Ситуация 2. Организация исследования в мгту им. Н. Э. Баумана
Проведенное в МГТУ им. Н. Э. Баумана среди второкурсников факультета энергетического машиностроения в октябре‑ноябре 2001 г. исследование было посвящено изучению представлений студентов о возможностях собственной социализации в первые годы после окончания вуза и связанной с этим мотивацией учебной и профессиональной деятельности. Цель этого исследования заключалась в выявлении и соотнесении мотивов обучения в вузе, представлений о возможностях профессионального самоопределения через три года после окончания вуза, некоторых основных характеристик личности. Выборка составила 116 человек (5 % от всех второкурсников). Юношей – 53,4 %, девушек – 46,6 %. Возраст: 17 лет – 11,1 %, 18 лет – 76,9 %, старше – 12 %. Социальное происхождение: из рабочих – 24,6 %, из крестьян – 1,9 %, из служащих – 66,5 %, из других слоев – 7,0 %. Москвичей – 58,6 %, иногородних – 41,4 %.
Методом корреляционного анализа были выявлены группы студенческой молодежи, различающиеся по уровням (низкий, средний, высокий) социальной и профессиональной мобильности, а также профессиональных и материальных притязаний.
Социальная мобильность.Чем более выражена у студентов установка на высокий уровень социальной мобильности, тем более значимыми в их структуре мотивации обучения предстают мотивы: стать дипломированным специалистом в узкой области, приобрести полезные связи и знакомства, хорошо зарабатывать, материально обеспечивать себя и свою семью, занять высокую руководящую должность. Низкие места занимают такие мотивы, как приобретение научных знаний, получение ученой степени, открытие или создание чего‑то нового.
Профессиональная мобильность.Чем слабее у студента установка на профессиональную мобильность, тем более выражены у него такие характеристики, как объективность, логичность, эмоциональная холодность, стремление придерживаться установленных формальных правил, критичность, беспристрастность, порой в ущерб межличностным отношениям. Среди мотивов образования выделились: возможность заниматься любимым делом, творчеством, исполнить мечту родителей, получить ученую степень, публиковаться, решить личные проблемы, изменить свой образ жизни.
Профессиональные притязания.Чем выше уровень профессиональных притязаний у студентов, тем более значимыми в их мотивации получения высшего образования являются следующие детерминанты: стать преподавателем вуза по своей специальности, расширить культурный кругозор, хорошо зарабатывать, материально обеспечивать себя и свою семью, занять высокую руководящую должность, стать учеником и последователем крупного ученого. Относительно низкое место занимает такой мотив, как возможность стать дипломированным специалистом узкой области.
Материальные притязания.Чем выше ожидаемый студентом ежемесячный заработок, т. е. уровень его материальных притязаний, тем ярче выражены у него такие качества, как объективность, логичность, стремление придерживаться установленных формальных правил, критичность, беспристрастность, а также общительность, склонность к взаимодействию с другими людьми. Среди мотивов получения высшего образования приоритетными являются следующие: приобретение нужных и полезных связей и знакомств, возможность работать в иностранной фирме, хорошо зарабатывать, материально обеспечивать себя и свою семью, продолжить семейную традицию. И напротив: чем ниже уровень материальных притязаний студента, тем чаще свойственны ему эмоциональность, субъективность, мягкосердечие, склонность к поиску гармонии в межличностных отношениях, стремление придерживаться общечеловеческих ценностей, сочувствие и сострадание, а также замкнутость, сосредоточенность на своих мыслях, склонность к самоанализу и даже «самокопанию», узкий круг социальных контактов, тяга к одиночеству, немногословность, сдержанность. Более значимыми мотивами высшего образования становятся: получение диплома, приобретение знаний, формирование научного мировоззрения, возможность заниматься любимым делом, творчеством25.
Задания к анализу ситуации:
1. Произведите пошагово последовательность в организации данного исследования.
2. Какой вид исследования представлен в данном примере: монографическое, полевое, экспериментальное?
3. Какие факторы могли бы повлиять на проявление и изменение параметров данного объекта исследования?
4. Какой тип выборки применен в данном исследовании и почему?
5. На основе данного исследования дайте оценку способов включения выпускников в социальную общность: морального, психологического, юридического, экономического. Как поведенческие аспекты студентов могут влиять на протекающие в обществе социальные процессы?
6. Какую практическую применимость могут иметь результаты данного исследования? Какие организации могут быть заинтересованы в таких исследованиях и почему?
7. В качестве варианта интерпретации полученных результатов составьте социологический портрет выпускника с учетом его ценностных ориентаций.
- Тема 1. Предмет и основные проблемы исследования социально‑экономических и политических процессов
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Процесс или явление?
- Ситуация 2. Классификационные признаки процесса
- Ситуация 3. Динамика социальных изменений
- Ситуация 4. Бюджетный процесс
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 2. Природа научного исследования
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Соотношение идиографического и номотетического методов
- Ситуация 2. Роль языка в научных исследованиях
- Ситуация 3. Методология эссенциализма как основа социального знания
- Ситуация 4. Специфика социальной науки
- Ситуация 5. Анализ программы Министерства экономического развития и торговли
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 3. Общество как предмет социальных исследований
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Постиндустриальное общество
- Ситуация 2. Экономическая наука в отраженном свете нобелевских премий
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 4. Логическая структура системных исследований
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Системные основы экологического порядка
- Ситуация 2. Сущность социальной системы
- Ситуация 3. «Сибирское проклятие» как предмет системной оценки
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 5. Научно‑исследовательские программы и проекты, их цели и ресурсное обеспечение
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Программа развития шахтерских монопрофильных городов
- Ситуация 2. Проект организации «Центра исследования проблем государственного и муниципального управления»
- Ситуация 3. Программа комплексного социально‑экономического развития г. Тольятти
- Ситуация 4. Государственная программа esop
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 6. Фактологическая база научных исследований
- Ситуации для анализа Ситуация 1. В ожидании грядущих реформ
- Ситуация 2. Политические последствия управленческих решений
- Ситуация 3. Пример использования контент‑анализа по освещению проблем местного самоуправления и жилищно‑коммунальной реформы
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 7. Организационные меры в проведении научных исследований
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Программные методы управления на оао «Северсталь»
- Ситуация 2. Организация исследования в мгту им. Н. Э. Баумана
- Ситуация 3. Организация постоянных сетей интервьюеров в Мичиганском университете
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 8. Методы анализа
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Экономические отношения между субъектами Российской Федерации
- Ситуация 2. Проблемная ситуация на предприятии
- Ситуация 3. Менталитет как предмет маркетинговых исследований
- Ситуация 4. Экономическая политика сша в 1960‑е гг
- Ситуация 5. Определение границ муниципальных образований
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 9. Социологические методы в структуре социальных исследований
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Выборы в Государственную думу Российской Федерации
- Ситуация 2. Маргинализация как предмет социологических исследований
- Ситуация 3. Социология наркомании
- Ситуация 4. Коррупция как предмет социологических исследований
- Ситуация 5. Социологические методы в маркетинговых исследованиях
- Ситуация 6. Социологическая экспертиза изменений в законодательстве
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 10. Социометрический опрос
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Взаимоотношения в производственном коллективе
- Ситуация 2. Позиции сторон на производственном совещании
- Ситуация 3. Конфликт в студенческом общежитии
- Ситуация 4. Новый сотрудник в коллективе
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 11. Методология экспертных оценок
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Экспертное исследование сочетания ситуационных факторов
- Ситуация 2. Исследование инвестиционного климата российских регионов
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 12. Моделирование как способ исследования социальных процессов
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Моделирование социально‑экономических процессов в сша
- Ситуация 2. Циклы в американской истории
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 13. Основы социального программирования
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Сценарий организационно‑деятельностной игры
- Ситуация 2. Проблемы и перспективы развития безопасности дорожного движения
- Ситуация 3. Молодежная политика России
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 14. Критерии принятия эффективных решений
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Принятие федерального закона о монетизации льгот
- Ситуация 2. Пути реформирования отечественного жкх
- Ситуация 3. Организация досуга в комитетах тос
- Ситуация 4. Оао «Бурятэнерго» в условиях реформирования энергетики региона
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Заключение
- Библиография