logo
О

Ситуация 2. Организация исследования в мгту им. Н. Э. Баумана

Проведенное в МГТУ им. Н. Э. Баумана среди второкурсников факультета энергетического машиностроения в октябре‑ноябре 2001 г. исследование было посвящено изучению представлений студентов о возможностях собственной социализации в первые годы после окончания вуза и связанной с этим мотивацией учебной и профессиональной деятельности. Цель этого исследования заключалась в выявлении и соотнесении мотивов обучения в вузе, представлений о возможностях профессионального самоопределения через три года после окончания вуза, некоторых основных характеристик личности. Выборка составила 116 человек (5 % от всех второкурсников). Юношей – 53,4 %, девушек – 46,6 %. Возраст: 17 лет – 11,1 %, 18 лет – 76,9 %, старше – 12 %. Социальное происхождение: из рабочих – 24,6 %, из крестьян – 1,9 %, из служащих – 66,5 %, из других слоев – 7,0 %. Москвичей – 58,6 %, иногородних – 41,4 %.

Методом корреляционного анализа были выявлены группы студенческой молодежи, различающиеся по уровням (низкий, средний, высокий) социальной и профессиональной мобильности, а также профессиональных и материальных притязаний.

Социальная мобильность.Чем более выражена у студентов установка на высокий уровень социальной мобильности, тем более значимыми в их структуре мотивации обучения предстают мотивы: стать дипломированным специалистом в узкой области, приобрести полезные связи и знакомства, хорошо зарабатывать, материально обеспечивать себя и свою семью, занять высокую руководящую должность. Низкие места занимают такие мотивы, как приобретение научных знаний, получение ученой степени, открытие или создание чего‑то нового.

Профессиональная мобильность.Чем слабее у студента установка на профессиональную мобильность, тем более выражены у него такие характеристики, как объективность, логичность, эмоциональная холодность, стремление придерживаться установленных формальных правил, критичность, беспристрастность, порой в ущерб межличностным отношениям. Среди мотивов образования выделились: возможность заниматься любимым делом, творчеством, исполнить мечту родителей, получить ученую степень, публиковаться, решить личные проблемы, изменить свой образ жизни.

Профессиональные притязания.Чем выше уровень профессиональных притязаний у студентов, тем более значимыми в их мотивации получения высшего образования являются следующие детерминанты: стать преподавателем вуза по своей специальности, расширить культурный кругозор, хорошо зарабатывать, материально обеспечивать себя и свою семью, занять высокую руководящую должность, стать учеником и последователем крупного ученого. Относительно низкое место занимает такой мотив, как возможность стать дипломированным специалистом узкой области.

Материальные притязания.Чем выше ожидаемый студентом ежемесячный заработок, т. е. уровень его материальных притязаний, тем ярче выражены у него такие качества, как объективность, логичность, стремление придерживаться установленных формальных правил, критичность, беспристрастность, а также общительность, склонность к взаимодействию с другими людьми. Среди мотивов получения высшего образования приоритетными являются следующие: приобретение нужных и полезных связей и знакомств, возможность работать в иностранной фирме, хорошо зарабатывать, материально обеспечивать себя и свою семью, продолжить семейную традицию. И напротив: чем ниже уровень материальных притязаний студента, тем чаще свойственны ему эмоциональность, субъективность, мягкосердечие, склонность к поиску гармонии в межличностных отношениях, стремление придерживаться общечеловеческих ценностей, сочувствие и сострадание, а также замкнутость, сосредоточенность на своих мыслях, склонность к самоанализу и даже «самокопанию», узкий круг социальных контактов, тяга к одиночеству, немногословность, сдержанность. Более значимыми мотивами высшего образования становятся: получение диплома, приобретение знаний, формирование научного мировоззрения, возможность заниматься любимым делом, творчеством25.

Задания к анализу ситуации:

1. Произведите пошагово последовательность в организации данного исследования.

2. Какой вид исследования представлен в данном примере: монографическое, полевое, экспериментальное?

3. Какие факторы могли бы повлиять на проявление и изменение параметров данного объекта исследования?

4. Какой тип выборки применен в данном исследовании и почему?

5. На основе данного исследования дайте оценку способов включения выпускников в социальную общность: морального, психологического, юридического, экономического. Как поведенческие аспекты студентов могут влиять на протекающие в обществе социальные процессы?

6. Какую практическую применимость могут иметь результаты данного исследования? Какие организации могут быть заинтересованы в таких исследованиях и почему?

7. В качестве варианта интерпретации полученных результатов составьте социологический портрет выпускника с учетом его ценностных ориентаций.