logo search
Васильев КонстПраво_бака_01 04

18.2. Функции прокуратуры и принципы ее деятельности

В

целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. за прокуратурой закреплен ряд специфических функций. В первую очередь это надзорные функции: надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Надзор осуществляется за соблюдением прав и свобод человека и гражданина теми же органами. Вне надзора остаются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство и суды.

Осуществляется также надзор: за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов судебными приставами; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера; за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Кроме того, прокуратура осуществляет: уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством. В соответствии с процессуальным законодательством прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами в качестве государственного обвинителя; опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. В органах прокуратуры рассматриваются и разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Основными задачами Следственного комитета являются: оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством; обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина и др.

В своей деятельности прокуратура и следственные органы руководствуется принципами, закрепленными федеральными законами. Важнейшим принципом является ихнезависимость.Они осуществляет свои полномочия независимо от федеральных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений. Этот принцип усиливаетсянедопустимостью вмешательствав осуществление их деятельности. Воздействие в какой-либо форме органов власти, средств массовой информации на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое решение влечет за собой установленную законом ответственность.

Законом установлена обязательность исполнениятребований прокурора и следователя. Эти требования подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Органы прокуратуры и следствия действуют гласнов той мере, в  какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, об охране государственной тайны. Они обязаныинформировать органы государственной власти и местного самоуправления, а также население о состоянии законности. В то же время никто без разрешения прокурора и следователя не вправе разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых этими органами, до их завершения.

В качестве принципа деятельности можно назвать и требование, запрещающее прокурорам и следователям быть членами выборных и иных органов государственной власти и местного самоуправления. Прокурорские работники не могут также быть членами политических партий, запрещается создание и деятельность политических партий и их организаций в органах прокуратуры.

Прокурорские работники не вправе совмещать свою деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью,кроме преподавательской, научной и творческой. В то же время следователям запрещается совмещать свою основную деятельность лишь с оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой).

Несмотря на то, что ни Генеральный прокурор Российской Федерации, ни Председатель Следственного комитета формально не обладают правом законодательной инициативы, в федеральном законе записано, что органы прокуратуры и следствия участвуют в правотворческой деятельности. Генеральный прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов. Следственный комитет имеет право разрабатывать и представлять в установленном порядке проекты федеральных и иных нормативных актов Президенту и в Правительство Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Следственного комитета, их заместители и по их поручению другие сотрудники вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, представительных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Такими же правами на соответствующем уровне обладают прокуроры и руководители следственных органов в субъектах Российской Федерации, в городах и районах.

Прокуратура Российской Федерации осуществляет также координацию деятельности органов внутренних дел, органов ФСБ, наркоконтроля, таможенной службы и других правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Сотрудники следственных органов также вправе участвовать в этих координационных мероприятиях.