Задания и упражнения
Задание 1.О каком методе программирования говорится в данном отрывке?
«Итак, мы собрались с вами по поводу создания нового предприятия, давайте посмотрим, кто что подготовил. Ведущий, опросите каждого, какими материалами он располагает и в каких вопросах он может считать себя компетентным применительно к созданию нового предприятия… А сейчас давайте распределим роли. Кто‑то возьмет на себя роль главы фирмы, заместителя по коммерческой, научной или производственной части, заведующего хозяйством, основных руководителей подразделений. Остальные участвующие могут играть различные роли: начальник пожарной охраны, представитель местных властей, руководитель фирмы‑спонсора, руководитель фирмы‑учредителя, предполагаемый заказчик, конкурирующая фирма, поставщик материалов, сырья и оборудования, ремонтно‑строительная организация, представители иностранных фирм, министерств и ведомств, с которыми придется сотрудничать. Каждый сделайте себе соответствующую записку и разместите так, чтобы была видна ваша роль. Оставшиеся роли могут быть заполнены посетителями фирмы, желающими занять вакантные должности, наблюдателями, рэкетирами, представителями службы контроля и т. д., так чтобы каждый имел определенную роль. Итак, все роли распределены. Теперь можно начинать собственно игру. Игра будет состоять из нескольких этапов» 40.
Вопросы к заданию:
1. Какие задачи можно решать в ходе этого мероприятия? Сформулируйте эти задачи и локализуйте вокруг каждой задачи соответствующие роли.
2. Какие организационные требования должны сопровождать реализацию этого мероприятия?
Задание 2.О каком методе программирования идет речь ниже?
Метод может быть реализован в разных формах. Наиболее распространенная форма – моделирование анализируемых процессов и/или будущего развития прогнозируемого явления в разных вариантах и рассмотрение полученных данных. Разработка процедуры реализации этого метода – достаточно сложная задача, и ей должно быть уделено серьезное внимание. В первую очередь необходимо четко определить и формально описать цели и задачи, роли участников, сюжет и регламент. Важным этапом в реализации этого метода является рефлексия – разбор хода обсуждения и подведение итогов. В данном случае рефлексия заключается не только в анализесамого процесса обсуждения, но и в анализерезультатов моделирования исследуемого явления.
Вопросы к заданию:
1. Что дает исследователю использование этого метода?
2. Каковы организационные требования к применению данного метода?
3. Можно ли этот метод рассматривать как разновидность экспертного опроса?
Задание 3.В ходе подготовки всероссийской научно‑практической конференции был составлен план, в рамках которого были обозначены основные этапы в ее организации. Какие важнейшие мероприятия, представленные ниже, необходимые для успешного проведения данного мероприятия, не были включены в этот план? Насколько принят во внимание фактор хронологической последовательности заявленных мероприятий?
1. Формулировка темы конференции.
2. Поиск спонсоров.
3. Создание оргкомитета.
4. Подбор докладчиков на пленарное заседание.
5. Составление программы конференции.
6. Налаживание контакта со средствами массовой информации.
7. Определение места проведения конференции.
8. Решение вопросов размещения участников, питания и проведения культурной программы.
9. Техническое обеспечение конференции.
Задание 4.О каких методах программирования идет речь в данных отрывках?
1. Метод позволяет рассматривать кризисные для системы состояния, обеспечивающие повышенную мотивацию работников системы, подвергнутой исследованию, к выработке решений, выводящих систему из кризиса. Метод предполагает разделение исследования на этапы, в процессе прохождения которых производится диагностика социально‑экономической системы, выделяются проблемы; вовлечение в процесс исследования представителей трудового коллектива.
2. Отличительной чертой метода является то, что исследуемая система рассматривается здесь как динамическая, представленная через так называемую «цепочку решений». Здесь производится синтез метода анализа конкретных ситуаций и ролевых игр. Решения, принимаемые участниками исследования, должны периодически увязываться с исходным состоянием объекта исследования. На основе постоянно обобщаемой в ходе исследования информации участники вырабатывают решения на каждом новом этапе обсуждения.
3. Характерная особенность метода – проведение анализа конкретной ситуации. В ходе этого анализа участник исследовательского коллектива сначала индивидуально знакомится с особенностями проблемной ситуации, а затем принимает участие в публичном обсуждении, способствуя формированию целостной и социально приемлемой программы действий, направленной на сдерживание негативных проявлений проблемной ситуации.
4. Эта форма программирования – одна из наиболее простых и слабоструктурированных. Ее суть состоит в вовлечении в разовое тематическое мероприятие наиболее заинтересованных и профессионально оснащенных участников в исследовании ряда актуальных проблем. Данная форма не имеет подготовительной стадии и рассматривается в качестве основы для уяснения актуальной проблемы и выработки возможных способов в ее разрешении.
5. Реализация метода программирования является возможной при наличии тщательно проведенной подготовительной работы. Ее основная цель состоит во всестороннем обследовании актуальной проблемы и в разработке конкретных рекомендаций по ее разрешению. Уникальная особенность этого мероприятия – сочетание теоретических и практических способов в исследовании заявленной проблемы.
Задание 5.Какие из представленных организационных форм реализуют функцию программирования:
1) кейс‑стади;
2) инвестиционный проект;
3) грант;
4) организационный план;
5) производственное совещание;
6) семинар;
7) конференция;
8) планерка;
9) деловая игра?
Аргументируйте свой выбор. Сформулируйте ключевые особенности функции программирования.
Задание 6.В табл. 13.2 представлен ситуационный анализ жилищно‑коммунального комплекса России. На основе проведенной оценки преобразуйте данную таблицу в формат SWOT‑анализа.
Вопросы к заданию:
1. Какие изменения целесообразно внести в ходе этого преобразования?
2. Внесите собственные коррективы в представленный вариант анализа в соответствии с логикой такого преобразования.
3. Что дает использование SWOT‑анализа жилищно‑коммунального комплекса страны для развития отрасли?
Задание 7.Определите целесообразность и возможные формы социального программирования для подготовки решений по следующим темам:
• принятие стратегического плана развития региона;
• перевод бухгалтерской отчетности на новый план счетов;
• экономические последствия реформирования системы социальных льгот;
• порядок выплаты социальных льгот различным категориям населения;
• эффективность и качество муниципальных услуг;
• преодоление последствий стихийного бедствия;
• определение повестки дня совещания;
• получение поселениями региона статуса муниципальных образований;
• аттестация специальности в учебном заведении;
• отработка механизма взаимодействия между отделами в новых хозяйственных условиях.
Задание 8.Определите индикаторы для измерения и оценки следующих проблемных сфер:
• повышение благосостояния населения;
• эффективность работы пассажирского транспорта;
• уровень социальной защищенности населения;
• степень бюджетной зависимости территориального образования;
• емкость государственного сектора экономики;
• уровень социально‑экономического развития государства;
• качество жизни населения;
• миграционная привлекательность территории;
• технологический прогресс;
• степень компьютеризации общества.
Задание 9.Одним из основных индикаторов оценки деятельности ученого принято считать число ссылок на публикации этого ученого в международных научных журналах. Ученый публикует статью о поведении дельфинов в одном из таких журналов. В среднем статьи из этого журнала цитируются сорок раз в течение четырех лет. Статью о поведении дельфинов процитировали только шесть раз.
Вопросы к заданию:
1. Можно ли считать этот факт свидетельством невысокой оценки деятельности данного ученого?
2. Какие обстоятельства следует принимать во внимание при максимально объективной оценке значения данного индикатора?
3. Какие дополнительные индикаторы следует принимать во внимание для оценки научно‑исследовательской деятельности ученого?
Задание 10.Проведите расшифровку индикаторов по трафарету, представленному в табл. 13.3.
Задание 11. Имеется информация об экономическом потенциале пяти стратегических хозяйственных единиц (СХЕ), располагаемых в одной из компаний, производящей промышленное оборудование (см. табл. 13.4).
Вопросы к заданию:
1. Определите базовые факторы, лежащие в основе группировки конкурентных преимуществ на данном сегменте рынка.
2. На основе представленных в табл. 13.4 данных и выявленных базовых факторов постройте матричную модель, в квадрантах которой зафиксируйте сильные позиции компании по каждой из имеющихся в ней СХЕ.
3. Охарактеризуйте в целом состояние данной компании и определите наиболее ожидаемые направления ее стратегии.
- Тема 1. Предмет и основные проблемы исследования социально‑экономических и политических процессов
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Процесс или явление?
- Ситуация 2. Классификационные признаки процесса
- Ситуация 3. Динамика социальных изменений
- Ситуация 4. Бюджетный процесс
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 2. Природа научного исследования
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Соотношение идиографического и номотетического методов
- Ситуация 2. Роль языка в научных исследованиях
- Ситуация 3. Методология эссенциализма как основа социального знания
- Ситуация 4. Специфика социальной науки
- Ситуация 5. Анализ программы Министерства экономического развития и торговли
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 3. Общество как предмет социальных исследований
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Постиндустриальное общество
- Ситуация 2. Экономическая наука в отраженном свете нобелевских премий
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 4. Логическая структура системных исследований
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Системные основы экологического порядка
- Ситуация 2. Сущность социальной системы
- Ситуация 3. «Сибирское проклятие» как предмет системной оценки
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 5. Научно‑исследовательские программы и проекты, их цели и ресурсное обеспечение
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Программа развития шахтерских монопрофильных городов
- Ситуация 2. Проект организации «Центра исследования проблем государственного и муниципального управления»
- Ситуация 3. Программа комплексного социально‑экономического развития г. Тольятти
- Ситуация 4. Государственная программа esop
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 6. Фактологическая база научных исследований
- Ситуации для анализа Ситуация 1. В ожидании грядущих реформ
- Ситуация 2. Политические последствия управленческих решений
- Ситуация 3. Пример использования контент‑анализа по освещению проблем местного самоуправления и жилищно‑коммунальной реформы
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 7. Организационные меры в проведении научных исследований
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Программные методы управления на оао «Северсталь»
- Ситуация 2. Организация исследования в мгту им. Н. Э. Баумана
- Ситуация 3. Организация постоянных сетей интервьюеров в Мичиганском университете
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 8. Методы анализа
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Экономические отношения между субъектами Российской Федерации
- Ситуация 2. Проблемная ситуация на предприятии
- Ситуация 3. Менталитет как предмет маркетинговых исследований
- Ситуация 4. Экономическая политика сша в 1960‑е гг
- Ситуация 5. Определение границ муниципальных образований
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 9. Социологические методы в структуре социальных исследований
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Выборы в Государственную думу Российской Федерации
- Ситуация 2. Маргинализация как предмет социологических исследований
- Ситуация 3. Социология наркомании
- Ситуация 4. Коррупция как предмет социологических исследований
- Ситуация 5. Социологические методы в маркетинговых исследованиях
- Ситуация 6. Социологическая экспертиза изменений в законодательстве
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 10. Социометрический опрос
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Взаимоотношения в производственном коллективе
- Ситуация 2. Позиции сторон на производственном совещании
- Ситуация 3. Конфликт в студенческом общежитии
- Ситуация 4. Новый сотрудник в коллективе
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 11. Методология экспертных оценок
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Экспертное исследование сочетания ситуационных факторов
- Ситуация 2. Исследование инвестиционного климата российских регионов
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 12. Моделирование как способ исследования социальных процессов
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Моделирование социально‑экономических процессов в сша
- Ситуация 2. Циклы в американской истории
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 13. Основы социального программирования
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Сценарий организационно‑деятельностной игры
- Ситуация 2. Проблемы и перспективы развития безопасности дорожного движения
- Ситуация 3. Молодежная политика России
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 14. Критерии принятия эффективных решений
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Принятие федерального закона о монетизации льгот
- Ситуация 2. Пути реформирования отечественного жкх
- Ситуация 3. Организация досуга в комитетах тос
- Ситуация 4. Оао «Бурятэнерго» в условиях реформирования энергетики региона
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Заключение
- Библиография