5. Муниципальные нормативные правовые акты
Необходимый элемент правовой основы местного самоуправления - уставы муниципальных образований, в которых на основе федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении определяются организация и формы осуществления местного самоуправления в данных муниципальных образованиях, их территориальная, финансово-экономическая основы, а также содержатся другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Необходимость появления в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении уставов муниципальных образований предопределили признаваемые и гарантируемые Конституцией Российской Федерации организационная обособленность органов местного самоуправления в системе управления государством, самостоятельность населения в решении вопросов местного значения, включая выбор конкретных организационных форм осуществления местного самоуправления, определение структуры органов местного самоуправления.
Федеральный закон от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исходит из того, что каждое муниципальное образование имеет свой устав. Ст.8 данного закона определяет «руг основных вопросов, регулируемых уставом муниципального образования, принципы его разработки, принятия и порядок государственной регистрации. В соответствии с законом устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. Порядок его разработки, принятия и изменения находится в ведении муниципального образования. Закон предусматривает два пути принятия устава муниципального образования: представительным органом местного самоуправления и населением непосредственно, т.е. местным референдумом или на сходе граждан. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок государственной регистрации уставов муниципальных образований. Так, согласно ст. 9 Закона Красноярского края от 10.01.96 №8-209 (ред. от 26.03.98) «О местном самоуправлении в Красноярском крае» «государственная регистрация устава муниципального образования осуществляется управлением юстиции администрации края в месячный срок со дня его представления». По результатам рассмотрения заявления и устава орган юстиции обязан принять одно из следующих решений: а) о регистрации устава; б) об отказе в регистрации устава. Отказ в регистрации устава, равно как и регистрация устава, содержащего противоречия федеральному или областному законодательству, могут быть обжалованы в суд. Ст.8 Федерального закона от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что «основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только противоречие его Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации и законам субъекта Российской Федерации». Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования), «которое осуществляется при наличии его государственной регистрации».
Устав муниципального образования должен содержать, во-первых, наименование муниципального образования с указанием его границ и состава территории.
Во-вторых, в уставе указываются вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования. Их перечень содержится в ст. 6 Федерального закона от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.8 Закона Красноярского края от 10.01.96 №8-209 (ред. от 26.03.98) «О местном самоуправлении в Красноярском крае»). Муниципальные образования вправе расширить этот перечень за счет вопросов, отнесенных к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросов, не исключенных из их ведения и не отнесенных к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти (Закон Красноярского края от 22.06.98 №3-110 «О предметах ведения муниципальных образований»).
В-третьих, устав муниципального образования определяет организационную структуру местного самоуправления, правовой статус органов и должностных лиц местного самоуправления, условия и порядок организации муниципальной службы. В уставе закрепляются структура и порядок формирования органов местного самоуправления, их наименование и полномочия. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления (например, согласно ст.21 Устава города Красноярска «на городских выборах ... избираются ... Глава города» а согласно ст. 10 Устава закрытого административно-территориального образования г. Железногорск Красноярского края избирается глава администрации). При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 14 Федерального закона от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» «наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным». Органы местного самоуправления должны быть наделены уставом муниципального образования собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Устав муниципального образования закрепляет статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также гарантии прав должностных лиц местного самоуправления. При этом срок полномочий депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления не может быть меньше двух лет. Кроме того, устав должен определять основания и порядок прекращения их полномочий. В соответствии с законом субъекта Российской Федерации устав муниципального образования устанавливает наименование и виды правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок их принятия и вступления в силу (например, ст. 54 Устава города Красноярска определяет, что «систему правовых актов города образуют:
решения, принятые на референдуме, нормативные и индивидуальные акты городского Совета и администрации города»). Уставом муниципального образования определяются выборные и иные органы местного самоуправления, являющиеся юридическими лицами.
В-четвертых, в уставе муниципального образования должны быть закреплены формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения. Речь идет о таких институтах муниципальной демократии, как местный референдум; муниципальные выборы; собрание (сход) граждан; народная правотворческая инициатива; обращения граждан в органы местного самоуправления, а также территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.
В-пятых, устав муниципального образования устанавливает основания и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (например, ст. 27, 36 Устава закрытого административно-территориального образования г. Железногорск Красноярского края).
В-шестых, уставом муниципального образования определяются экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
В-седьмых, в уставе муниципального образования могут регулироваться вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций. Устав муниципального образования может содержать и другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Кроме устава на муниципальном уровне принимаются и другие нормативные правовые акты, регламентирующие отдельные вопросы организации и деятельности местного самоуправления: регламенты представительных органов, положения о территориальном общественном самоуправлении и др. (например, Регламент Городского Совета закрытого административно-территориального образования город Железногорск Красноярского края (утв. решением Городского Совета от 27.02.97 №2-11Р) (ред. от 23.06.98).
- Форма должностной инструкции
- Таб. 1 Раздел «Общие положения»
- Ознакомление с должностной инструкцией
- Степень детализации должностной инструкции
- Где хранятся должностные инструкции
- Актуальность для работодателя
- Права работника (автора) и работодателя
- Ограничения
- 2. Социальная ответственность сми.
- 3."Четвертая власть" и злоупотребление свободой массовой информации правовые и социальные основания предупреждения злоупотребления свободой сми
- 3.1 Закон о сми и вторжение в частную жизнь
- 4. Вторжение в частную жизнь, как одна из проблем современного общества
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Основы деятельности в области связи
- Глава 3. Сети связи
- Глава 4. Присоединение сетей электросвязи
- Глава 5. Государственное регулирование деятельности
- Глава 6. Лицензирование деятельности в области оказания
- Глава 7. Услуги связи
- Глава 8. Универсальные услуги связи
- Глава 9. Защита прав пользователей услугами связи
- Глава 10. Управление сетями связи в чрезвычайных
- Глава 11. Ответственность за нарушение законодательства
- Глава 12. Международное сотрудничество
- Глава 13. Заключительные и переходные положения
- Критерии выбора организационно-правовой формы
- 1. Цели и виды деятельности, возможность извлечения прибыли
- 2. Распределение прибыли
- 3. Ответственность учредителей (участников)
- 4. Налогообложение
- 5. Учет и отчетность
- 6. Минимальный размер имущества организации
- 7. Передача имущества организации ее учредителями (участниками)
- 8. Возможность участников получить часть имущества организации при выходе из нее и при ее ликвидации
- 9. Управление
- Плюсы и минусы коммерческой и некоммерческой организации
- *** Предоставление лицензии на деятельность по телевизионному вещанию и радиовещанию
- *** Личные имущественные права
- *** Исключительное право на произведение
- *** Статья 1230 Срок действия исключительных прав
- Статья 1231 Действие исключительных и иных интеллектуальных прав на территории Российской Федерации
- Не являются объектами авторского права
- *** Статья 1304. Объекты смежных прав
- *** С татья 1314. Смежные права на совместное исполнение
- *** Статья 1315 Права исполнителя
- *** Статья 1324 Исключительное право на фонограмму
- *** Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав
- Административная ответственность за нарушение авторских прав
- Уголовная ответственность за нарушение авторских прав
- «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Организация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Основные требования при обеспечении доступа к этой информации
- Глава 3. Предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
- Глава 4. Ответственность за нарушение порядка доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
- Глава 5. Заключительные положения Об информации, информационных технологиях и о защите информации
- *** Доступ к архивной информации: современные проблемы3
- 28 Право на фирменное наименование
- Статья 1474. Исключительное право на фирменное наименование
- ]Статья 1475. Действие исключительного права на фирменное наименование на территории Российской Федерации
- Статья 1489. Лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака
- Статья 1490. Форма и государственная регистрация договоров о распоряжении исключительным правом на товарный знак
- Статья 1483. Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака
- Защита права на товарный знак [править]Статья 1515. Ответственность за незаконное использование товарного знака
- Статья 1514. Прекращение правовой охраны товарного знака
- Статья 1519. Исключительное право на наименование места происхождения товара
- Статья 1529. Порядок государственной регистрации наименования места происхождения товара
- Статья 1539. Исключительное право на коммерческое обозначение
- *** Закон о фирменном наименовании организаций
- *** Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
- 2.2. Конституционно-правовая ответственность за нарушение избирательного законодательства.
- 2.3. Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства.
- 2.4. Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства.
- 1. Правовое регулирование общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации: правовых, территориальных, организационных, экономических.
- 3. Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
- 2. Международное законодательство
- 3. Конституция российской федерации
- 4. Федеральное законодательство
- 4. Законодательство субъектов российской федерации
- 5. Муниципальные нормативные правовые акты
- *** О внесении изменений в Избирательный кодекс Республики Татарстан
- *** Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-фз "о политических партиях"
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Создание политической партии
- Глава III. Государственная регистрация политической партии
- Глава IV. Внутреннее устройство политической партии
- Глава V. Права и обязанности политической партии
- Глава VI. Государственная поддержка политических партий
- Глава VII. Государственное финансирование политических партий
- Глава VIII. Участие политических партий в выборах и референдумах
- Глава IX. Приостановление деятельности и ликвидация политических партий
- 1. Общие положения
- 2. Право на аккредитацию
- 3. Виды аккредитации
- 4. Порядок аккредитации
- 5. Квоты для аккредитации
- 6. Основные направления работы с аккредитованными журналистами
- 7. Права аккредитованных журналистов
- 8. Обязанности аккредитованных журналистов
- 9. Отказ в аккредитации
- 10. Лишение аккредитации
- Работа над композицией
- Проверка фактического материала
- Литературная обработка текста
- Выбор названия
- *** Международные принципы профессиональной этики журналиста
- Кодекс профессиональной этики журналиста
- I. Принципы профессиональной этики журналиста
- *** Средства массовой информации как фактор социальной саморегуляции