§4. Трудоустройство. Подходящая работа
Государственная служба занятости выступает в качестве посредника в трудоустройстве между работодателями и лицами, ищущими работу. Другими словами, направления органов занятости на трудоустройство по общему правилу носят рекомендательный характер, как для работодателей, так и для лиц, ищущих работу. В случае согласия безработного на предложенную работу ему выдается направление на трудоустройство к конкретному работодателю. Работодатель также может отказать безработному в приеме на работу. При этом он должен дать лицу мотивированный отказ в приеме на работу в письменной форме, а гражданин обязан доставить его лично в орган занятости в определенный срок.
Вместе с тем, действующим законодательством установлены исключения из этого правила, то есть, случаи когда направление на трудоустройство является обязательным либо для работодателя либо для лица ищущего работу.
Прежде всего, обязательный для работодателя характер будет иметь направление на трудоустройство лиц в счет квоты рабочих мест. Квота представляет собой минимальное количество лиц, подлежащих трудоустройству работодателем, которое устанавливается в процентном отношении к общему количеству рабочих мест. Такие квоты устанавливаются для лиц, нуждающихся в особой социальной защите и, прежде всего, имеющих ограничения в трудоспособности. Например, квотирование рабочих мест для инвалидов прямо предусмотрено Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г.28 В частности, согласно ст. 21 данного закона организациям, численность работников в которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Согласно ст. 5.42 КоАП отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Направление на трудоустройство может быть обязательным и для безработного гражданина. Учитывая, что основной целью обращения гражданина в органы занятости должно являться не получение пособия по безработице, а поиск работы, трудоустройство, безработный не может без определенных негативных последствий отказываться от подходящей ему работы. С этой целью законодатель вводит понятие «подходящая работа» и определяет ее критерии.
Подходящая работа
Нужно сказать, что понятие подходящей работы содержится и в международно-правовых актах. В частности, критерии подходящей работы определены в Конвенции Международной организации труда (МОТ) № 44 «О пособиях лицам, являющимся безработными по независящим от них обстоятельствам» (1934 г.)29. В Законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» содержится ст. 4, определяющая критерии подходящей работы.
Во-первых, подходящая работа должна учитывать уровень профессиональной пригодности и профессиональной подготовки гражданина, то есть соответствовать профессии (специальности) безработного (или лица ищущего работу), уровню образования, квалификации. Например, даже высокооплачиваемая работа не может быть признана подходящей, если она не соответствует квалификации гражданина.
Во-вторых, подходящая работа должна соответствовать условиям последнего места работы и, в первую очередь, условиям оплаты труда. Заработок по предлагаемой работе должен быть не ниже среднемесячного заработка на прежнем месте работы, который отражен в справке о среднем заработке по последнему месту работы. Такая справка представляется гражданином при его регистрации в целях поиска подходящей работы. Вместе с тем, если средний заработок по последнему месту работы гражданина превышал величину прожиточного минимума в субъекте РФ, то заработок по предлагаемой работе должен быть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Третий критерий подходящей работы предполагает учет состояния здоровья гражданина. Например, для инвалидов подходящей может считаться только та работа, которая соответствует рекомендациям медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК). Вместе с тем, органы занятости обязаны учитывать и иные ограничения трудоспособности (хронические заболевания, противопоказания и т. п.), даже если лицо не имеет группы инвалидности.
Наконец, подходящая работа должна отвечать критерию транспортной доступности. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного должна определяться соответствующим органом занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности, то есть должно учитываться время проезда, ожидания на остановках, пересадок и т. п.
Для некоторых категорий граждан подходящей работой может быть любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы. К таким гражданам, согласно ст. 4 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», относятся лица
1) впервые ищущие работу (ранее не работавшие и при этом не имеющие профессии;
2) уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
3) прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность;
4) вышедшие из членов крестьянского (фермерского) хозяйства
5) стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
6) направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия;
7) отказавшиеся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода (действующим законодательством этот период установлен для различных категорий граждан 6 или 12 месяцев) выплаты пособия по безработице (этим гражданам сначала должна быть предложена возможность повысить (восстановить) квалификацию или получить смежную специальность);
8) состоящие на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавшие (т. е. данная норма распространяется как на лиц более 18 месяцев зарегистрированных в качестве безработного, так и на лиц не имевших работы более трех лет даже если они не были зарегистрированы в органах занятости);
9) обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
Вместе с тем, даже для таких лиц подходящей не может считаться работа если она не соответствует требованиям охраны труда, связана с переменой места жительства либо предлагаемый заработок ниже среднего заработка по последнему месту работы или прожиточного минимума.
- Трудовое право
- Содержание:
- Глава 1. Трудовое право как отрасль права, наука и учебная дисциплина
- §1. Предмет трудового права
- §2. Метод трудового права
- §3. Принципы трудового права
- §4. Система трудового права
- §5. Разграничение трудового права со смежными отраслями права
- §6. Трудовое право как наука и как учебная дисциплина
- Глава 2. Источники трудового права
- §1. Понятие и виды источников трудового права
- §2. Система и особенности источников трудового права
- §3. Единство и дифференциация трудового законодательства. Общие и специальные нормы
- §4. Действие источников трудового права во времени, в пространстве и по кругу лиц
- Глава 3. Правоотношения в сфере труда
- §1. Понятие и виды правоотношений в сфере труда
- §2. Трудовые правоотношения
- §3. Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений
- §4. Общая характеристика правоотношений, тесно связанных с трудовыми
- Глава 4. Социальное партнерство в сфере трудовых отношений
- §1. Понятие и значение социального партнерства в сфере регулирования социально-трудовых отношений
- §2. Стороны и представители сторон социального партнерства
- §3. Органы социального партнерства
- §4. Порядок ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора
- §5. Коллективные договоры
- §6. Соглашения как акты социального партнерства
- §7. Участие работников в управлении организацией
- Глава 5. Правовое регулирование занятости
- §1. Система и компетенция органов содействия занятости населения в Российской Федерации
- §2. Безработные граждане: понятие, критерии, статус безработного
- §3. Регистрация гражданина в качестве безработного
- §4. Трудоустройство. Подходящая работа
- §5. Права и социальные гарантии гражданам, ищущим работу
- §6. Организация общественных работ
- §7. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению службы занятости
- §8. Размер пособия по безработице
- §9. Сроки выплаты пособия по безработице
- §10. Прекращение, приостановка выплаты пособия по безработице, снижение его размера
- Глава 6. Трудовой договор – основной институт трудового права: общие положения
- §1. Понятие и признаки трудового договора
- §2. Содержание трудового договора
- §3. Срочный трудовой договор
- §4.Совместительство и совмещение
- §5. Порядок заключения трудового договора
- Трудовая книжка
- §6. Персональные данные работника
- Глава 7.Изменение трудового договора
- §1. Понятие и виды изменений трудового договора
- §2. Понятие перевода на другую работу
- 4. Отличие перевода на другую работу от совмещения должностей
- §3. Виды переводов на другую работу
- §4. Изменение определенных сторонами условий трудового договора, не являющееся переводом
- Глава 8. Прекращение трудового договора
- §1. Понятие, общие основания и порядок прекращения трудового договора
- §2. Расторжение трудового договора по соглашению сторон
- §3. Прекращение срочного трудового договора
- §4. Расторжение трудового договора по инициативе работника
- §5. Общая характеристика расторжения трудового договора по инициативе работодателя
- §6. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя в связи с совершением работником виновных действий
- §7. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, не связанным с виной работника
- §8. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли его сторон (ст. 83 тк рф)
- §9. Прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных федеральным законом правил заключения трудового договора (ст. 84 тк рф)
- Глава 9. Рабочее время и время отдыха
- §1. Понятие и виды рабочего времени
- Неполное рабочее время
- §2. Режим рабочего времени
- §3. Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени
- §4. Понятие и виды времени отдыха
- Рассмотрим все их более подробно. Перерывы в течение рабочего дня
- Еженедельный отдых
- Нерабочие праздничные дни
- §5. Понятие, виды и продолжительность отпусков
- §6. Порядок предоставления отпусков
- Глава 10. Правовое регулирование оплаты труда
- §1. Понятие и системы оплаты труда
- §2. Тарифная система оплаты труда. Особенности оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений
- §3. Расчет средней заработанной платы
- §5. Оплата труда в особых условиях и условиях, отклоняющихся от нормальных
- §6. Государственные гарантии по оплате труда работника
- Глава 11. Гарантии и компенсации работникам
- §1. Понятие и виды гарантий и компенсаций работникам
- §2. Гарантийные выплаты
- §3. Гарантийные доплаты
- §4. Компенсационные выплаты
- Глава 12. Правовое регулирование дисциплины труда
- §1. Понятие дисциплины труда и внутреннего трудового распорядка
- §2. Поощрения работников
- §3. Понятие и виды дисциплинарной ответственности работников
- §4. Дисциплинарные взыскания
- §5. Порядок наложения и снятия дисциплинарных взысканий
- Глава 13. Охрана труда
- §1. Понятие и содержание охраны труда
- §2. Требования охраны труда
- §3. Правила охраны труда на вредных и опасных работах
- §4. Организация охраны труда
- §5. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве
- Глава 14. Защита трудовых прав работников
- §1. Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства
- §3. Самозащита трудовых прав
- Глава 15. Материальная ответственность сторон трудового договора
- §1. Понятие и виды материальной ответственности
- §2. Материальная ответственность работодателя перед работником
- §3. Материальная ответственность работника
- Глава 16. Индивидуальные трудовые споры
- §1. Понятие и виды трудовых споров
- §2. Понятие и принципы рассмотрения индивидуальных трудовых споров
- §3. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров комиссией по трудовым спорам
- §4. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров судом
- §5. Особенности рассмотрения отдельных индивидуальных трудовых споров
- §6. Исполнение решений органов по разрешению индивидуальных трудовых споров
- Глава 17. Коллективные трудовые споры
- §1. Понятие коллективных трудовых споров
- §2. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией
- §3. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника
- §4. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже
- §5. Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора
- §6. Объявление и проведение забастовки
- §7. Правовое положение работников в период проведения забастовки
- Глава 18. Международно-правовое регулирование труда
- §1. Понятие и источники международно-правового регулирования труда
- §2. Роль Международной организации труда в международно-правовом регулирования труда. Основные конвенции Международной организации труда
- 160 Определение ск по гражданским делам Верховного Суда рф от 11 мая 2005 г. № 51-г05-5
- 171 Определение ск по гражданским делам Верховного Суда рф от 14 октября 2005 г. № 5-в05-120