logo
междисциплинарный / ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ3

Уголовная ответственность за нарушение авторских прав

Уголовная ответственность за нарушение авторских прав предусмотрена Уголовным кодексом:

Статья 146. Нарушение авторских и смежных прав

2. Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, если они совершены:

а) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) в особо крупном размере;

г) лицом с использованием своего служебного положения, -

наказываются лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Примечание. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают пятьдесят тысяч рублей, а в особо крупном размере - двести пятьдесят тысяч рублей.

Привлечение нарушителя авторских прав к уголовной ответственности не исключает привлечение его к гражданско-правовой ответственности!

Для разграничения уголовной и административной ответственности (к какой ответственности привлекать нарушителя авторских прав) устанавливается, была ли у нарушителя цель извлечения дохода при нарушении авторских прав. Если нет, то административная ответственность исключается; если была, то далее разграничение происходит по причиненному ущербу: если ущерб от нарушения авторских прав до 50.000 рублей, то ответственность за такие действия административная, если больше, то уголовная. Ущерб правообладателя от нарушения рассчитывается, как правило, исходя из стоимости нарушенных прав. См. подробнее об определении стоимости права при нарушении авторского права.

Обратите внимание, что привлечение к уголовной ответственности возможно и в том случае, если нарушитель авторских прав не получал дохода от такого нарушения и не имел цели извлечения дохода от нарушения авторских прав, иными словами, если распространял объекты авторских прав на некоммерческой основе.

К слову сказать, если Вы бесплатно распространяете чужие объекты авторских прав через сайт, но при этом Вы зарабатываете на рекламе, размещаемой на данном сайте, то это в большинстве случаев будет считаться незаконным использованием объектов авторского права с целью извлечения дохода, а проект будет считаться коммерческим.

*** КОНТРАФАКТНЫЕ ЭКЗЕМПЛЯРЫ - экземпляры произведения и фонограммы, а также программы для ЭВМ или базы данных, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав. Контрафактными являются также экземпляры охраняемых в РФ произведений, фонограмм, программ для ЭВМ и баз данных, импортируемые без согласия обладателей авторских и смежных прав в РФ из государства, в котором эти произведения и фонограммы никогда не охранялись или перестали охраняться.

*** Уголовная ответственность за пиратство — нарушение авторских и смежных прав установлена статьей 146 Уголовного кодекса Российской Федерации за:

— присвоение авторства (плагиат). В том случае, если причинен крупный ущерб автору или иному правообладателю, плагиат наказывается штрафом в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев

незаконное использование объектов авторского права, а также за приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере. Наказывается штрафом в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Нарушение признается совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают 50 000 рублей.

К квалифицирующим признакам, при наличии которых нарушение будет рассматриваться в качестве тяжкого преступления, отнесены случаи совершения деяния:

При наличии хотя бы одного из этих признаков виновные наказываются лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

27. Право граждан на информацию. Свобода слова

     Право на информацию является одним из фундаментальных прав человека. Части 1 и 4 ст. 29 Конституции РФ гарантируют свободу слова и право каждого свободно получать, искать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.      Статья 38 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее — Закон о СМИ) предоставляет гражданам право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.       Право граждан на информацию тесно связано и с принципом свободы массовой информации. Данная взаимосвязь проявляется, в частности, в том, что «свобода прессы предоставляет обществу одно из наилучших средств узнавать мнения и взгляды политических деятелей и составлять свое мнение о них. В частности, она дает политическим деятелям возможность высказывать и комментировать общественные проблемы и выражать свою озабоченность. Таким образом, пресса позволяет каждому человеку принимать участие в свободном политическом обмене мнениями, который является самой сутью концепции демократического общества»1 .      Свобода информации является основным принципом информационных отношений в современном обществе, провозглашенным Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г., Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (ст. 10), Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., конституциями многих стран мира (Швейцарии, Испании, Республики Беларусь, России и др.).      Свобода массовой информации — необходимая составляющая общего принципа «свободы информации», важное условие режима демократии, обеспечения политического плюрализма и культурного многообразия. Для демократии было бы угрозой, если бы в СМИ преобладал только один голос, имеющий власть распространять единственную политическую точку зрения2.      Поэтому, согласно статье 1 Закона о СМИ, не могут быть ограничены:

     Все случаи исключения из этого правила должны быть прямо предусмотрены в законодательстве о СМИ, т.е. непосредственно в Законе о СМИ, издаваемых в соответствии с ним законодательных актах Российской Федерации и ее субъектов. Кроме того, такие случаи могут быть установлены Конституцией РФ и международными договорами, участницей которых является Россия.

*** Свобода информации - важная составляющая свободы выражения мнения. Это право общественности знать, а также право на доступ к информации, которой располагают органы государственной власти. Оно было широко признано рядом международных организаций, задачей которых является содействие защите прав человека. Право на доступ к информации - ключ к демократии и развитию; оно лежит в основе системы качественного, прозрачного и подотчетного управления, всестороннего участия общественности в процессе принятия решений; оно содействует также искоренению коррупции. Благоприятный для свободы информации режим способствует отношениям доверия между общественностью и государством, когда общественность имеет право на доступ к официальной информации, а государство создает условия для всестороннего обсуждения политических вопросов и вовлечения широкой общественности в процессы формирования государственной политики и программ, влияющих на повседневную жизнь. Право искать, получать и распространять информацию, то есть право общественности знать и право на доступ к информации, которой располагают органы государственной власти, уникально в сравнении с другими свободами. Это составная часть свободы выражения мнения, которая является одной из фундаментальных основ демократического общества и одним из основных условий его развития и самосовершенствования каждой личности. Она относится не только к той «информации» или «идеям», которые получены законным путем или считаются неоскорбительными или незначительными, но и к тем, которые оскорбляют или вызывают возмущение. Таковыми являются требования терпимости, плюрализма и широты взглядов, без которых демократическое общество невозможно.

*** Знаменательно, что в Декларации прав и свобод человека и гражданина [2], записано:       Часть 2 статьи 13: Каждый имеет право искать, получать и свободно распространять информацию. Ограничения этого права могут устанавливаться законом только в целях охраны личности, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности.       Статья 31: Государственные органы, учреждения и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.       Эти основополагающие права получают развитие в Конституции Российской Федерации. Отметим важнейшие (в свете заявленной темы) положения:       Часть 1 статьи 15: Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.       Статья 18: Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.       Часть 2 статьи 24: Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, ест иное не предусмотрено законом.       Часть 4 статьи 29: Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.       Право свободного поиска и получения информации означает право каждого обращаться к органам государственной власти, общественным объединениям, органам и организациям, частным фирмам, другим структурам по вопросам, затрагивающим основные права и свободы, провозглашенные Конституцией, а также право получения у них запрашиваемой информации [3]. 

*** Права пользователя информацией

Пользователь информацией имеет право:

1) получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

2) отказаться от получения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

3) не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен;

4) обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации;

5) требовать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

***