Население - 15,1 млн. Человек
Основные экономические показатели Западной Сибири (1998)
Показатели % к РФ показатели % к РФ
территория | 14,2 | Денежные доходы на душу | 110 |
население | 10,3 | Налогов.платежи | 15,0 |
Осн. фонды | 13,6 | экспорт | 16,3 |
Промыш. прод | 15,3 | импорт | 5,9 |
Производ труда 153 инвестиции 17,1
Ресурсный потенциал Западной Сибири – составляет ¼ часть национального богатства. На нее приходится 4/5 российских и ¼ мировых запасов природного газа, 70% запасов нефти в стране и 35% - в мире. Геологические запасы угля Кузнецкого бассейна – 905 млрд. тн. – составляет 11% общероссийских, причем 1/3 из них – коксующиеся марки. 2/5 эксплуатационных ресурсов торфа.
Создан мощный производственный аппарат и научно-техническая база. Здесь сосредоточена 1/6 основных Произв. Фондов страны. Столько же, сколько на Урале или в Центре. Фондовооруженность в промышленности превышает среднюю в 1,8 раза. Однако фондоотдача низкая. Оборудование нуждается в обновлении, особенно в угольных шахтах, метеллургии и машиностроении.
Перспективы развития Западной Сибири связаны с рядом рыночных и структурных перекосов. Экономические реформы облегчаются огромным ресурсным потенциалам. Негатив прошлого и настоящего:
Преобладание добывающих отраслей и задержка конверсии предприятий ВПК;
Устаревший производственный аппарат;
Несбалансированность многих производственно-технологических процессов (от сырья до готовой продукции);
Большие расходы топлива, энергии, сырья;
Отсутствие ресурсосберегающей политики;
Форсированная добыча природных ресурсов (полезных ископаемых);
Внушительное число объектов незавершенного строительства, в том числе, связанного с комплексным использованием природных ресурсов, глубокой переработкой сырья и др. (прекращение формирования ТПК
Сокращение (из-за транспортных расходов) межотраслевых и межрегиональных связей с предприятиями в европейской части России;
Ориентация на товарный обмен с ближними регионами.
Необходимо ре структурировать промышленную политику макрорегиона. Это главным образом, создание принципиально новых технологий переработки ресурсной базы. Одновременно сохранить специализацию Западной Сибири: электроэнергия, черная металлургия, машиностроение, химическая и лесная промышленность.
В нефтегазовой отрасли – от форсированной добычи к сбалансированной переработке. Ориентация на всемерное сбережение. Перерабатывающие предприятия преимущественно размещать в Сибири.
В угольной промышленности – сохранить предприятия Кузбасса.
В черной металлургии – в связи с потерей металлургии Юга, создать собственные металлургические мощности, учитывая большие запасы сырья.
В лесной промышленности – восстановление важной роли в территориальном разделении труда западносибирского лесопромышленного комплекса с широкой номенклатурой качественной продукции лесопереработки.
В военно-промышленном комплексе – умеренные масштабы конверсии, исходя из соображений сохранения промышленных центров Западной Сибири как важнейшей базы оборонной промышленности.
В химической промышленности – техническое обновление действующих предприятий и организация выпуска новых видов продукции, конкурентных на рынке, развитие комбинирования и кооперирования производств.
В отношении малочисленных коренных народов Севера требуются меры по сохранению их популяции и традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности.
Основные перспективы социально-экономического развития Западно-Сибирского региона определяется Федеральной целевой программой «Сибирь» на 1997-2005 годы.
Восточно-Сибирский макрорегион. Республика Бурятия, Тыва, Хакасия, Красноярский край, Иркутская и Читинская области.
Территория – 4,1 млн. кв. км.
Население – 9,0 млн. человек.
Основные экономические показатели Восточной Сибири (1998)
Показатели % к РФ показатели % к РФ
территория | 24,! | Денежные доходы на душу | 91 |
население | 6,2 | Налог.поступлени | 5,1 |
Прод промышл. | 7,4 | Осн.фонды | 6,7 |
Произв. труда | 127 | экспорт | 8,4 |
Инвестиции 4,4 импорт 4,3
Природные условия и ресурсы уникальны. Геологические запасы углей достигают 3,7 трлн. тн. Или свыше 2/5 общероссийских, превышая запасы угля в США. Большую ценность представляют запасы легких цветных металлов, особенно в сочетании с дешевым топливом и энергией.
Гидроэнергетические запасы рек Енисей и Ангара оцениваются в 97 млн. кВт, или 1/3 запасов РФ.
Сметная стоимость строительства в Сибири: на юге Красноярского края на 10-12%. В Иркутской области – на 24%, в Забайкалье - 26-30%, а в районах севернее 60-й параллели – в 2,5- 3,8 раза. Региональные затраты на создание социальной инфраструктуры в среднем в 2,5 раза выше, чем в центральных районах страны.
Транспортные затраты в Сибири в №.№ - 3,9 раза дороже, чем перевозка товара из Поволжья в Центр или обратно.
С наступлением кризиса 1990 годов миграция населения составила – 90 тысяч человек.
Производительность труда выше средней по стране на 40%.
Проблема замещения живого труда техникой – одна из самых острых.
2/3 занятого и всего населения сосредоточено в Красноярском крае и Иркутской области (примерно поровну).
Для дальнейшего социального и экономического развития необходимо привлекать в Восточную Сибирь молодых специалистов и работников из других обжитых регионов страны.
В кризисный период в ряде случаев прекратилось строительство уже начатых, даже пусковых объектов, связанных с комплексным использованием сырьевых ресурсов и прекратилось техническое перевооружение добывающих предприятий.
Стратегические проблемы развития Восточной Сибири:
Ускоренная и комплексная разработка природных богатств с учетом государственной политики ресурсосбережения и экономической безопасности (относительно доступа иностранного капитала), создание новых мощных производственно-сырьевых баз внутреннего и экспортного значения;
Обеспечение безусловного приоритета обрабатывающих отраслей промышленности;
Восстановление рыночной специализации региона на продукции топливно-энергетического и химического комплексов;
Конверсия военно-промышленного комплекса, сохранение и расширение передовых, наукоемких технологий и производств;
Укрепление единства и связи промышленных отраслей территориальной специализации, производственной инфраструктуры, социального сектора и экологической обстановки;
Обеспечение устойчивого экономического роста как стратегии хозяйственного, социального и экологического равновесия; повышение конкурентоспособности и эффективности экономики;
Улучшение условий жизни населения и предотвращение его избыточного оттока;
Выравнивание уровня социально-экономического развития слаборазвитых им депрессивных регионов;
Проведение обоснованной транспортно-тарифной политики для регулирования межрайонных и внешних экономических отношений, формирования эффективных региональных рынков, преимущественного поощрения товарного ресурсообмена с российскими регионами;
Ориентация на укрепление взаимовыгодных экономических связей с регионами Европейской России и странами СНГ (Казахстан, Средняя Азия), а также с Китаем и Монголией;
проблема Байкала;
проблема Крайнего Севера;
продолжение формирования территориально-хозяйственных и производственно-технологических комплексов на базе достижений научно-технического прогресса и интенсификации производства;
укрепление организационно-коммерческих форм крупно товарного производства и рыночной инфраструктуры (корпорации, концерны, финансово-промышленный группы и т.п.), адекватные масштабам и направлениям хозяйственного освоения макрорегиона.
Широкомасштабной и комплексной является разработанная федеральная целевая программа экономического и социального развития Сибири на 1997-2005 гг., предусматривающая по Восточно-Сибирскому макрорегиону меры государственной поддержки депрессивных и отсталых территорий (Республика Тыва, Таймырский авт. Округ и др.) путем создания свободных экономических зон, развития геологоразведочных работ, стабилизации и подъема АПК и т.д. Программой намечен целый ряд эффективных проектов освоения восточносибирских ресурсов топлива, гидроэнергии, минерального и лесного сырья.
Программный проект формирования в составе Ангаро-Енисейского подрайона народнохозяйственного комплекса Нижнего Приангарья. Он способен своими потенциальными ресурсами обеспечить крупномасштабное производство высокоценной продукции, имеющей устойчивый спрос на внутреннем и внешнеи рынках. Прежде всего это свинец, цинк, золото, гелий, редкие элементы, нефть, газ, огнеупоры, лесопродукты. Дальневосточный федеральный округ, центр – г. Хабаровск
Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Корякский автономный округ, Чукотский автономный округ – 10 субъектов Российской Федерации.
Территория – 6,2 млн. кв. км.
Население – 7,2 млн. человек
Регион очень далек от российских потребителей его ресурсов, крайне важно вовлечь его в общероссийское разделение труда – требует протекционистской политики государства. (транспортное удорожание по сравнению с европейскими районами – от 50% на Юге до 10 раз на Севере). Зато в 10 раз ближе к Токио и Пекину. Это стимулирует широкие экономические связи с Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР) – центром мировой промышленности и торговли.
На внутреннем и внешнем рынке Дальний Восток выступает с продукцией рыбной промышленности (3/4 улова страны), алмазами, и золотом (100-70%), рудами цветных металлов, коксующимся углем, древесиной (1/10), а также пушниной и другими товарами повышенного потребительского спроса. Для усиления экономических связей с районами России и более интенсивного освоения природных богатств и укрепления обороны построена Байкало-Амурская ж/д. Магистраль (БАМ).
Основные экономические показатели Дальнего Востока (1998)
Показатели % к РФ показатели % к РФ
Территория | 36,4 | Денежные доход |
|
население | 5,0 | На жителя | 112 |
Осн. фонды | 6,5 | Налог поступлен | 4,4 |
Прод промышл | 5,8 | экспорт | 4,4 |
Производ труда 138 импорт 6,9
Инвестиции в осн. Капитал 4,9
В южных дальневосточных регионах почвенно-климатические условия благоприятны для сельского хозяйства.
Морские границы протяженнее сухопутных. Охотское, Японское моря покрываются льдом только у берегов, имея важное транспортное, рыбохозяйственное и зверопромысловое значение.
Северные территории ежегодно сталкиваются с проблемой своевременного завоза продовольствия, топлива, строительных материалов в короткий навигационный период на морях и реках.
За последние годы сильно обострилась проблема трудовых ресурсов. Идет интенсивный отток населения в европейскую часть России – 1 млн. человек.
Сильное давление Китая чревато интенсивным заселением. Уже сейчас неофициально на Дальнем Востоке проживает 1 млн. китайцев. Они заполняют трудодифицитные отрасли (земледелие, строительство и др.), причем выполняют работы быстро и дешево.
Около 2/3 населения проживает на юге Дальнего Востока, 1/3 – на севере.
Требуется решить следующие острые проблемы:
стимулировать приток капиталов на Дальний Восток;
создать хозяйственный рыночный и организационный плацдарм (формирование корпораций, инфраструктуры рынка и т.д.) для развития собственной экономики;
активизация потребительского спроса товарами, доходами, прибылями;
обеспечить законодательную защиту хозяйственного освоения территории;
государственное регулирование транспортных и энергетических тарифов;
более точное определение адреса государственной поддержки регионов: территориальные трансферты, финансовые рычаги;
ориентация макрорегиона на внутрироссийские и внешнеэкономические связи.
Основные и перспективные проблемы:
президентская программа социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы;
создание свободных экономических зон (г. Находка, Благовещенск,, остров Сахалин и др.)
Функции полномочного представителя:
Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в округе;
Организация взаимодействия этих органов с органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;
Разработка совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия программ социально-экономического развития территорий в пределах округа;
Организация контроля над исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, над реализацией федеральных программ;
Участие в работе органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления в пределах округа и др.
Зоны «особых интересов». Районы Крайнего Севера.
Север представляет собой высокоширотную часть территории страны, характеризующуюся суровыми природно-климатическими условиями и повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечение населения.
Территория зоны – около 12 млн. кв. км., или 70% Российской Федерации, население – 12 млн. человек или 8%, объем промышленной продукции достигает 1/6 часть в стране.
Принципы и методы государственного регулирования:
Государственный протекционизм (поддержка), создание для населения и значительной части хозяйства льготного режима развития;
Оказание первоочередной помощи организациям, обеспечивающим государственные нужды и участвующим в решении социальных задач;
Создание условий для гармоничного развития производства, социальной сферы и населения;
Обеспечение бережного использования природных ресурсов, сохранения окружающей природной среды и защиты традиционных основ хозяйствования и образа жизни коренных малочисленных народов Севера;
Опережающее развитие объектов инфраструктуры, в первую очередь связи и транспорта, включая Северный морской путь;
Сохранение и развитие коренных, малочисленных народов Севера;
Оптимизация численности населения на Севере.
Социально-экономическое развитие северных территорий Российской Федерации основано на трех важнейших предпосылках:
Ключевых позициях в экономике страны по запасам и разработке основных видов минерального топлива и сырья. При 8% населения страны здесь производится 100% алмазов, кобальта, платиноидов, апатитового концентрата, 9/10 природного газа, меди, никеля, ¾ нефти, 2/3 золота, половина продукции лесной и рыбной промышленности;
Усиление значения Российской Арктики, особенно после разрушения СССР, как морских ворот для выхода страны на мировые рынки и транзитной трассы сообщений по Северному морскому пути;
Глобальной стратегической роли Северной зоны России, расположенной в Евроазии на кратчайшем расстоянии от Американского континента, в обеспечении экономической и национальной безопасности, а также геополитических интересов страны.
Существуют два пути развития районов Крайнего Севера: экстенсивный и интенсивный. Первый доказал свою бесперспективность в командно-административной системе управления. Она была трудозатратна, трудоемка, энергоемка, ресурсремка и очень дорогостоящая. Эффективность ее продукции определялась не качеством и результатами деятельности, а суммой и количеством затрат на ее производство. Второй строится на применении передовых достижений научно-технического и организационного прогресса. Она предполагает получение максимального эффекта при наименьших затратах.
Живой труд на Севере – самый распространенный и дешевый ресурс. По некоторым расчетам, нормативное повышение затрат на трудовые ресурсы над вложенными в основные производственные фонды составляет в районах Северо-Запада, Центра и Юга России 1,37 раза, Сибири и Дальнего Востока – 1,44, а в районах Севера – 1,5 раз (дореформенные данные).
Идея освоения северных территорий связана с добычей на местах сырья, созданием транспортных магистралей и переработкой его в промышленно- развитых центрах.
Транспортная система России (1998г.)
- Ю.С. Дульщиков «региональная политика и управление»
- Введение
- Раздел 1. Федерализм и основы его региональной и муниципальной организации
- Глава 1. Концепция региональной политики Российской Федерации и ее основные направления
- Основы федерализма.
- Воздействие гос.Органов управления на территориальную политику субъектов Федерации.
- Государственная региональная политика и международные отношения.
- Организационные средства и формы реализации государственной региональной политики
- Национальный аспект в региональной политике.
- Структурные изменения в экономике и управлении
- Государственная региональная политика в области местного самоуправления.
- Организационные мероприятия по осуществлению государственной региональной политики.
- Глава 2. Сущность и исторические предпосылки региональной политики и управления
- Глава 3. Разграничение предметов ведения
- Экономика региона: тенденции и направления развития
- Глава 4. Социально-экономический анализ развития региона
- Глава 5. Классификация регионов Российской Федерации
- Глава 6. Экономическое моделирование регионального развития
- Глава 7. Бизнес-планирование в региональном управлении
- Структура экономики и управления
- Глава 8. Региональные аспекты государственной научно-
- Глава 9. Сущность организационной структуры управления,
- Глава 10. Региональная организационная структура
- Глава 11. Взаимодействие федеральных и региональных
- Основные экономические показатели Серного Кавказа (1998) Показатели 5 к рф показатели % к рф
- Население – 16,9 млн. Человек
- Показатели % к рф показатели % к рф
- Население - 15,1 млн. Человек
- Виды тран-та Дл. Путей т.Км перевез. Млн.Т. Грузооборот перевоз пасса
- Глава 12. Организационные средства и формы реализации
- Интеграция интересов экономического взаимодействия в структуре Ассоциации уральского региона.
- Глава 13. Федеральные и региональные целевые программы
- Глава 14. Организационно-правовой механизм управления
- Глава 15. Механизм реализации региональной
- Глава 16. Механизм реализации социальной региональной
- Глава 17. Механизм реализации государственной региональной
- Глава 18. Взаимосвязь национальной и региональной
- Глава 19. Государственная служба и требования к управленче-
- Глава 21. Управление организационным потенциалом региона