§ 3. Особенности производства отдельных следственных действий
Производство каждого следственного действия, предусмотрен ного УПК России, с участием иностранных граждан имеет свои так тические особенности. Прежде всего, эти особенности связаны с обладанием полным или частичным дипломатическим иммуните том некоторых иностранцев, языковым барьером, психологически ми факторами, кратковременностью пребывания, необходимостью сотрудничества с правоохранительными органами других госу дарств. В этой связи рассмотрим наиболее распространенные следственные действия: осмотр места происшествия, допрос и оч ную ставку, задержание, предъявление лиц для опознания, назна чение экспертиз. v
Осмотр места происшествия имеет свои особенности в случаях совершения преступления иностранным гражданином, обладающим дипломатическим иммунитетом от уголовной юрисдикции России или в отношении такого лица.
Сам факт заявления дипломата о совершенном в отношении него преступлении нельзя рассматривать как просьбу провести с его участием все необходимые следственные действия. Необходимо помнить, что без участия такого заявителя, если нет его письменной просьбы и не получено через МИД согласие, возможно проведение лишь неотложных следственных действий, не затрагивающих дипломатического иммунитета. Например, при краже из жилища производится только наружный осмотр жилища. В этом случае в протоколе осмотра места происшествия необходимо отразить, по какой причине в его проведении не участвует иностранец, обладающий иммунитетом. Когда в письменном заявлении лица, обладающего дипломатическим иммунитетом, указано, что он просит провести с его участием конкретное следственное действие, то следователь его проводит, после чего через руководителя органа предварительного следствия уведомляет об этом Министерство иностранных дел России. Если иностранец, обладающий дипломатическим иммунитетом, не может участвовать в осмотре места про-
142
исшествия (например, в результате дорожно-транспортного происшествия он получил травму), то на место происшествия необходимо вызвать через Департамент государственного протокола МИД России, а в ночное время — через дежурного по МИД представителя посольства для того, чтобы при его участии осмотреть автомобиль, а также передать имущество, находящееся в нем и сам автомобиль в его распоряжение. Тщательный осмотр места происшествия с участием иностранного гражданина, а также осмотр его автомобиля и других транспортных средств позволит эффективно разрешить спорные вопросы о механизме происшествия и о возмещении материального ущерба. Если водитель посольства управлял личным автомобилем и произошло ДТП, то перед осмотром места происшествия необходимо выяснить цель его поездки. Только убедившись в том, что он не выполнял функциональные обязанности, связанные с дипломатической деятельностью, можно проводить следственные действия на общем основании.
Осмотр места происшествия при поступлении информации о совершенном в отношении иностранца преступлении производится незамедлительно ввиду кратковременности пребывания иностранных граждан на территории России. Если иностранный гражданин присутствует при осмотре места происшествия и не владеет языком судопроизводства, целесообразно пригласить переводчика.
Допрос и очная ставка. Важной предпосылкой успешного допроса является тщательная подготовка к производству данного следственного действия. Под подготовкой к допросу следует понимать совокупность предварительно проводимых мероприятий с целью обеспечения результативности допроса. При подготовке к допросу следователь должен: изучить материалы дела; определить предмет допроса и вопросы, подлежащие выяснению; проанализировать обстоятельства, относящиеся к личности допрашиваемого; установить, пользуется ли иностранец, которого следует допросить, дипломатическим иммунитетом; владеет ли он языком судопроизводства: определить время и место проведения следственного действия, подготовить технические средства, необходимые для производства допроса; обеспечить явку переводчика, других специалистов, необходимость присутствия которых потребуется при производстве следственного действия; организовать явку допрашиваемого, находящегося как на территории России, так и за ее пределами.
Вызов иностранца для производства процессуальных действий из-за границы осуществляется через компетентные органы в соответствии со ст. 456 УПК РФ и договорами о правовой помощи. Ино-
143
странцев, находящихся на территории России, как правило, вызывают через администрацию российских учреждений и организаций, куда они прибыли. Так, студенты и аспиранты вызываются на допрос через деканаты вузов, специалисты, рабочие, представители различных фирм — через руководителей министерств и ведомств, по линии которых они прибыли. Если иностранный гражданин прибыл по приглашению частных лиц, то он может быть вызван через российских граждан, к которым он приехал. Вызов иностранных граждан повестками не рекомендуется.
При подготовке служебного кабинета для производства допроса иностранных граждан следователь, учитывая специфику допроса иностранцев, для установления психологического контакта по возможности должен исключить присутствие при допросе других лиц, не принимающих участия в производстве следственного действия. Это условие необходимо, так как следственные действия с участием иностранных граждан в целях исключения их повторного вызова должны производиться с использованием видеозаписи.
Важное значение при подготовке к производству допроса иностранных граждан имеет изучение личности допрашиваемого. Для правильного определения тактики предстоящего допроса нужно знать, гражданином какой страны является подлежащий допросу иностранец. Зная государственную принадлежность допрашиваемого, его национальность, следователь может предварительно изучить историю страны, национальные обычаи и нравы, особенности обращения граждан друг к другу и т. д. При изучении личности допрашиваемого важно установить цель его нахождения на территории России. Если это студент учебного заведения или работник совместного предприятия, длительное время находившийся на территории России, то в таких случаях отпадает вопрос о приглашении переводчика.
Важное значение при подготовке к производству допроса иностранных граждан, не владеющих языком судопроизводства, имеет порядок организации допроса с участием переводчика. При производстве расследования по делам названной категории, как известно, должен участвовать переводчик, процессуальное положение которого в целом определено ст. 59 УПК РФ. На практике участие переводчика в производстве следственных действий в настоящее время является весьма проблематичным. Дело в том, что услуги переводчика должны быть оплачены за счет бюджета ОВД, так как для иностранного гражданина действует «Международный пакт о гражданских и политических правах», где в п. «f» ст. 14 указано на право пользоваться бесплатной помощью переводчика. При произ-
144
водстве допроса иностранных граждан не исключены и конфликтные ситуации. Любая конфликтная ситуация предполагает противодействие. Задача следователя — изобличить допрашиваемого во лжи, в попытке утаить, скрыть или исказить истину. При допросе иностранцев, не владеющих языком судопроизводства, надо учитывать, что переводчик не всегда может дословно передать показания допрашиваемого в виде свободного рассказа, поэтому целесообразно использовать форму допроса в виде «вопрос-ответ». Как правило, подозреваемые в совершении преступлений иностранцы, с целью уклонения от ответственности за совершенные преступления, ссылаются на незнание языка судопроизводства, чем вносят определенные трудности в процесс собирания доказательств.
При допросе иностранных граждан применимы многие тактические приемы, используемые при допросе граждан России, и рекомендации, высказанные в криминалистической литературе по тактике допроса в зависимости от их процессуального положения, свойств личности и конкретных обстоятельств дела. Однако наряду с этими рекомендациями при допросе иностранных граждан следует учитывать и некоторые особенности тактического характера.
Весьма ценным в деятельности следователя по расследованию таких преступлений является умение установить психологический контакт и использовать арсенал других тактических приемов для получения достоверных показаний. Допрос может иметь положительный результат только при установлении психологического контакта следователя с допрашиваемым.
При установлении психологического контакта немаловажное значение имеет представление следователя о политическом строе" страны, гражданином которой является допрашиваемый иностранец, знание особенностей уголовного, уголовно-процессуального законодательства этой страны, вероисповедования допрашиваемого. При заполнении анкетных данных допрашиваемого иностранного гражданина лучше воспользоваться его документами в целях избежания ошибок и неоднократно повторяемых вопросов, что может повлиять на самолюбие допрашиваемого (например, неправильная запись фамилии, имени, отчества, места жительства).
Вызов для допроса иностранного гражданина, обладающего дипломатическим иммунитетом, осуществляется через дирекцию Департамента государственного протокола МИДа. Допрос таких лиц производится только с их письменного согласия, при этом следователь выясняет у допрашиваемого место, где он желает дать показания.
10 Криминалистическая методика 1/*5
Одной из разновидностей допроса является очная ставка. Принимая решение о производстве очной ставки с участием иностранного гражданина — потерпевшего от преступления, следователь действует в ситуации тактического риска (т. е., предвидит возможные отрицательные последствия своего решения), однако в силу процессуальной необходимости, предписанной законом, он не вправе отказаться от производства этого следственного действия. Чтобы обеспечить успех очной ставки, важно психологически подготовить к ней потерпевшего, определить удобные для этого действия время, место и условия производства.
При проведении очной ставки между потерпевшим (свидетелем) — иностранным гражданином и подозреваемым (обвиняемым) рекомендуется размещать допрашиваемых на значительном удалении друг от друга или даже в смежных комнатах, чтобы обеспечить личную безопасность иностранца. Если следователь не уверен в положительном исходе очной ставки, необходимо от нее отказаться. Особенностью производства очной ставки с участием иностранных граждан является также участие в ней двух переводчиков; при этом показания допрашиваемых могут фиксироваться на трех языках.
При расследовании преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан, специфичным для данной категории уголовных дел является производство такого следственного действия, как предъявление для опознания лица. Особенностью является то обстоятельство, что уголовно-процессуальное законодательство России до настоящего времени не предусматривало возможности предъявления для опознания лица с использованием защитного экрана. Это наиболее безопасный порядок производства следственного действия, в котором участвуют потерпевшие или свидетели, поскольку исключает непосредственный контакт опознающего с лицами, предъявляемыми ему для опознания. Нередко иностранные граждане — потерпевшие от преступления, свидетели, узнав об ином порядке производства данного следственного действия, отказываются от участия в нем, ссылаясь на недостаточную обеспеченность их личной безопасности. В этих условиях следователь действует в ситуации тактического риска, сталкиваясь с фактором противодействия, как со стороны потерпевшего, так и со стороны подозреваемого (обвиняемого). Специфика производства опознания с участием иностранных граждан проявляется и в том, что в следственном действии участвуют один или два переводчика, а также статисты разных национальностей.
При решении вопроса о задержании и аресте иностранного гражданина обязательно следует иметь в виду правовой статус ино-
146
странца и тяжесть совершенного преступления. Иностранные граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом, задержанию и аресту не подлежат.
В соответствии с Инструкцией «О порядке извещения посольства и консульства о задержаниях и арестах граждан представляемого ими государства, а также о порядке посещения консульскими должностными лицами и сотрудниками посольств арестованных и осужденных граждан», утвержденной Генеральной прокуратурой, МВД, КГБ, МИД СССР 22 ноября 1966 г., установлен перечень лиц, которых следователь должен известить о задержании или аресте ■ иностранца. О задержании иностранца через руководителя органа по телефону, а затем письменно оповещаются Генеральная прокуратура России и территориальный Департамент МИДа. Следователь непосредственно в письменной форме сообщает о задержании надзирающему прокурору. В сообщении должны найти отражение подробные данные» о задержанном, основания задержания, цель приезда иностранца, срок, на который прибыл и т. п.
Консульское должностное лицо или сотрудник дипломатического представительства имеет право незамедлительно посетить задержанного или арестованного. Решение о посещении задержанного принимается следователем по согласованию с надзирающим прокурором. В беседе имеет право принять участие надзирающий прокурор. Следователем при этом составляется протокол беседы с указанием ее краткого содержания и лиц, принимавших в ней участие. Протокол заверяется подписями присутствующих.
Назначение экспертиз при расследовании преступлений, совершенных как иностранными гражданами, так и в отношении этих граждан, позволяет решить многие тактические задачи. Перечень проводимых экспертиз очень обширен. При назначении судебных экспертиз по делам с участием иностранных граждан действует общий порядок, за исключением их производства с участием граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом. Кроме того, по делам данной категории экспертные исследования могут производиться иностранными специалистами за пределами Российской Федерации. Интерес представляет судебно-филологическая экспертиза, определяющая по записям, листовкам, публикациям в средствах массовой информации наличие призывов, направленных на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по их отношению к религии, национальной или расовой принадлежности.
147
- § 2. Организация первоначального этапа расследования
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий
- Глава 16 '' '*
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений
- § 2. Организация расследования на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства
- § 2. Особенности организации расследования
- § 3. Особенности тактики отдельных следственных действий
- Глава 18
- § 1. Криминалистическая характеристика экологических преступлений
- § 2. Организация расследования экологических преступлений на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании экологических преступлений
- Глава 19
- § 1. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений
- § 2. Организация расследования дорожно-транспортных преступлений на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании дорожно-транспортных преступлений
- Глава 20
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации
- § 2. Организация расследования на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства
- Глава 21
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних
- § 2. Организация расследования преступлений
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий при расследовании преступлений несовершеннолетних
- Глава 22
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных организованными группами
- § 2. Организация расследования преступлений, совершенных организованными группами, на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий
- Глава 23
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных иностранными гражданами
- § 2. Организация расследования преступлений на первоначальном этапе
- § 3. Особенности производства отдельных следственных действий
- Глава 24
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных с использованием автотранспортных средств
- § 2. Организация расследования преступлений, совершенных с использованием автотранспортных средств
- § 3. Особенности производства
- Глава 25
- § 1. Криминалистическая характеристика хищений автотранспортных средств
- § 2. Организация расследования хищений
- § 3. Тактика отдельных следственных действий
- Глава 26
- § 1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных с применением взрывных устройств
- § 2. Организация расследования на первоначальном этапе
- § 3. Особенности тактики отдельным следственных действии
- Глава 27
- § 1. Криминалистическая характеристика хищений грузов на железнодорожном транспорте
- § 2. Организация первоначального этапа расследования хищений грузов на железнодорожном транспорте
- § 3. Особенности тактики отдельных следственных действий
- Часть 2 3
- § 1 Криминалистическая характеристика бандитизма 5