logo
междисциплинарный / ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ3

Ограничения

Следует помнить об ограничениях, установленных в отношении данной правовой категории. Исключительное право на служебное произведение переходит к автору, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение:

В случае если трехлетний срок прошел, работодатель вправе:

**** Согласно ст. 1295 ГК РФ под служебным произведением понимается произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.

21. см книгу

22  Информационные потребности Одним из центральных понятий информационной науки и практики является понятие информационной потребности(ИПотр). В самом общем смысле под ИПотр понимается необходимость в информации, требующая удовлетворения и обычно выражаемая в информационном запросе. Например, планирование дальней поездки формирует ИПотр познакомиться с авиационным расписанием. Такое знакомство может быть выполнено в разной форме - по телефону, непосредственно в билетном агентстве в диалоге со специалистом, путем изучения расписания в напечатанном виде или в результате его поиска во всемирной сети. Однако при всем различии форм удовлетворения ИПотр сама она остается одной и той же. Заметим, что после того, как выбран нужный рейс и куплен билет, информация утратила свою ценность для нас, не перестав при этом оставаться ценной для других потенциальных потребителей. Это свойство полной потери ценности информации (ее потребительной стоимости) для данного потребителя в данный момент, представляет собой важную особенность ИПотр, существенно отличающую ее от других видов потребностей человека. Одна и та же информация может снова стать предметом потребления, если она будет предъявлена другому потребителю, если перед тем же самым потребителем возникнет другая задача, а также если увеличится запас его знаний, позволяющий распознать в этой информации новые аспекты. Здесь уместна аналогия с многократным созерцанием картины или чтением романа мастера. Таким образом, ИПотр имеют сугубо индивидуальный (персональный) характер. Они зависят не только от особенностей решаемых задач, но также от психологических, образовательных и других личностных особенностей лица, принимающего решение. И хотя при изучении ИПотр их носителей объединяют в группы и категории, все же создатели информационных систем стремятся к тому, чтобы их пользователи имели как можно меньше ограничений в выражении своих вкусов и предпочтений. Принято выделять два основных типа ИПотр: • текущие, обусловленные присущей человеку любознательностью и заключающиеся в его стремлении быть в курсе всего, что происходит в мире; • конкретные (специальные), состоящие в стремлении получить информацию, необходимую для решения конкретной задачи - исследовательской, профессиональной, управленческой и т.п. Конкретные ИПотр в определенной степени зависят от особенностей задач, для решения которых необходима соответствующая информация. Если ограничиться сферой науки и техники, то их можно разделить на три основных вида: • ИПотр ученых-исследователей; • ИПОтр потребности специалистов (инженеров, врачей, агрономов и т.п.); • ИПотр управляющих (руководителей).   ИПотр могут выражаться либо в форме устных или письменных информационных запросов, либо в определенном поведении потребителя по отношению к потенциальным источникам информации (другим людям, литературе, СМИ и др.). Если ИПотр выражена в письменном виде и отчуждена от ее источника, возникает проблема точности и полноты выражения ИПотр в информационном запросе. Специалисты в области информационного поиска различают информацию, имеющую отношение к ИПотр - ее называют релевантной, и информацию, непосредственно удовлетворяющую ИПотр - ее называют пертинентной. Решающим условием эффективного удовлетворения ИПотр является ясное осознание и четкое выражение того, какая информация действительно нужна потребителю для решения стоящей перед ним задачи. Без этого трудно рассчитывать на получение в информационном центре или библиотеке тех сведений, в которых потребитель нуждается.

*** Многообразие средств массовой информации, развитие информационных технологий, сложность регулирования отношений, складывающихся в информационной сфере, приводит к формированию новой области - информационного права. В России провозглашение свободы СМИ, отмена цензуры, развитие новых технологий привели к значительному росту объема информации. На фоне слабости правовой системы поток информации, который практически не поддается контролю, создает благоприятную среду для нарушения прав человека. И хотя создано значительное число национальных законов и принято немало международных правовых норм в области прав человека, тем не менее, многие проблемы нуждаются в дальнейшей разработке. К числу таких вопросов относится и информационная свобода личности - или информационные права человека.

Правовой статус человека - это система прав, свобод и обязанностей, определяющих правовое положение человека в той или иной сфере жизни, в том числе и в сфере информации. М.Кудрявцев полагает, что "информационная свобода личности имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю" (III, 25, с.1). Предлагаемые им определения довольно туманны: "Права, составляющие внешнюю сторону информационной свободы, реализуются по воле индивида и не могут быть ему навязаны. Внутренняя сторона информационной свободы определяет сферу иммунитета личности. Права, составляющие эту сторону информационной свободы, не нуждаются для своей реализации в проявлении воли индивида. Они принадлежат человеку от рождения в силу его правосубъектности” (там же, с.12). К "внутренним" он относит право на индивидуализацию (имя), право на защиту чести и достоинства, право на дачу согласия на сбор, хранение и использование материалов о частной жизни и права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (там же, с.12-14). Иначе говоря, "внутренние" информационные права человека - это его (ее) право на охрану информации о себе и своей частной жизни. Здесь человек может предоставлять СМИ ровно столько информации о себе и своей личной жизни, сколько он (она) захочет - и никакие СМИ не вправе нарушить эту норму.

Так называемые "внешние" информационные права человека М.Кудрявцев не рассматривает. Мне кажется, что к ним в первую очередь следует отнести права человека на свободу слова, что обеспечивается получением через и посредством СМИ достоверной информации об обществе, плюрализмом СМИ, доступом общественности к СМИ - и может быть, этот список можно дополнить.

Подход М.Кудрявцева представляется интересным и плодотворным, идея информационных прав личности имеет новаторский характер. Отсутствие литературы по теме не позволяет мне рассмотреть этот вопрос подробнее - поэтому я ограничусь только постановкой проблемы о необходимости правового и социального анализа информационных прав человека и необходимостью оформления этих информационных прав в конституционном, гражданском, уголовном, административном праве РФ.