logo search
KP_krome_79

101. Свобода совести, вероисповедания и конфессионально-публичное право.

Фундаментальными гражданскими свободами, закрепленными в Конституции РФ, являются свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28). Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. говорит о праве на свободу совести и свободу вероисповедания, вводя, таким образом, конструкцию, соединяющую в себе право на свободу.

Термин «свобода» здесь обозначает качество вероисповедной деятельности, являющейся объектом правового опосредования, а не юридическую меру поведения. Это не соответствует смыслу, конституционных положений. В любом случае и конструкция Справа на свободу» в контексте конституционного предписания ст. 28, действующего непосредственно наряду с развивающим его законодательством, означает возможность широкой, независимой от государства самодеятельности граждан.

Свобода вероисповедания дает индивидам возможность самостоятельно входить в область вероисповедных отношений, включающую в себя религиозную жизнь общества во всей совокупности ее проявлений и различные варианты стороннего отношения к ней (сочувствие, содействие той или иной конфессии, теоретическое осмысление религиозных догматов, атеизм и т.д.). Центральным, системообразующим для вероисповедных отношений элементом является религиозная вера — установка на безусловное принятие каких-либо утверждений, догматов, сил; решимость следовать им; оценка данных догматов, сил как недоступных человеческому опыту, сверхъестественных, сверхчувственных.

Религиозная вера порождает вероисповедание — деятельность по служению божеству (культ), следование составляющим этот культ морально-мировоззренческим утверждениям, догматам, обрядам. Религиозные обряды — система жестко последовательных действий, установленных обычаем, в которых выражаются какие-либо религиозные представления, чувства.

В ст. 28 Конституции РФ свобода вероисповедания находится в одном ряду со свободой совести, что порождает вопрос об их содержательном соотношении. Интересным представляется мнение В.И. Иванова, обратившего внимание на то, что свобода совести равнозначна свободе убеждений и мировоззрения, не имеющей политико-идеологического содержания. В Конституции нет положительного определения права на убеждения, но запрещается принуждение к выражению своих убеждений или отказу от них (ч. 3 ст. 29). Как нам представляется, свобода совести означает свободу выбора индивидами убеждений и морально-нравственной позиции.

По предмету правового воздействия жесткой границы между свободой совести и свободой вероисповедания нет. Недаром они закреплены в одной конституционной статье. Однако свобода совести ориентирована на убеждения и не касается вопросов веры в сверхъестественное.

Свобода вероисповедания,; будучи направлена на область религиозной веры, охватывает и человеческие убеждения в той части, в какой убеждения входят в вероисповедание. Право на атеизм становится внутренним для свободы вероисповедания правомочием тогда, когда означает не только право на антирелигиозные убеждения, но и право на неверие. Антирелигиозные убеждения, не связанные с элементом неверия, попадают в область допустимого поведения в рамках конституционной свободы совести.

Свобода совести как свобода выбора убеждений и морально-нравственных ориентиров отличается не только от свободы вероисповедания, но и от свободы мысли и слова (ст. 29 Конституции РФ). Свобода мысли и слова гарантирует индивиду возможность беспрепятственной публичной демонстрации своих мнений независимо от того, являются ли они убеждениями (т.е. прочно сложившимися мнениями) последнего или нет, а также возможность делать предметом своих размышлений и обсуждения любые вопросы бытия и сознания без каких-либо ограничений.

В Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» фактически отождествляются свобода совести и свобода вероисповедания. Удивительно, но в наименовании Закона конституционная свобода вероисповедания вообще не упоминается. В то же время в тексте Закона анализируемые конституционные свободы рассматриваются как одно явление. Так, в ст. 3 для них дается единое определение, причем оно все-таки раскрывается как свобода вероисповедной деятельности. На наш взгляд, это не совсем корректно.

Внутреннее содержание свободы вероисповедания детализируется в ряде прав:

  1. на исповедание определенного религиозного культа;

  2. на смену религиозной принадлежности и переход из одной религиозной конфессии в другую при соблюдении внутрицерковных правил соответствующих конфессий;

на участие в отправлении религиозных обрядов;

  1. на миссионерскую и религиозно-просветительскую деятельность;

  2. на религиозное образование и воспитание (данное право принадлежит как активной стороне образовательно-воспитательного процесса: родителям, учителям, другим, так и тем, кто обучается, воспитывается).

Свобода вероисповедания включает тайну исповеди, право на действия в соответствии с религиозными убеждениями, право священнослужителей на отсрочку от призыва на срочную военную службу в мирное время, право граждан не исповедовать никакой религии. Совместно с правом граждан но объединение она предусматривает право индивидов на объединение в религиозные сообщества.

Свобода вероисповедания принадлежит не только гражданам России, но и иностранцам, лицам без гражданствах ограничениями, предусмотренными законодательством. Так, иностранцы и лица без гражданства не вправе выступать учредителями создаваемых в России религиозных организаций (ст. 9 Федерального закона).

Сфера осуществления свободы совести является сферой действия конфессионально-публичного права как составной части гражданско-публичного права. При таком понимании объектом регулирующего воздействия данной нормативной подсистемы становятся не только деятельность отдельных религиозных объединений, но и иные формы религиозного поведения индивидов, групп индивидов в рамках существующих и возникающих религиозных конфессий. Однако конфессионально-публичное право входит в область религиозной деятельности только в той мере, в какой государство считает необходимым упорядочить складывающиеся здесь формально-безличны отношения.

Главным регулирующим началом в области религиозной деятельности остается церковное право как корпоративное право отдельных религиозных конфессии. Так, организационные основы деятельности Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) определяются нормами Устава об управлении Русской Православной Церкви, принятого Поместным Собором 8 июня 1988 г.

Государство устанавливает, что религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними уставами, если они не противоречат федеральному законодательству и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах. При этом государство возлагает на себя обязанность уважать внутренние установления религиозных организаций, если те не противоречат законодательству (ст. 15 Федерального закона). Термин «уважать», не будучи чисто юридическим, означает для государства необходимость взвешенного, бережного и терпимого отношения к корпоративному праву религиозных объединений. Он также предполагает оценку и защиту церковного права как особой части национального права.

Законодательную основу конфессионально-публичного права наряду с Конституцией РФ, конституциями, уставами субъектов Федерации составляют Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и Правила рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации религиозных организаций Министерством Российской Федерации и его территориальными органами, утвержденные приказом Министерства юстиции РФ от 25 марта 2003 г. № 68.

Отдельные стороны взаимоотношений государства и религиозных объединений регулируются актами Президента и Правительства РФ, например: распоряжением Президента РФ «О взаимодействии Президента Российской Федерации с религиозными объединениями» от 24 апреля 1995 г.; постановлениями Правительства РФ «Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации и ее персонального состава» от 9 июля 1994 г., «О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения» от 14 марта 1995 г., «О порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций» от 2 февраля 1998 г., «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы» от 3 июня 1998 г.

Источником конфессионально-публичного права становятся и публичные договоры, соглашения, заключаемые между органами государственной власти, органами местного самоуправления и отдельными религиозными организациями. В рамках таких договоров, соглашений церковные организации привлекаются к выполнению важных общесоциальных и общегосударственных функций.

Структурообразующими для конфессионально-публичного права факторами выступают религиозная деятельность как относительно замкнутый комплекс социальных отношений и конституционная свобода вероисповедания в ее содержательном аспекте. Внутренние для свободы вероисповедания правомочия определяют выделение в рамках конфессионально-публичного права отдельных нормативных совокупностей, материализующих право на исповедование религиозных культов, право на создание религиозных объединений, право на религиозное образование, воспитание. Формируется и общая часть конфессионально-публичного права — ее составляют нормы Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»