logo search
Учебник (УГиМИ)

8.2. Способы приватизации

Раскрывая понятие, значение и сущность приватизации, нельзя не остановиться на рассмотрении вопросов, касающихся субъектного, объектного состава и содержания приватизации, так как нарушение одного из вышеуказанных элементов правоотношения влечет признание сделки приватизации недействительной.

В роли покупателей приватизируемого имущества, согласно ст. 5 ФЗ 2001 года, могут выступать любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля РФ, субъектов РФ муниципальных образований превышает 25%.

В качестве продавца приватизируемого имущества должен выступать публичный собственник. В соответствии с первым законом о приватизации, в качестве продавцов могли выступать комитеты по управлению федеральным, иным государственным или муниципальным имуществом.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

1. При приватизации государственного и муниципального имущества используются следующие способы приватизации:

продажа государственного или муниципального имущества на аукционе, в том числе продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

продажа государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;

продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работникам;

выкуп арендованного государственного или муниципального имущества;

преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности;

внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;

отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.

2. Продажа предприятия как имущественного комплекса или акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более 50 процентов уставного капитала указанного общества, осуществляется исключительно на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона.

3. Продажа (передача) кредиторам права собственности на государственное или муниципальное имущество в зачет внутренних и внешних долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, а равно обмен государственного или муниципального имущества на иное имущество (денежные средства, товары и услуги), не допускается, за исключением случая, предусмотренного статьей 24 настоящего Федерального закона.

4. При определении способа приватизации государственного или муниципального имущества комиссия по приватизации учитывает:

предложения, содержащиеся в заявках на приватизацию государственного или муниципального имущества, поданных в соответствующие органы по управлению имуществом;

отраслевые особенности объектов приватизации и их социально - экономическое значение для территории;

рыночную стоимость объектов приватизации.

5. Решение о выборе способа приватизации государственного имущества принимают соответственно Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, соответствующие органы по управлению имуществом в порядке, предусмотренном статьей 15 настоящего Федерального закона.

Таким образом, приватизацию можно определить как отчуждение недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности, а также акций ОАО в частную собственность граждан или определенных юридических лиц в установленном специальным законодательством порядке[2].