26.Институт референдума: понятие, выносимые вопросы.
Референдум Российской Федерации (далее также - референдум) - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.
На референдум не могут выноситься вопросы:
1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;
2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
6) о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации;
7) о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;
8) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
9) об амнистии и о помиловании.
Вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить Конституции Российской Федерации, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
Разные инициативные группы по проведению референдума могут предложить для вынесения на референдум разные, в том числе альтернативные, вопросы.
Принятие федеральным органом государственной власти, иным государственным органом решения по существу вопроса, который в соответствии с Федеральным конституционным законом может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, препятствующим проведению референдума по данному вопросу.
Принятие федеральным органом государственной власти, иным государственным органом решения по существу вопроса, который в соответствии с международным договором Российской Федерации подлежит обязательному вынесению на референдум, не допускается.
Проведение референдума в случаях, порядке и сроки, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, международным договором Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, является обязательным.
27. Институт федерального вмешательства в дела субъектов РФ. Анализ Постановлений Конституционного Суда РФ по "чеченскому делу" (Постановление от 31.07.95 г.) и по "делу о федеральном воздействии" (Постановление от 04.04.02 г.).
Федеральное вмешательство предусмотренные правовыми нормами действия со стороны Федерации в отношении ее субъектов с целью восстановления или обеспечения единого правового и экономического пространства, безопасности и территориальной целостности государства. Применение федерального вмешательства может быть связано как с совершением правонарушения со стороны субъекта Федерации, так и осуществляться по просьбе органов государственной власти субъектов Федерации, например, при стихийных бедствиях или внутренних беспорядках.
Федеральное вмешательство может выражаться в чрезвычайных методах управления субъектом федерации, особом режиме регулирования отношений между органами власти федерации и ее субъекта, определенном ограничении прав и свобод граждан.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 2 ст. 5) каждая республика в составе России имеет свою конституцию и законодательство, каждый край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ – свой устав и законодательство. Конституция (устав) субъекта Российской Федерации является его основным законом, то есть обладает юридическим верховенством в системе законодательства данного субъекта Федерации. Высшая юридическая сила конституции (устава) по отношению к законам и иным нормативным правовым актам республики, края, области, города федерального значения, автономного образования должна обеспечиваться нормативно закрепленной системой правовой охраны основного закона субъекта Федерации. На институциональном уровне создание такой системы может предполагать учреждение специализированных органов конституционного (уставного) контроля субъектов Российской Федерации. Федеральные меры воздействия в отношении какого-то отдельного органа государственной власти (должностного лица) субъекта Федерации, предусмотренные Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст. 3.1, 9, 19, 29, 29.1), не могут решить задачи восстановления конституционного механизма. Роспуском или отменой акта не всегда можно устранить причины, вызвавшие необходимость федерального вмешательства. Главными органами конституционного контроля являются конституционные (уставные) суды.
Мерами федерального вмешательства могут быть:
- снятие с должностей руководителей субъектов Федерации и органов местного самоуправления (в отношении руководителей субъектов Федерации Президент Российской Федерации вправе пользоваться подобным полномочием с 1 августа 2000 г. благодаря принятию поправок к Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г.);
- роспуск законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ и назначение новых выборов (предусмотрен ч. 4 ст. 9 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г.);
- применение мер бюджетно-финансового воздействия (финансовый контроль Федерации за расходованием финансовых средств субъектом Федерации в рамках единой финансовой и налоговой системы страны, за сбором и расходованием федеральных налогов, налогов субъектов Федерации и местных налогов);
- перевод под непосредственное подчинение федерального правительства подразделений милиции, внутренних войск, иных силовых ведомств субъектов Федерации (это паллиатив введения президентского правления, позволяющий во всем остальном сохранить обычный режим функционирования на территории субъекта РФ органов государственной власти и управления);
- отмена незаконного решения органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в случае их противоречия федеральной Конституции и законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод граждан (правом приостановки подобных актов обладает Президент РФ, правом отмены – Конституционный Суд РФ);
- ликвидация субъекта Федерации как самостоятельного образования или же исключение субъекта Федерации из состава РФ. Отсутствие подобных мер в законодательстве не исключает необходимости их исследования, возможностей правового закрепления и применения таких форм, как:
а) преобразование субъекта Федерации в федеральную территорию;
б) присоединение территории одного субъекта Федерации к территории другого;
в) включение субъекта Федерации (бывшего) в состав другого субъекта в качестве административно-территориального образования.
Из приведенного перечня мер федерального вмешательства видно, что они могут вводиться приговорами судов, а также прямой властной волей в рамках компетенции соответствующего института власти (например, Президента Российской Федерации) и по согласованию (если речь идет о перераспределении предметов ведения и полномочий).
Постановление от 31.07.95 г.
Группа депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в своем запросе оспаривает конституционность Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. N 1833 в части, касающейся возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации при разрешении внутренних конфликтов, и Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 1360. По их мнению, использование во исполнение этих актов на территории Чеченской Республики Вооруженных Сил Российской Федерации, повлекшее значительные жертвы среди гражданского населения, противоречит статье 15 Конституции Российской Федерации и международным обязательствам, принятым на себя Российской Федерацией.
Полагаю безосновательным прекращение производства по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики", помеченного грифом "секретно". В данном случае действие Указа N 2137 отождествлено с его реализацией. Между тем права человека и гражданина были ограничены самим изданием этого акта, и поэтому Суд был обязан рассмотреть его соответствие Конституции Российской Федерации по существу имея, кроме того, в виду, что в период своего действия этот Указ был помечен грифом "секретно", а согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Оцениваемые Конституционным Судом Российской Федерации акты в процессе их реализации оказались репрессивной мерой, в конечном счете наносящей ущерб основам конституционного строя Российской Федерации. В частности, избранные в соответствии с этими актами способы охраны Конституции Российской Федерации на территории Чеченской Республики привели к нарушению принципа демократического правового государства (часть 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации), согласно которому конституционные органы государственной власти могут действовать только в рамках установленных Конституцией полномочий и в предписанных ею пределах. В данном контексте противоречит части 2 статьи 80 и части 3 статьи 90 Конституции Российской Федерации содержащаяся в пункте 2 Постановления Конституционного Суда посылка (позиция Суда раскрывается в мотивировочной части Постановления) о существовании у Президента Российской Федерации исключительных полномочий на основе так называемого надпозитивного права государственной необходимости.
Неадекватность использовавшихся для достижения указанных в оспариваемых актах средств провозглашенным в них целям привела к нарушению закрепленного в статье 2 Конституции Российской Федерации принципа, согласно которому человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина охватывает как нормотворчество, так и правореализацию на всех ее стадиях и в любых формах, и невыполнение этой конституционной обязанности государства, его органов и должностных лиц не может быть оправдано так называемыми "эксцессами исполнителя". Конституционная ответственность за выполнение актов публичной власти не может возлагаться на непосредственного исполнителя. Тем более, что федеральные органы государственной власти были информированы о грубых нарушениях прав человека, вызванных реализацией оспариваемых в Конституционном Суде актов
Постановление от 04.04.02 г
Предметом рассмотрения по настоящему делу являются положения Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в которых устанавливаются непосредственно не закрепленные Конституцией Российской Федерации меры федерального воздействия, применяемые в случаях неисполнения судебных решений о признании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а именно досрочное прекращение полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти и высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, а также закрепляется досрочное прекращение каждым из этих органов полномочий другого в связи с отказом от приведения принятого им нормативного правового акта в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией, уставом субъекта Российской Федерации.
Конституционный суд решил, признать не противоречащими Конституции Российской Федерации положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
- 1.Верховная государственная власть: понятие, признаки, институты.
- 2.Виды общественных объединений по территории, по государственной принадлежности, по возрастному критерию.
- 3. Виды организационно-правовых форм общественных объединений.
- 4.Возбуждение вопроса о проведении референдума, его назначение и проведение.
- 5.Временное пребывание и временное проживание иностранных граждан в рф.
- 6.Всеобщее избирательное право: понятие, ограничительные цензы. Гарантии всеобщего избирательного права.
- 7.Второе чтение по законопроекту в Думе. Третье чтение законопроекта в Думе и подготовка к нему. Направление принятых законов в Совет Федерации.
- 8. Въезд в рф и выезд из рф иностранных граждан.
- 9.Выборы в России: понятие, виды. Избирательное право: понятие, структура, предмет регулирования.
- 10. Высшее должностное лицо субъекта рф.
- 11. Гарантии реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина.
- 12.Государственная власть. Принцип разделения властей в рф. Система сдержек и противовесов в механизме разделения властей в рф.
- 13.Государственная Дума: порядок формирования, собственные полномочия, акты.
- 14. Государственное устройство: понятие, формы. Виды государственно-территориальных единиц.
- 15. Государственные символы рф: флаг, герб, гимн.
- 16. Гражданство детей.
- 17. Децентрализация и деконцентрация в территориальной организации государств.
- 18. Законодательная инициатива в Федеральном Собрании: понятие, порядок осуществления.
- 20.Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов рф (на примере Законодательного Собрание Свердловской области).
- 21.Закрытое административно-территориальное образование: понятие, правовой режим, полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в отношении зато.
- 22. Избирательные комиссии: понятие, виды, правила формирования, полномочия.
- 23. Избирательные округа, участки: понятие, виды, правила образования.
- 24. Иностранцы, лица без гражданства: правовое положение в Российской Федерации. Постановление Конституционного Суда рф от 17.02.98 в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура.
- 25.Институт полномочных представителей Президента рф: виды, правовой статус, задачи, функции.
- 26.Институт референдума: понятие, выносимые вопросы.
- 28. Исполнительные органы государственной власти субъектов рф (на примере Свердловской области).
- 29. Источники конституционного права как отрасли права
- 30.Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности: проблемы выделения и определения.
- 31.Конституционно-правовой статус Российского государства. Особенности России как федерации.
- 32. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в России.
- 33.Конституционно-правовые отношения: особенности, объекты, субъекты.
- 34. Конституционное право как отрасль права: отличительные особенности
- 35. Конституционное право: понятие, предмет, метод регулирования.
- 36. Конституционные нормы: их особенности и виды.
- 37. Конституционные основы судебной власти в России. Постановление Конституционного Суда рф от 17.06.98 г. По делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 102 фз "о федеральном бюджете на 1998 год".
- 38. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина: понятие, юридическая природа. Классификации конституционных прав и свобод.
- 39. Конституционный статус личности: понятие, структура, соотношение с правовым и фактическим положением личности в обществе
- 40.Конституционный статус субъектов рф. Классификация субъектов рф.
- 41. Конституционный Суд рф как орган по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина.
- 42. Статус судей Конституционного суда рф.
- 43. Меньшинства: понятие, виды. Право меньшинств на защиту
- 44.Место Президента России в системе государственных органов России. Полномочия Президента как главы государства.
- 45. Направление принятых палатами законов Президенту России. Возвращение и отклонение законов Президентом.
- 46. Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в решении вопросов местного значения.
- 47. Общественные объединения в России, теоретическое и юридическое определения.
- 48. Общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в субъектах рф.
- 49. Ограничения прав и свобод личности.
- 50. Органы мсу: понятие, структура, виды, порядок формирования
- 51. Основания для приостановления и прекращения судом деятельности сми. Юридические последствия прекращения деятельности сми.
- 52. Основания прекращения гражданства рф.
- 53. Основания приобретения гражданства рф.
- 54. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, структура.
- 56. Первое чтение по законопроекту в Думе и подготовка законопроекта ко второму чтению.
- 57. Письменное предупреждение и приостановление деятельности общественных объединений. Ликвидация общественных объединений и их реорганизация.
- 59. Подписание, обнародование, вступление в силу законов России.
- 60. Позитивная и негативная конституционно-правовая ответственность
- 61. Полномочия Конституционного Суда рф.
- 62. Полномочия Президента России как фактического главы исполнительной власти. Собственные нормотворческие полномочия Президента России. Дискреционные полномочия Президента рф.
- 63. Понятие гражданства. Гражданство и подданство. Постановление Конституционного Суда рф от 15.01.98 в связи с жалобой гражданина а. Я. Аванова.
- Определил:
- 64. Понятие и виды нко и их правовое положение по законодательству рф.
- 66. Понятие свободы массовой информации и ее правовое содержание. Конституционное закрепление свободы сми.
- 67. Понятие и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
- 68. Порядок изменения глав 1, 2, 9 Конституции России и ст.65 Конституции России. Постановление Конституционного Суда рф от 28.11.1995г.
- 69. Порядок изменения глав 3-8 Конституции России. Постановление Конституционного Суда рф от 31.10.1995г.
- 70. Порядок образования в рф нового субъекта
- 71. Порядок принятия в рф нового субъекта рф.
- 72. Постоянное проживание иностранных граждан в рф.
- 73. Права и обязанности общественных объединений в сферах их деятельности.
- 74. Правительство России: образование, статус, прекращение полномочий.
- 75. Право народов на самоопределение: понятие, субъекты, сферы и формы осуществления.
- 76. Право индивидов на объединение: субъекты, содержание.
- 77. Правовая и лингвистическая экспертиза законопроектов: понятие, содержание, место в законодательном процессе.
- 78. Правовое положение кандидатов в депутаты и зарегистрированных кандидатов.
- 79. Правовое регулирование федеративных отношений в России: формы, источники, проблемы.
- 80. Правовой статус Администрация Президента рф.
- 81. Правовой статус беженцев: законодательное определение, приобретение статуса, основы правового положения.
- 82. Правовой статус вынужденных переселенцев: законодательное определение, приобретение статуса, основы правового положения.
- 83. Правовой статус депутатов Государственной Думы. Досрочное прекращение депутатских полномочий. Депутатская неприкосновенность.
- 84. Правовой статус национально-культурной автономии.
- 3 Группы прав нка:
- 85. Правовой статус политических партий. Содержание и порядок реализацииконституционного права на объединение в политические партии.
- 86. Пределы законодательной компетенции. Постановление Конституционного Суда рф от 12.04.95 г. По делу о толковании ст. 103, 105, 107, 108, 117 и 135 Конституции рф.
- 89. Принципы российского гражданства.
- 90. Производство по делам о российском гражданстве по фз "о гражданстве рф" и по Положению «о порядке рассмотрения вопросов гражданства».
- 91. Равное избирательное право, тайна голосования: понятие, гарантии.
- 93. Рассмотрение законов в Совете Федерации.
- 94. Регистрационный порядок создания общественных объединений. Основания и порядок отказа в регистрации общественных объединений.
- 95. Регистрация законопроектов и принятие решений об их первичном движении. Предварительное рассмотрение законопроектов в комитетах, комиссиях Государственной Думы.
- 96. Регистрация и лицензирование в сфере массовой информации.
- 97. Религиозные организации: понятие и виды. Религиозные группы: понятие, легализация, основы правового статуса.
- 98. Решения и правовые позиции Конституционного Суда рф: понятие, виды, провозглашение, опубликование, юридическая сила. Особое мнение и мнение судьи Конституционного Суда рф.
- 99. Решения Конституционного Суда рф как источники права.
- 100. Российская Федерация как суверенное государство. Народный, национальный и государственный суверенитет.
- 101. Свобода совести, вероисповедания и конфессионально-публичное право.
- 102. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.
- 104. Совет Федерации: порядок формирования, собственные полномочия, акты.
- 105. Содержание и порядок реализации конституционного права на проведение публичных мероприятий.
- 107. Территориальные основы местного самоуправления: понятие и становление. Виды муниципальных образований.
- 108. Территориальное устройство субъектов рф: понятие, развитие, принципы. Виды и характеристика административно-территориальных единиц и населённых пунктов.
- 109. Территория Российской Федерации: понятие, состав, правовое закрепление.
- 110. Территория субъектов рф: понятие, состав. Изменение границ между субъектами рф.
- 111. Участие средств массовой информации в избирательном процессе: классификация сми, условия проведения агитации через печатные сми и через электронные сми
- 112. Федеральное Собрание России и его палаты: структура, срок полномочий, функциональное назначение в системе высшей власти.
- 113. Федерация: понятие, признаки, виды.
- 114. Явочный, нормативно-явочный, разрешительный порядок создания общественных объединений.