4. Федеральное законодательство
Ст. 72 Конституции Российской Федерации относит установление общих принципов организации местного самоуправления к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения согласно ст. 76 Конституции Российской Федерации «издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации». Иначе говоря, федеральное законодательство о местном самоуправлении составляет «юридическую базу для правового регулирования местного самоуправления субъектами Российской Федерации» . Оно обеспечивает общие для всех субъектов Российской Федерации подходы к вопросам формирования и развития правовой основы местного самоуправления, дает определения основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений.
Основополагающие начала организации и деятельности местного самоуправления, закрепляемые Конституцией Российской Федерации, получили развитие в Федеральном законе от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данный закон «в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно ст. 7 Федерального закона от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ему не могут противоречить другие федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы муниципального права. В случае же противоречия норм муниципального права, содержащихся в этих законах, положениям Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должны применяться положения Конституции Российской Федерации и названного закона. Это в равной мере распространяется на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа. Данный закон устанавливает территориальные, финансово-экономические основы местного самоуправления, гарантии местного самоуправления, ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью, определяет органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления.
Особенная роль Федерального закона от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в развитии правовой основы местного самоуправления определяется также и тем, что он разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. Так, полномочия органов государственной власти Российской Федерации устанавливает ст. 4, согласно которой на федеральном уровне осуществляется законодательное регулирование общих принципов организации и деятельности местного самоуправления, контроль за соблюдением федеральных законов. Речь в данном случае идет не только о Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но и о других федеральных законах, регулирующих отдельные вопросы построения и функционирования местного самоуправления, в частности, вопросы ответственности органов местного самоуправления за нарушение законов; организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях; основ муниципальной службы и т. д. Федеральные органы государственной власти обязаны обеспечивать соответствие законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации закон относит установление и обеспечение федеральных гарантий местного самоуправления: государственных минимальных социальных стандартов; федеральных программ развития местного самоуправления; федеральных гарантий избирательных прав граждан при выборах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; порядка судебной защиты прав местного самоуправления;
порядка судебной защиты прав местного самоуправления; федеральных гарантий финансовой самостоятельности; регулирование основ муниципальной службы и т. д. Органы местного самоуправления могут наделяться федеральным законом отдельными полномочиями Российской Федерации. При этом им передаются материальные и финансовые средства, необходимые для осуществления указанных полномочий и осуществляется контроль за их реализацией. К ведению Российской Федерации в области местного самоуправления в лице соответствующих органов относится также осуществление прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Целям обеспечения федеральных гарантий избирательных прав граждан при выборах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления служит Федеральный закон от 26.11.96 №138-ФЗ (ред. от 22.06.98) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», который «устанавливает правовые нормы, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях нарушения указанных прав». Данный закон применяется в случаях, если:
представительным органом субъекта Российской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов; представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования; в муниципальном образовании отсутствует выборный представительный орган местного самоуправления и т.п., но только в части, не урегулированной законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Для установления и обеспечения федеральных гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления был принят Федеральный закон от 25.09.97 №126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», который «определяет основные принципы организации местных финансов, устанавливает источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления».
«Общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации» установлены Федеральным законом от 08.01.98 №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации». Данный закон определяет понятия муниципальной должности, муниципальной службы, разряды, ограничения, поощрения, ответственность, гарантии муниципальных служащих и другие вопросы муниципальной службы.
Крайне важную роль на этапе формирования правовой основы местного самоуправления сыграли Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам местного самоуправления, т.к. «для того, чтобы закон заработал необходим пусковой механизм его реализации». Некоторые из этих актов продолжают составлять правовую основу местного самоуправления: Указ Президента РФ от 11.06.97 №568 «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 22.10.98 №1281 «О конгрессе муниципальных образований Российской Федерации»;
Постановление Правительства РФ от 19.01.98 №65 «О федеральном реестре муниципальных образований в Российской Федерации» и др.
.
- Форма должностной инструкции
- Таб. 1 Раздел «Общие положения»
- Ознакомление с должностной инструкцией
- Степень детализации должностной инструкции
- Где хранятся должностные инструкции
- Актуальность для работодателя
- Права работника (автора) и работодателя
- Ограничения
- 2. Социальная ответственность сми.
- 3."Четвертая власть" и злоупотребление свободой массовой информации правовые и социальные основания предупреждения злоупотребления свободой сми
- 3.1 Закон о сми и вторжение в частную жизнь
- 4. Вторжение в частную жизнь, как одна из проблем современного общества
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Основы деятельности в области связи
- Глава 3. Сети связи
- Глава 4. Присоединение сетей электросвязи
- Глава 5. Государственное регулирование деятельности
- Глава 6. Лицензирование деятельности в области оказания
- Глава 7. Услуги связи
- Глава 8. Универсальные услуги связи
- Глава 9. Защита прав пользователей услугами связи
- Глава 10. Управление сетями связи в чрезвычайных
- Глава 11. Ответственность за нарушение законодательства
- Глава 12. Международное сотрудничество
- Глава 13. Заключительные и переходные положения
- Критерии выбора организационно-правовой формы
- 1. Цели и виды деятельности, возможность извлечения прибыли
- 2. Распределение прибыли
- 3. Ответственность учредителей (участников)
- 4. Налогообложение
- 5. Учет и отчетность
- 6. Минимальный размер имущества организации
- 7. Передача имущества организации ее учредителями (участниками)
- 8. Возможность участников получить часть имущества организации при выходе из нее и при ее ликвидации
- 9. Управление
- Плюсы и минусы коммерческой и некоммерческой организации
- *** Предоставление лицензии на деятельность по телевизионному вещанию и радиовещанию
- *** Личные имущественные права
- *** Исключительное право на произведение
- *** Статья 1230 Срок действия исключительных прав
- Статья 1231 Действие исключительных и иных интеллектуальных прав на территории Российской Федерации
- Не являются объектами авторского права
- *** Статья 1304. Объекты смежных прав
- *** С татья 1314. Смежные права на совместное исполнение
- *** Статья 1315 Права исполнителя
- *** Статья 1324 Исключительное право на фонограмму
- *** Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав
- Административная ответственность за нарушение авторских прав
- Уголовная ответственность за нарушение авторских прав
- «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Организация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Основные требования при обеспечении доступа к этой информации
- Глава 3. Предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
- Глава 4. Ответственность за нарушение порядка доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
- Глава 5. Заключительные положения Об информации, информационных технологиях и о защите информации
- *** Доступ к архивной информации: современные проблемы3
- 28 Право на фирменное наименование
- Статья 1474. Исключительное право на фирменное наименование
- ]Статья 1475. Действие исключительного права на фирменное наименование на территории Российской Федерации
- Статья 1489. Лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака
- Статья 1490. Форма и государственная регистрация договоров о распоряжении исключительным правом на товарный знак
- Статья 1483. Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака
- Защита права на товарный знак [править]Статья 1515. Ответственность за незаконное использование товарного знака
- Статья 1514. Прекращение правовой охраны товарного знака
- Статья 1519. Исключительное право на наименование места происхождения товара
- Статья 1529. Порядок государственной регистрации наименования места происхождения товара
- Статья 1539. Исключительное право на коммерческое обозначение
- *** Закон о фирменном наименовании организаций
- *** Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
- 2.2. Конституционно-правовая ответственность за нарушение избирательного законодательства.
- 2.3. Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства.
- 2.4. Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства.
- 1. Правовое регулирование общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации: правовых, территориальных, организационных, экономических.
- 3. Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
- 2. Международное законодательство
- 3. Конституция российской федерации
- 4. Федеральное законодательство
- 4. Законодательство субъектов российской федерации
- 5. Муниципальные нормативные правовые акты
- *** О внесении изменений в Избирательный кодекс Республики Татарстан
- *** Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-фз "о политических партиях"
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Создание политической партии
- Глава III. Государственная регистрация политической партии
- Глава IV. Внутреннее устройство политической партии
- Глава V. Права и обязанности политической партии
- Глава VI. Государственная поддержка политических партий
- Глава VII. Государственное финансирование политических партий
- Глава VIII. Участие политических партий в выборах и референдумах
- Глава IX. Приостановление деятельности и ликвидация политических партий
- 1. Общие положения
- 2. Право на аккредитацию
- 3. Виды аккредитации
- 4. Порядок аккредитации
- 5. Квоты для аккредитации
- 6. Основные направления работы с аккредитованными журналистами
- 7. Права аккредитованных журналистов
- 8. Обязанности аккредитованных журналистов
- 9. Отказ в аккредитации
- 10. Лишение аккредитации
- Работа над композицией
- Проверка фактического материала
- Литературная обработка текста
- Выбор названия
- *** Международные принципы профессиональной этики журналиста
- Кодекс профессиональной этики журналиста
- I. Принципы профессиональной этики журналиста
- *** Средства массовой информации как фактор социальной саморегуляции