Ситуация 4. Государственная программа esop
Действующая в США государственная программа ESOP (Employee Stock Ownership Plans) предполагает особую систему участия персонала в управлении предприятием. По законодательству США, избирательные права акционеров компаний, действующих в рамках ESOP, отличаются от прав других акционеров тем, что они обладают правом голоса только по вопросам слияния, продажи и ликвидации предприятия. Однако при этом между ними и администрацией подписывается соглашение, что участники ESOP имеют полные избирательные права по принципу «один акционер – один голос». В соответствии с данным принципом рабочие имеют право прямого представительства в совете директоров компании. При этом число директоров, представляющих интересы рабочих, уравнивается с числом директоров, представляющих интересы менеджеров. Для обеспечения постоянного участия работников в решении общих проблем предусматривается создание внутризаводских комитетов. В действительности, такой порядок устанавливается там, где фирма разделяется на бригады (отделения), которые берут на себя полную ответственность за обслуживание клиентов по всей технологической цепочке или в регионе.
Разработчиком программы считается американский ученый и предприниматель Л. Келсо, который еще в 1959 г. в работе «Капиталистический манифест» заложил основы новой формы капитализма в деятельности промышленных предприятий. Основной особенностью схемы Келсо стал тезис о том, что с развитием капитализма капитал начинает вытеснять труд как фактор производства и накопления капитала, из‑за чего богатые становятся еще богаче, а бедные – еще беднее. Образующаяся дистанция между собственниками капитала и собственниками рабочей силы тормозит рост производительности труда, напоминая, что нельзя управлять эффективностью производства вне зависимости от того, кто обладает собственностью на средства производства.
По убеждению Келсо, не может 5 % занятого населения (а это и есть самый богатый слой американского общества) служить основным источником в повышении эффективности общественного производства, не внося изменений в режим распределения доходов от владения собственностью среди рабочих и служащих предприятия. Концентрация собственности в руках определенной группы является гибельной для рыночной экономики и грозит не только социальным взрывом, вызванным неуправляемой поляризацией общества, но и резким снижением эффективности общественного производства. Выход из этой ситуации один – обеспечить работникам два источника в получении дохода: от труда и от капитала. Зависимость от второго источника вызвана тем обстоятельством, что доход работник должен получать не столько за счет заработной платы, сколько за счет своей доли в акционерном капитале, т. е. в виде дивидендов, причем доля этого источника должна превалировать по мере развития капиталистического общества.
Программа ESOP предполагает механизмы такого преобразования. Общий смысл программы состоит в том, чтобы в управлении собственностью предприятия принимало участие как можно большее число рабочих и служащих. Однако при этом исключается концентрация собственности в одних руках и предусматривается механизм, в соответствии с которым работники как собственники капитала получают доходы в размере своего вклада в акционерном капитале общества. Выкуп акционерной собственности работниками осуществляется за счет будущих доходов компании, для аккумуляции которых создается траст‑фонд, располагающий правом брать банковский кредит для выкупа акций у компании. Траст‑фонд является реальным владельцем акций, предоставляя работникам возможность в рассрочку выкупить собственность своего предприятия. По законодательству США участвующие в программе ESOP работники обязаны инвестировать накопленные в трасте средства в покупку акций своих компаний, тем самым обеспечивая последние капиталом для развития производства.
Цель ESOP – в децентрализации владения собственностью. Программа была направлена на стимулирование кампании по обеспечению наемных рабочих акциями, доля которых в акционерном капитале наделялась налоговыми льготами. С 1974 г. этот процесс активизировался, результатом чего явился быстрый рост компаний с коллективной собственностью. Сегодня компании с коллективной собственностью охватывают в США 11 млн человек (10 % наемной рабочей силы). Ежегодно эта цифра возрастает на 10 %, причем рост идет за счет крупных фирм. Однако при этом следует учитывать глубокие различия между такими фирмами: совместная собственность работников охватывает долю, варьируемую от десятых частей процента до 100 % акционерного капитала.
Задания к анализу ситуации:
1. В чем заключается основной смысл программы ESOP?
2. К какой категории следует отнести данную программу?
3. Сформулируйте основные разделы этой программы и индикаторы, по которым можно судить о положительной или отрицательной динамике в реализации программы.
4. Проведение каких научных исследований предполагается в ходе разработки и реализации такой программы?
5. Каковы перспективы реализации подобной программы в России?
- Тема 1. Предмет и основные проблемы исследования социально‑экономических и политических процессов
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Процесс или явление?
- Ситуация 2. Классификационные признаки процесса
- Ситуация 3. Динамика социальных изменений
- Ситуация 4. Бюджетный процесс
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 2. Природа научного исследования
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Соотношение идиографического и номотетического методов
- Ситуация 2. Роль языка в научных исследованиях
- Ситуация 3. Методология эссенциализма как основа социального знания
- Ситуация 4. Специфика социальной науки
- Ситуация 5. Анализ программы Министерства экономического развития и торговли
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 3. Общество как предмет социальных исследований
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Постиндустриальное общество
- Ситуация 2. Экономическая наука в отраженном свете нобелевских премий
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 4. Логическая структура системных исследований
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Системные основы экологического порядка
- Ситуация 2. Сущность социальной системы
- Ситуация 3. «Сибирское проклятие» как предмет системной оценки
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 5. Научно‑исследовательские программы и проекты, их цели и ресурсное обеспечение
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Программа развития шахтерских монопрофильных городов
- Ситуация 2. Проект организации «Центра исследования проблем государственного и муниципального управления»
- Ситуация 3. Программа комплексного социально‑экономического развития г. Тольятти
- Ситуация 4. Государственная программа esop
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 6. Фактологическая база научных исследований
- Ситуации для анализа Ситуация 1. В ожидании грядущих реформ
- Ситуация 2. Политические последствия управленческих решений
- Ситуация 3. Пример использования контент‑анализа по освещению проблем местного самоуправления и жилищно‑коммунальной реформы
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 7. Организационные меры в проведении научных исследований
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Программные методы управления на оао «Северсталь»
- Ситуация 2. Организация исследования в мгту им. Н. Э. Баумана
- Ситуация 3. Организация постоянных сетей интервьюеров в Мичиганском университете
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 8. Методы анализа
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Экономические отношения между субъектами Российской Федерации
- Ситуация 2. Проблемная ситуация на предприятии
- Ситуация 3. Менталитет как предмет маркетинговых исследований
- Ситуация 4. Экономическая политика сша в 1960‑е гг
- Ситуация 5. Определение границ муниципальных образований
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 9. Социологические методы в структуре социальных исследований
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Выборы в Государственную думу Российской Федерации
- Ситуация 2. Маргинализация как предмет социологических исследований
- Ситуация 3. Социология наркомании
- Ситуация 4. Коррупция как предмет социологических исследований
- Ситуация 5. Социологические методы в маркетинговых исследованиях
- Ситуация 6. Социологическая экспертиза изменений в законодательстве
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 10. Социометрический опрос
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Взаимоотношения в производственном коллективе
- Ситуация 2. Позиции сторон на производственном совещании
- Ситуация 3. Конфликт в студенческом общежитии
- Ситуация 4. Новый сотрудник в коллективе
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 11. Методология экспертных оценок
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Экспертное исследование сочетания ситуационных факторов
- Ситуация 2. Исследование инвестиционного климата российских регионов
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 12. Моделирование как способ исследования социальных процессов
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Моделирование социально‑экономических процессов в сша
- Ситуация 2. Циклы в американской истории
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 13. Основы социального программирования
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Сценарий организационно‑деятельностной игры
- Ситуация 2. Проблемы и перспективы развития безопасности дорожного движения
- Ситуация 3. Молодежная политика России
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Тема 14. Критерии принятия эффективных решений
- Ситуации для анализа Ситуация 1. Принятие федерального закона о монетизации льгот
- Ситуация 2. Пути реформирования отечественного жкх
- Ситуация 3. Организация досуга в комитетах тос
- Ситуация 4. Оао «Бурятэнерго» в условиях реформирования энергетики региона
- Задания и упражнения
- Контрольные вопросы и задания
- Тесты к теме
- Заключение
- Библиография