logo search
S_M_Shakhray_Konstitutsionnoe_pravo_uchebnik_2017-1

§ 4. Прокуратура Российской Федерации

Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система государственных органов специальной компетенции и подведомственных этим органам организаций, в задачи которой входит осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее в Электронном музее конституционной истории России (http://www.rusconstitution.ru/term/107/) материалы о правовом статусе Прокуратуры РФ.

Основными целями деятельности прокуратуры выступают обеспечение верховенства закона, единство и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Напомним, что при создании прокуратуры (12 января 1722 г.) Петром I перед ней была поставлена задача "уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония" <1>. В дальнейшем в п. 1 ст. XI Именного указа от 27 апреля 1722 г. "О должности Генерал-прокурора" цели деятельности прокуратуры были сформулированы еще более ярко: "И понеже сей чин - яко око наше и стряпчий о делах государственных, того ради надлежит верно поступать, ибо перво на нем взыскано будет" <2>.

--------------------------------

<1> См.: http://genproc.gov.ru/about/history/.

<2> См.: Российское законодательство X - XX вв.: В 9 т. / Отв. ред. А.Г. Маньков. М., 1986. Т. 4: Законодательство периода становления абсолютизма. С. 199.

В настоящее время основы конституционно-правового статуса прокуратуры Российской Федерации установлены ст. 129 Конституции РФ <1>, положения которой в части полномочий, организации и порядка деятельности прокуратуры конкретизируются Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 (в ред. от июля 2016 г.) "О прокуратуре Российской Федерации".

--------------------------------

<1> С целью поднять роль прокуратуры с 6 февраля 2014 г. изменено наименование гл. 7 Конституции РФ (с "Судебная власть" на "Судебная власть и прокуратура").

Прокуратура осуществляет свои полномочия гласно (в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также о государственной и иной специально охраняемой законом тайне) и независимо от иных органов государственной власти. При этом прокуратура не относится ни к одной из ветвей власти.

Закон прямо запрещает создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации (п. 3 ст. 11). Такой подход продиктован необходимостью не просто обеспечить единство системы прокуратуры Российской Федерации, с учетом ее конституционно-правового статуса и осуществляемых функций - пресекаются попытки нарушения единства правового поля, а по сути - единства правовой системы Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации построена на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и поставленному на вершину системы прокуратуры Генеральному прокурору РФ.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Претендовать на эту должность могут только граждане Российской Федерации не моложе 35 лет, отвечающие определенным требованиям, предъявляемым к прокурорским работникам (наличие высшего юридического образования, соответствующих профессиональных и моральных качеств, здоровья, несудимые и т.д.). Если Совет Федерации не поддержит предложенного Президентом кандидата, в течение 30 дней представляется новая кандидатура. Вновь назначенного Генерального прокурора РФ приводит к присяге Председатель Совета Федерации.

Срок полномочий Генерального прокурора - пять лет. При этом в настоящее время количество сроков пребывания на должности не ограничено. Более того, правила предельного возраста нахождения на службе на Генерального прокурора не распространяются.

Систему прокуратуры Российской Федерации образуют:

1) Генеральная прокуратура РФ;

2) прокуратуры субъектов Федерации;

3) специализированные прокуратуры (военные, природоохранные, по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, прокуратуры метрополитенов), приравненные к прокуратурам субъектов Федерации;

4) прокуратуры городов и районов;

5) территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры;

6) научные и образовательные организации, редакции печатных изданий прокуратуры.

Прокуратура является государственной военизированной организацией. В прокуратуре предусмотрена федеральная военная, правоохранительная и гражданская государственная служба.

Прокуратура осуществляет следующие функции:

1) надзорная функция <1>, включающая надзор за:

--------------------------------

<1> Традиционные в настоящее время отрасли прокурорского надзора (общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений) впервые были установлены Положением о Прокуратуре Союза ССР, утв. Постановлением ЦИК и СНК СССР 17 декабря 1933 г. (СЗ СССР. 1934. N 1. Ст. 2б).

- исполнением законов (федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами общественного контроля, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций), а также за законностью издаваемых ими правовых актов;

- соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

- исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; судебными приставами; администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

2) процессуальная функция, включающая:

- уголовное преследование;

- возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования;

- координацию деятельности правоохранительных органов (полиции, органов федеральной службы безопасности, таможенной службы и др.) по борьбе с преступностью;

- участие в рассмотрении дел судами;

3) правозащитная функция, реализуя которую органы прокуратуры:

- опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;

- рассматривают заявления, жалобы и иные обращения о нарушениях прав и свобод человека и гражданина;

- проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц;

4) правотворческая функция, заключающаяся в праве прокурора вносить в законодательные органы (или органы, обладающие правом законодательной инициативы) соответствующие предложения (об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов);

5) информационная функция:

- прокуратура информирует федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности;

- выпускает специальные издания (ежемесячный правовой научно-практический журнал "Законность", а также научно-практический журнал Академии Генеральной прокуратуры "Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации").

При реализации своих надзорных полномочий органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Закон закрепляет принцип, согласно которому любые законные требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.