logo search
Васильев КонстПраво_бака_01 04

5.2. Конституционный статус общественных объединений

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на объединение. При этом подчеркивается, что общественные объединения равны перед законом. Р

еволюционный характер Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (ред. от 22 июля 2010 г.) «Об общественных объединениях» (Рос. газ. от 25 мая 1995 г.) заключается в том, что впервые в истории государства разрешалось создавать общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти.

Общественное объединение— это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Конституция и федеральный закон запрещают создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Формы общественных объединений —политические партии, общественные организации, членами которых могут быть физические и юридические лица, имеющие равные права и обязанности;общественные движения, общественные фонды, учреждения и органы общественной самодеятельности— все они не имеют индивидуального членства.

Общественные объединения могут быть зарегистрированы в органах юстиции, при этом они приобретают права юридического лица. Каждое общественное объединение должно иметь устав и другие учредительные документы (решение съезда,собрания учредителей). Общественные объединения,в том числе не зарегистрированные в органах юстиции, в случае нарушения законодательства и своего устава несут ответственность, вплоть до приостановления их деятельности или ликвидации их по решению суда.

Наибольшую общественную значимость среди общественных объединений имеют политические партии. Основными целями политических партий является: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе. Членами политической партии могут бытьтолькограждане Российской Федерации, дееспособные и достигшие возраста 18 лет. Членство в партии является добровольным и индивидуальным.

В июле 2001 г. был принят Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ (ред. от 4 июня 2010 г.) «О политических партиях» (Рос. газ. от 14 июля2001 г.). В соответствии с законом в политической партии должно было быть не менее 10 тысяч членов, и более чем в половине субъектов Российской Федерации партия должна была иметь региональные объединения численностью не менее 100 человек. В 2005 г. требования были ужесточены. Минимальная численность членов партии была установлена на уровне 50 тысяч, а региональных объединений — на уровне не менее 500 человек. На выборах депутатов Государственной Думы в 2007 г. участвовало 11 политических партий, однако семипроцентный избирательный барьер преодолели лишь четыре партии: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».В настоящее время внесена поправка в федеральный закон, в соответствии с которой партии, получившие более 6 % голосов, будут иметь возможность провести двух депутатов в Государственную Думу, а при поддержке 5 % избирателей — одного депутата. Кроме того, принята поправка о снижении к 2012 г. нижнего предела численного состава партий до 45–40 тысяч человек, и региональных объединений — до 450–400 человек.1В настоящее время, в ответ на события на Болотной площади в Москве, нижний предел численного состава партий опустили до 500 человек, и количество партий уже превысило 50.

Главная цель политических партий — борьба завласть, участие в выборах в различные органы государственной власти и местного самоуправления. В соответствии с законом они становятся единственным видом общественных объединений с правом выдвижения кандидатов в депутаты и на иные выборные должности. Но это право является и их обязанностью, если партия в течение пяти лет подрядне принимает участия в выборах, она подлежит ликвидации.

Политические партии пользуются поддержкой государства. Им обеспечивается равный доступ к государственным и муниципальным СМИ. Партиям могут предоставляться помещения и средства связи, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Осуществляется также государственное финансирование вцелях компенсации финансовых затрат партии на выборах.

Партии могут осуществлять предпринимательскую деятельность. Они вправе также принимать пожертвования от граждан Российской Федерации и юридических лиц. Не допускаются пожертвования из иностранных источников, а также от органов государственной власти и местного самоуправления, военных частей, религиозных и благотворительных организаций.

Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Партии обязаны соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации и законы. Они должны ежегодно представлять в регистрирующие органы информацию о численности своих членов в каждом из региональных объединений, копии финансовых отчетов.

С

реди других общественных объединений важную роль играютпрофсоюзы, которые объединяют граждан по профессиональным признакам, а также по политическим взглядам, в основном для защиты своих трудовых прав и экономических интересов (см.: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ (ред. от 1 июля 2010 г.) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (Рос. газ. от 20 января 1996 г.).

К общественным объединениям относятся и религиозные объединения, являющиеся добровольными объединениями граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованных в целях совместного исповедания и распространения веры.

Религиозные объединения создаются добровольным объединением граждан Российской Федерации и иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории России, в целях совместного исповедания и распространения веры. Как и другие общественные объединения, они могут создаваться без предварительного разрешения. При регистрации в органах юстиции они получают права юридического лица. Учредителями могут выступать только граждане Российской Федерации. Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусмотрены три вида религиозных объединений:

На территории Новосибирской области действуют около 300 религиозных объединений, относящихся более чем к 40 конфессиям. Ведущее место среди них занимают религиозные объединения Русской ПравославнойЦеркви. Действуют также объединения, относящиеся к различным направлениям христианства, ислама, буддизма, иудаизма и др. Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или по решению суда.

В последние годы большое внимание привлекается к организации и деятельности некоммерческих организаций(НКА), работающих при финансовой поддержке из-за рубежа. Им предложено зарегистрироваться в качестве иностранных агентов, что вызывает естественно возмущение и со стороны НКА, а также со стороны их спонсоров.

О

собое место в системе гражданского общества занимает национально-культурная автономия (см. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ (ред. от 9 февраля 2009 г.) «О национально-культурной автономии») (Рос. газ. от 25 июня 1996 г.), которая определяется как форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Национально-культурная автономия является видом общественного объединения. Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация.

В Новосибирской области созданы национально-культурные автономии российских немцев, украинцев, татар, евреев, корейцев и других национальностей.

На принципах идеологического и политического многообразия в РФ действуют средства массовой информации.Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации для неограниченного круга лиц, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

К

онституция и Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (ред. от 9 февраля 2009 г.) «О средствах массовой информации» (Рос. газ. от 8 февраля 1992 г.) гарантируют свободу массовой информации, запрещают предварительную цензуру. Вместе с тем не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Не может выступать учредителем: гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным; объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону; гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.

Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации в органах по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Кроме регистрации необходима лицензия на вещание, которая выдается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РоссийскойФедерации. Лицензия может быть аннулирована в случае нарушения закона.

Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа.