§ 1. Понятие основ правового статуса личности
Конституция РФ 1993 г. закрепляет права и свободы человека и гражданина в соответствии с концепцией, изложенной во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. <1>, и международными пактами 1966 г. о гражданских и политических правах <2> и об экономических, социальных и культурных правах <3>, что принципиально отличается от концепции закрепления основ правового статуса личности, которая воплощалась в ранних советских конституциях.
--------------------------------
<1> Российская газета. 1995. 5 апреля.
<2> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12.
<3> Там же.
Впервые такой подход был реализован в Конституции РСФСР 1978 г. <1> в соответствии с принятыми ранее Декларацией прав и свобод человека <2>, а затем Декларацией прав и свобод человека и гражданина <3>. Внесенные изменения в разд. II Конституции РСФСР 1978 г. "Государство и личность" стали первым результатом приведения конституционного законодательства нашей страны к нормам международного права о правах и свободах человека и гражданина <4>. Если сравнивать с ранними советскими конституциями, то изменения коснулись всех основ, закрепляющих статус человека и гражданина.
--------------------------------
<1> Ведомости ВС РСФСР. 1978. N 15. Ст. 407.
<2> Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. N 37. Ст. 1083.
<3> Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. N 52. Ст. 1865.
<4> См. подробнее в Электронном музее конституционной истории России (http://www.rusconstitution.ru/term/145/) материалы о проблемах формирования правового статуса личности в отечественной правовой системе, о судебной реформе в России (история и современность).
В первую очередь закреплено, что признание достоинства и равных и неотъемлемых прав человека является основой свободы, справедливости и всеобщего мира в соответствии с задачами уважения этих прав и свобод и обеспечения их всеобщего и эффективного признания и осуществления.
Во-вторых, важным этапом осмысления нового подхода к пониманию основ правового статуса личности стал отказ от классового подхода при закреплении правового статуса человека, политические права перестали служить интересам народа и целям укрепления и развития социалистического и коммунистического строительства (ст. ст. 45, 49 Конституции РФ). В Конституции 1993 г. одной из основ конституционного строя закреплено признание человека, его прав и свобод высшей ценностью государства, а их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства (ст. 2), идеологическое и политическое многообразие гарантируется государством, введен запрет на установление государственной и обязательной идеологии (ст. 13).
Классово-идеологический подход к правам человека приводил к подавлению личности, к запрету свободно мыслить, высказывать и защищать свои позиции. Инакомыслие преследовалось по закону вплоть до физического уничтожения граждан, объявленных "врагами народа". Классово-идеологический подход неприменим в демократическом, правовом государстве. Именно поэтому права и свободы человека и гражданина не увязываются с его социальным статусом, принадлежностью к какому-либо классу, с приверженностью тем или иным идеологическим ценностям, политическим взглядам. Конституция РФ признает и защищает право каждого человека не только иметь такие взгляды, но и пропагандировать их, беспрепятственно действовать в соответствии со своими убеждениями <1>.
--------------------------------
<1> Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001. С. 194 - 195.
В-третьих, в соответствии с признанием себя частью международно-правового пространства, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права Российская Федерация впервые на конституционном уровне признала и закрепила категорию "права человека" (ст. 17). Отходя от классового понимания человека как биологического вида, через ранее использовавшиеся понятия "трудящийся", "личность" современная доктрина конституционного права останавливается на закрепленных на международном уровне понятиях "человек" и "гражданин".
Современная Конституция содержит оба понятия, поскольку каждое из них отражает различные аспекты статуса личности.
Понятия "права человека" и "права гражданина" близки, но не совпадают по своему содержанию. В юридической литературе проблема соотношения прав человека и прав гражданина решалась неоднозначно, причем расхождения порой были весьма значительны. В частности, указывалось на необходимость резкого разъединения прав человека и прав гражданина, в конечном счете лишение прав человека качеств юридической категории (И.Е. Фарбер). Впрочем, данная концепция, выдвинутая в 1960-х годах, тогда же подверглась критике (Г.В. Мальцев). Другой подход строится на признании равнозначности категорий прав человека и прав гражданина. И все же тенденция к сближению этих двух категорий, по-видимому, намечается (В.С. Нерсесянц) <1>.
--------------------------------
<1> См. подробнее: Брянцев О.Г. Гражданство Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1993. С. 10.
Всеобщая декларация прав человека <1> гарантирует номинальный объем прав человека, подчеркивает их неотъемлемость, независимость, во-первых, от каких-либо различий в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения; во-вторых, от политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит.
--------------------------------
<1> Всеобщая декларация прав человека: принята на Третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией N 217 A (III) от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1998. 10 декабря.
Понятие "права гражданина" дополняет права личности как гражданина государства, вытекает из принадлежности человека к гражданству конкретного государства и ставит реализацию этого права в зависимость от этой принадлежности.
В-четвертых, важной чертой действующей Конституции РФ является признание концепции права каждого человека, т.е. субъектом является индивид. В то же время она содержит понятие "народ" в понимании носителя суверенитета и источника власти, которое отличается от социалистической концепции "коллективного субъекта", основанной на принципе коллективизма. Коллективность в современной Конституции во многом отвергается признанием идеологического многообразия (ст. 13), светскостью государства (ст. 14), принадлежностью прав и свобод каждому индивидуально (ст. 17), ограничением прав и свобод в целях защиты прав и законных интересов других лиц (ст. 55).
В-пятых, Конституция РФ 1993 г. устанавливает приоритет интересов личности перед интересами государства (ст. ст. 2, 18), обязанность государства охранять права и свободы человека от посягательства (ст. ст. 17, 61, 63), ответственность государства за вред, причиненный личности (ст. 53), возможность законного ограничения прав и свобод в исключительных случаях (ст. ст. 55, 56), дает основу для становления институтов гражданского общества.
В-шестых, определяющая данный институт норма о человеке, его правах и свободах как высшей ценности в действующей Конституции отнесена к основам конституционного строя (ст. 2), права и свободы принадлежат человеку от рождения, государство не предоставляет их, права и свободы неотчуждаемы (ст. 17) и являются непосредственно действующими (ст. 18). Эта позиция отражена в международных актах, гарантирующих права человека.
В-седьмых, признавая себя частью международного сообщества, Российская Федерация прямо закрепляет примат международного права в области прав человека (ч. 4 ст. 15). Действующая Конституция признает, что каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46).
Положения действующей Конституции об основах правового статуса личности наряду с положениями об основах конституционного строя Российской Федерации отнесены к числу тех, которые не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ.
Конституция РФ не выделяет в качестве отдельной главы нормы об обязанностях граждан, провозглашение прав и свобод человека и гражданина является центральной самостоятельной функцией Основного Закона. В Конституции закреплен общий принцип о равных обязанностях граждан (ст. 6), конкретно указаны некоторые важнейшие из обязанностей.
- Московский государственный университет имени м.В. Ломоносова конституционное право российской федерации
- С.М. Шахрай
- Раздел I. Теория конституционного права российской федерации
- Глава 1. Общая характеристика конституционного права российской федерации
- § 1. Понятие и предмет конституционного права
- § 2. Конституционно-правовые нормы и отношения
- § 3. Источники конституционного права
- § 4. Конституционно-правовая ответственность
- § 5. Место конституционного права
- § 6. Наука конституционного права
- Раздел II. Конституция российской федерации
- Глава 2. Основы конституционной теории
- § 1. Понятие и юридические свойства Конституции
- § 2. Сущность Конституции
- § 3. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации
- Часть 2 ст. 137 Конституции рф касается еще одного специального случая изменения ст. 65 Конституции, который связан с переименованием (изменением названия) существующего субъекта Федерации.
- Глава 3. История развития конституции российской федерации
- § 1. Этапы развития российского конституционализма
- § 2. Принятие новой Конституции Российской Федерации:
- § 3. Особенности Конституции Российской Федерации 1993 г.
- Раздел III. Основы конституционного строя российской федерации
- Глава 4. Конституционный строй российской федерации
- § 1. Понятие конституционного строя
- § 2. Человек, его права и свободы как высшая ценность
- § 3. Политические основы конституционного строя
- § 4. Социально-экономические основы
- Раздел IV. Основы правового статуса человека и гражданина
- Глава 5. Общие положения
- § 1. Понятие основ правового статуса личности
- § 2. Принципы правового статуса человека и гражданина
- § 3. Ограничение прав и свобод
- Глава 6. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина
- § 1. Классификация конституционных прав и свобод
- § 2. Личные права и свободы
- § 3. Политические права и свободы
- § 4. Социально-экономические и культурные права и свободы
- § 5. Конституционные обязанности человека и гражданина
- § 6. Конституционные гарантии прав человека и гражданина
- Глава 7. Гражданство российской федерации
- § 1. Понятие гражданства
- § 2. Принципы гражданства Российской Федерации
- § 3. Порядок приобретения и прекращения гражданства
- § 4. Порядок решения дел о гражданстве Российской Федерации
- § 5. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
- § 6. Правовое положение иностранных граждан
- Раздел V. Федеративное устройство российской федерации
- Глава 8. Правовая природа и конституционные основы федерализма в россии
- § 1. Истоки федеративного выбора России
- § 2. Природа российского федерализма
- § 3. Конституционные основы федеративного устройства
- Глава 9. Конституционно-правовой статус субъектов российской федерации
- § 1. Конституционно-правовой статус республики
- § 2. Конституционно-правовой статус краев, областей,
- § 3. Конституционно-правовой статус автономных округов,
- § 4. Особенности конституционно-правового статуса
- 1. Изменение общих принципов организации государственной власти и местного самоуправления в регионе.
- 2. Установление особенностей в применении общефедерального экономического законодательства на территории области.
- Раздел VI. Система органов государственной власти в российской федерации
- Глава 10. Правовые основы статуса
- Органов государственной власти
- § 1. Понятие и признаки государственного органа
- § 2. Система органов государственной власти
- Глава 11. Референдум и выборы в российской федерации
- § 1. Понятие избирательной системы и избирательного права
- § 2. Принципы проведения выборов в Российской Федерации
- Часть 2 ст. 19 Конституции рф гарантирует равенство прав граждан независимо от места жительства. Это относится ко всем без исключения правам, в том числе и к избирательным.
- § 3. Регистрация (учет) избирателей, составление
- § 4. Выдвижение, регистрация и статус кандидатов
- § 5. Предвыборная агитация
- § 6. Порядок голосования, подсчета голосов избирателей,
- § 7. Финансирование выборов.
- § 8. Конституционно-правовые основы модификации
- Глава 12. Президент российской федерации
- § 1. Конституционно-правовой статус Президента
- § 2. Порядок избрания и прекращения полномочий
- § 3. Компетенция Президента Российской Федерации
- Глава 13. Федеральное собрание российской федерации
- § 1. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации
- § 2. Совершенствование конституционно-правовых основ
- § 3. Совет Федерации
- § 4. Совершенствование принципов формирования
- § 5. Государственная Дума
- § 6. Депутаты Государственной Думы и
- § 7. Акты Федерального Собрания. Законодательный процесс
- Глава 14. Правительство российской федерации
- § 1. Правительство Российской Федерации -
- § 2. Компетенция Правительства Российской Федерации
- § 3. Организация деятельности
- § 4. Конституционно-правовые основы реализации модели
- Глава 15. Конституционно-правовые основы организации судебной власти в российской федерации
- § 1. Конституционные принципы правосудия
- § 2. Суды Российской Федерации
- § 3. Конституционный суд Российской Федерации
- Глава 16. Конституционно-правовой статус органов государственной власти российской федерации со специальной компетенцией
- § 1. Уполномоченный по правам человека
- § 2. Счетная палата Российской Федерации
- § 3. Центральный банк Российской Федерации
- § 4. Прокуратура Российской Федерации
- § 5. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
- Глава 17. Организация государственной власти в субъектах российской федерации
- § 1. Органы законодательной власти субъектов
- § 2. Органы исполнительной власти субъектов
- § 3. Суды субъектов Российской Федерации
- Глава 18. Местное самоуправление в российской федерации
- § 1. Понятие местного самоуправления
- § 2. Полномочия и конституционные гарантии