logo search
междисциплинарный / ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ3

Глава 13. Заключительные и переходные положения

Статья 73. Приведение законодательных актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Признать утратившими силу с 1 января 2004 года:

Федеральный закон от 16 февраля 1995 года N 15-ФЗ "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст. 600);

Федеральный закон от 6 января 1999 года N 8-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 2, ст. 235);

пункт 2 статьи 42 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3697).

Статья 74. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2004 года, за исключением пункта 2 статьи 47 настоящего Федерального закона.

2. Пункт 2 статьи 47 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2005 года.

***

Что же касается устава редакции, то в соответствии со статьёй 20 Закона о СМИ в нём обязательно должны быть определены:

•         взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора;

•         полномочия коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции;

•         порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;

•         основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации;

•         передача и/или сохранение права на название, иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения её организационно-правовой формы;

•         порядок утверждения и изменения устава.

*** Порядок принятия и утверждения устава редакции закреплен в статье 20 Закона о СМИ, где сказано: «...устав редакции средства массовой информации принимается на общем собрании коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем».

Ситуация достаточно неординарная. Сложно представить себе, что устав юридического лица принимает трудовой коллектив предприятия (завода, банка и т.д.). Согласно гражданскому законодательству устав юридического лица принимают учредители самостоятельно, не будучи связанными какими бы то ни было пожеланиями работников этого предприятия. Не делает гражданское законодательство исключений и для уставов тех юридических лиц, внутри которых функционируют редакции средств массовой информации. И если бы не существовало второго документа – устава редакции, то права журналистов могли бы полностью игнорироваться учредителями этого юридического лица.

Однако законодатель счёл, что средство массовой информации – это не совсем обычное предприятие, а журналист — не только его наёмный работник, но и (в силу своей общественной значимости) полноправный участник взаимоотношений между редакцией средства массовой информации и его учредителем. Механизм принятия устава редакции таков, что одна сторона фактически не может навязать другой неприемлемые для неё условия деятельности СМИ. Для коллектива журналистов гарантия от неблагоприятных положений устава заключается в том, что никто, кроме «коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции», не обладает полномочиями по принятию устава редакции. Таким образом, принятие устава редакции без согласия на то работающих в ней журналистов невозможно. Если же говорить об интересах учредителя, то они учтены в том, что без его одобрения принятый устав не может вступить в силу.

Интересы коллектива журналистов и учредителя СМИ часто расходятся. Журналисты в большинстве случаев заинтересованы в максимальном ограничении права учредителя вмешиваться в деятельность редакции, а также в обеспечении гарантии финансирования деятельности СМИ. Для учредителя же более привлекательным является такой вариант устава редакции, по которому она становится ему подконтрольной как в административном, так и в финансовом смысле. В связи с этим противоречием процедура принятия устава редакции подчас сопровождается нешуточными баталиями.

Как правило, редакция СМИ представляет собой разнородный коллектив, в котором сотрудники могут придерживаться принципиально различных позиций. Поэтому очень важно понимать, кто именно из числа всех сотрудников, готовящих и выпускающих СМИ, подпадает под определение Закона о СМИ «журналисты – штатные сотрудники редакции» и, следовательно, будет голосовать за принятие или отклонение устава. Сразу заметим, что в законодательстве однозначного ответа на этот вопрос не существует.

С термином «штатные сотрудники» относительно ясно: таковыми являются лица, с которыми редакцией заключён трудовой договор. Таким образом, журналисты, работающие в редакции по гражданско-правовым, в том числе и авторским, договорам (например, внештатные корреспонденты), правом голосовать за или против принятия устава редакции не обладают.

Что же касается термина «журналист», то это определение охватывает гораздо более широкий круг лиц. Как мы уже знаем, статья 2 Закона о СМИ устанавливает, что «под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов». Каждый из этих процессов может пониматься как в узком, так и в широком смысле. Например, к тем, кто занимается «редактированием» материалов, можно причислить только редакторов, а можно и корректоров, референтов и т.п., а к числу тех, кто «создает» материалы, – либо только авторов текстов, либо также и фотографов, операторов, звукооператоров, режиссёров, продюсеров и т.д. Ещё сложнее определить круг лиц, занимающихся «подготовкой материалов».

После решения вопроса о том, кто является «журналистами – штатными сотрудниками редакции», созывается их общее собрание, на котором кворум в соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о СМИ составляет не менее двух третей от числа лиц, включенных в их список. Процедура голосования Законом не определена, поэтому оно может быть как тайным, так и открытым, но его результаты должны быть оформлены протоколом, в обязательном порядке приобщаемом к принятому уставу как подтверждение легитимности его происхождения.

Определённые сложности могут возникнуть у редакции в том случае, когда поиск согласия по поводу тех или иных принципиальных положений устава затягивается: журналисты голосуют против варианта устава редакции, предложенного учредителем, а учредитель в свою очередь отказывается утверждать варианты, принятые коллективом журналистов. Как уже было сказано, такое промедление угрожает средству массовой информации аннулированием его свидетельства о регистрации.

Соблюдение процедур, предусмотренных в редакционном уставе, является обязательным при роспуске или закрытии редакции, при перемене названия СМИ, состава учредителей и, конечно, при переизбрании главного редактора. Как только нарушается редакционный устав, обиженная сторона вправе обращаться в суд и требовать отмены всех решений, принятых с нарушением устава.

*** Статья 59. Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации

 

Злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований статьи 4настоящего Закона, - влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Злоупотребление правами журналиста, выразившееся в нарушении требований статей 50и51настоящего Закона, либо несоблюдение обязанностей журналиста, - влечет уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального законаот 04.07.2003 N 94-ФЗ)

Статья 60. Ответственность за иные нарушения законодательства о средствах массовой информации

 

Нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, выразившееся:

в учреждении средства массовой информации через подставное лицо, получении свидетельства о регистрации либо лицензии на вещание обманным путем, скрытой уступке лицензии или неправомерном получении льгот, установленных для специализированных средств массовой информации;

(в ред. Федерального законаот 02.11.2004 N 127-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в незаконном изготовлении продукции средства массовой информации без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности, уклонении от перерегистрации, а также предъявлении при регистрации не предусмотренных настоящим Закономтребований;

в воспрепятствовании осуществляемому на законном основании распространению продукции средства массовой информации, установлении незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания;

в нарушении установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах правил проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, порядка и условий распространения материалов предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума;

(абзац введен Федеральным закономот 04.07.2003 N 94-ФЗ)

в незаконном распространении продукции средства массовой информации без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности или без разрешения на выход в свет (в эфир), в незаконном коммерческом распространении, осуществлении вещания без лицензии либо с нарушением лицензионных условий;

в нарушении правилраспространения обязательных сообщений, рекламы, эротических изданий и программ;

в нарушении порядка объявления выходных данных, представления обязательных экземпляров,храненияматериалов теле- и радиопередач;

в создании искусственных помех, препятствующих уверенному приему радио- и телепрограмм, - влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

***   Порядок прекращения деятельности СМИ учредителем.

        Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» деятельность средства массовой информации может быть прекращена по решению учредителя.

        Учредитель имеет право прекратить деятельность средства массовой информацииисключительно в случаях и порядке, предусмотренных уставом редакции или договором между учредителем и редакцией (главным редактором).

        Решение о прекращении деятельности СМИ подписывается учредителем средства массовой информации, если учредителей несколько, то решение подписывается всеми  учредителями, с приложением необходимых документов.

        Решение о прекращении деятельности СМИ вместе с оригиналом свидетельства о регистрации СМИ направляется в Управление Роскомнадзора по Свердловской области. Если учредителем является физическое лицо, то должна быть приложена копия паспорта, заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

        В случае ликвидации или реорганизации учредителя - объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, государственного органа его права и обязанности в полном объеме переходят к редакции, если иное не предусмотрено уставом редакции. Решение о прекращении деятельности СМИ в таком случае вправе принять главный редактор. В Управление Роскомнадзора по Свердловской области предоставляется решение с документом, подтверждающим ликвидацию или реорганизацию учредителя, оригиналом свидетельства о регистрации и копией паспорта, заверенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

        Средство массовой информации, в отношении которого учредителем принято решение о прекращении его деятельности, исключается из Реестра зарегистрированных средств массовой информации.

        В случае, если СМИ не выходит в свет более года и не поступает решение о прекращении деятельности СМИ от учредителя, Управление Роскомнадзора по Свердловской области обращается в суд с заявлением о признании свидетельства о регистрации СМИ недействительным на основании ст. 15 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»

24 Согласно статье 19 Закона о СМИ редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности.      «Вместе с тем политика деятельности редакции в любом случае не должна выходить за общие рамки, определенные учредителем при регистрации данного СМИ и указанные в свидетельстве о регистрации (форма распространения, примерная тематика и специализация). Редакция вправе публиковать (передавать в эфир) любые сообщения и материалы без согласования их содержания с учредителем и собственником имущества, давать оценку каким-либо событиям и фактам, высказывать свое мнение, вступать в полемику и т.д., действуя в соответствии с уставными документами и действующим законодательством»1.      Одной из мер обеспечения профессиональной самостоятельности редакции может выступать так называемый редакционный совет, который осуществляет свои функции как некий независимый коллегиальный консультативный орган.       Как правило, редакционный совет состоит из известных людей и авторитетных специалистов, чье мнение может сыграть определенную роль в формировании политики и направлений деятельности СМИ, касательно любых вопросов, прямо не урегулированных законодательством, уставом и договорами между редакцией, учредителем и иными субъектами отношений. Нередко в совет могут входить наиболее уважаемые авторы сообщений и материалов, выходящих в рамках данного СМИ. В последнем случае совет зачастую именуется авторским.      Члены редакционного (авторского) совета вправе:

     Словом, выполняемые советом функции зачастую бывают достаточно серьезными, что также предполагает наличие каких-либо договорных отношений (трудовых или гражданско-правовых) с его членами.       Совет также может принимать участие в решении споров между редакцией и учредителем. Например, модельные уставы редакций, разработанные совместными усилиями Государственного комитета РФ по печати, Союза журналистов России и Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ (подробнее см. раздел 1.2.4.), предусматривают возможность включения следующего пункта: «В случае спора между учредителем и редакцией по вопросам, затрагивающим общественные интересы, редакционный совет выносит свое суждение, которое является обязательным для рассмотрения сторонами спора»2.      Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного СМИ организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и помимо производства и выпуска СМИ вправе осуществлять в установленном порядке иную, не запрещенную законом деятельность.      Руководит редакцией главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе Закона о СМИ, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации Законом о СМИ и другими законодательными актами Российской Федерации.      Редакция может выступать в качестве учредителя СМИ, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.

*** Согласно абзацу второму статьи 19 Закона РФ "О средствах массовой информации" редакция может быть юридическим лицом , самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Регистрация в качестве юридического лица не является обязанностью редакции, ведущей деятельность в рамках указанного закона, т.е. согласно ст. 2 осуществляющую только производство и выпуск средства массовой информации, а также возможно выступающей в качестве издателя и распространителя.  На практике в этом случае владеть имуществом, заключать все необходимые договоры, обеспечивающие деятельность редакции будет учредитель, который самостоятельно становится стороной правоотношений, реализует права, несет обязанности и ответственность по ним. Также именно учредитель, согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 г. "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" привлекается к материальной ответственности в случае предъявления иска о защите чести и достоинства в связи с распространением СМИ сведений, несоответствующих действительности и порочащих честь и достоинство третьих лиц.  В то же время Закон содержит параллельные положения о "профессиональной самостоятельности" редакции и ответственности главного редактора за выполнение требований, предъявляемых законодательством к деятельности средства массовой информации (абзацы первый и пятый статьи 19 Закона РФ "О средствах массовой информации"). Необоснованные требования государственных органов, предъявляемые к редакции СМИ, о регистрации юридического лица незаконны и не подлежат выполнению 2. Однако, необходимо принимать во внимание, что деятельность редакции без регистрации юридического лица (если редакция также не является подразделением другого юридического лица) законна только в том случае, пока она не является предпринимательской. Согласно п. 1 ст.2 Гражданского Кодекса РФ под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.  Предпринимательская деятельность без регистрации юридического лица (ПБЮЛ) незаконна и может повлечь за собой административную (ст. 14.1.КоАП РФ) или уголовную (ст. 171 УК РФ) ответственность. Обычно, именно направленностью деятельности редакции на получение прибыли обосновываются требования государственных органов о регистрации в качестве юридического лица и постановке её на учет в налоговых и иных государственных органах.

*** Законодательством предусмотрены различные ОПФ коммерческих и некоммерческих организаций.

В основном для ведения бизнеса используются коммерческие организации, т.к. их основной целью деятельности является извлечение прибыли.

Некоммерческие организации создаются, как правило, в социально-культурной, общественной и иных сферах, непосредственно не связанных с бизнесом, однако некоторые ОПФ некоммерческих организаций могут использоваться также для ведения предпринимательской деятельности.

Для того чтобы определить, какая организация (коммерческая или некоммерческая) подходит для ведения Вашего бизнеса, необходимо сравнить ряд признаков, отличающих такие организации.