logo search
Васильев КонстПраво_бака_01 04

4.3. Формы собственности в Российской Федерации

Как уже отмечалось выше, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (см. ст. 8 Конституции Российской Федерации).

Субъектами права частной собственности выступают физические и юридические лица, а в других случаях — государственные и муниципальные образования.

Физические лица— граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.

Юридические лица— организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативномуправлении обособленное имущество и отвечающие по своим обязательствам этим имуществом; они осуществляют права, несут обязанности, могут быть истцами, ответчиками в суде, должны иметь собственный баланс; имеют счет в банке и круглую печать. Юридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими:

В конституции РФ предусмотрены государственная, частная, муниципальная и иные виды собственности. Владельцами частной собственности могут быть физические и юридические лица. В соответствии с Конституцией Российской Федерации имущество может использоваться для предпринимательской деятельности как единолично, так и совместно с другими лицами, т. е. для получения прибыли, в отличие от личной собственности, используемой для удовлетворения личных потребностей, хотя некоторые правоведы отождествляют понятиячастнойиличнойсобственности.

Государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации. Государственная собственность делится: 1) нафедеральную собственность, которая по объектам собственности не имеет никаких ограничений, и 2) на имущество, принадлежащее на праве собственности субъектамРоссийской Федерации (собственность субъектов Российской Федерации), которое по объектам собственности ограничивается предметами их ведения. Кмуниципальной собственностиотносится имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, которая тоже ограничена вопросами местного значения.

При этом от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования выступают соответствующие органы государственнойвласти и местного самоуправления. Они могут создавать государственные и муниципальные унитарные предприятия, имеющие статус юридических лиц. Унитарные предприятия не отвечают по обязательствам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, которые, в свою очередь, не отвечают по их обязательствам и по обязательствам друг друга.

К иным формам собственностиможно отнести: собственность общественных объединений, в том числе политических партий, профсоюзов и религиозных объединений; некоммерческих организаций; личную собственность граждан и др.

Объекты права собственностиустанавливаются Гражданским кодексом РФ. В собственности может находитьсялюбоеимущество. Ограничения могут устанавливаться законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Земляи другие природные ресурсы также могут быть объектами собственности и находиться в частной, государственной и муниципальной собственности. Однако это положение части 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации приходит в явное противоречие с частью 1 той же статьи, в которой утверждается, что земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Они понимаются как естественная среда обитания человека, а не как объект купли-продажи.

В результате весьма продолжительной и острой борьбы между сторонниками и противниками купли и продажи земли в 2001 г. был принят Земельный кодекс Российской Федерации, разрешивший покупать и продавать земельные участки. Однако Земельный кодекс Российской Федерации регулирует земельные отношения, связанные лишь с 2 % земель, не отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения. А оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом, который: ограничивает максимальный размер земельных участков; требует использования их по назначению; запрещает продажу земли иностранным гражданам.

При этом иностранные граждане, а также юридические лица с участием иностранного капитала могут пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на правах аренды. Запрещается также приватизация этих земель.