logo
междисциплинарный / ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ3

3.1 Закон о сми и вторжение в частную жизнь

Российские средства массовой информации действуют на основании Закона «О средствах, массовой информации» от 27 декабря 1991 года Интересно заметить, что в данном Законе нет специальной статьи, определяющей цели деятельности средств массовой информации. Поэтому, в каких целях должны осуществлять свою деятельность средства массовой информации из текста Закона «О средствах массовой информации» (далее Закон «О СМИ») определить сложно. В тоже время Закон «О СМИ» четко определяет в каких целях нельзя использовать СМИ,

К таким запретам ст. 4 Закона «О СМИ» относит: совершение уголовных преступлений; разглашение сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну; призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства; разжигание национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни; пропаганду войны, распространение передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости; использование скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.

Таким образом, можно предположить, что авторы данного Закона исходили из известного принципа: «Все что не запрещено - разрешено». То есть СМИ могут осуществлять свою деятельность в целях, не запрещенных данным Законом.

Поскольку нас интересуют пределы и возможности вторжения средств массовой информации в частную жизнь граждан, то мы обратимся к анализу этой стороны Закона «О СМИ», включая анализ соответствующей системы запретов и ограничений.

Ст. 1 Закона «О СМИ» говорит о том, что в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации. В Законе «О СМИ» практически нет никаких запретов и ограничений, касающихся поиска и получения информации. Ограничения имеются только относительно распространения информации. Таким образом, СМИ в принципе не запрещается использовать дня сбора информации любые средства и методы. Ограничителем в этих случаях могут быть только Кодекс профессиональной этики журналиста и личная порядочность.

В этой связи актуальным представляется вопрос о методах поиска и получения информации журналистами. Несмотря на то, что Закон «О СМИ» не содержит специальной статьи, в которой бы они определялись, в тексте Закона имеется информация о таких методах. Так в некоторых статьях Закона о СМИ содержатся сведения об использовании конфиденциальной информации [Закон «О СМИ» ст. 41,49] и материалов, полученных с использованием скрытой записи [Закон «О СМИ» ст.50].

Сегодня СМИ активно пользуются услугами конфиденциальных источников информации. И чувствуют себя в этой сфере достаточно спокойно и уверенно, так как не несут за это никакой ответственности, не имеют ограничений и контроля. Такое положение дел позволяет получать конфиденциальную информацию и о частной жизни интересующих лиц. Тем более что в отношении получения информации о частной жизни гражданина, Закон о СМИ не содержит никаких ограничений. Закон о СМИ содержит в себе только ограничение на распространение такой информации.

Статья 49 Закона «О СМИ» обязывает журналиста получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средствах массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей. То есть журналисту не запрещается собирать информацию о частной жизни граждан и ждать случая, когда ее распространение будет необходимо для защиты общественных интересов.

Аналогичным образом обстоит дело и с другим методом сбора информации, которым является скрытая запись. С одной стороны, журналист обязан при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио-и видеозаписи, кино- и фотосъемки. С другой стороны, статья 50 Закона «О СМИ» определяет порядок распространения сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки. То есть авторы Закона дают возможность журналистам фиксировать информацию с помощью различных видов записи, как минимум двумя способами: 1) вести открытую запись и ставить об этом в известность объект записи; 2) вести скрытую запись.

О том, что является основанием для проведения скрытой записи, каковы порядок и условия проведения этого мероприятия, в Законе «О СМИ» ничего не сказано. Указанная статья 50 определяет только порядок распространения информации подготовленной с использованием скрытой записи.

В следующей главе рассмотрим проблему вторжения в частную жизнь.