§3. Органы социального партнерства
Под органами социального партнерства понимаются органы, которые обеспечивают:
регулирование социально-трудовых отношений;
ведение коллективных переговоров;
подготовку проектов коллективного договора, соглашений, их заключения;
организуют контроль за выполнением коллективного договора и соглашений.
Такими органами являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Они могут образовываться на всех уровнях на равноправной основе из равного количества представителей сторон.
Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений могут быть трех- и двухсторонними. Для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов соглашений, их заключения, а также для организации контроля за выполнением соглашений сторонами образуются, как правило, трехсторонние комиссии. На уровне организации для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора создаются двухсторонние комиссии.
Комиссии могут осуществлять свою деятельность на постоянной или временной основе. На постоянной основе действуют трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений РФ и субъектов РФ. Комиссии действующие на иных уровнях образуются, как правило, на период ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора, соглашения.
На федеральном уровне образована постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Основным актом, регулирующим ее деятельность, стал Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»22. Как следует из названия комиссии, она является трехсторонним органом. Сторонами в данном случае являются общероссийские объединения профессиональных союзов, общероссийские объединения работодателей и Правительство РФ. В состав Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее – Комиссия) входит по одному представителю от каждого общероссийского объединения профессиональных союзов, общероссийского объединения работодателей, которые зарегистрированы в установленном порядке, а также представители Правительства РФ. Количество членов Комиссии от каждой из сторон не может превышать 30 человек.
Организует деятельность Комиссии, председательствует на ее заседаниях Координатор Комиссии. Он назначается Президентом РФ и не является членом Комиссии. В его задачи также входит: утверждение рабочих групп, подписание Регламента Комиссии, планов работы и решений, руководство секретариатом.
Основная цель этого органа – согласование социально-экономических интересов Правительства РФ, общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей. Комиссия позволяет оказывать определенное влияние на обеспечение социальной стабильности, а также своевременно предотвращать возможные коллективные споры и конфликты.
Основными задачами Комиссии являются:
ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации;
содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне;
проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;
согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики;
рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения генерального соглашения;
распространение опыта социального партнерства, информирование отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности Комиссии;
изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социально-трудовых отношений и социального партнерства, проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм.
На региональном уровне в соответствии с законами субъектов РФ создаются постоянно действующие трехсторонние комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений.
В задачи таких комиссий обычно входят:
ведение коллективных переговоров, подготовка проектов региональных соглашений, устанавливающих общие принципы регулирования социально-трудовых отношений в регионе; их заключение;
содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений;
осуществление контроля за ходом выполнения регионального соглашения, разрешение разногласий, возникающих в ходе его выполнения;
согласование позиций сторон по основным направлениям социально-трудовых отношений;
распространение опыта социального партнерства в, информирование отраслевых (межотраслевых) и территориальных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности региональной трехсторонней комиссии;
осуществление иных действий, направленных на реализацию принципов социального партнерства.
В настоящее время такие комиссии созданы в большинстве регионов РФ.
Учитывая, что значительная часть проблем должна и может быть решена на муниципальном уровне – в ряде субъектов РФ введены в практику работы трехсторонних комиссий выездные заседания в муниципальных образованиях. Выездные заседания позволяют решить социально-значимые вопросы муниципальных образований, изыскиваются возможности оказания адресной помощи в организации ремонта и подготовке школ к новому учебному году, проведении культурно-массовой работы, трудоустройства несовершеннолетних в период каникул и многое другое.
Следующим звеном в системе социального партнерства являются территориальные трехсторонние комиссии, создаваемые в муниципальных образованиях.
Основными направлениями деятельности трехсторонних комиссий являются разработка, реализация и контроль исполнения трехсторонних соглашений муниципальных образований, в том числе:
выработка мер по решению наиболее острых проблем, сдерживающих развитие производства, проблем повышения занятости населения, а также мер по разрешению возникающих конфликтных ситуаций;
контроль погашения работодателями задолженности по заработной плате свои работникам, долгов по налоговым платежам;
выработка мер, направленных на повышение жизненного уровня работников (в том числе мер по индексации заработной платы), реализацию их трудовых прав, обеспечение им безопасных условий труда;
развитие социальной сферы, поддержка малообеспеченных граждан и т.д.
снижение уровня безработицы среди населения;
восстановление коллективно-договорных отношений, повышение роли профсоюзных организаций.
На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Наконец, комиссии, создаваемые на уровне организации, включают в себя представителей двух сторон социального партнерства. Формирование таких комиссий осуществляется на равноправной основе.
Органы социального партнерства в соответствии с ТК РФ принимают участие в формировании и реализации государственной политики в сфере труда. Так, в целях согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (в случаях, когда такие комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы, - соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда.
Проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
- Трудовое право
- Содержание:
- Глава 1. Трудовое право как отрасль права, наука и учебная дисциплина
- §1. Предмет трудового права
- §2. Метод трудового права
- §3. Принципы трудового права
- §4. Система трудового права
- §5. Разграничение трудового права со смежными отраслями права
- §6. Трудовое право как наука и как учебная дисциплина
- Глава 2. Источники трудового права
- §1. Понятие и виды источников трудового права
- §2. Система и особенности источников трудового права
- §3. Единство и дифференциация трудового законодательства. Общие и специальные нормы
- §4. Действие источников трудового права во времени, в пространстве и по кругу лиц
- Глава 3. Правоотношения в сфере труда
- §1. Понятие и виды правоотношений в сфере труда
- §2. Трудовые правоотношения
- §3. Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений
- §4. Общая характеристика правоотношений, тесно связанных с трудовыми
- Глава 4. Социальное партнерство в сфере трудовых отношений
- §1. Понятие и значение социального партнерства в сфере регулирования социально-трудовых отношений
- §2. Стороны и представители сторон социального партнерства
- §3. Органы социального партнерства
- §4. Порядок ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора
- §5. Коллективные договоры
- §6. Соглашения как акты социального партнерства
- §7. Участие работников в управлении организацией
- Глава 5. Правовое регулирование занятости
- §1. Система и компетенция органов содействия занятости населения в Российской Федерации
- §2. Безработные граждане: понятие, критерии, статус безработного
- §3. Регистрация гражданина в качестве безработного
- §4. Трудоустройство. Подходящая работа
- §5. Права и социальные гарантии гражданам, ищущим работу
- §6. Организация общественных работ
- §7. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению службы занятости
- §8. Размер пособия по безработице
- §9. Сроки выплаты пособия по безработице
- §10. Прекращение, приостановка выплаты пособия по безработице, снижение его размера
- Глава 6. Трудовой договор – основной институт трудового права: общие положения
- §1. Понятие и признаки трудового договора
- §2. Содержание трудового договора
- §3. Срочный трудовой договор
- §4.Совместительство и совмещение
- §5. Порядок заключения трудового договора
- Трудовая книжка
- §6. Персональные данные работника
- Глава 7.Изменение трудового договора
- §1. Понятие и виды изменений трудового договора
- §2. Понятие перевода на другую работу
- 4. Отличие перевода на другую работу от совмещения должностей
- §3. Виды переводов на другую работу
- §4. Изменение определенных сторонами условий трудового договора, не являющееся переводом
- Глава 8. Прекращение трудового договора
- §1. Понятие, общие основания и порядок прекращения трудового договора
- §2. Расторжение трудового договора по соглашению сторон
- §3. Прекращение срочного трудового договора
- §4. Расторжение трудового договора по инициативе работника
- §5. Общая характеристика расторжения трудового договора по инициативе работодателя
- §6. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя в связи с совершением работником виновных действий
- §7. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, не связанным с виной работника
- §8. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли его сторон (ст. 83 тк рф)
- §9. Прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных федеральным законом правил заключения трудового договора (ст. 84 тк рф)
- Глава 9. Рабочее время и время отдыха
- §1. Понятие и виды рабочего времени
- Неполное рабочее время
- §2. Режим рабочего времени
- §3. Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени
- §4. Понятие и виды времени отдыха
- Рассмотрим все их более подробно. Перерывы в течение рабочего дня
- Еженедельный отдых
- Нерабочие праздничные дни
- §5. Понятие, виды и продолжительность отпусков
- §6. Порядок предоставления отпусков
- Глава 10. Правовое регулирование оплаты труда
- §1. Понятие и системы оплаты труда
- §2. Тарифная система оплаты труда. Особенности оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений
- §3. Расчет средней заработанной платы
- §5. Оплата труда в особых условиях и условиях, отклоняющихся от нормальных
- §6. Государственные гарантии по оплате труда работника
- Глава 11. Гарантии и компенсации работникам
- §1. Понятие и виды гарантий и компенсаций работникам
- §2. Гарантийные выплаты
- §3. Гарантийные доплаты
- §4. Компенсационные выплаты
- Глава 12. Правовое регулирование дисциплины труда
- §1. Понятие дисциплины труда и внутреннего трудового распорядка
- §2. Поощрения работников
- §3. Понятие и виды дисциплинарной ответственности работников
- §4. Дисциплинарные взыскания
- §5. Порядок наложения и снятия дисциплинарных взысканий
- Глава 13. Охрана труда
- §1. Понятие и содержание охраны труда
- §2. Требования охраны труда
- §3. Правила охраны труда на вредных и опасных работах
- §4. Организация охраны труда
- §5. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве
- Глава 14. Защита трудовых прав работников
- §1. Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства
- §3. Самозащита трудовых прав
- Глава 15. Материальная ответственность сторон трудового договора
- §1. Понятие и виды материальной ответственности
- §2. Материальная ответственность работодателя перед работником
- §3. Материальная ответственность работника
- Глава 16. Индивидуальные трудовые споры
- §1. Понятие и виды трудовых споров
- §2. Понятие и принципы рассмотрения индивидуальных трудовых споров
- §3. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров комиссией по трудовым спорам
- §4. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров судом
- §5. Особенности рассмотрения отдельных индивидуальных трудовых споров
- §6. Исполнение решений органов по разрешению индивидуальных трудовых споров
- Глава 17. Коллективные трудовые споры
- §1. Понятие коллективных трудовых споров
- §2. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией
- §3. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника
- §4. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже
- §5. Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора
- §6. Объявление и проведение забастовки
- §7. Правовое положение работников в период проведения забастовки
- Глава 18. Международно-правовое регулирование труда
- §1. Понятие и источники международно-правового регулирования труда
- §2. Роль Международной организации труда в международно-правовом регулирования труда. Основные конвенции Международной организации труда
- 160 Определение ск по гражданским делам Верховного Суда рф от 11 мая 2005 г. № 51-г05-5
- 171 Определение ск по гражданским делам Верховного Суда рф от 14 октября 2005 г. № 5-в05-120