Задания и упражнения
Задание 1.Внимательно изучите представленные ниже (табл. 3.1) трактовки общества и определите, кому из перечисленных ниже ученых они могут принадлежать. Не забудьте проставить порядковый номер каждой такой теории в хронологическом порядке, в зависимости от времени, когда она появилась. Какому методологическому подходу, на ваш взгляд, соответствует та или иная теория?
Авторы теорий:Платон, Аристотель, Д. Норт, А. Смит, Т. Гоббс, Т. Парсонс, Ф. Тённис, Н. Луман, Дж. Локк, Г. Спенсер, О. Конт, Б. Малиновский. 12
Задание 2.Прочитайте внимательно описание трех событий в современной истории.
1. В одном из субъектов Российской Федерации разразился кризис, вызванный отсутствием координации в деятельности органов государственной власти этого субъекта федерации в сфере управления жилищной сферой. Оказалось, что из ведения администрации выпала функция контроля качества вводимого жилья. В результате за несколько лет значительно возросла доля аварийных ситуаций на объектах жилищного строительства, что спровоцировало широкое общественное недовольство.
2. Проведение выборов в Украине на исходе 2004 г. привело к длительному противостоянию двух основных предвыборных блоков и их лидеров, усилившемуся отсутствием в законодательстве четких правовых механизмов разрешения подобного рода споров. Итогом этого стало беспрецедентное давление на легитимные органы государственной власти и правосудия митингов и демонстраций, организованных одной из сторон конфликта.
3. В середине 1980‑х гг. в СССР инициированная властью кампания перестройки и гласности вызвала широкую волну публикаций и общественных акций, направленных на необходимость пересмотра взятого в 1920‑1930‑е гг. курса в строительстве социализма в стране. Одним из ведущих мотивов такой кампании было исследование трудов и программных документов тех представителей власти и интеллигенции, чье наследие оказалось невостребованным тогдашним руководством страны. Многие представители реформаторского крыла коммунистической партии призывали скрупулезно изучить опыт нэпа, труды Н. А. Бухарина, Н. Д. Кондратьева и А. Я. Чаянова для реформирования находящейся в кризисе экономики страны.
Вопросы к заданию:
1. Какие методологические подходы положены в основу разрешения представленных выше ситуаций?
2. В каких случаях вообще целесообразно использовать тот или иной подход?
3. Какие методы предполагается использовать при выборе того или иного методологического подхода?
Задание 3.Характеризуя феномен общества, американский социолог Т. Парсонс писал: «При определении общества мы можем воспользоваться критерием, который восходит к Аристотелю. Общество есть такой тип социальной системы во всей совокупности социальных систем, которая достигла высшей степени самодостаточностив отношениях со своим окружением… При таком понимании критерий самодостаточностиможно разложить на пять субкритериев, так что каждый из них окажется связанным с одним из пяти окружений социальной системы: «конечной реальностью», культурными системами, системами личности, организмами, обладающими поведением и физико‑органическим окружением. Самодостаточностьобщества зависит от гармоничной комбинации контроля этого общества за его отношениями со всеми пятью окружениями и состояния его внутренней интеграции»13.
Вопросы к заданию:
1. Поясните мысль Парсонса.
2. Как соотносятся социальные системы, приведенные американским ученым, друг с другом. Нарисуйте схему их взаимоотношения.
3. Какие еще теоретические модели общества вы знаете и как они соотносятся с моделью Парсонса?
Задание 4.Сравните два приведенных ниже высказывания.
Социальный пережиток, обычай, который не может быть объяснен его современной полезностью, но становится понятным, если мы проследим его историю.
Магия выполняет необходимую функцию внутри культуры. Она удовлетворяет некоторую определенную потребность, которая не может быть удовлетворена ни одним другим фактором примитивных цивилизаций.
Вопросы к заданию:
1. В чем вы видите принципиальное различие в методологии подхода к исследованию социального института?
2. Кому из известных вам ученых эти высказывания могут принадлежать?
3. Как эти подходы могут быть реализованы при истолковании таких институтов, как политика, наука и экономика?
Задание 5.Поясните, что имел в виду А. де Токвиль, когда говорил: «То, что мы называем необходимыми институтами, зачастую оказываются не более чем институтами, к которым мы привыкли»
Вопросы к заданию:
1. Соответствуют ли «институты, к которым мы привыкли» категории институтов?
2. Что такое институт и каковы его реальные формы?
3. В чем суть институционального подхода к анализу социальных процессов?
Задание 6.Какие научные открытия были осуществлены посредством индуктивного, а какие – посредством дедуктивного способа?
• Закон гравитации И. Ньютона.
• Разложение цвета.
• Открытие Ампером закона электродинамики.
• Теоремы Эвклида.
• Теория относительности А. Эйнштейна.
• Диалектический метод Г. Гегеля.
• Теория прибавочной стоимости К. Маркса.
• Теория трансакционных издержек Р. Коуза.
• Системная динамика Дж. Форрестера.
Вопросы к заданию:
1. Приведите примеры наиболее интересных и выдающихся открытий в социальной сфере.
2. Определите лежащий в их основе способ научного обобщения.
3. Каких практических целей можно достичь при помощи названных вами теорий?
Задание 7.Исследуя динамику самоубийств в различных европейских странах, Э. Дюркгейм решительно отверг попытки объяснения исследуемого явления внесоциальными факторами: психологическими, психопатологическими, климатическими и пр. Прослеживая связь самоубийств с принадлежностью к определенным социальным группам, французский ученый установил зависимость числа самоубийств от степени ценностно‑нормативной интеграции общества, типа сложившейся в обществе социальной сплоченности. Исходя из гипотезы о том, что степень сплоченности в различных религиозных общинах неодинакова, Дюркгейм проследил связь между конфессиональной принадлежностью и уровнем эгоистических самоубийств, сравнивая статистику самоубийств у протестантов, католиков и иудаистов. Последующий анализ, проведенный М. Хальбваксом показал, что, выделив фактор конфессиональной принадлежности, Дюркгейм оставил без внимания некоторые другие факторы, которые могли быть более значимыми. Так, объясняя больший процент самоубийств у протестантов в сравнении с католиками их более слабой интегрированностью в религиозной общине, Дюркгейм не учел тот факт, что исследуемые протестанты проживали преимущественно в городах, тогда как среди католиков значительно выше был процент сельского населения14.
Вопросы к заданию:
1. Какого методологического подхода к объяснению самоубийства придерживался Дюркгейм и почему?
2. Можно ли рассматривать критику Хальбвакса как выражение другого методологического подхода?
3. Каким образом статистику самоубийств трактовал бы приверженец эволюционизма? Функционализма? Институционализма?
Задание 8.Известный итальянский ученый‑криминалист Чезаре Ломброзо писал в одном из своих произведений: «На основании целого ряда тщательных наблюдений, производившихся непрерывно в продолжение трех лет в моей клинике, я вполне убедился, что психическое состояние помешанных изменяется под влиянием колебаний барометра и термометра. Так, при повышении температуры до 25 °, 30 ° и 32 °C, в особенности если оно происходит сразу, число маниакальных припадков у сумасшедших увеличивается с 29 до 50; точно так же в те дни, когда барометр начинал резко колебаться и показывал максимум повышения, число припадков быстро увеличивалось с 34 до 46. Изучение 23 602 случаев сумасшествия доказало мне, что развитие умопомешательства совпадает обыкновенно с повышением температуры весною и летом и даже идет параллельно ему, но так, что весенняя жара, вследствие контраста после зимнего холода, действует еще сильнее летней, тогда как сравнительно ровная теплота августовских дней оказывает менее губительное влияние. В следующие же затем более холодные месяцы замечается минимум новых заболеваний»15.
Вопросы к заданию:
1. При помощи какого метода Ломброзо делает свои заключения? Насколько обоснованными и аргументированными они вам представляются?
2. Насколько адекватен, на ваш взгляд, метод, применяемый Ломброзо в анализе социальных процессов, для получения достоверных заключений? Какие более поздние исследования обществоведов поставили под сомнение подобный способ получения научных результатов?
Задание 9.Прочтите внимательно представленный ниже отрывок.
«В любом обществе, независимо от типа социальной организации, всегда существует неудовлетворенность его членов тем, как распределяются доходы. Всем нам трудно понять, почему мы получаем меньше тех, которые, как нам представляется, заслуживают не больше нашего. Все мы склонны подозревать, что „там хорошо, где нас нет“, – и мы виним во всех грехах „существующую систему“. В условиях директивной системы зависть и неудовлетворенность направлены на „начальство“, а при системе свободного рынка они оборачиваются против рынка.
Одним из результатов такого подхода явились попытки отделить одну функцию ценовой системы – распределения доходов – от двух других – передачи информации и стимулирования. В течение последних десятилетий в Соединенных Штатах и других странах, где доминирующей является рыночная система, значительная часть правительственных мероприятий была направлена на изменение структуры распределения доходов, порождаемой свободным рынком, с целью их перераспределения и уравнивания.
Как ни хотелось бы нам желать противоположного, невозможно использовать рыночные цены в качестве передатчика информации и стимула реагировать на эту информацию без того, чтобы они не оказывали влияния (пусть даже не определяющего) на распределение доходов. Если то, что человек получает, не зависит от цены на услуги, предоставляемые его ресурсами».
Вопросы к заданию:
1. Поясните главную мысль, выраженную в этом отрывке. Какая научная теория лежит в основе сформулированной в этом отрывке позиции автора?
2. Кому из ученых экономистов в наибольшей степени может принадлежать данное высказывание: Дж. М. Кейнсу, Р. Коузу или М. Фридману?
Задание 10.Знаменитый экономист Ф. фон Хайек писал о том, что экономический анализ никогда не был продуктом беспристрастной интеллектуальной любознательности, всяких почемуо социальных явлениях, но был результатом настойчивого стремления переделать мир, вызывающий глубокое разочарование.
Вопросы к заданию:
1. Поясните, что имел в виду ученый, и насколько эта мысль повторяет знаменитый тезис К. Маркса о Л. Фейербахе: «Философы лишь различным образом объяснялимир, но дело заключается в том, чтобы изменитьего».
2. Насколько данная установка на содержание социального закона согласуется с его научным характером?
Задание 11.Французский ученый А. Турен в своей книге «Производство общества» (1973) развивал тезис о том, что социология сегодня должна быть наукой не об обществе, а о социальных отношениях, изменениях и движениях. Эта наука ставит под сомнение понятия, описывающие социальную жизнь как организм, систему, находящуюся в состоянии равновесия и способную к регулированию. «Теряют свое значение, – пишет ученый, – не только идеи института и социализации, но главное, сама идея обществадолжна быть отброшена. Социология была изучением общества; теперь она состоит в изучении социальных отношений и все более и более становится исследованием социального изменения».
Вопросы к заданию:
1. Какой методологической позиции придерживается Турен в вопросе предмета социологической науки?
2. Приведите аргументы как в пользу, так и в опровержение этой точки зрения.
3. Что такое общество, с вашей точки зрения, и как его можно изучать?
4. Чем отличается взгляд на социальные изменения у социологов, экономистов и политологов?
Задание 12.Родоначальник социометрического метода Дж. Морено писал в одной из своих статей в 1949 г.: «С эвристической точки зрения имеет значение деление социальной вселенной на три тенденции, или измерения: внешнее общество, социометрическая матрица и социальная реальность.Под внешним обществом я имею в виду все ощутимые и видимые группировки, из которых состоит человеческое общество: большие или малые, официальные или неофициальные. Под социометрической матрицей я подразумеваю все социометрические структуры, не видимые макроскопическим глазом, но становящиеся видимыми после социометрического анализа. Под социальной реальностью я имею в виду динамический синтез и интерпретацию первых двух. Очевидно, что ни матрица, ни внешнее общество не являются реальными и не могут существовать сами по себе – одно есть функция другого. Как диалектические противоположности, они должны каким‑то образом слиться, для того чтобы получился действительный процесс социальной жизни»16.
Вопросы к заданию:
1. Насколько согласуются друг с другом выделенные Морено внешнее общество и социометрическая матрица? Какие методы могут лежать в основе их исследования?
2. Чем вы можете объяснить лишение американским ученым матрицы и внешнего общества статуса реально существующих?
3. Можно ли «социальную реальность» в толковании Дж. Морено рассматривать как предмет единой методологии? Разработана ли такая методология современной социальной наукой?
- Тема 1. Предмет и основные проблемы исследования социально‑экономических и политических процессов
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Процесс или явление?
- Ситуация 2. Классификационные признаки процесса
- Ситуация 3. Динамика социальных изменений
- Ситуация 4. Бюджетный процесс
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 2. Природа научного исследования
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Соотношение идиографического и номотетического методов
- Ситуация 2. Роль языка в научных исследованиях
- Ситуация 3. Методология эссенциализма как основа социального знания
- Ситуация 4. Специфика социальной науки
- Ситуация 5. Анализ программы Министерства экономического развития и торговли
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 3. Общество как предмет социальных исследований
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Постиндустриальное общество
- Ситуация 2. Экономическая наука в отраженном свете нобелевских премий
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 4. Логическая структура системных исследований
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Системные основы экологического порядка
- Ситуация 2. Сущность социальной системы
- Ситуация 3. «Сибирское проклятие» как предмет системной оценки
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 5. Научно‑исследовательские программы и проекты, их цели и ресурсное обеспечение
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Программа развития шахтерских монопрофильных городов
- Ситуация 2. Проект организации «Центра исследования проблем государственного и муниципального управления»
- Ситуация 3. Программа комплексного социально‑экономического развития г. Тольятти
- Ситуация 4. Государственная программа esop
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 6. Фактологическая база научных исследований
- Ситуации для анализа Ситуация 1. В ожидании грядущих реформ
- Ситуация 2. Политические последствия управленческих решений
- Ситуация 3. Пример использования контент‑анализа по освещению проблем местного самоуправления и жилищно‑коммунальной реформы
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 7. Организационные меры в проведении научных исследований
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Программные методы управления на оао «Северсталь»
- Ситуация 2. Организация исследования в мгту им. Н. Э. Баумана
- Ситуация 3. Организация постоянных сетей интервьюеров в Мичиганском университете
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 8. Методы анализа
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Экономические отношения между субъектами Российской Федерации
- Ситуация 2. Проблемная ситуация на предприятии
- Ситуация 3. Менталитет как предмет маркетинговых исследований
- Ситуация 4. Экономическая политика сша в 1960‑е гг
- Ситуация 5. Определение границ муниципальных образований
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 9. Социологические методы в структуре социальных исследований
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Выборы в Государственную думу Российской Федерации
- Ситуация 2. Маргинализация как предмет социологических исследований
- Ситуация 3. Социология наркомании
- Ситуация 4. Коррупция как предмет социологических исследований
- Ситуация 5. Социологические методы в маркетинговых исследованиях
- Ситуация 6. Социологическая экспертиза изменений в законодательстве
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 10. Социометрический опрос
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Взаимоотношения в производственном коллективе
- Ситуация 2. Позиции сторон на производственном совещании
- Ситуация 3. Конфликт в студенческом общежитии
- Ситуация 4. Новый сотрудник в коллективе
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 11. Методология экспертных оценок
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Экспертное исследование сочетания ситуационных факторов
- Ситуация 2. Исследование инвестиционного климата российских регионов
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 12. Моделирование как способ исследования социальных процессов
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Моделирование социально‑экономических процессов в сша
- Ситуация 2. Циклы в американской истории
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 13. Основы социального программирования
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Сценарий организационно‑деятельностной игры
- Ситуация 2. Проблемы и перспективы развития безопасности дорожного движения
- Ситуация 3. Молодежная политика России
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 14. Критерии принятия эффективных решений
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Принятие федерального закона о монетизации льгот
- Ситуация 2. Пути реформирования отечественного жкх
- Ситуация 3. Организация досуга в комитетах тос
- Ситуация 4. Оао «Бурятэнерго» в условиях реформирования энергетики региона
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Заключение
- Библиография