logo search
резван_субботина

§ 3. Особенности производства отдельных следственных действий

Производство каждого следственного действия, предусмотрен­ ного УПК России, с участием иностранных граждан имеет свои так­ тические особенности. Прежде всего, эти особенности связаны с обладанием полным или частичным дипломатическим иммуните­ том некоторых иностранцев, языковым барьером, психологически­ ми факторами, кратковременностью пребывания, необходимостью сотрудничества с правоохранительными органами других госу­ дарств. В этой связи рассмотрим наиболее распространенные следственные действия: осмотр места происшествия, допрос и оч­ ную ставку, задержание, предъявление лиц для опознания, назна­ чение экспертиз. v

Осмотр места происшествия имеет свои особенности в случа­ях совершения преступления иностранным гражданином, обладаю­щим дипломатическим иммунитетом от уголовной юрисдикции Рос­сии или в отношении такого лица.

Сам факт заявления дипломата о совершенном в отношении не­го преступлении нельзя рассматривать как просьбу провести с его участием все необходимые следственные действия. Необходимо помнить, что без участия такого заявителя, если нет его письмен­ной просьбы и не получено через МИД согласие, возможно прове­дение лишь неотложных следственных действий, не затрагиваю­щих дипломатического иммунитета. Например, при краже из жили­ща производится только наружный осмотр жилища. В этом случае в протоколе осмотра места происшествия необходимо отразить, по какой причине в его проведении не участвует иностранец, обла­дающий иммунитетом. Когда в письменном заявлении лица, обла­дающего дипломатическим иммунитетом, указано, что он просит провести с его участием конкретное следственное действие, то следователь его проводит, после чего через руководителя органа предварительного следствия уведомляет об этом Министерство иностранных дел России. Если иностранец, обладающий диплома­тическим иммунитетом, не может участвовать в осмотре места про-

142

исшествия (например, в результате дорожно-транспортного проис­шествия он получил травму), то на место происшествия необходи­мо вызвать через Департамент государственного протокола МИД России, а в ночное время — через дежурного по МИД представите­ля посольства для того, чтобы при его участии осмотреть автомобиль, а также передать имущество, находящееся в нем и сам автомобиль в его распоряжение. Тщательный осмотр места происшествия с участием иностранного гражданина, а также осмотр его автомобиля и других транспортных средств позволит эффективно разрешить спорные вопросы о механизме происшествия и о возмещении ма­териального ущерба. Если водитель посольства управлял личным автомобилем и произошло ДТП, то перед осмотром места проис­шествия необходимо выяснить цель его поездки. Только убедив­шись в том, что он не выполнял функциональные обязанности, связанные с дипломатической деятельностью, можно проводить следственные действия на общем основании.

Осмотр места происшествия при поступлении информации о со­вершенном в отношении иностранца преступлении производится незамедлительно ввиду кратковременности пребывания иностран­ных граждан на территории России. Если иностранный гражданин присутствует при осмотре места происшествия и не владеет язы­ком судопроизводства, целесообразно пригласить переводчика.

Допрос и очная ставка. Важной предпосылкой успешного до­проса является тщательная подготовка к производству данного следственного действия. Под подготовкой к допросу следует пони­мать совокупность предварительно проводимых мероприятий с це­лью обеспечения результативности допроса. При подготовке к до­просу следователь должен: изучить материалы дела; определить предмет допроса и вопросы, подлежащие выяснению; проанализи­ровать обстоятельства, относящиеся к личности допрашиваемого; установить, пользуется ли иностранец, которого следует допро­сить, дипломатическим иммунитетом; владеет ли он языком судо­производства: определить время и место проведения следственно­го действия, подготовить технические средства, необходимые для производства допроса; обеспечить явку переводчика, других спе­циалистов, необходимость присутствия которых потребуется при производстве следственного действия; организовать явку допраши­ваемого, находящегося как на территории России, так и за ее пре­делами.

Вызов иностранца для производства процессуальных действий из-за границы осуществляется через компетентные органы в соот­ветствии со ст. 456 УПК РФ и договорами о правовой помощи. Ино-

143

странцев, находящихся на территории России, как правило, вызы­вают через администрацию российских учреждений и организаций, куда они прибыли. Так, студенты и аспиранты вызываются на до­прос через деканаты вузов, специалисты, рабочие, представители различных фирм — через руководителей министерств и ведомств, по линии которых они прибыли. Если иностранный гражданин при­был по приглашению частных лиц, то он может быть вызван через российских граждан, к которым он приехал. Вызов иностранных гра­ждан повестками не рекомендуется.

При подготовке служебного кабинета для производства допроса иностранных граждан следователь, учитывая специфику допроса иностранцев, для установления психологического контакта по воз­можности должен исключить присутствие при допросе других лиц, не принимающих участия в производстве следственного действия. Это условие необходимо, так как следственные действия с участи­ем иностранных граждан в целях исключения их повторного вызова должны производиться с использованием видеозаписи.

Важное значение при подготовке к производству допроса ино­странных граждан имеет изучение личности допрашиваемого. Для правильного определения тактики предстоящего допроса нужно знать, гражданином какой страны является подлежащий допросу иностранец. Зная государственную принадлежность допрашивае­мого, его национальность, следователь может предварительно изу­чить историю страны, национальные обычаи и нравы, особенности обращения граждан друг к другу и т. д. При изучении личности доп­рашиваемого важно установить цель его нахождения на террито­рии России. Если это студент учебного заведения или работник со­вместного предприятия, длительное время находившийся на терри­тории России, то в таких случаях отпадает вопрос о приглашении переводчика.

Важное значение при подготовке к производству допроса ино­странных граждан, не владеющих языком судопроизводства, имеет порядок организации допроса с участием переводчика. При произ­водстве расследования по делам названной категории, как извест­но, должен участвовать переводчик, процессуальное положение ко­торого в целом определено ст. 59 УПК РФ. На практике участие переводчика в производстве следственных действий в настоящее время является весьма проблематичным. Дело в том, что услуги переводчика должны быть оплачены за счет бюджета ОВД, так как для иностранного гражданина действует «Международный пакт о гражданских и политических правах», где в п. «f» ст. 14 указано на право пользоваться бесплатной помощью переводчика. При произ-

144

водстве допроса иностранных граждан не исключены и конфликт­ные ситуации. Любая конфликтная ситуация предполагает противо­действие. Задача следователя — изобличить допрашиваемого во лжи, в попытке утаить, скрыть или исказить истину. При допросе иностранцев, не владеющих языком судопроизводства, надо учиты­вать, что переводчик не всегда может дословно передать показа­ния допрашиваемого в виде свободного рассказа, поэтому целесо­образно использовать форму допроса в виде «вопрос-ответ». Как правило, подозреваемые в совершении преступлений иностранцы, с целью уклонения от ответственности за совершенные преступле­ния, ссылаются на незнание языка судопроизводства, чем вносят определенные трудности в процесс собирания доказательств.

При допросе иностранных граждан применимы многие тактиче­ские приемы, используемые при допросе граждан России, и реко­мендации, высказанные в криминалистической литературе по так­тике допроса в зависимости от их процессуального положения, свойств личности и конкретных обстоятельств дела. Однако наряду с этими рекомендациями при допросе иностранных граждан следу­ет учитывать и некоторые особенности тактического характера.

Весьма ценным в деятельности следователя по расследованию таких преступлений является умение установить психологический контакт и использовать арсенал других тактических приемов для получения достоверных показаний. Допрос может иметь положи­тельный результат только при установлении психологического кон­такта следователя с допрашиваемым.

При установлении психологического контакта немаловажное значение имеет представление следователя о политическом строе" страны, гражданином которой является допрашиваемый иностра­нец, знание особенностей уголовного, уголовно-процессуального законодательства этой страны, вероисповедования допрашиваемо­го. При заполнении анкетных данных допрашиваемого иностранно­го гражданина лучше воспользоваться его документами в целях из­бежания ошибок и неоднократно повторяемых вопросов, что может повлиять на самолюбие допрашиваемого (например, неправильная запись фамилии, имени, отчества, места жительства).

Вызов для допроса иностранного гражданина, обладающего ди­пломатическим иммунитетом, осуществляется через дирекцию Де­партамента государственного протокола МИДа. Допрос таких лиц производится только с их письменного согласия, при этом следова­тель выясняет у допрашиваемого место, где он желает дать пока­зания.

10 Криминалистическая методика 1/*5

Одной из разновидностей допроса является очная ставка. При­нимая решение о производстве очной ставки с участием иностран­ного гражданина — потерпевшего от преступления, следователь действует в ситуации тактического риска (т. е., предвидит возмож­ные отрицательные последствия своего решения), однако в силу процессуальной необходимости, предписанной законом, он не вправе отказаться от производства этого следственного действия. Чтобы обеспечить успех очной ставки, важно психологически подго­товить к ней потерпевшего, определить удобные для этого дейст­вия время, место и условия производства.

При проведении очной ставки между потерпевшим (свидетелем) — иностранным гражданином и подозреваемым (обвиняемым) реко­мендуется размещать допрашиваемых на значительном удалении друг от друга или даже в смежных комнатах, чтобы обеспечить лич­ную безопасность иностранца. Если следователь не уверен в поло­жительном исходе очной ставки, необходимо от нее отказаться. Особенностью производства очной ставки с участием иностранных граждан является также участие в ней двух переводчиков; при этом показания допрашиваемых могут фиксироваться на трех языках.

При расследовании преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан, специфичным для данной категории уголов­ных дел является производство такого следственного действия, как предъявление для опознания лица. Особенностью является то об­стоятельство, что уголовно-процессуальное законодательство Рос­сии до настоящего времени не предусматривало возможности предъявления для опознания лица с использованием защитного эк­рана. Это наиболее безопасный порядок производства следствен­ного действия, в котором участвуют потерпевшие или свидетели, поскольку исключает непосредственный контакт опознающего с лица­ми, предъявляемыми ему для опознания. Нередко иностранные граж­дане — потерпевшие от преступления, свидетели, узнав об ином по­рядке производства данного следственного действия, отказываются от участия в нем, ссылаясь на недостаточную обеспеченность их личной безопасности. В этих условиях следователь действует в си­туации тактического риска, сталкиваясь с фактором противодействия, как со стороны потерпевшего, так и со стороны подозреваемого (об­виняемого). Специфика производства опознания с участием ино­странных граждан проявляется и в том, что в следственном дейст­вии участвуют один или два переводчика, а также статисты разных национальностей.

При решении вопроса о задержании и аресте иностранного гра­жданина обязательно следует иметь в виду правовой статус ино-

146

странца и тяжесть совершенного преступления. Иностранные граж­дане, обладающие дипломатическим иммунитетом, задержанию и аресту не подлежат.

В соответствии с Инструкцией «О порядке извещения посольст­ва и консульства о задержаниях и арестах граждан представляемо­го ими государства, а также о порядке посещения консульскими должностными лицами и сотрудниками посольств арестованных и осужденных граждан», утвержденной Генеральной прокуратурой, МВД, КГБ, МИД СССР 22 ноября 1966 г., установлен перечень лиц, которых следователь должен известить о задержании или аресте ■ иностранца. О задержании иностранца через руководителя органа по телефону, а затем письменно оповещаются Генеральная проку­ратура России и территориальный Департамент МИДа. Следова­тель непосредственно в письменной форме сообщает о задержа­нии надзирающему прокурору. В сообщении должны найти отраже­ние подробные данные» о задержанном, основания задержания, цель приезда иностранца, срок, на который прибыл и т. п.

Консульское должностное лицо или сотрудник дипломатического представительства имеет право незамедлительно посетить задер­жанного или арестованного. Решение о посещении задержанного принимается следователем по согласованию с надзирающим про­курором. В беседе имеет право принять участие надзирающий про­курор. Следователем при этом составляется протокол беседы с указанием ее краткого содержания и лиц, принимавших в ней уча­стие. Протокол заверяется подписями присутствующих.

Назначение экспертиз при расследовании преступлений, совер­шенных как иностранными гражданами, так и в отношении этих гра­ждан, позволяет решить многие тактические задачи. Перечень про­водимых экспертиз очень обширен. При назначении судебных экспертиз по делам с участием иностранных граждан действует об­щий порядок, за исключением их производства с участием граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом. Кроме того, по делам данной категории экспертные исследования могут производиться иностранными специалистами за пределами Российской Федера­ции. Интерес представляет судебно-филологическая экспертиза, определяющая по записям, листовкам, публикациям в средствах массовой информации наличие призывов, направленных на возбу­ждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, пропаганды исключительности, пре­восходства либо неполноценности граждан по их отношению к ре­лигии, национальной или расовой принадлежности.

147