*** Доступ к архивной информации: современные проблемы3
Закон о праве на информацию должен, с одной стороны, обеспечивать возможность знания граждан о деятельности государственных и общественных механизмов, с другой стороны – эффективно защищать частную жизнь людей.
Основная проблема, которая здесь возникает, – это проблема определения границы, за которой частная жизнь превращается в общественно-значимую, а следовательно, открытую для ознакомления. С этой точки зрения существующие юридические формулировки не выдерживают никакой критики. Отнесение к конфиденциальным данным «сведений о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющих идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях» позволяет скрывать практически любую информацию о деятельности человека, поскольку идентифицировать личность можно и без называния имени по упоминаемым обстоятельствам, а с другой стороны, понятие «установленных законом случаев» позволяет также практически любые сведения о жизни человека раскрыть. То есть здесь мы имеем любимую ситуацию нашего права, которое с помощью расплывчатых формулировок закона отдает решение важнейших проблем на откуп (часто буквальный) соответствующим чиновникам (в данном случае хранителям информации).
Во всех законах, имеющих отношение к информации, должно быть проведено жесткое и прямо сформулированное разделение всей персональной информации на частную, относящуюся к сфере личной жизни и абсолютно защитимую законом, и публичную, относящуюся к сфере служебной, государственной и общественной деятельности человека, определяющую его гражданское поведение и гражданскую позицию и столь же жестко относимую законом к информации открытой. Только такая последовательно заявленная позиция поможет избежать законодательных двусмысленностей и даст возможность сконцентрировать внимание на разработке промежуточных случаев и пограничных ситуаций.
Например, определить конфиденциальные сведения как сведения частной жизни, передаваемые в информационное владение каких-то государственных или профессиональных институций с обязательством сохранения их в тайне, которую те обязаны сохранять как частную тайну, по аналогии с государственной тайной.
С этой точки зрения уголовный процесс, например, разбивается на три блока.
Оперативно-розыскной блок относится к сфере накопления конфиденциальной информации, имеющей отношение как к объекту полицейского интереса, так и к полицейским информантам. Здесь, если закон предусмотрит право последующего ознакомления гражданина со своим полицейским досье, информация должна будет ему предоставляться в итоговой, полностью обезличенной форме.
Следственный блок относится к сфере публичного права, с возможностями специального законодательного ограничения по времени (тайна следствия), по личностям участников (защита свидетелей), по фактическому содержанию дела (дела, связанные с государственной тайной или преступления сексуального характера).
Судебный блок максимально публичен, а вынесенный по делу приговор (или акт, ранее его заменявший), в соответс- твии с уголовно-процессуальными нормами действующего права, является документом абсолютно открытого использования во всех случаях.
Такие формы гражданской активности граждан, как выступления на любых собраниях, заседаниях государственных и общественных органов, судебных заседаниях и т.п., должны быть законодательно признаны актами публичного права принципиально открытого и доступного характера. К открытой информации должны быть отнесены и документы служебной активности гражданина (если сама эта активность не отнесена законом к государственной тайне), а также сведения о служебных перемещениях, награждениях, вступивших в законную силу приговорах и их изменениях и т.п. информация.
Что касается проблемы рассекречивания архивной информации, то, разумеется, здесь должен действовать принцип автоматического рассекречивания по истечении установленного срока со времени создания документа с правом соответствующего заинтересованного ведомства продлить засекречивание в установленном порядке. Существующая в настоящее время процедура превращает рассекречивание архивов в вялотекущий фарс и в такие чудеса, как преодоление даже законодательной 75-летней нормы с помощью ведомственных «методических указаний», как недавно это сделал Центральный архив ФСБ.
И наконец, проблема ответственности за использование архивной информации. Инструктивные барьеры всегда неэффективны. Наверное, лучше всего оставить эту проблему на разрешение научной критике и судебной практике. Существуют достаточно эффективные предусмотренные законом меры по защите чести и достоинства граждан, и дополнительные инструкции вряд ли что-нибудь смогут тут добавить.
*** Действующий Закон об архивном деле регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в России в интересах граждан, общества и государства. Закон провозглашает принцип общедоступности архивной информации, принцип свободы распоряжения пользователем найденной им информации, принцип бесплатности архивной информации государственной части Архивного фонда РФ. Архивные документы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не подлежат приватизации, не могут быть объектом продажи, дарения, мены и т.д. Вывоз архивных материалов за пределы Российской Федерации запрещается.
Архивные документы включаются в состав Архивного фонда Российской Федерации на основании экспертизы ценности документов. Решение научно-методических вопросов, связанных с экспертизой ценности документов и включением их в состав Архивного фонда Российской Федерации, а также с определением в его составе особо ценных документов, в том числе уникальных, осуществляется центральной экспертно-проверочной комиссией специально уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти. Этот же орган утверждает перечни типовых архивных документов с указанием сроков их хранения. Решение вопросов о включении в состав Архивного фонда Российской Федерации конкретных документов осуществляется экспертно-проверочными комиссиями федеральных государственных архивов и уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела в пределах их компетенции (ст. 6 Закона об архивном деле).
- Форма должностной инструкции
- Таб. 1 Раздел «Общие положения»
- Ознакомление с должностной инструкцией
- Степень детализации должностной инструкции
- Где хранятся должностные инструкции
- Актуальность для работодателя
- Права работника (автора) и работодателя
- Ограничения
- 2. Социальная ответственность сми.
- 3."Четвертая власть" и злоупотребление свободой массовой информации правовые и социальные основания предупреждения злоупотребления свободой сми
- 3.1 Закон о сми и вторжение в частную жизнь
- 4. Вторжение в частную жизнь, как одна из проблем современного общества
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Основы деятельности в области связи
- Глава 3. Сети связи
- Глава 4. Присоединение сетей электросвязи
- Глава 5. Государственное регулирование деятельности
- Глава 6. Лицензирование деятельности в области оказания
- Глава 7. Услуги связи
- Глава 8. Универсальные услуги связи
- Глава 9. Защита прав пользователей услугами связи
- Глава 10. Управление сетями связи в чрезвычайных
- Глава 11. Ответственность за нарушение законодательства
- Глава 12. Международное сотрудничество
- Глава 13. Заключительные и переходные положения
- Критерии выбора организационно-правовой формы
- 1. Цели и виды деятельности, возможность извлечения прибыли
- 2. Распределение прибыли
- 3. Ответственность учредителей (участников)
- 4. Налогообложение
- 5. Учет и отчетность
- 6. Минимальный размер имущества организации
- 7. Передача имущества организации ее учредителями (участниками)
- 8. Возможность участников получить часть имущества организации при выходе из нее и при ее ликвидации
- 9. Управление
- Плюсы и минусы коммерческой и некоммерческой организации
- *** Предоставление лицензии на деятельность по телевизионному вещанию и радиовещанию
- *** Личные имущественные права
- *** Исключительное право на произведение
- *** Статья 1230 Срок действия исключительных прав
- Статья 1231 Действие исключительных и иных интеллектуальных прав на территории Российской Федерации
- Не являются объектами авторского права
- *** Статья 1304. Объекты смежных прав
- *** С татья 1314. Смежные права на совместное исполнение
- *** Статья 1315 Права исполнителя
- *** Статья 1324 Исключительное право на фонограмму
- *** Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав
- Административная ответственность за нарушение авторских прав
- Уголовная ответственность за нарушение авторских прав
- «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Организация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Основные требования при обеспечении доступа к этой информации
- Глава 3. Предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
- Глава 4. Ответственность за нарушение порядка доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
- Глава 5. Заключительные положения Об информации, информационных технологиях и о защите информации
- *** Доступ к архивной информации: современные проблемы3
- 28 Право на фирменное наименование
- Статья 1474. Исключительное право на фирменное наименование
- ]Статья 1475. Действие исключительного права на фирменное наименование на территории Российской Федерации
- Статья 1489. Лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака
- Статья 1490. Форма и государственная регистрация договоров о распоряжении исключительным правом на товарный знак
- Статья 1483. Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака
- Защита права на товарный знак [править]Статья 1515. Ответственность за незаконное использование товарного знака
- Статья 1514. Прекращение правовой охраны товарного знака
- Статья 1519. Исключительное право на наименование места происхождения товара
- Статья 1529. Порядок государственной регистрации наименования места происхождения товара
- Статья 1539. Исключительное право на коммерческое обозначение
- *** Закон о фирменном наименовании организаций
- *** Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
- 2.2. Конституционно-правовая ответственность за нарушение избирательного законодательства.
- 2.3. Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства.
- 2.4. Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства.
- 1. Правовое регулирование общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации: правовых, территориальных, организационных, экономических.
- 3. Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
- 2. Международное законодательство
- 3. Конституция российской федерации
- 4. Федеральное законодательство
- 4. Законодательство субъектов российской федерации
- 5. Муниципальные нормативные правовые акты
- *** О внесении изменений в Избирательный кодекс Республики Татарстан
- *** Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-фз "о политических партиях"
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Создание политической партии
- Глава III. Государственная регистрация политической партии
- Глава IV. Внутреннее устройство политической партии
- Глава V. Права и обязанности политической партии
- Глава VI. Государственная поддержка политических партий
- Глава VII. Государственное финансирование политических партий
- Глава VIII. Участие политических партий в выборах и референдумах
- Глава IX. Приостановление деятельности и ликвидация политических партий
- 1. Общие положения
- 2. Право на аккредитацию
- 3. Виды аккредитации
- 4. Порядок аккредитации
- 5. Квоты для аккредитации
- 6. Основные направления работы с аккредитованными журналистами
- 7. Права аккредитованных журналистов
- 8. Обязанности аккредитованных журналистов
- 9. Отказ в аккредитации
- 10. Лишение аккредитации
- Работа над композицией
- Проверка фактического материала
- Литературная обработка текста
- Выбор названия
- *** Международные принципы профессиональной этики журналиста
- Кодекс профессиональной этики журналиста
- I. Принципы профессиональной этики журналиста
- *** Средства массовой информации как фактор социальной саморегуляции