных предприятий и свободу предпринимательства, т.е. свободу создания новых частных предприятий».